Автор: Серова Светлана Валентиновна
Страна: Российская Федерация
Город: г. Новоспасское
Организация: МОУ Ново-Томышевская ош им.Героя Советского Союза И. Ф. Жукова
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

Проявление русского характера как черты национальной принадлежности в ходе ВОв

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ново-Томышевская основная школа им. Героя Советского Союза И. Ф. Жукова

Новоспасского района Ульяновской области

                                                                                                                       

              Проявление русского характера

как черты национальной принадлежности

в ходе Великой Отечественной войны (Курская битва)

и в рассказе А. Н. Толстого «Русский характер»

 

Работу выполнила Серова Светлана Валентиновна-

учитель русского языка и литературы первой категории

муниципального образовательного учреждения

Ново-Томышевская ош им. Героя Советского Союза И. Ф. Жукова

Новоспасского района Ульяновской области.

 

 

Разработка урока литературы в 7 классе.

 

2020

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: изучить с учащимися произведение о Великой Отечественной войне  А. Н. Толстого «Русский характер» и страницы истории войны, в частности, Курскую битву.

Задачи:

-  помочь учащимся за строками произведения А.Н. Толстого увидеть, как выковывался и закалялся русский характер в горниле кровопролитных битв Великой Отечественной войны;

- помочь учащимся увидеть место, где совершил свой подвиг герой рассказа, побольше узнать фактического материала о том самом большом танковом сражении на Курской дуге, в котором участвовал Егор Дремов;

-  воспитывать чувство патриотизма: непримиримость к войне как злу и насилию, уважение к ветеранам войны, гордость  за народ, сумевший  выстоять и победить в самой жесточайшей из войн двадцатого столетия.

 - активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению

Оборудование: портрет А. Толстого;

 - презентация на тему «Разгром немецко-фашистских войск под Курском»;

 -  эпизодов рассказа А.Н.Толстого «Русский характер», выполненные в качестве индивидуальных     заданий учащимися ;

  - выставка книг о войне.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

  • Ребята, совсем скоро наша страна будет отмечать 75-летие  Победы над фашистской Германией. Это великий государственный праздник  наших дедов и прадедов и всех  народов, которые  победили в этой страшной войне. И , наверное, наша страна не победила бы врага, если бы не наш народ, который самоотверженно и мужественно сражался за свою Родину, за своих родителей, детей, жен.

Ребята, скажите, пожалуйста, а можно ли их назвать патриотами? Как вы понимаете этот термин?

Ответы учащихся.

  • Правильно,  ребята.  А вот какие определения патриотизму даются в словарях.

Патриотизм - (от греч. patriotes - соотечественник - patris - родина), любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.

Патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу (словарь Ожегова).

  • А вот как написал о патриотизме современный молодой поэт Александр Гаврюшкин. Это отрывок из его стихотворения, которое так и называется  «Патриотические стихи».

Патриотизм – когда Отчизну любишь,
Придётся если, то и жизнь отдашь.
Лишь с нею свою душу не остудишь,
К ней столько чувств – в словах не передашь.

  • А считаете ли вы себя патриотами? (ответы учащихся)
  • Тема сегодняшнего урока поможет нам почувствовать себя патриотами, русскими, осознать частицей русской нации, проникнуться уважением и гордостью за великий ратный подвиг, совершенный  отцами и дедами в годы Великой Отечественной войны.

 Произведение, которое мы сегодня будем изучать, называется «Русский характер». Его написал   А.Н.Толстой. Каким же нужно было обладать характером, как любить свою землю, народ, чтобы выстоять и победить. Об этом размышлял А.Н. Толстой в годы войны в рассказах-очерках «Русские воины», «Что мы защищаем?», «Москве угрожает враг», «Разгневанная Россия», «Родина», «Русский характер». В своих произведениях А.Н. Толстой прослеживает истоки русского национального характера, русской государственности, внушая веру в непобедимость народа. Знание русского характера давало право А.Н. Толстому так уверенно говорить о неизбежности  победы над фашистами. О характере русского человека Толстой правдиво поведал в одноименном  рассказе, который вошел в цикл произведений, объединенных общим названием – «Рассказы Ивана Сударева» (1942-1944).

 Жизненность и достоверность этих рассказов были настолько велики,  что многие читатели писали А.Н. Толстому письма с просьбой сообщить адреса героев, о которых он писал, передать им привет.

Беседа.

  • Ну а теперь давайте с вами обратимся к рассказу (заранее учащимся было предложено дома внимательно прочитать рассказ). Дома вы прочитали самостоятельно рассказ.
  • Понравился ли он вам?
  • Как зовут главного героя?
  • Какие эпизоды в этом рассказе особенно по­нравились и почему?

