Автор: Майорова Светлана Мефодьевна
Страна: Российская Федерация
Город: г.Воткинск
Организация: Воткинский машиностроительный техникум им.В.Г.Садовникова
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

Сценарий литературно – музыкальной композиции «Забытые письма»

 

Музыкальный фон. Парк. Скамейка. Дети играют, молодежь общается.

На другой стороне – специальное место для оформления и прикрепления писем.

 

1: Ребята! Идите сюда быстрее, посмотрите, что я нашел!

2: Ну и что там у тебя?

1: Вот, смотрите (вытаскивает военную сумку с письмами)

 

4: Это же письма! Письма с войны! Как же они уцелели?

5: Послушайте! Если они здесь, значит, до адресатов они так и не дошли!

6: всхлипывает (закрывает лицо руками)!

1: Что с тобой, Лина?

2: Мне стало больно!

3: Ты ударилась?

6: Нет, просто больно вот здесь (показывает на сердце). Однажды моя бабушка рассказала мне историю, услышанную от своей мамы о девочке-почтальоне в годы войны, я подумала, что она эту почту могла разносить.

 

 

Чтец № 1 «Стихи о почтальонке».

Татьяна Черновская

Ей пятнадцати нет -девчонка.
Невысока и очень худа.
Письмоносица, почтальонка,
По прозванию Нюрка-беда.

В зной и в слякоть, в метель и стужу
С сумкой кожаной наперевес
Разнести Нюрке почту нужно 
По пяти деревенькам окрест.

Дома двое младших братишек,
Мать болеет почти уж год.
Слава Богу, отец с фронта пишет –
Ждут и верят, что он придет.

Он придет, и все будет как прежде,
Как в далеком-далеком вчера.
Не лиши только, Боже, надежды…
И опять на работу пора.

Ребятишкам –картошка в печке,
Ей с утра –с сумкой наперевес.
А что впроголодь…Бегать легче
По пяти деревенькам окрест.

В деревнях –старики да дети,
Бабы - в поле, то сеют, то жнут.
Почтальонку вдали приметят
И с сердечной тревогой ждут.

Треугольник – живой! Удача!
Коли  серый казенный конверт –
Замолчат, закричат, заплачут…
И померкнет в глазах белый свет…

Защемит у девчонки сердчишко
От людского горя и бед…
Тяжела эта сумка слишком,
Если там от беды привет.

Вести черные –похоронки,
Горя горького череда.
Письмоносице, почтальонке
Без вины дали имя –Беда.

Малолетка еще, девчонка –
Только в косах полно седины.
Письмоносица, почтальонка,
Разносящая вести с войны.

 

 

1: Я понял! Эти письма должны прочитать мы, дети 21 века, и рассказать всем о них! И тогда их герои станут бессмертны! Потому, что они будут жить в каждом из нас! А мы всегда будем помнить о них!

 

2: Читай! Пожалуйста, читай!

 

3: Слушайте! «После боя…»

 

Чтец №2

 

 «Отошлю я письмецо».

Елена Благинина

Раскудрявилась берёзка

Возле нашего окна.

Прибежала письмоноска,

Принесла письмо она.

Я сидела песни пела

У окна на сундуке...

Вижу, мама побелела,

Письмецо дрожит в руке.

Я вскочила, подбежала,

Письмецо отобрала.

Я его к груди прижала,

Я конверт надорвала.

А читать-то не умею!

Мама плачет — не прочтёт...

Мы сидим и плачем с нею

Просто-напросто впричёт.

Нам бы век не разобраться

Да пришёл сосед — Лука

И прочёл письмо от братца,

Краснофлотца-моряка.

Он здоров, он фрицев лупит,

Он недаром на войне!

Он вернётся, куклу купит

И подарит куклу мне.

 

 

Заставка письма (читаем по одному письму) - Поварницын И.Д. (читает М.С.М.)

 

В: Как же было людям тяжело в военные годы… Тем, кто воевал и тем, кто находился в тылу! Мы узнаем об этом намного позже по рассказам, книгам, фильмам. Фильмам, в которых всегда рядом, слезы и радость, счастье и любовь, подвиг и мужество!

 

Песня: «О той весне»

 

В: Наши прадеды вернулись с войны живыми весной 45 года! Но тридцать миллионов людей навсегда остались на полях сражения, подарив нам жизнь, взамен отдав свою!

 

3: Сколько же разных судеб были спрятаны в этой сумке (берет одно письмо в руки). Вот одна из них: «Здравствуйте, дорогие мои матушка и батя! Еще немного, еще чуть-чуть и я буду дома...»

 

Чтец №3

 

Стихотворение: «Последний бой».

В 45-м подошли войска к границам рейха, 
Им стал преградой Одер на пути. 
Держали оборону немцы, без успеха, 
Пришлось им скоро с тех плацдармов отойти.

Но враг сражался, невзирая на потери, 
За каждый город, населенный пункт. 
На землю рейха допустить вас не хотели, 
Частям ударным не давали продвигаться в глубь.

Остановить порыв ваш было трудно,
Все приближали окончание войны.
Ведь сколько верст прошли солдаты дружно,
Теперь добить врага на их земле должны.

В апреле штурмом взяли их столицу, 
Вам приходилось воевать за каждый дом. 
Рвались к рейхстагу - символу арийцев, 
Победы знамя чтобы водрузить на нем.

Взят был рейхстаг, на шпиле реет знамя, 
И рады все, что кончилась война. 
От выстрелов ракет и пуль - по небу пламя, 
И ликовала вместе с вами вся страна.

В Москве торжественный парад Победы, 
Идут гвардейцы, гордо соблюдая строй. 
Под барабанный бой несут знамена, 
И вспоминают свой последний бой.

 

 

5: Этот боец обязательно вернется домой целым и невредимым, и внук его вернется живым только уже с другой войны, а я получу от него долгожданное письмо!

 

В: Главной связью с домом, с родными и близкими оставались письма, но не только они помогали выжить солдату. Были песни, стихи, ну и конечно шуточные интересные случаи, которые рассказывались в часы затишья. Вот одна из них.

 

Инсценировка стихотворения «Дед Степан»

 

В: Посмотрите, а к этому письму прикреплена фотокарточка. Какая красивая девушка, совсем еще девчонка, чуть постарше нас.

 

Чтецы № 4,5 (две девушки, одна в военной форме, другая в современной одежде)

 

Стихотворение: «Не суждено нам подругами стать».

Девушка1:Вновь за окном весна клокочет,

И сердце трепетно стучит.

А память помолчать не хочет,

А память с нами говорит!

Была весна и сорок первом,

И так же с гор неслись ручьи.

Войны ещѐ не знали вербы,

И громко пели соловьи.

И всѐ дышало тишиною –

Страна работала, жила.

Блистало небо синевою.

И вдруг нагрянула война!

И ты шинель надела,

Пилотку на кудрявый чуб.

Ты не хотела быть без дела,

Легли морщинки возле нежных губ.

Хотела б я тебя увидеть,

О чѐм-нибудь поговорить.

Я не хочу тебя обидеть,

Мне б только кое-что спросить.

 

(за спиной Д1 появляется Д2 в военной форме времѐн ВОв)

 

Девушка2: Ну что ж, я здесь, я за спиною.

Хотела говорить – скажи.

 

Девушка1: Я слышу холод, я не скрою.

Какая ты? Мне покажись!

 

Девушка2: Ты не увидишь, бесполезно.

Да разве это важно так?

Ты знаешь ведь, мне интересно,

Живѐтся вам на свете как?

Какие вас гнетут проблемы?

Какая нынче молодѐжь?

Какие трогают вас темы?

Век 21 чем хорош?

 

Девушка1:Век 21 очень классный,

В нѐм всѐ – нам интересно жить.

И молодѐжь у нас прекрасна.

Хотела б ты у нас побыть?

Мы бы пошли на дискотеку,

Сходили б вместе на каток,

Послушали б с тобой кассету

И посетили б кабачок.

 

Девушка2:Да, в кабачок мы не ходили,

Но танцы танцевать могли.

Мы тоже молодыми были,

И нас дороги вдаль вели.

 

Девушка1: А как с любовью? Было это?

Знаком это чувство вам?

Когда зима как будто лето,

Всѐ делишь с милым пополам!

 

Девушка2: Любовь знакома, как иначе?!

Всѐ на земле на ней стоит.

Мы в бой шли за неѐ, удачу.

А сердце, знаешь ли, болит.

 

Девушка1: А на войне не страшно было?

Вдруг пропадѐшь, погибнешь вдруг?

И как тогда твой будет милый,

Любимый и надѐжный друг?

 

Девушка2: Когда за Родину мы встали,

Надев шинели, сапоги,

Мы о любви не забывали,

На бой мы вместе с нею шли.

Она в окопах согревала,

Она в атаке шла вперѐд

И устали и лжи не знала.

Как сердце, знаю, она жжѐт.

 

Девушка1: Я прошлое по книгам знаю,

Вы тоже люди, вы не тени,

И память с возрастом не тает,

Ведь мы живѐм в двух измерениях!

Мне кажется, что мы подруги –

Я ощущаю это каждым нервом!

И протянула б к тебе руки

Из года нашего да в сорок первый.

 

Девушка2: Я вам завидую, девчонки

У вас всѐ в жизни впереди.

Вы можете дать жизнь ребѐнку!

Мне этот путь уж не пройти.

И в церкви мне не повенчаться,

Фаты не снимет муж-жених,

С друзьями нам не посмеяться,

Навеки голос наш затих.

 

Девушка1: Пожили вы совсем немного,

Но в жизни ярким был ваш путь.

Вела вас светлая дорога,

Вам не дано с неѐ свернуть.

Вы шли на бой, осознавая.

Где брали столько духа, сил?

 

Девушка2: Шли на врага, о смерти зная,

Никто пощады не просил.

Спасибо говорим за память!

Не зря мы шли под пулемѐт.

Хоть груз тоски на сердце давит,

Не зря погиб родной мой взвод!

Вы только память сохраните

Вперѐд на долгие года.

Пусть люди в стали и граните

О нас напомнят вам всегда.

 

Девушка1: Тебе пора? Уже уходишь?

Я не успела всѐ спросить.

Дорогу к звѐздам как находишь?

Я показать могу просить?

 

Девушка2: Зачем вам к звѐздам?

Не спешите!

Вы так красивы, молоды.

Живите, радуйтесь, дышите,

Над вами больше нет беды!

Прощай, нам больше не встречаться,

За нас пусть память говорит.

Приятно было пообщаться,

Душа по юности скорбит…(уходит)

 

Девушка1: Как жаль вас, девочки

подружки,

Ушли так рано в никуда.

И никогда для вас, девчушки,

Не упадѐт с небес звезда.

Никто не назовѐт любимой,

Не поцелует под луной.

Не быть тебе, родная, милой,

Единственной и дорогой.

В роддоме крик твой не услышат,

Тебе не доведѐтся знать,

Как ночью твой ребѐнок дышит

Спокойно, когда рядом мать.

Нам жизнь однажды всем дана.

И я хочу сейчас сказать:

Насколько трепетна она,

Нельзя еѐ нам прожигать!

Наркотики, табак и СПИД –

Вся молодѐжь сошла с ума.

Всѐ это нации вредит.

Вдруг выродится так она?

Фашисты убивали молодых,

А мы в себя стреляем сами.

Здесь нет сейчас своих, чужих.

Так что же происходит с нами?!

Давайте будем сообща

Бороться с этою бедою,

Ведь мы так молоды, друзья,

Нам нужно вместе встать стеною!

Тогда от нас отступит враг,

Ведь победили в сорок пятом,

И взвился над Рейхстагом флаг!

А мы ведь внуки тех солдаток!

 

 

В: Сколько же таких девочек уходили на фронт! Но разве об этом они мечтали? Им бы суженых ждать, детей растить, жизни радоваться!

 

На скамейке появляются дети, молодежь и женщина с маленькой девочкой.

Музыкальный фон.

 

Женщина: Здравствуйте, ребята! Можно нам присесть с вами?

Д: Конечно!

Женщина: А чем это вы так увлечены?

Д: Мы читаем письма! Письма с фронта!

Женщина: С фронта? Удивительно! Это же очень ценно! В нашей семье тоже есть одна ценность! Моя дочь никогда с ней не расстается! Это кукла – Аленушка! У нее своя история, своя жизнь!

 

 

Чтец №6

 

Стихотворение «Кукла»

Вероника Тушнова.
Много нынче в памяти потухло,
а живет безделица, пустяк:
девочкой потерянная кукла
на железных скрещенных путях.

Над платформой пар от паровозов
низко плыл, в равнину уходя…
Теплый дождь шушукался в березах,
но никто не замечал дождя.

Эшелоны шли тогда к востоку,
молча шли, без света и воды,
полные внезапной и жестокой,
горькой человеческой беды.

Девочка кричала и просила
и рвалась из материнских рук,—
показалась ей такой красивой
и желанной эта кукла вдруг.

Но никто не подал ей игрушки,
и толпа, к посадке торопясь,
куклу затоптала у теплушки
в жидкую струящуюся грязь.

Маленькая смерти не поверит,
и разлуки не поймет она…
Так хоть этой крохотной потерей
дотянулась до нее война.

Некуда от странной мысли деться:
это не игрушка, не пустяк,—
это, может быть, обломок детства
на железных скрещенных путях.
 

 


 

Танец «Дети войны»

 

Заставка письма – Коробова Виолетта

Ребята разбирают все письма и начинают поочередно читать.

 

Лера: Здравствуй, дорогая дочка Машенька! В первых строках своего письма хочу сказать тебе, что очень тебя люблю!

 

Артем: Привет, сестренка! Мы наступаем! Я знаю, Победа близка! Все будет Хорошо!

 

Денис: Саша, Нюра, братик Ваня! Шлю вам огромный привет издалека!

 

Савелий: Дорогие мама и батя! Простите, что давно не писал! Был в госпитале! Но сейчас со здоровьем все в порядке! Не волнуйтесь за меня!

 

Артем: Многоуважаемая моя, жена Екатерина Ивановна! Скоро я вернусь с Победой домой, и мы заживем лучше прежнего!

 

Лера: Любимая моя, Дашенька! Посмотри, на улице весна! Она прекрасна, как и ты!

 

Заставка письмо – Беркутова Л.В.

 

Чтец № 7

 

Стихотворение Г. Горбовского «Письмо».

На дне окопного оврага

добыл я гильзу из стены.

А в ней - истлевшая бумага,

письмо, пришедшее с войны.

 

Должно быть, кто-то перед боем

смочил графит карандаша

и с перемазанной губою

писал, как думал, - не спеша.

Вручал слова бумаге бренной,

писал, склоняясь к фитилю.

...И вот слова сожрало время.

И лишь одно сквозит: «лю-блю»...

 

Одно осталось… Но упрямо

горит сквозь всё, что в жизни есть...

...Что он «лю-бил»?.. Отчизну? Маму?

Иль ту, которую?.. Бог весть.

Любил и всё. Не по приказу.

А по приказу он в тот раз.

наверно, встал и умер сразу.

И вот воскрес.

