Методическая разработка воспитательного мероприятия
В системе дополнительного образования детей
«Открытие выставки «Память сердца»,
посвященной 75-летию полного снятия блокады Ленинграда
в рамках творческого проекта «Учитель и ученики».
(направление внеурочной деятельности - воспитательное мероприятие)
(возрастная категория обучающихся - участников проекта 12-17 лет)
Сценарий мероприятия
- название и форма мероприятия:
«Открытие выставки «Память сердца», посвященной 75-летию полного снятия блокады Ленинграда в рамках творческого проекта «Учитель и ученики».
(см. Приложение № 1, Приложение № 2)
Дата проведения: 25 января 2019 года
Место проведения: выставочный зал МБУДО «ДХШ им. М.К. Тенишевой» города Смоленска
Возрастная категория обучающихся – участников выставки: 13 -17 лет, обучающихся – зрителей, посетителей выставки и мероприятия открытия выставки: 6 -17 лет
Целевые установки:
Планируемые результаты:
Оборудование:
выставочное оборудование для экспозиции выставки творческих работ обучающихся, метроном.
Дидактические материалы (Приложение № 3):
- Исторические материалы - для подготовки к занятиям по учебному предмету «Композиция станковая» по теме «Историческая станковая композиция. Блокада Ленинграда»
- Документальные комментарии - для зрителей выставки, дополняющие художественные произведения
Мотивация:
Развитие интереса к самостоятельной творческой деятельности.
Создание обучающимися 5-х классов отделения «Живопись» и преподавателями специальных дисциплин Беспаловой М.В. и Еленевой Т.А. станковых композиций, посвященных жертвам Великой Отечественной войны, выполненных различными живописными и графическими материалами.
Участие в проведении церемонии открытия выставки.
Участие в Выставке творческих работ обучающихся «Наша Победа», посвященной Дню Победы в Великой Отечественной войне ( в Администрация города Смоленска и перед зданием школы)
Ход проведения:
Подготовительная работа к открытию выставки:
- Создание обучающимися 5-х классов отделения «Живопись» и преподавателями специальных дисциплин Беспаловой М.В. и Еленевой Т.А. станковых композиций, посвященных жертвам Великой Отечественной войны, выполненных различными живописными и графическими материалами;
- Оформление созданных творческих работ,
- Создание экспозиции выставки
Открытие выставки
«Память сердца», посвященной 75-летию полного снятия блокады Ленинграда в рамках творческого проекта «Учитель и ученики».
Прибытие гостей, участников мероприятия, зрителей.
Начало церемонии открытия выставки: фоновый звук – звук метронома с амплитудой 65 ударов в минуту.
Ведущий 1
27 января - День воинской славы России — День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками
8 сентября 1941 — 27 января 1944 - трагический период истории города на Неве, когда только от голода погибло свыше 640 тыс. жителей, десятки тысяч погибли при артиллерийских обстрелах и бомбардировках, умерли в эвакуации.
Окружение Ленинграда
С началом Великой Отечественной войны 22 июня 1941 удар в направлении Ленинграда был поручен группе немецких армий "Север", которые должны были уничтожить части Красной армии в Прибалтике, захватить военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом.
9 июля был захвачен Псков, 10 июля немецкие части прорвали фронт и силами 4-я танковой группы армии "Север" вышли к реке Плюса и далее устремились к Луге.
21 августа немцы заняли станцию Чудово, тем самым перерезав Октябрьскую железную дорогу, и через 8 дней овладели Тосно.
30 августа был захвачен крупный железнодорожный узел Мга.
С 8 сентября 1941, когда немцы захватили Шлиссельбург, началась 871-дневная блокада Ленинграда.
Блокада Ленинграда
В окружение попало 2 млн 544 тыс. гражданского населения города (включая приблизительно 400 тыс. детей), 343 тыс. жителей пригородных районов, войска, защищавшие город. Продовольствие и топливные запасы были ограничены (только на 1-2 месяца). 8 сентября 1941 в результате авиационного налета и возникшего пожара сгорели продовольственные склады им. А.Е. Бадаева.
Были введены продовольственные карточки: с 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по 400 г хлеба в сутки, все остальные — по 200 г. Остановился общественный транспорт, потому что к зиме 1941 — 1942 не осталось никаких топливных запасов и электроэнергии.
Запасы продовольствия стремительно сокращались, и в январе 1942 на человека приходилось уже только по 200/125 г хлеба в день. К концу февраля 1942 в Ленинграде от холода и голода умерло более 200 тыс. человек.
Чтец 1
Чёрное дуло блокадной ночи...
Холодно,
холодно,
холодно очень...
Вставлена вместо стекла
картонка...
Вместо соседнего дома –
воронка...
Поздно.
А мамы всё нет отчего-то...
Еле живая ушла на работу...
Есть очень хочется...
Страшно...
Темно...
Умер братишка мой...
Утром...
Давно...
Вышла вода...
Не дойти до реки...
Очень устал...
Сил уже никаких...
Ниточка жизни натянута тонко...
А на столе –
на отца похоронка...
Чтец 2
Из дневника Тани Савичевой.
В 1941 году Тане было 11 лет.
«Женя умерла 28 декабря в 12 ч. 30 мин утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 января в 3 ч. Дня 1942 г.
Лёка умер 17 марта в 5 ч. Утра 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч. Ночи 1942 г.
Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. Дня 1942 г.
Мама 13 мая в 7.30 ч. Утра 1942 г.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня»…
В 1944 году Таня умерла
Ведущий 2
Не смотря на голод и холод, обстрелы и бомбежки Ленинград жил и боролся: заводы продолжали выпускать военную продукцию, работали театры, музеи. Все то время, когда шла блокада, не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели.
2 июля 1942 года с Урала доставили партитуру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича, которая 9 августа 1942 была исполнена оркестром Радиокомитета в осажденном немцами Ленинграде.
В связи с прекращением связи с Большой землей особое значение приобрела дорога через Ладожское озеро, ставшая легендарной "Дорогой Жизни". Водным путем грузы доставлялись в Ленинград еще в сентябре — ноябре 1941, а когда озеро замерзло, то продовольствие, топливо и другие грузы стали возить по льду. По "Дороге жизни" вывозили и ослабевших от голода жителей города: в первую очередь эвакуировали детей, женщин с детьми, больных, раненых и инвалидов, а также учащихся, рабочих эвакуируемых заводов и их семьи.
25 марта 1942 было принято решение об очистки города от завалов снега, льда, грязи, нечистот, трупов, и уже к 15 апреля город был приведен в порядок силами изможденных ленинградцев и солдат местного гарнизона. В Ленинграде снова начали ходить трамваи.
В следующую блокадную зиму 1942 — 1943 положение осажденного Ленинграда значительно улучшилось: ходил общественный транспорт, работали предприятия, открылись школы, кинотеатры, действовали водопровод и канализация, работали городские бани и т.д.
Чтец 3
Из дневника Галины Земницкой
(в 1941 г. ей было 14 лет)
22 июня 1941года
Война! Когда по радио зазвучали тревожные слова, мы с бабушкой Сашетой были одни в квартире. Мама и отчим уехали к друзьям на взморье. Я лихорадочно искала резиновую купальную шапочку и не вникла в смысл слов. Во дворе нетерпеливо галдели ребята, поджидая опаздывающих. День был жаркий и всем хотелось купаться. Бабушка поймала меня за руку и сказала трясущимися губами: «Галюша, война!».
4 декабря 1941года
Голод сосет днем и ночью. Дядя Миша едва передвигается: у него ослабли ноги. Мама изменилась до неузнаваемости. Бабушка высохла вся и сгорбилась. Кожа на ее лице и теле висит тощими складками.
Я уже много раз видела, как возят на саночках гробы или зашитые в простыню трупы по направлению к Шуваловскому кладбищу.
7 февраля 1942 года
Ночью я проснулась от того, что мама тихонько разговаривала с бабушкой, они искали пятаки. Смутная тревога коснулась меня и отлетела. Я заснула. А утром узнала, что умер дядя Миша.
11 февраля 1942 года
Вчера хлеба не дали. Говорят, авария на хлебозаводе. Смерть разгулялась вовсю. Она, как невидимка, косит налево и направо. Видела не один раз, как падали замертво люди прямо на дороге.
7 марта 1942 года
Сегодня забежала к своим и сразу увидела пустой диван. Умерла Евгения Трофимовна. С вечера уснула и не проснулась.
За столом сидела бабушка и ела суп из воробья. Она нашла на улице замерзшую птичку, ощипала ее и сварила с лавровым листом. Я заглянула в кастрюльку - какой же воробушек маленький!
С собой я принесла кусочек хлеба, положила его перед бабушкой. Она посмотрела на меня и заплакала, потом отщипнула маленький кусочек и заела воробья.
8 октября 1942 года
Работаю на строительстве ДОТа в бригаде с совсем незнакомыми людьми. ДОТ строим на набережной Большой Невки у моста Свободы. Мы, четверо девчат, ломами выковыриваем из панели каменные плиты и переносим их на носилках к месту будущего ДОТа. С работой нас торопят, так как не за горами заморозки и зима.
3 сентября 1943 года
Услышала по радио, что Художественное Промышленное училище производит дополнительный набор на первый курс. Можно поступить с шестью классами. Бегу в школу за справкой.
22 сентября. 1943 года
Вчера был первый урок живописи. Пока будем писать только акварельными красками. Учитель, на вид болезненный и истощенный человек с красивой бородой и смелой манерой общения (мальчишки тут же прозвали его Шишкиным), попросил сдать ему тюбики с черной краской. «Акварель, – сказал он, – легкая, прозрачная краска, она не терпит черноты и какой-либо мутности. Даже глубокие тени учитесь писать без ее помощи».
27 января 1944 года
Могучий голос Левитана: «Сообщение Совинформбюро. Полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады!». Вот оно, такое долгожданное и радостное известие. Вечером будет салют! Нет, не могу писать, плачу от счастья.
Галина Карловна Земницкая пережила всю блокаду и стала профессиональным театральным художником.
Ведущий 1
Прорыв и снятие блокады
Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 с наступления войск Ленинградского и Волховского фронтов во взаимодействии с Краснознаменным Балтийским флотом (КБФ) южнее Ладожского озера. Местом прорыва блокады был избран узкий выступ, разделявший войска фронтов. 18 января 136-я стрелковая дивизия и 61-я танковая бригада Ленинградского фронта ворвались в Рабочий посёлок № 5 и соединились с частями 18-й стрелковой дивизии Волховского фронта. В этот же день частями 86-й стрелковой дивизии и 34-й лыжной бригады был освобожден Шлиссельбург и очищено от врага все южное побережье Ладожского озера. В пробитом вдоль берега коридора за 18 дней строители возвели переправу через Неву и проложили железную и автомобильную дороги. Вражеская блокада была прорвана.
К концу 1943 обстановка на фронтах коренным образом изменилась и советские войска готовились к окончательной ликвидации блокады Ленинграда.
14 января 1944 силами Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке артиллерии Кронштадта началась заключительная часть операции по освобождению Ленинграда.
К 27 января 1944 советские войска взломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили ее основные силы и продвинулись на 60 километров в глубину. Немцы начали отступать. С освобождением Пушкина, Гатчины и Чудово блокада Ленинграда была полностью снята.
Чтец 1
Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улицам идут,
Как все живые,
Только не поют.
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат.
Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые всегда
Среди живых.
Идут и смотрят,
Будто ждут ответ:
Ты этой жизни
Стоишь или нет?
Ведущий 2
Прошу почтить помять погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. (Минута молчания).
Рефлексия:
Получено приглашение принять участие в совместной выставке профессиональных художников и обучающихся ДХШ Смоленска, Смоленской области и г. Волгограда ко Дню Победы в Великой Отечественной войне «Салют Победы» («Дом художника» выставочный зал Смоленского отделения ВТОО «Союз художников России»).
Использованные источники:
Приложение №1
Фотоотчет об открытии выставки.
Приложение №2
Фото творческих работ обучающихся и преподавателей,
представленных на выставке.
Беспалова М.В. Диптих «Блокада». Левая часть «Тревога» (коллаж), 2019, 60х40
Беспалова М.В. Диптих «Блокада». Правая часть «Ледяная магистраль» (коллаж), 2019, 60х40
Еленева Т.А. «…Господи, пускай откроют дверь. Я больше уже не могу…»
(Иллюстрация к повести В.Конецкого «Кто смотрит на облака)».
(цв.б., пастель)2016г. 47х62
Еленева Т.А. «…Они добрые. Они меня не выгонят. Письмо хорошее.…»
(Иллюстрация к повести В. Конецкого «Кто смотрит на облака)».
(цв.б., пастель)2016г. 47х62
Еленева Т.А. «…Очень далеко. Мне все равно не дойти.…»
(Иллюстрация к повести В. Конецкого «Кто смотрит на облака)».
(цв.б., пастель)2016г. 47х62
Еленева Т.А. «…Ничего не было, кроме неба. Не было земли и домов. Не было квартиры 43.…»
(Иллюстрация к повести В. Конецкого «Кто смотрит на облака)».
(цв.б., пастель)2016г. 47х62
Прошина Арина, 14 лет «Пискаревское. Вечная память», (цв. б., пастель)
Костюченков Иван, 15 лет «Декабрь 41-го», (б.,гуашь)
Кудрявцева Александра, 17 лет «Говорит Ленинград», (б.,гуашь)
Халикин Илья, 14 лет «Граждане! Эта сторона улицы наиболее опасна при артабстреле», (б., гуашь)
Макарова Полина, 15 лет «Дорога Жизни», (б.,гуашь)
Коршенкова Анна, 15 лет «Блокада», (б., акв., цв.кар.)
Шамурина Евгения, 14 лет «В декабре 41-го норма выдачи хлеба по детской карточке -125 граммов», (б.,гуашь)
Белкина Александра, 15 лет «За водой», (б.,гуашь)
Сополнова Ксения, 14 лет «Блокадные будни», (б., кар.)
Афанасьева Ксения, 14 лет «Маскировка», (б., акв., цв. кар.)
Бирюкова Ксения, 14 лет «Весна 42-го», (б.,гуашь)
Михалева Ася, 15 лет «Письмо на фронт», (б., акв.)
Жигулева Виолетта, 14 лет «Комсомольская бригада», (цв.б., пастель)
Приложение №3
Дидактические материалы:
«Дорога жизни» блокадного Ленинграда
Единственным путем кроме малоэффективной авиации, для эвакуации людей из блокадного Ленинграда, а также для доставки провианта и военных грузов обратно в город в сентябре-ноябре 1941 года было Ладожское озеро, по которому ежедневно курсировали корабли Ладожской флотилии. Однако было очевидно, что до наступления холодов немецкое кольцо вокруг города прорвано не будет и для того, чтобы избежать возможности полной блокады Ленинграда в зимнее время, необходимо было в кратчайшие сроки найти выход. И такой выход был найден – это идея создания ледовых переправ через Ладожское озеро, которые позднее получили название «Дорога жизни».
Многие поначалу довольно скептически отнеслись к этой идее, так как сомневались, что лед сможет вынести то огромное количество грузов, которое собирались переправлять через него. Не верили в это и немцы, в разбрасываемых над Ленинградом листовках они писали буквально следующее - «по льду Ладожского озера невозможно снабжать миллионное население и армию». Однако оставлять трехмиллионный город на целую зиму без снабжения фактически означало обречь его жителей на верную гибель и работы по созданию ледовой переправы начались. Сначала в результате титанической работы Управления тыла по Ленинградскому фронту была менее чем за месяц собрана вся имевшаяся на тот момент информация о перевозках тяжелых грузов по льду, а также о ледовом режиме конкретно Ладожского озера. В результате этих исследований был выбран наиболее подходящий для переправы маршрут Новая Ладога — Черноушево — Лемассарь — Кобона. Двадцатого ноября 1941 года по «Дороге жизни» пошли первые гужевые повозки, а днем позже и знаменитые ГАЗ-АА (полуторки).
Несмотря на то, что казалось, была проведена огромная теоретическая подготовка перед созданием ледовой переправы, да и плюс к тому же зима 1941-1942 была очень суровой и снежной, Ладожское озеро преподнесло неприятный сюрприз. Очень часто случалось, что колонна груженных до отказа грузовиков без проблем преодолевала маршрут, а следующая за ними легкая машина проваливалась под лед. Причем проваливалась моментально, не оставляя никаких шансов находящимся внутри людям. Это происходило из-за малоизученного на тот момент явления резонанса, а точнее изгибно-гравитационной волны, чтобы избежать которую, всем автомобилям было предписано следовать со строго определенной скоростью. После нескольких таких случаев переправа получила свое второе более жуткое название – «Дорога смерти».
Не забывали о «Дороге жизни» и немцы, регулярно совершая налеты авиации и артиллерийские удары по озеру, благо их позиции находились буквально в нескольких километрах от переправы. Поэтому многие шоферы полуторок при движении в ночное время ехали, не включая фары, чтобы хоть как-то обезопаситься от ударов авиации, можно сказать, что ехали они практически вслепую. Шоферы, работавшие на «Дороге жизни» вообще достойны отдельной истории. Они проводили при жутком холоде (большинство даже ездили с открытыми дверьми, чтобы можно было успеть выпрыгнуть в случае провала под лед) по 12 часов за рулем, совершая за день по 5-7 рейсов через все Ладожское озеро, но при этом получали такой, же скудный паек, как и простые блокадники. Однако никто из них не жаловался, так как все понимали, насколько важен их труд для блокадников и солдат, оборонявших Ленинград.
Ледовая переправа в зиму 1942-1943 года представляла еще большую опасность, чем годом ранее. В результате мягкой зимы с частыми оттепелями, лед часто взламывался, и это приводило к еще большему числу провалов, но «Дорога жизни» даже в таких условиях продолжала действовать вплоть до 24 апреля 1943 года, то есть даже после снятия блокады Ленинграда. Всего за два года по льду Ладожского озера согласно официальной статистики было эвакуировано более 640 тысяч человек, доставлено в город 575 тыс. тонн различных грузов и переправлено на Ленинградский фронт около 300 тыс. солдат и офицеров. То есть, очевидно, что создание «Дороги жизни» в ноябре 1941 года являлось одним из ключевых факторов, который хоть минимально, но позволил обеспечить продовольствием жителей города и бойцов обороны Ленинграда, а это в свою очередь прямым образом повлияло на общий исход Ленинградской битвы.
Седьмая симфония Шостаковича
как символ ужасов блокады и триумфа над нацизмом
9 августа 1942 года в осаждённом городе состоялся легендарный концерт с исполнением седьмой симфонии Шостаковича. Она стала символом несокрушимости духа жителей и защитников Ленинграда.
Подготовка к концерту шла в тяжелейших условиях. Город находился в блокаде уже почти год, профессиональных музыкантов в нём осталось очень мало. Многие погибли или умерли от голода, кто-то ушёл на фронт или был эвакуирован. Остальные были заняты в мероприятиях по защите и обороне Ленинграда, здоровье оставляло желать много лучшего. Дирижёрскую палочку доверили Карлу Элиасбергу.
Дирижер Карл Элиасберг
«По радио объявляли, что приглашаются все музыканты. Было тяжело ходить. У меня была цинга, и очень болели ноги. Сначала нас было девять, но потом пришло больше. Дирижера Элиасберга привезли на санях, потому что от голода он совсем ослабел. Мужчин даже вызывали с линии фронта. Вместо оружия им предстояло взять в руки музыкальные инструменты», – вспоминала участница блокадного концерта флейтистка Галина Лелюхина.
На валторне играл зенитчик, на тромбоне – пулемётчик. Ударника Жаудата Айдарова Элиасберг спас из мертвецкой, заметив, что его пальцы ещё шевелятся. Музыкантам выдали дополнительные пайки и приступили к репетициям.
Симфония в блокадном Ленинграде
355-й день блокады ознаменовался концертом. Премьеру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича назначили на 9 августа. Вообще-то в этот день немцы планировали захватить город, но вышло по-другому. Незадолго до этого Ленинградский фронт возглавил Леонид Говоров, будущий маршал. Он приказал вести по вражеским батареям непрерывный массированный огонь в течение всего концерта. Фашистские снаряды не должны были мешать ленинградцам слушать музыку.
Маршал Леонид Говоров
Зал филармонии был переполнен, но концерт услышали не только те, кто имел билет. Благодаря радиотрансляции, репродукторам и громкоговорителям музыкой могли насладиться все жители города, его защитники и даже немцы за линией фронта. Уже после войны Элиасберг встретился с участниками войны, находившимися по другую сторону баррикад. Один из них признался, что именно тогда понял, что борьба проиграна.
Первые наброски, вошедшие в седьмую симфонию, появились ещё до войны, но целенаправленную работу над новым музыкальным произведением Дмитрий Шостакович начал уже летом 1941 года. После начала блокады музыкант закончил писать вторую часть и приступил к третьей. Закончить симфонию удалось в эвакуации, а потом самолёт прорвался в Ленинград и доставил партитуру. Музыка отразила чувства жителей: тревогу, боль, но и в то же время веру в будущую победу, которая наполняла силами в самые тяжкие моменты блокадной жизни.
Композитор Дмитрий Шостакович
Ольга Берггольц
"Говорит Ленинград! У микрофона поэтесса Ольга Берггольц..." Тысячи ленинградцев ждали эти слова каждый день. Они знали: если Ольга в эфире, значит, город не сдался.
В годы блокады 1941-1943 Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде. В ноябре 1941 ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер и Ольга Федоровна осталась в городе. "В.К.Кетлинская, руководившая в 1941 Ленинградским отделением Союза писателей, вспоминала, как в первые дни войны к ней пришла Ольга Берггольц, Оленька, как ее все тогда называли, видом - еще очень юное, чистое, доверчивое существо, с сияющими глазами, "обаятельный сплав женственности и размашистости, острого ума и ребячьей наивности", но теперь - взволнованная, собранная. Спросила, где и чем она может быть полезна. Кетлинская направила Ольгу Берггольц в распоряжение литературно-драматической редакции ленинградского радио. Спустя самое недолгое время тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Это превращение показалось едва ли не чудом: из автора мало кому известных детских книжек и стихов, про которые говорилось "это мило, славно, приятно - не больше", Ольга Берггольц в одночасье вдруг стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда." (Сборник "Вспоминая Ольгу Берггольц"). В Доме Радио она работала все дни блокады, почти ежедневно ведя радиопередачи, позднее вошедшие в ее книгу "Говорит Ленинград". Ольга Берггольц была награждена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
...Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна...
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом — смертная угроза-
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады —
мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце,
такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца,
погибшего под Стрельною в бою:
Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей.
Август 1941
Из блокнота сорок первого года
1
...Видим — опять надвигается ночь,
и этому не помочь:
ничем нельзя отвратить темноту,
прикрыть небесную высоту...
2
Я не дома, не города житель,
не живой и не мертвый — ничей:
я живу между двух перекрытий,
в груде сложенных кирпичей...
3
О, это явь — не чудится, не снится:
сирены вопль, и тихо — и тогда
одно мгновенье слышно — птицы, птицы
поют и свищут в городских садах.
Да, в тишине предбоевой, в печали,
так торжествуют хоры вешних птиц,
как будто б рады, что перекричали
огромный город, падающий ниц...
4
В бомбоубежище, в подвале,
нагие лампочки горят...
Быть может, нас сейчас завалит.
Кругом о бомбах говорят...
. . . . . . .
...Я никогда с такою силой,
как в эту осень, не жила.
Я никогда такой красивой,
такой влюбленной не была...
5
Да, я солгу, да, я тебе скажу:
— Не знаю, что случилося со мной,
но так легко я по земле хожу,
как не ходила долго и давно.
И так мила мне вся земная твердь,
так песнь моя чиста и высока...
Не потому ль, что в город входит смерть,
а новая любовь недалека?..
6
...Сидят на корточках и дремлют
под арками домов чужих.
Разрывам бомб почти не внемлют,
не слышат, как земля дрожит.
Ни дум, ни жалоб, ни желаний...
Одно стремление — уснуть,
к чужому городскому камню
щекой горящею прильнуть...
Сентябрь 1941
Комсомольско-молодежные бытовые отряды.
Первый из них возник в середине февраля 1942 года в Приморском райкоме ВЛКСМ, а его участницами стали 80 девушек-работниц фабрики «Красное знамя», заводов «Вулкан» и «Красная Бавария», типографии «Печатный двор» и других предприятий Петроградской стороны.
В памятке бойца-комсомольца говорилось: «Тебе, бойцу комсомольского бытового отряда, поручается забота о повседневных бытовых нуждах тех, кто наиболее тяжело переносит лишения, связанные с вражеской блокадой. Забота о детях, женщинах, стариках - твой гражданский долг».
Вскоре подобные структуры при поддержке горкома комсомола были созданы в каждом районе, а общая численность постоянных отрядов достигла тысячи человек. И эта тысяча, то есть меньше десятой доли процента всего населения блокадного Ленинграда, взяла на себя колоссальный труд по поддержанию жизни в городе.
При помощи районных добровольцев, которых, правда, набиралось порой немало, до 600-700 человек в каждом районе, комсомольско-молодежные бытовые отряды обходили дом за домом, квартиру за квартирой. Кому-то кололи дрова и растапливали печки-буржуйки, кому-то носили воду из Невы, кому-то — обед из столовой, когда те появились. Брали на себя заботы по поддержанию нормального быта у тех, кому на это не хватало своих сил: весной и летом даже стирали белье и убирали в квартирах.
Очень быстро бойцы бытовых отрядов получили широкие, но совершенно оправданные полномочия по оказанию помощи. Они имели право переселять жильцов в более благоустроенные квартиры, сдавать беспризорных и безнадзорных детей в детские дома, настаивать на эвакуации тех, кто категорически в этом нуждался, но не мог или не хотел ходатайствовать о выезде из Ленинграда. По инициативе тех же отрядов появились и специальные магазины, в которых отоваривали исключительно карточки тех, кто из-за болезни не выходил из квартиры, а вскоре и столовые, где для таких изнуренных людей готовили еду.
Как прятали Ленинград в годы Великой Отечественной войны
27 января 1944 года была полностью снята блокада Ленинграда. За эти тяжелые 872 дня погибло, по разным данным, от 300 тысяч до 1,5 миллиона человек. Огромный ущерб был нанесён и архитектурным памятникам города на Неве и его пригородов.
В начале войны были предприняты различные меры по маскировке архитектурных сооружений и городской скульптуры, позволившие сократить число поврежденных памятников. Самые ценные городские монументы, такие как памятники Петру I на Сенатской площади, Николаю I на Исаакиевской площади, Ленину у Финляндского вокзала, знаменитые египетские сфинксы на Университетской набережной и многие другие, были укрыты несколькими рядами мешков с песком и фанерными щитами. Многотонный памятник Александру III скульптора Паоло Трубецкого, защищенный песчаной насыпью и накатом из бревен, выдержал прямое попадание в него фугасной бомбы.
Если памятник можно было снять с пьедестала, его закапывали под землю: знаменитые скульптуры Летнего сада, памятник Александру III, вздыбленные кони с Аничкова моста скульптора Петра Клодта были обёрнуты тканью и зарыты под землю до окончания войны.
Одновременно с этим намеренно незащищенными и открытыми для города были оставлены памятники выдающимся русским полководцам: Суворову, Кутузову и Барклаю де Толли. Образы героев прошлого должны были вдохновлять ленинградцев на борьбу с врагом.
Архитектуру скрыть от глаз врага было гораздо сложнее. Многие здания Ленинграда, которые могли бы служить ориентирами при авианалётах, были тщательно замаскированы. Для этого использовались полотнища с изображенными на них ложными архитектурными элементами зданий и защитные сетки с нашитыми кусками ткани, раскрашенными под цвет растительности. Нередко для достижения большей убедительности в маскировочные сети вплетались настоящие ветви деревьев.
Одним из самых сложных объектов для маскировки стали многочисленные вертикальные доминанты города: купола и шпили соборов легко обнаруживали себя не только габаритами, но и ярким блеском позолоты. Было принято решение покрывать блестящие элементы серой краской, чтобы они сливались с цветом ленинградского неба. Сохранности памятников это не угрожало, поскольку при помощи специальных химикатов краска легко смывалась, не причиняя вреда позолоте.
Одним из самых трудных мероприятий стала маскировка шпиля Петропавловского собора. В ноябрьскую стужу 1941 года ленинградские альпинисты Леонид Жуковский и Михаил Бобров поднялись по лестнице внутри шпиля к наружному выходу, откуда до фигурки ангела вела открытая 20-метровая лестница столетней давности, о состоянии которой не было никакой информации. Несмотря на серьезный риск, все прошло благополучно: у основания ангела было закреплено кольцо с тросом, при помощи которого на самый верх поднимались рабочие и материалы для маскировки шпиля.
Знаменитая «игла» Адмиралтейства, в отличие от большинства питерских шпилей и куполов, которые были позолочены при помощи гальванопластики, был покрыт тончайшими листами золота, которые крепились на специальном клее. В этом случае самый простой способ маскировки при помощи серой краски использовать было нельзя. В связи с этим специально для шпиля Адмиралтейства за одну ночь был изготовлен громадный чехол весом более полутонны, которым был закрыт от глаз немецкой авиации один из главных ориентиров города.
Многие мосты в Ленинграде маскировали «под руины»: установленные деревянные бутафорские конструкции не мешали движению транспорта, но создавали иллюзию разрушений. Здания вокзалов также маскировали под руины, а неподалёку сооружались временные ложные дублеры. Ложным вокзалам немало доставалось во время налетов вражеской авиации, в то время как реальные транспортные узлы оставались нетронутыми. Рельсы, ведущие к ним, также покрывались защитной краской, чтобы блеск полированной стали не раскрыл план маскировщиков.
Тем не менее, несмотря на частичную маскировку, от вражеских обстрелов серьезно пострадали многие здания Ленинграда: помещения Гостиного двора, Кунсткамера, церковь Святой Екатерины, Юсуповский дворец, Русский музей, Шуваловский дворец, Николо-Морской собор, здание Сената, Инженерный замок и многие другие.
Самый большой, невосполнимый ущерб был причинён архитектурным ансамблям, оказавшимся в непосредственной близости от линии фронта, в занятых немцами пригородах Ленинграда. И если благодаря самоотверженной работе музейных сотрудников удалось сберечь значительное количество предметов хранения, не подлежащие эвакуации архитектурные ансамбли, садово-парковые сооружения и зелёные насаждения, на территории которых велись боевые действия, защитить было невозможно.
В результате, при отступлении немцев сгорел Большой Екатерининский дворец в Царском селе и была утрачена знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I королём Пруссии.
Был разрушен и практически полностью выгорел Павловский дворец, в парке которого было вырублено около 70 000 старых деревьев.
Практически полностью был разрушен артиллерией дворцово-парковый ансамбль Петергоф. Были уничтожены все сооружения Английского парка, Английский дворец и павильоны, а также разрушены дворцы и павильоны всех пейзажных парков XIX века. Почти вся скульптура, спрятанная музейными сотрудниками в тоннеле под дворцом или зарытая в землю на территории Нижнего парка, сохранилась. Оставленные же на местах петровские барельефы ступеней каскада, маскароны канала и самые крупные фигуры — Самсон, Тритоны, Нева, Волхов — после немецкого отступления бесследно исчезли.
Пострадавшие за время блокады Ленинграда и немецкой оккупации пригородов здания и ансамбли, на протяжении всей второй половины ХХ века восстанавливали и собирали по крупицам реставраторы, однако многие сооружения, скульптуры и элементы декоративного оформления, были утрачены навсегда.
Огороды на улицах Ленинграда в дни блокады.
Весной 1942 года перед трудящимися ленинградцами была поставлена задача обеспечить себя собственными овощами. Промышленные предприятия и учреждения должны были организовать свои подсобные хозяйства. Под огороды были выделены все пустыри, сады, стадионы, парки и скверы, откосы рек и каналов. Огород был разбит даже на Исаакиевской площади — там выращивали капусту, а на площади Декабристов — картошку. В Летнем саду на грядках росли белокочанная и цветная капуста, морковь, свекла, картофель и укроп.
В городе нашлись запасы органических и химических удобрений. Имевшийся сельскохозяйственный инвентарь был отремонтирован, в дополнение городская промышленность выполняла мелкие запасы на его производство. К вспашке и посеву в Ленинграде и пригородах приступили 633 вновь организованных подсобных хозяйства предприятий и учреждений, хозяйства трестов и 1468 объединений, в которые вошли более 176 тысяч индивидуальных огородников. Помимо этого, посевом овощей занимались свыше 100 тысяч трудящихся, не вошедших в огородные объединения.
Всего весной 1942 года индивидуальными огородниками, подсобными хозяйствами и совхозами городских трестов было вспахано 9,8 тыс. гектаров земли (план был перевыполнен в 1,5 раза), из них вручную, лопатами, вскопано 3,3 тыс. гектаров (33%).
Трудности новоявленных огородников состояли не только в том, что они были мало знакомы с сельскохозяйственной деятельностью — им в помощь специально издавались стенгазеты и брошюры с инструкциями по возделыванию земли, но и в непригодности большинства участков для выращивания овощей из-за состава почвы. Бывали и досадные случаи, когда урожай, выращенный с таким трудом, в одночасье уничтожался артобстрелом.
В 1943 году почти каждая семья в Ленинграде обрабатывала свой участок земли или принимала участие в обработке коллективных огородов. Индивидуальным и коллективным огородничеством занимались 443 тыс. человек. За сезон 1942 года горожане приобрели некоторый опыт ведения огородного хозяйства и оценили исключительное значение огородов в условиях вражеской блокады.
Сбор урожая капусты у Исаакиевского собора. 1942 г.
Дети у грядок на набережной в Ленинграде.
Ранней весной сотрудники Ботанического института приготовили для ленинградцев 11 млн единиц рассады. Посевная кампания началась с первых благоприятных для посадки дней. На территории города и в его окрестностях было обработано и засажено 11,8 тыс. гектаров земли.
Во дворе Академии художеств в блокаду были расположены огороды, которые кормили ленинградцев
Пискаревское мемориальное кладбище
Самое большое кладбище жертв Второй Мировой войны.
В 186 братских могилах покоятся 420 тысяч жителей города, погибших от голода, бомбежек, обстрелов и 70 тысяч воинов - защитников Ленинграда.
Сразу же после окончания Великой Отечественной войны, в победном 1945 - м году, в Ленинграде был проведен творческий конкурс на увековечение памяти защитников города. В том числе - на лучший проект ансамбля Пискаревского некрополя. Этот величественный ансамбль был создан в течение пятнадцати лет архитекторами А. В. Васильевым, Е. А. Левинсоном, скульпторами В. В. Исаевой и Р.К. Тауритом.
Торжественное открытие мемориала состоялось 9 мая 1960 года, в годовщину Победы над фашистской Германией. В этот день здесь вспыхнуло пламя Вечного огня, доставленного с Марсова поля.
Пискаревское мемориальное кладбище является всемирно известным, общенациональным памятником истории Великой Отечественной войны, музеем подвига Ленинграда, школой воспитания патриотизма и любви к Родине.
Ежегодно в памятные даты 27 января, 8 мая, 22 июня и 8 сентября проводится торжественно-траурная церемония возложения венков и цветов к подножию монумента Матери-Родины
Павел Филонов
3 декабря 1941 года в блокадном Ленинграде от голода умер Павел Филонов, знаменитый русский художник, изобретатель аналитического метода в живописи.
Филонов умер от истощения в самом начале блокады. Это была одна из первых смертей в осаждённом городе, что, в общем-то, не удивительно: он недоедал и до начала войны, и поэтому голод забрал его первым.
Сестра художника Е. Н. Глебова (Филонова)так вспоминала об этом: «…он лежал в куртке, тёплой шапке, на левой руке была белая шерстяная варежка, на правой варежки не было, она была зажата в кулак. Он был как будто без сознания, глаза полузакрыты, ни на что не реагировал. Лицо его, до неузнаваемости изменившееся, было спокойно. Около брата была его жена Екатерина Александровна Мне трудно объяснить, почему, но эта правая рука с зажатой в ней варежкой так поразила меня, что я и сейчас, более чем через тридцать лет, вижу её. <…> Рука немного откинута в сторону и вверх, эта варежка казалась не варежкой… Нет, это непередаваемо. Рука большого мастера, не знавшая при жизни покоя, теперь успокоилась. Дыхания его не было слышно. Плакали мы или нет — не помню, кажется, так и остались сидеть в каком-то оцепенении, не в силах осознать, что произошло, что его нет! Что всё, созданное им, осталось — стоит его мольберт, лежит палитра, краски, висят на стенах его картины, висят его часы-ходики, а его нет».
Долгое время в осаждённом городе не удавалось достать доски для гроба. Несколько дней тело Филонова лежало в его комнате, накрытое картиной «Пир королей».