Цель урока: рассказать о значении песенной поэзии и изобразительного искусства в годы Великой Отечественной войны.
Задачи урока:
Образовательные:
1.Показать влияние искусства на формирование активной позиции в противостоянии агрессору.
2.Показать отражение в картинах, плакатах, стихах значительных событий военного времени.
3.Доказать непреходящую ценность произведений искусства в современном мире для сохранения памяти и преемственности поколений.
Развивающие:
1.Активизировать творческие способности обучающихся, умение рассуждать и делать выводы.
2. развивать коммуникативные умения обучающихся в групповой работе
3. Расширять лексический запас по теме урока.
Воспитательные:
1. Содействовать патриотическому воспитанию молодежи.
3.Показать, что искусство времён ВОВ не оставалось в стороне от военных событий.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, аудиозапись песен «Катюша», «В землянке», «Журавли», «Священная война», раздаточный материал для групповой работы, выставка книг о войне.
Оргмомент. Здравствуйте, ребята! У нас сегодня не совсем обычный урок – интегрированный урок литературы и изобразительного искусства. И проведем его мы: учитель изобразительного искусства – Николаева Альбина Николаевна и учитель литературы – Надеева Татьяна Валентиновна.
Учитель литературы: Я предлагаю начать урок с прослушивания мелодии песен, по которым вам нужно вспомнить названия песен и их авторов.
(Прослушивание нулевок песен военного времени: «Катюша», «В землянке», «Журавли». Обучающиеся угадывают названия песен и стараются вспомнить авторов).
Учитель литературы: Что связывет эти песни, что общего в них? (тема войны)
Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока (ответы обучающихся).
Учитель литературы: Вы правы, наш урок посвящён одной из самых трагических, но одновременно наиболее выдающихся страниц истории нашей страны - Великой Отечественной войне.
Посмотрите на слайд. Там сформулирована тема урока: "Музы не молчали…"Как вы понимаете это выражение? (Не могли молчать поэты, музыканты, художники, когда над страной нависла опасность. Литература, кино, живопись, музыка помогали защищать Родину, вселяли уверенность в победу) (слайд 1)
Есть изречение: «Когда говорят пушки, музы молчат». Но Великая Отечественная война опровергла это утверждение. В годы самой страшной и кровопролитной войны 20 века наблюдался небывалый подъём в искусстве. Чем это объяснялось? Сегодня, обратившись к произведениям литературы и живописи, мы попробуем ответить на этот вопрос.
Давайте вспомним, как и когда началась Великая Отечественная война.
(Ответы обучающихся)
Учитель литературы. 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»
Стихотворение прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
– Будем разучивать новую песню – «Священная война».
Эта песня впервые прозвучала на Белорусском вокзале, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.
Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы, словом, все, что полагается фронтовику.
В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале – шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...
Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. У многих на лицах были слезы. Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».
Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.
Звучит песня «Священная война».
Учитель изобразительного искусства. В те первые дни, когда звучала песня «Священная война», из печати выходят плакаты художников Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет!», и Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага».
Посмотрите на эти плакаты. Кого вы видите на этих плакатах? К чему они призывают? (слайды 2,3)
(Ответы детей)
Женщина со строгим лицом смотрит прямо в глаза, она держит в руке текст Военной присяги, священный долг перед Отчизной. Эта простая русская женщина олицетворяла для всех высокое и святое понятие – Родина.
На 2-ой картине – Гитлер, нарушивший Пакт о ненападении между СССР и Германией и красноармеец, вонзивший штык в его голову.
Эти плакаты призывали народ грудью встать на защиту Отчизны, громить ненавистного врага.
Учитель изобразительного искусства: Плакат – самый массовый вид графического искусства, выполняющий задачи наглядной политической агитации или служащий средством информации. Специфика плаката заключается в том, что он отражает текущие события. Плакаты могут напоминать о важнейших событиях в стране, они могут призывать людей к какому-нибудь действию.
Почему художники выпустили плакаты, а не писали эпические картины о войне?
(Ответы детей)
Плакаты яркие, выразительные и краткие. Они должны привлекать к себе взгляды, даже в экстремальных условиях – какими и были события первых дней 1941 года.
Язык плаката предельно краток и скуп. Изображение и текст – единое целое.
А картины, написанные маслом, как бы ведут диалог со зрителем. В плакате перед нами плоскостное изображение, в нём вообще нет глубины, а от картины, создаётся иллюзия пространства. Изображение в плакате строится не по логике перспективы – что ближе, то крупнее, а по смысловому принципу – что важнее, то крупнее и ближе.
Учитель изобразительного искусства: Правильно. Плакат (от франц. Placard – объявление, афиша) – лаконичное, броское изображение, рассчитанное на всеобщее внимание, как правило, сопровождаемое текстом. Это агитация искусством. Плакат лаконичен по композиции, предельно точен по мысли и выразителен по форме, слово и образ в плакате слиты воедино. Изображение и шрифт на плакате должны сочетаться, создавать единый образ. Плакат – как вспышка, как удар – краток и точен: идут по улице люди, по своим делам, сосредоточенные на всеобщем горе, у них нет времени, чтобы остановиться и рассматривать плакат, поэтому он должен бросаться в глаза и запоминаться с первого раза. Лаконичные образы на этих плакатах говорили об опасности, находили прямой доступ к сердцам (слайд 4).
Учитель изобразительного искусства: Об истории создания плаката «Родина-мать зовёт!» расскажет Сенаторов А.
(Рассказ ученика)
Знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года – «Родина-мать зовёт!». По признанию художника, идея создания образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Поражённый выражением её лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра. Образ «Родины-матери» в дальнейшем стал одним из самых распространённых образов советской пропаганды. Многочисленные свидетельства говорят, что плакат появился на улицах многих городов уже 24 июня 1941 г., его можно было увидеть на витринах магазинов, домах, вокзалах. Учитель изобразительного искусства: Таким образом, на первое место в годы ВОВ выходит агитационно-массовое искусство, плакат, карикатура и графика, имевшие огромное распространение на фронтах и в тылу. Плакат оказался одним из самых эффективных средств для выражения чувств всего населения, для призыва к действию, к защите Родины.
Учитель литературы. Могучим оружием в руках советских воинов стала и песня «Катюша» Михаила Исаковского. Эта песня стала настолько популярной в годы войны, что появилось много народных вариантов песни. Давайте познакомимся с ним. (Чтение стихотворения ученицей)
Обещала милому Катюша:
«Будем честно фронту помогать,
Будем больше делать мин и пушек,
Чтоб скорей победу одержать».
Весь блиндаж снарядами разрушен,
Вдоль реки метелица свинца,
И выходит на берег Катюша,
Слышит стон советского бойца.
Вот вперёд летит она, как птица,
Вот ползёт по краешку леска.
Вражьей пули Катя не боится,
Не боится вражьего штыка.
Катя слово раненому скажет
Так, что сердце песню запоёт.
Катя крепко рану перевяжет,
На плечах из боя унесёт.
Отцвели вы, яблони и груши,
Только дым клубится над рекой.
В лес ушла красавица Катюша
Партизанской тайною тропой.
Завязался рано на рассвете
Жаркий бой, где яблони цвели.
Билась с ярым недругом Катюша
За клочок своей родной земли.
О реактивных гвардейских миномётах были сложены такие строки:
Пусть фриц помнит русскую «Катюшу»,
Пусть услышит, как она поет:
Из врагов вытряхивает души,
А своим отвагу придает!
Всего же исследователи насчитывают только одних текстов на мотив «Катюши» свыше ста вариантов!
– В каких образах появляется в этих стихах Катюша?
– Какой предстаёт в них героиня песни Исаковского?
– Какой видится вам героиня этой песни?
– Случайно ли в названии уменьшительно-ласкательная форма имени Екатерина?
(Ответы обучающихся)
Учитель литературы:
В 1943 году Алексей Сурков написал песню, которая стала второй после «Катюши по популярности. Это песня «В землянке». Историю её создания расскажет Миронов Даниил. (Выступление ученика).
Учитель литературы: Чем объяснить, что эти песни стали самыми популярными? Ведь в них нет пафоса, героизации. Наоборот, они очень нежные, мягкие. Песню «В землянке» не хотели даже печатать, считая, что она не поспособствует поднятию патриотического духа бойца.
(Ответы обучающихся: они навевали мысли о доме, об оставленных детях, сестрах, женах).
Учитель изобразительного искусства: Плакаты перекликаются с прочитанными вами песнями. Одни плакаты раскрывали идею протеста и борьбы, другие показывали беду и страдание так, как она есть, призывая тем самым советских людей к отмщению и помощи тем, кто не в силах сам себе помочь.
Распространяемые в глубоком тылу немцев плакаты - это весточка великой Родины, напоминание о том, что друзья близко. Население, лишенное советского радио, советской печати, сплошь и рядом узнает правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся плакатов...
Суровые испытания выпали на долю защитников Москвы осенью 1941 года, когда враг вплотную приблизился к столице. В эти дни был создан графический лист, ставший бесспорным шедевром: плакат Н.Жукова и В.Климашина «Отстоим Москву!» (слайд 5).
Среди многих искренних работ тех дней — лист В.Корецкого «Наши силы неисчислимы». Плакат нес идею создания единого народного ополчения для борьбы с врагом. Художник обратился к символу русского национального патриотизма — скульптуре Мартоса «Минин и Пожарский», которая на плакате олицетворяла Москву и весь многонациональный советский народ (слайды 6,7).
Учитель литературы: Теперь поработаем в группах. Я раздам вам карточки, на которых высказывания замечательных талантливых людей, которые не понаслышке знали, что такое война. Подумайте над их словами, объясните, как вы их понимаете.
Самостоятельная исследовательская работа в группах. Работают две группы. Первая – с плакатами, вторая – со стихами.
Карточка 1
Александр Васильевич Александров, вспоминая войну, писал: «Я не был никогда
военным специалистом, но у меня всё же оказалось могучее оружие в руках –
песня. Песня также может разить врага, как и любое оружие».
Карточка 2
Ватолин М. в книге «Мы – плакатисты» писал: «Плакат – летописец, он воплощает в себе время, сегодняшний день и дыхание истории. Мы глядим на
него, и оживают события, породившие его».
Учитель литературы: Настало время послушать вас, ребята (каждая группа объясняет свое высказывание).
Какие выводы можно сделать? Какие чувства вызвали у народа эти произведения искусства? Для чего поэты и художники создавали их?
(Ответы учеников: поднять дух бойцов, нацелить на победу, вселить уверенность в победе)
Тысячи поэтов, писателей, художников, музыкантов приняли участие в этой великой войне. Кто-то приближал победу с оружием в руках, кто-то своим искусством.
Учитель литературы: Давайте вспомним, ребята, на какой вопрос мы искали ответ на сегодняшнем уроке.
Чем объяснить небывалый подъём искусства в годы войны?
Как вы ответите на него? (Ответы учеников).
Учитель литературы: Искусство играло роль своеобразного «колокола на башне вечевой». Оно призывало к борьбе. Не могли молчать поэты, музыканты, художники, когда над страной нависла опасность. Встала вся страна огромная. Кто как мог, сражался с врагом. Кто-то оружием, кто словом, кто плакатом.
Наша цель сегодня была познакомиться с песенной поэзией и графикой военного плаката для того, чтобы ответить на вопрос: чем объяснить небывалый подъём искусства в годы войны. Достигли мы поставленной цели?
(Ответы учащихся)
Учитель изобразительного искусства: Уже несколько поколений живет без войны. Но забывать о ней нельзя, чтобы не было повторения трагедии. И произведения искусства вносят свой неоценимый вклад. Писатели пишут книги, режиссеры снимают фильмы, скульпторы создают памятники. Мы должны быть благодарны всем, кто сражался на фронтах Великой Отечественной войны и тем, кто ковал победу в тылу.
Рефлексия. Учащиеся получают письма - треугольники и делятся с другом впечатлением об уроке.
Сегодня на уроке, посвящённом Великой Отечественной войне
Я узнал интересные факты о….
Меня впечатлило….
Я сделал выводы…
Оценки за урок (по карточке самооценивания).
Карточка самооценивания
Фамилия, имя ………………………………………………………
Дата ………………………………………...........
1. Вы принимали активное участие в работе на уроке ………………………………………..
2. Вы давали полные ответы на вопросы ………………………………………………….
3.Вы добросовестно выполняли работу в группе --------------------
4.Оцените свою работу по 5-балльной шкале ---------------