Актуальность.
Уже почти 75- лет прошло с той самой памятной даты – Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Чем дальше мы уходим от этой даты, тем меньше остается живых свидетелей той страшной трагедии. И именно нам, педагогам, необходимо сделать все, чтобы подрастающее поколение знало правду о той страшной войне, помнить и чтить своих дедов и прадедов, пронести эти знания и уважение через многие годы… На мой взгляд, педагог собственным примером должен воспитывать в учащихся все самые значимые ценности: совесть, честность, любовь к семье и Родине.
Данное мероприятие было проведено в мае 2010 года. В нем приняли участие молодые педагоги города.
Цель: формирование патриотизма и нравственной позиции у учащихся и молодых педагогов.
Задачи:
- воспитание патриотизма, любви к своей Родине, к героической истории и гордости за подвиги русского народа;
-сохранение преемственности поколений и укрепление социального единства общества;
-привлечение молодежи к патриотической работе и развитие потребности у подрастающего поколения к изучению истории своего Отечества;
- развитие творческого потенциала молодых педагогов.
Оборудование и реквизит:
Требования к помещению и оформлению: сцена актового зала
Музыкальное сопровождение: музыкальный центр и диск с фонограммами музыки.
Целевая группа: учащиеся 5-11 классов, педагоги, ветераны.
Сцена стилизованна под квартиру предвоенных лет.
На сцене девушка, сидящая в кресле с книгой.
Ведущий стоит у правого края сцены.
Ведущий:
Была пора, что входит в кровь, и помнится, и снится
Звенел за Сретенкой трамвай, светало на Мясницкой.
Ещё пожар не отгудел. Да я отвоевал,
В те дни, когда еще Арбат существовал.
Живые бросились к живым, и было правдой это.
Любили женщину
одну - она звалась Победа!
Казалось всем, что всяк уже своё отвоевал
В те дни, когда в Москве ещё Арбат существовал.
Голос диктора (за кадром):
«Президиум Верховного Совета СССР, ЦК ВКП (б) и Совет Народных Комиссаров СССР ввиду чрезвычайного положения, в целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР для проведения отпора врагу, вероломно напавшему на нашу Родину, признали необходимым создать Государственный Комитет Обороны...»
Девушка откладывает книгу.
Девушка:
Какой ужас! Неужели фашисты могут войти в Москву? Неужели такое возможно?
Ведущий:
В тот момент даже генералы не могли знать всё. Но одно они знали точно - будет сделано всё возможное, чтобы этого
не случилось. ..
Девушка: Мы должны сделать всё возможное... Только что же мы можем?
Ведущий: И не знала ещё тогда эта юная девочка, на что она способна. Мир поражался её мужеству, равно как и мужеству женщин, стариков, детей...
Первая воздушная тревога… Все части ПВО столицы приведены в боевую готовность. На подступах к Москве вражеские бомбардировщики встречены нашими истребителями. За всё время налётов на Москву, с июля по декабрь 1941 года, ПВО столицы отразили атаки 7146 вражеских самолётов.
Девушка заклеивает полосками бумаги. На сцене появляется юноша с повесткой в руках.
Юноша:
Видишь ли, Вероника, я думал...
Девушка (перебивая): Что это?
Юноша:
Я думал, думал, что ещё немного побуду здесь, а теперь... Пришла повестка в армию.
Девушка: Тебе?
Юноша: Да, добровольцем.
Девушка: Ты уезжаешь. .. Сам? А я? А как же я?
Юноша:
Пойми, война пришла. Я хотел тебе сказать... Завтра твой День рождения... И вот - надо идти. Как же я мог иначе? Я должен быть там.
Девушка:
Иди, воюй, проявляй героизм. Может быть, получишь орден. Иди!
Юноша:
Ты всё поймешь. Ты у меня умная...
Звучит «Прощание славянки», юноша на фоне музыки читает стихотворение:
Всего лишь на одно мгновение
Раскрылись две створки ворот,
И вышло моё поколенье
В свой самой последний поход.
Да, вышло моё поколенье,
Усталые сдвоив ряды.
Непросто, наверно, движенье,
В преддверии новой беды.
Гудят небеса грозовые,
Сливаются слёзы и смех.
Все - маршалы, все - рядовые,
И общая участь на всех.
Девушка:
Конечно, я всё понимаю. Иди, дома, наверно, волнуются. А я.. .Я хочу побыть одна. Иди...
Юноша разворачивается, собираясь уходить.
Девушка: Нет, постой...
Юноша: Ну, что ты. Не надо!
Девушка:
Нет, не буду. Что ты так смотришь на меня?
Юноша: Запоминаю тебя, такую какая ты есть. (Уходит)
Девушка:
Всю ночь не размыкали руки, Всю ночь не спали мы с тобой:
Я после долгой, злой разлуки Опять пришла к тебе домой.
Теперь душа светла, мудра, И зрелое людское счастье,
Как солнце встретит нас с утра. Теперь на век - ты веришь, веришь?
Любовь одна и жизнь одна... .. .И вдруг стучит соседка в двери,
Вошла и говорит: «Война!» Война уже с рассвета длится.
Войне уже девятый час. Уж враг за новою границей.
Уж сотни первых вдов у нас. Войне идёт девятый час.
И в вечность канул день вчерашний. Ты говоришь: «Ну как? Не страшно?» «Нет!»
...Ты идёшь в военкомат? Ещё ты муж, но больше - брат...
Ступай, родной… И ты - солдат, Ты соотечественник мне, И в этом - всё. Мы на войне.
Девушка уходит.