(Рассматривание и обсуждение рисунков  учащихся ).

  • А теперь давайте вместе с вами найдем в рассказе момент описания боя, передайте содержание описанного А. Толстым боя, его детали.

(Мне понравился эпизод схватки Егора и его экипажа с фашист­скими «тиграми».

А мне запомнилось, как воевал Егор во время Курского побоища, когда немцы уже истекали кровью... но случилась беда и с Егором, его танк был подбит вражеским снарядом и загорелся. Водитель Чувилев вытащил из танка Дремова. Мне хотелось ему помочь...)

  • А сейчас давайте с вами узнаем, что это была за операция - «Курская битва»?

Сообщение с презентацией  на тему «Курская битва, операция "Ци­тадель» учителя истории или подготовленного ученика.

План лекции.

  1. Новые виды оружия немецких войск: танки типа «Тигр» и «Пантера».
  2. Название «Курская дуга» — выступление двух фронтов: Централь­ного и Воронежского.
  3. Курская битва. Расстановка сил. Этапы.
  4. Крупнейшее танковое сражение у деревни Прохоровка.
  • Об этой страшной битве так вспоминает в стихотворении «Солдат» (1943) поэт-фронтовик Алексей Сурков (читает ученик-ассистент):

Стирая рукавом

Со лба густую кровь,

Перед бойницей вражеского дота,

Укрыт глубоким рвом,

Он целится и вновь

Сечет разящей строчкой пулемета.

Взрывается снаряд,

Земля летит вразброс,

Осколки рвут бугры болотных кочек,

А пули все летят,

Как будто в землю врос

Ожесточенный боем пулеметчик.

Смешался с кровью пот

Солдатского труда,

Несутся с лязгом танки по полянке...

И динамит, и тол, и воющий металл,

И злая лихорадка автомата...

Он в этот ад вошел, он в пламени познал

Свой трудный долг пехотного солдата.

В ходе Курской битвы были освобождены города Орел, Белгород, позднее — Харьков. На этом завершилась Курская битва.

Один из немецких генералов писал впоследствии: «В результате про­вала операции "Цитадель" мы потерпели решительное поражение. Бро­нетанковые войска, пополненные с таким большим трудом, из-за боль­ших потерь в людях и технике на долгое время были выведены из строя. Инициатива окончательно перешла к русским».

Но не стоит думать, что противник был сломлен. Ему еще не раз уда­валось отбивать крупные населенные пункты.

  • «В чем же проявился   патриотизм русского народа в ходе Курской битвы?» (Русским воинам всегда были присущи муже­ство, героизм, чувство долга перед Родиной и народом.)

Анализ образов и событий.

  • А сейчас давайте с вами вернемся  к рассказу и разберем его подробнее.
  • Как писатель рисует портрет Егора Дремова до и после ранения? Найдите и зачитайте текст.

Первый отрывок:  «Среди других Егор Дремов заметен сильным и соразмеренным сложением и красотой. Бывало вглядишься, когда он вылезает из башни, - бог войны"! Спрыгивает с брони на землю, стас­кивает шлем с влажных кудрей, вытирает ветошью чумазое лицо и не­пременно улыбается от душевной доброты».

  • Останавливаем внимание на словах бог войны \\ душевная доброта.  (У него была добрая душа) Учащиеся говорят, что по своей натуре русский народ — добрый, миро­любивый народ.

Второй отрывок: Егор Дремов выжил и даже не потерял зрение, хотя лицо его было так обуглено, что местами виднелись кости. Восемь месяцев он пролежал в госпитале, ему делали одну за другой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши. Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на своё и теперь не на своё лицо. Медсестра, подавшая ему маленькое зеркальце, отвернулась и заплакала. Он тотчас ей вернул зеркальце.