Во мне. Сейчас.

 

 

Чтец стихотворение  «Баллада о матери»

Инсценировка песни «АЛЕШЕНЬКА»

 

Чтец №7

 

«Фронтовые письма» Эмилия Бояршинова.

Обратный адрес - почта полевая...

(Так и отец писал когда-то мне.)

По письмам с фронта -

Сколько ни читай их -

Мы вряд ли все узнаем о войне.

 

В них чаще слышно,

Вы поймете сами,

Родное эхо наших батарей.

О самом страшном

В письмах не писали,

Чтоб только не тревожить матерей.

 

Когда бойцы отступят в лютой схватке,

Солдат напишет, сдерживая стон:

"Ты не волнуйся ,мама,

Всё в порядке.

Опять идет в атаку батальон..."

 

А ранят - и в какой-нибудь Сарапул

Свезут бойца: уже не годен в строй.

"Не бойся, мама, просто поцарапан",-

Напишет он единственной рукой.

 

Напишет, как товарищ был отважен,

А как погибла рота - ни строки.

И только после:

Выживет - расскажет,

О чём они молчат, фронтовики.

 

Они давно всё поделили сами

В своей крутой,

В своей святой судьбе:

Всё светлое и радостное - маме,

А горькое и страшное - себе.

 

По письмам с фронта -

Ты перечитай их

И станешь сам и строже и сильней!-

Ты всё о нашем воине узнаешь.

И это будет правда о войне.

 

 

 

 

 Чтецы преподавтель и студент

Стих «Рассказ про войну»

 

Баб, расскажи нам про войну,

Что вы детки, не могу

Я о ней лишь понаслышке,

Из рассказов, да по книжке,

Бабушка про то молчала

Спросим, плакать начинала

Видно ,трудно вспоминать

Близких не легко терять.

Знаю ,прадед был Герой

Черноморец боевой

Ранен был, по морю плыл

Фашист корабль разбомбил.

Доплыл до берега, лечили

Да серьёзны раны были,

Стала бабушка вдовой

Мал мала, одна с семьёй.

Да сколько было их таких

Вдов совсем ведь молодых,

Выживали, как не знаю

Знаю, фронту помогали

Лес валили, торф копали

Носки с перчатками вязали,

А дома детки, есть просили

Господи, вот так и жили.

Помните про это детки

За нас погибли ваши предки,

Мир на землю и покой

Подарил, Солдат-Герой!

Поклон им низкий,

ВСЕМ от нас,

Ну вот цыплятки, весь рассказ.

 Татьяна Сивова

 


Заставка письма – Мартюшева Г.М.

 

Песня  «Белые птицы»

 

В: Идет война до песен ли!.Зачем они в страшное военное время? Выжить бы...Но надо выстоять и победить! И народ поет военные песни. Песни о войне - это песни о Родине, о встрече и разлуке, об утрате и надежде. Песни Победы! Песни, которые свяжут ниточкой эти две такие непохожие, военную и мирную жизни.

 

Ансамбль «Родные сердца» - попурри военных песен.

 

В:  74 года прошло с тех пор, как вернулись солдаты с войны и мы победили! 74 года мы не слышим звуков бомбежек и грохота снарядов! 74 года над нами мирное небо! Но эта повесть в треугольных конвертах долетела до нас сквозь годы, чтобы мы всегда с вами помнили, в сердцах и душах своих — помнили, совершая дела и поступки свои — помнили, мечтая и любя на этой земле — помнили, кому мы обязаны жизнью!

 

Песня «Память»

 

В: Есть очень добрый обычай Руси:

В память бессмертия душ

Ставить  к иконам пламя свечи

Тем, кто не встретиться уж.

Эта свеча частица любви

Память о тех, кого нет.

Мы зажигаем, и помни о них

Жизни негаснущий свет!

 

Минута МОЛЧАНИЯ

 

 

43 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий