Звуки – то, что мы слышим и произносим.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки (от слова ГЛАС (голос)) – такие звуки, которые не встречают преград при их произношении. В русском языке 6 гласных звуков [а, о, у, ы, э, и]. Для их записи используются 10 букв: а, я, о, ё, э, е, у, ю, ы, и. Гласные звуки бывают ударные и безударные.
Согласные звуки – такие звуки, произношению которых мешают зубы, губы или язык. Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные. Звуки [ч, щ, й] – всегда мягкие, [ж, ш, ц] – всегда твердые.
Буквы – то, что мы видим и пишем, это условные обозначения для записи звуков. Все буквы языка, выстроенные в определенном порядке, образуют алфавит.
Буквы Ь и Ъ не обозначают звуков и нужны для разделения слияний (разделительные Ь и Ъ) или для смягчения согласных звуков (смягчающий Ь).
Разделительные Ь и Ъ пишутся после согласных перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И (бельё, семья, соловьи; въехать, подъёмник). Разделительный Ъ пишется после приставки, а Ь – в корне слова.
Из звуков состоят слоги (слогов в слове столько же, сколько гласных звуков), а из слогов складываются слова.
Правила переноса слов: переносить слова нужно по слогам, не разрывая слияний (слияние – соединение согласного и гласного: ма, ко, ти и т.д.); нельзя отрывать 1 букву от слова; нельзя отрывать от 1-ой части Ь, Ъ и Й (конь-ки, лей-ка).
ЖИ-ШИ пиши с буквой И, ЧА-ЩА пиши с буквой А, ЧУ-ЩУ пиши с буквой У.
ЧК, ЧН, ЧТ, НЩ пишется без Ь.
Слово – основная смысловая единица языка.
Слова, обозначающие названия, имена или клички, пишутся с заглавной буквы.
В слове можно выделить части слова:
Окончание – изменяемая часть слова, служащая для связи слов по смыслу.
Основа – все слово без окончания.
Корень – главная часть слова, в которой заключен смысл слова.
Приставка – часть слова, которая пишется перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – часть слова, которая пишется после корня и служит для образования новых слов.
Однокоренные слова – слова, имеющие одинаковый корень и связанные по смыслу.
В однокоренных словах можно проверить 3 вида орфограмм:
безударные гласные (проверяются с помощью ударения: лесник – лес); выделяется 2 группы безударных гласных (а-о, и-е-я);
парные согласные (проверяются с помощью гласных или согласной Н: гриб – грибы, морковь – морковный); существует 6 пар парных звуков (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с);
непроизносимые согласные (проверяются гласными или согласным Н: солнце – солнышко, праздник – празден); в русском языке существует 4 непроизносимых согласных: в, л, д,т.
Ко многим словам можно подобрать
антонимы (слова, противоположные по смыслу) и
синонимы (слова, близкие по смыслу).
Все слова можно подразделить на части речи.
Имя существительное – часть речи, отвечающая на вопрос КТО? или ЧТО? и обозначающая предмет или явление.
Имена существительные бывают одушевленные (кто?) и неодушевленные (что?).
Имена существительные бывают мужского рода (он мой), женского рода (она моя) или среднего рода (оно моё).
Родовые окончания существительных:
ж.р. |
ср.р. |
м.р. |
– а, - я |
– о, - е |
– а, - я, нулевое окончание |
Также они бывают единственного числа (один предмет) или множественного числа (несколько предметов).
Имена существительные бывают трех склонений:
1 скл. |
2 скл. |
3 скл. |
М.р. и Ж.р. с оконч. -а или -я |
Ср.р. с оконч. -о или -е М.р. с нулевым оконч. |
Ж.р. с нулевым оконч. и Ь на конце |
Имена существительные изменяются по падежам:
пад. |
падежный вопрос |
смысловой вопрос |
предлоги |
И.п. |
кто? что? |
- |
предлогов нет |
Р.п. |
кого? чего? |
где? куда? откуда? |
от, до, из, у, без, для, около, с, вокруг, после, кроме |
Д.п. |
кому? чему? |
где? куда? |
к, по |
В.п. |
кого? что? |
куда? |
через, про, в, на, за |
Т.п. |
кем? чем? |
где? куда? |
над, между, с, за, под |
П.п. |
о ком? о чём? |
где? |
при, о (об), в, на |
Безударные падежные окончания существительных:
|
1 скл. |
2 скл. |
3 скл. |
Р.п. |
-и (-ы) |
|
-и |
Д.п. |
-е |
|
-и |
Т.п. |
-ой (-ей) |
-ом (-ем) |
-ю |
П.п. |
-е |
-е |
-и |
В предложении чаще всего бывают подлежащим (в форме И.п.), а также дополнением (в форме косвенных падежей) и обстоятельством (при смысловых вопросах).
Глагол – часть речи, отвечающая на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и обозначающая действие предмета.
Начальной формой глагола является неопределенная форма - глаголы, отвечающие на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? с окончанием (суффиксом) ТЬ, ТИ, ЧЬ.
Глаголы изменяются по числам: единственное число (действие одного предмета) и множественное число (действие нескольких предметов).
Глаголы изменяются по временам: прошедшее (что делал? что сделал?), настоящее (что делает?), будущее (что сделает? что будет делать?)
Глаголы прошедшего времени изменяются по родам: м.р. – что (с)делал? (нулевое окончание), ср.р. – что (с)делало? (окончание О), ж.р. – что (с)делала? (окончание А). Перед окончанием чаще всего пишется суффикс Л, указывающий на прошедшее время глагола.
Глаголы бывают двух спряжений:
II спряжение – слова, в неопределенной форме которых перед окончанием (суффиксом) ТЬ стоит суффикс И + глаголы-исключения: гнать, держать, дышать, слышать; терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть.
Безударные окончания: -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).
I спряжение – слова, в неопределенной форме которых перед суффиксом ТЬ стоят другие суффиксы (не И) + глагол-исключение: брить.
Безударные окончания: -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют).
В предложении чаще всего бывает сказуемым.
Имена прилагательные – часть речи, отвечающая на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? и обозначающая признак предмета.
Начальной формой имени прилагательного является форма м.р. ед.ч.
Имена прилагательные изменяются по числам: ед.ч. (признак одного предмета) и мн.ч. (признак нескольких предметов).
Имена прилагательные изменяются по родам:
Род |
М.р. |
Ср.р. |
Ж.р. |
Вопрос |
Какой? |
Какое? |
Какая? |
Окончания |
-ой, -ий |
-ое, -ее |
-ая, -яя |
Имена прилагательные изменяются по падежам. Их падеж зависит от падежа существительного.
Безударные окончания прилагательных проверяются по вопросу: какая? синяя; какого? большого.
В предложении чаще всего бывают определением.
Местоимение – часть речи, не называющая предмет, а только указывающая на него.
Личные местоимения делятся на 3 лица:
1 лицо – я, мы; 2 лицо – ты, вы; 3 лицо – он, она, оно, они.
В предложении чаще всего бывают подлежащим (в форме И.п.) и дополнением (в форме косвенных падежей).
Имя числительное – часть речи, отвечающая на вопрос СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ? И обозначающий количество предметов или их порядок при счете.
Наречие – неизменяемая часть речи (не имеет окончаний), отвечающая на вопросы КАК? КОГДА? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? КУДА? ОТКУДА? и др. и обозначающая признак действия.
В предложении бывает обстоятельством.
Предлоги, союзы и частицы – отдельные части речи, необходимые для связи слов или частей предложения.
Не являются отдельным членом предложения.
Одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль, образуют предложение.
Предложение – основная единица речи.
Начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце предложения пишется точка, восклицательный знак или вопросительный знак.
Предложения делятся на 3 вида по цели высказывания (для чего говорится предложение): повествовательные (передают информацию), вопросительные (задают вопрос), побудительные (просят или заставляют что-либо сделать).
Предложения делятся на 2 группы по интонации: восклицательные (выражают сильное чувство) и невосклицательные.
В предложении можно выделить грамматическую основу (главные члены предложения).
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.
Подлежащее – главный член предложения, отвечающий на вопрос КТО? или ЧТО? и обозначающий, о ком или о чем говорится в предложении.
Сказуемое – главный член предложения, отвечающий на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? и др. и обозначающий действие подлежащего.
Существуют и второстепенные члены предложения:
Дополнение – второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей (все, кроме И.п.). Подчеркивается пунктирной линией (---------). Чаще всего дополнением бывают существительные и местоимения.
Определение – второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧЕЙ?. Подчеркивается волнистой линией. Чаще всего определением бывают прилагательные.
Обстоятельство – второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы наречий. Подчеркивается пунктиром с точкой. Чаще всего обстоятельством бывают наречия и существительные с предлогом.
Если в предложении нет второстепенных членов предложения, оно называется нераспространенным (Собака бежит. Дует ветер.) Если есть хотя бы один второстепенный член предложения – предложение является распространенным.
Второстепенные члены предложения образуют словосочетания (пара слов, в которой одно слово зависит от другого): собака (какая?) рыжая, бежит (как?) быстро.
Главные члены предложения не являются словосочетанием.
Текст – несколько предложений, связанных по смыслу. В тексте можно определить тему и основную мысль.
Тексты делятся на:
художественные (сказки, рассказы, басни, стихотворения и др.) и
научно-публицистические (заметки, статьи, сообщения и пр.)
Также выделяют
тексты-повествования (рассказ о каком-либо событии или явлении),
тексты-описания (описание какого-либо предмета, объекта или явления),
тексты-рассуждения (размышление о причинах и следствиях какого-либо явления
или происшествия),
Речь – способ общения между людьми; служит для понимания людьми друг друга.
Речь бывает устная (говорение и слушание) и письменная (чтение и письмо).
Речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, слова - из слогов, слоги из звуков.
Виды разбора
Имя существительное
Схема разбора |
Образец разбора |
|
|
Имя прилагательное
Схема разбора |
Образец разбора |
|
|
Глагол
Схема разбора |
Образец разбора |
|
|
Образец разбора
В саду живут ласточки.
Живут (где?) в саду.
(Повеств., невоскл., распр.)
Математика
Компоненты действий
Сумма = слагаемое + слагаемое
Слагаемое = сумма – слагаемое
Разность = уменьшаемое – вычитаемое
Уменьшаемое = вычитаемое + разность
Вычитаемое = уменьшаемое – разность
Произведение = множитель × множитель
Множитель = произведение : множитель
Частное = делимое : делитель
Делимое = делитель × частное
Делитель = делимое : частное
Увеличение/уменьшение числа
Увеличить на … ед. – сложить.
Уменьшить на … ед. – вычесть.
На сколько больше/меньше – вычесть.
Увеличить в … раз – умножить.
Уменьшить в … раз – разделить.
Во сколько раз больше/меньше – разделить.
Порядок действий
1. Скобки (если скобок несколько, то первыми решаются те, что первые по порядку - слева направо).
2. Умножение и деление (если таких действий несколько, то первым решается то, что первое по порядку - слева направо).
3. Сложение и вычитание (если таких действий несколько, то первым решается то, что первое по порядку - слева направо).
Периметр
Периметр фигуры – сумма длин всех сторон
P пр.= a × 2 + b × 2
P пр.= (a + b) × 2
Площадь
Площадь фигуры – пространство внутри её границ.
Площадь измеряется в квадратных единицах.
S пр.= a × b
S кв.= a × a
Умножение двузначного числа на однозначное (23 × 2)
1. Разложи число на сумму разрядных слагаемых |
(23 = 20 + 3) |
2. Первое слагаемое умножь на число |
(20 × 2 = 40) |
3. Второе слагаемое умножь на число |
(3 × 2 = 6) |
4. Сложи результаты умножения |
(40 + 6 = 46) |
Деление 2-значного числа на однозначное (78 : 3)
|
(70 неудобно делить на 3, 60 удобно. 78 = 60 + 18) |
|
(60 : 3 = 20) |
|
(18 : 3 = 6) |
|
(20 + 6 = 26) |
Деление на 2-значное число (84 : 12)
1. Определи по количеству десятков пробное частное |
(8 : 1 = 8)
|
2. Получив пробное частное, проверь результат с помощью умножения: умножь его на делитель |
(8 × 12)
|
3. Если результат больше, уменьши пробное частное на 1; если результат меньше, увеличь пробное частное на 1. |
|
4. Проверь, подходит ли второе пробное частное:
|
(7 × 12) |
5. Если и этот вариант не подходит, повтори пункт 3 еще раз. |
|
Нахождение среднего арифметического
Чтобы найти среднее арифметическое, надо сумму всех чисел разделить на их количество
Например, чтобы узнать среднее арифметическое 16 и 20, надо сложить 16 и 20, а потом разделить на 2 (т.к. складывали 2 числа) : (16 + 20) : 2 = 18.
Скорость сближения (отдаления)
Скорость сближения (отдаления) - общая скорость объектов, движущихся навстречу друг другу (в противоположных направлениях) : (V = V1 + V2)
Скорость. Время. Расстояние.
Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время (V = s : t)
Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость (t = s : V)
Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время (s = V × t)
Нахождение нескольких долей числа
Чтобы найти несколько долей, надо разделить на второе число и умножить на первое.
Например, чтобы найти три девятых, надо число разделить на девять, а потом умножить на три.
Чтобы найти семь восьмых, надо разделить на 8 и умножить на 7.
Сложение и вычитание величин
Если вычисления просты, то устно вычисли и запиши ответ:
1 ч + 2 ч 30 мин = 3 ч 30 мин
Если устные вычисления затруднительны, то соблюдай следующий алгоритм:
1. переведи всё в меньшие единицы
2 ч 47 мин + 1 ч 39 мин
1) 2 ч 47 мин = 167 мин
1 ч 39 мин = 99 мин
2. выполни действия так же, как с простыми числами
2) 167 + 99 = 266 мин
3. переведи всё в большие единицы
3) 266 мин = 4 ч 26 мин
Литературное чтение (нормы чтения)
I полугодие
|
II полугодие |
1 класс |
|
Правильное, осознанное и плавное слоговое чтение с четким проговариванием слогов и слов. Темп чтения - не менее 20 - 25 слов в минуту. |
Осознанное, правильное чтение целыми словами. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения - не менее 35 - 40 слов в минуту.
|
2 класс |
|
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения - не менее 40 - 50 слов в минуту.
|
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений, пауз и интонаций. Темп чтения - не менее 55 - 60 слов в минуту. |
3 класс |
|
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста. Темп чтения - не менее 60 - 70 слов в минуту.
|
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста. Темп чтения - не менее 70 - 75 слов в минуту. |
4 класс |
|
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Темп чтения - не менее 75 - 80 слов в минуту. |
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Темп чтения - не менее 85 - 95 слов в минуту. |