Ведущий:
И никогда не смогла бы страна выстоять в той жестокой схватке, если бы не её люди,.. .и все они были абсолютно разные: весёлые и серьёзные, пожилые и юные. Но разве ж это главное...
Шли женщины - и на плечах лопаты, Окопы рыть под городом Москвой.
Страна смотрела на людей с плаката, седая, с непокрытой головой.
Она звала народ глазами строгими, сжав твёрдо губы, чтоб не закричать,
И им казалось, что похожа Родина на тётю Дашу из квартиры «5».
На тётю Дашу, рядом с ними жившую, двух сыновей сражаться проводившую,
Да, на неё вдову красноармейскую, усталую, упрямую и резкую.
Хотелось всем участвовать в десантах, кричать в эфир: «Тюльпан», Я - «Резеда»!
И многим шёл тогда едва второй десяток, и их на фронт не брали поезда.
Смотрели с серьёзностью недетской в её лицо с морщинками у губ.
На двойки отвечали многие немецкий, чтоб выразить презрение к врагу.
Страна звала их глазами строгими, сжав губы, чтоб не закричать.
И им казалось, Родина похожа на тетю Дашу из квартиры «5».
Звучит музыка «Эх, дороги», появляются по очереди девушки, они в военной форме с медицинскими сумками.
Девушка 1:
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в самоходный взвод.
Грозные раскаты слушал и не слушал
Ко всему привыкший 41 год.
Я ушла из школы в блиндажи сырые,
Из прекрасной дамы в «мать и перемать»,
Потому что имя, ближе чем Россия, не смогла сыскать!
Девушка 2:
Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
Девушка 3:
Я только раз видала рукопашный.
Раз на яву и сотни раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно.
Тот ничего не знает о войне.
Нам медсестрам медсанбата, шедшим часто в одних рядах с бойцами, как-то не везло. Когда уходили из госпиталя бойцы, чудом спасённые, то они, как правило, запоминали на всю жизнь имя врача, оперировавшего их, возвратившего их на этот свет. А мы? Медсестры?
Девушка 2 Оли, Ирины, Наташи, Нины...Все на одно лицо. А вот похвалу из рук своего подопечного я помню: «У тебя ласковые руки, девочка!» А эти руки скатали тысячи метров бинтов, перегладили десятки тысяч наволочек, простынь...
Девушка 3: А я вспоминаю подругу-медсестру из самого грозного лета июля-августа 1941 года. Она горько и безутешно плакала, когда везла раненых из-под Владимира-Волынского на полуторке под бомбёжками и обстрелами. И как увидела на дороге, на обочине, ещё человек 25 русских бойцов, кто с ранением в живот, кто в череп, а кто в руки-ноги. И так ей стало жаль их, кем-то брошенных, что она объясняла своим, тоже тяжело раненым: «Вы меня под деревом подождите, я вот этих быстренько отвезу и сразу вернусь за вами!» Отвезти она отвезла, а назад не вернулась,
через час под этим деревом уже были вражеские танки.
Девушка 2: Нам очень страшно на войне.
Девушка1: Но бывают такие моменты, когда просто устаёшь бояться, и тогда на помощь приходит хорошая песня.
Исполняется песня «В землянке». После песни девушки (2 и 3) уходят.
Ведущий :
В августе берлинское радио лживо сообщало: немецкая авиация подвергает Москву «уничтожающим бомбардировкам». Кремль и Красная площадь не существуют. А вот выдержка из письма ефрейтора Отто Залфингера:
« - До Москвы осталось немного. Но всё-таки, мы бесконечно далеки от неё.. Мы шагаем по немецким трупам и оставляем в сугробах раненых. Завтра мы сами станем трупами, и нас также раздавят».
Нет! Не дождь и снег остановили фашистские войска под Москвой. Более чем миллионная группировка гитлеровских войск разбилась о железную стойкость советских войск и таких вот девчонок как
эта;
Девушка: Прекрасна Москва даже в знойном июле,- когда пьянят сердце призжающих хмельные ароматы лип и тишина вечерних улиц. В особенности хороша была Москва 17 июля 1944 года.. Пятьдесят семь тысяч мужчин, по двадцать в шеренге, проходили по улицам Москвы, жители вдоволь нагляделись на тех, кого Гитлер хотел посадить нам на шею в качестве устроителей нового порядка. Брезгливое молчание стояло на улицах, насыщенное шарканьем ста с лишним ног...(уходит)
Звучит музыка «День Победы»
Ведущий (держит в руках красные тюльпаны):
Мы не знаем, кто первым пал в предрассветный час июня 41. Не знаем, кто погиб в последний, самый последний миг войны... Но без них не было бы Победы.
Зажглась на небе яркая звезда
В тот майский день, когда пришла победа.
И пусть бегут безжалостно года –
Им не затмить тот яркий лучик света.
Победа в сердце каждого живёт,
Она во мне, как праздник самый светлый.
Он никогда - я верю - не умрёт.
Ведь он бессмертной памятью согретый.
Всё меньше вас, участников войны,
Но всё ж они в строю, герои-ветераны.
Всё так же нежно в эти дни весны
Вам внуки дарят красные тюльпаны.
В них боль и кровь седых фронтовиков.
В боях добытая священная победа,
Она в сердцах детей и стариков.
И потому людской судьбой согрета.
Нет, не забыть мне подвиги солдат,
Их ратный труди мужество воспеты.
И пусть я чту немало разных дат,
Величественней нет, чем День Победы.
Вот почему смотрю на ту звезду, что засияла в 45,
Средь тысяч звёзд её всегда найду,
Победа для меня всегда Победа.
Выходит к краю сцены, опускается на колено, кладёт цветы
(или при наличии ветерана - вручает цветы).