  • Как воевал Егор Дремов (доблестно, у него много орденов, и естъ даже золотая звездочка).
  • Не смотря ни на что, Егор не разучился улыбаться.  Как характеризует Егора его улыбка? ( улыбка Егора жизне­утверждающая. Егор прошел через суровые опасности, которые не сломили его и которые закалили в нем патриотические чувства, он обладает огромной внутренней силой, верой в победу над вра­гом.)
  • «На войне, - пишет Толстой, - вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остается в человеке ядро».
  • Как вы понимаете эти слова? О каком ядре идет речь?( Это ядро- оптимизм русского народа, вера в Победу.)
  • А почему, как вы думаете, автор не описывает изуродованного лица героя? (Автор сознательно не описывает изуродованного лица героя.  Потому что он душой не урод. Толстой дает лишь одну деталь: у генерала Егор «усмехнулся меловыми, прямыми, как щель, губами».)
  • Какое впечатление производит обезображенное лицо Егора на окружающих? (Медсе­стра — «отвернулась и заплакала», генерал — «старался не глядеть на  него», Катя — «откинулась, испугалась».)
  • Как говорит Егор о своем несчастье?( «Бывает хуже, с этим жить можно...».)
  • О чем свидетельствуют эти слова? Какие качества  раскрываются в его отношении к себе?(Слова Егора свидетельствуют о непоколебимости воли героя, а его поведение у генерала о наличии чувства собственного достоинства и умении смотреть правде в глаза: «Я урод, но это делу не помешает».)
  • Что испытывает Егор, подходя к родному дому? (ответы учащихся)
  • Какую роль игра­ет пейзаж в описании душевных переживаний героя?
  • О чем он думает? Зачитайте текст. ( Пейзаж помогает по­нять душевные переживания Егора, охватившее его чувство одиноче­ства: «Было сыро, пустынно, студеный ветер одинокой тоской насвис­тывал в уши». Толстой очень тонко отражает настроение героя. Ребята чувствуют колебания и сомнения Егора, понимают, что он боится причинить душевную боль своим родителям. Как примут и переживут родители и Катя его уродство, как отнесутся к его несчастью?)
  • Что примечательного заметили вы в поведении матери еще во вре­мя пребывания Егора дома?( Она проявила особую доброту и сердечность, она выстирала портянки, вымыла сапоги, старалась накормить гостя вкусным. Егора мучает вопрос: нужен ли он кому-нибудь с таким ли­цом, если дома никто его не узнал? )
  • Когда появилось у Егора твердое решение уйти? Почему? Зачитайте текст. (Боль от необходимости скрывать свое имя, чтобы не испугать мать, переходит в обиду от сознания, что родные его не узнали: «...Да при­знайте же вы меня, урода, отец, мать!».)
  • Ребята, это страшно, когда человека не узнают самые родные люди.

Сломился ли Егор? Как он поступил?( Беда не сломила Егора. Он не хо-чет чувствовать себя инвалидом, решает вернуться на фронт, бить врага, Егор - человек мужественный и скромный, наделен настоящей человеческой красотой.)

  • В чем же видит А.Н. Толстой сущность русского характера? Давайте вернемся к началу рассказа и к концу и зачитаем текст Толстого.

Русский характер! Поди-ка опиши его... Рассказывать ли о героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, - который предпочесть. Вот меня и выручил один мой приятель небольшой историей из личной жизни. Как он бил немцев - я рассказывать не стану, хотя он и носит Золотую Звёздочку и половина груди в орденах. Человек он простой, тихий, обыкновенный, - колхозник из приволжского села Саратовской области. Но среди других заметён сильным и соразмерным сложением и красотой.

Недели через две пришло от матери письмо…

…Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила — человеческая красота.

  • Выясняем, что сущность русского характера - и в героических подвигах, и в человеческих отношениях друг к другу, в красоте взаимоотношений, в любви к Родине.
  • О какой же человеческой красоте  говорит автор рассказа? (Красота человека прежде всего выражается в характере, в его воле. Че­ловек может быть красивым, если он даже лицом уродлив, как Егор Дремов. Вот слова Егора Егоровича — отца Егора Дремова: «Таким лицом... гордиться нужно...» И для Кати лицо — не суть человека, не главное в нем: «Егор, не отсылайте меня... я с вами собралась жить навеки...»)

 

Подведение итогов урока

  • Ребята, мы с вами сказали, что сущность русского характера в любви к Родине, в героических подвигах.  А разве это не одно и тоже, что и патриотизм? (Одно и то же).
  • Значит, словосочетание  «русский характер» и  слово «патриот» в данном рассказе обозначают одно и тоже?

-      Можем ли мы с вами переименовать данный рассказ и назвать его «Патриот»?  (Да).

  •  Чему может научить нас рассказ Толстого?
  • Что вы открыли на нашем уроке для себя?
  • Да, физические способности человека ограничены в своих возможностях, но кто определит возможности его духа? Кто измерит степень отваги в бою, бесстрашие и твердость перед лицом врага, когда человек, начисто лишенный всяких возможностей, оказывается способным на сокрушающий взрыв бесстрашия?
  • - Как вы понимаете смысл названия сегодняшнего урока?

В одной из своих статей известный писатель –фронтовик  В. Быков писал: "Пусть же никогда не черствеют наши сердца к завоеваниям и ранам войны. Нельзя строить будущее без памяти о прошлом, нельзя пренебречь величайшим из человеческих потрясений - всенародным подвигом, преподавшим людям настоящего и будущего векопамятный урок свободолюбия и величия духа".

Домашнее задание:

Минисочинение : «Человек с русским характером. Какой он?»

62 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий