Автор: Никитаева Ирина Александровна
Страна: Российская Федерация
Город: Анюйск
Организация: МБОУ "ЦО" с.Анюйск
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

«Личностно –ориентированный подход в воспитании учащихся патриотических качеств: от теории к практике»

 

Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых. Становится понятной необходимость построения такой системы обучения и воспитания школьников, которая удовлетворяла всем требованиям, предъявляемым к учебно - воспитательному процессу в школе.

   Личностно-ориентированный подход отличается от традиционного тем, что ребенок не просто "заполняется" информацией (знаниями), но еще приобретает умения и навыки в практическом и психологическом плане, исходя из собственных личностных качеств и природных способностей.  Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а, следовательно, означает становление субъектно-объектных отношений. Внедрение личностно-ориентированного подхода в воспитание позволяет создавать  условия для самореализации учащихся, развития способности адаптироваться к условиям новой жизни. Планируя работу в объединении по интересам, я за основу беру такие общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Родина, Знания, Культура, Мир, Труд, Земля.

 Работа в объединении по интересам ведется по разным направлениям. Направление «Родина» предполагает расширение у ребят круга знаний по истории Беларуси, её традициях, культуре, формирование чувства патриотизма, гордости за свою Отчизну. По данному направлению проводятся информационные часы по патриотическому воспитанию: «Страна, где я живу», цикл бесед «Символы государства, области, района»,  «Ещё раз о правах и обязанностях», «Что значит быть гражданином», «Их имена забыть нельзя». Был проведён цикл бесед «Выдающиеся имена».

Проблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в нормативных документах Министерства образования РБ.

Проблема патриотического воспитания приобретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности учащихся.

Сегодня мы понимаем определение патриотического воспитания как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Воспитание молодежи в современном обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, детских и молодежных организаций.

Духовность человека  заключается в любящем отношении к другому человеку, в приоритетности чужих интересов над собственными.  Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта. Моральные качества, приобретенные человеком в детстве, по большей части, остаются в нем на всю жизнь.

В связи с этим приоритетными направлениями и составными частями образовательного процесса является гражданско-правовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения. Чтобы воспитать информированных, думающих о сообществе граждан, не достаточно только говорить о демократических идеях, нужно дать им возможность познакомиться с этими навыками и ценностями на практике. Жизнь показывает, что глобальные изменения в окружающем нас мире могут начаться с малого поступка: с посаженного дерева, очищенного ручья, помощи ближнего… поступок влечет за собой не только конкретное действие, но и положительный пример.

Сегодня в системе образования Республики Беларусь сложились определенные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся. Формирование у них чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свой выбор, является одной из главных задач образования. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание является одним из основных системообразующих факторов воспитательной системы. Чтобы воспитать информированных, думающих о сообществе граждан, не достаточно только говорить о демократических идеях, нужно дать им возможность познакомиться с этими навыками и ценностями на практике. Жизнь показывает, что глобальные изменения в окружающем нас мире могут начаться с малого поступка: с посаженного дерева, очищенного ручья, помощи ближнего… Поступок влечет за собой не только конкретное действие, но и положительный пример. И этот пример должен исходить от нас взрослых.

У В.П. Астафьева есть замечательные слова «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина – он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда – никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине… Родина – это всё: и, прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, её праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям, а главное – труд, творческий созидательный труд».

   Цель: освещение вопроса личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе, а так же воспитание у учащихся патриотических качеств, создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему такими качествами как сострадание, сочувствие, чувства собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира, потребностью участвовать во всех делах на благо семьи, школы, родного края.

  Задачи:

  • развивать элементарные представления о наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • воспитывать ценностное отношение к семье, к своей малой родине, России, государственной символике, родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; старшему поколению;
  • способствовать воспитанию чувства любви, долга, ответственности, национальной гордости, готовности к защите Отечества;
  • формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
  • воспитание бережного и ответственного отношения к природе;

Основные направления в системе патриотического воспитания: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое, социально-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое.

Духовно-нравственное воспитание -осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Историко-краеведческое воспитание - система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

Гражданско-патриотическое воспитание воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

Военно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Социально-патриотическое воспитание направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Героико-патриотическое воспитание составная часть, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

Спортивно-патриотическое воспитание направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите  Родины.

Основные направления патриотического воспитания в  МБОУ «Центр образования» с. Анюйск

  • «Я и семья»
  • «Моя школа»
  • «Мой родной края-моя малая Родина»
  • «Я- россиянин»
  • «Доброе сердце»

      Данные направления реализуются в ряде мероприятий:

«Я и семья»

Огромное значение в воспитательной работе имеет связь с семьёй. По этому направлению работа строится по принципу сотрудничества. Родители должны понять, что классный руководитель любит его ребёнка и желает только добра. Стало традиционным проведение общешкольного праздника ко Дню матери, проведение выставки фотографий, рисунков «Подарок для мамы». Особое место отводится досуговой деятельности, которая представляет собой содержательный, развивающий отдых, свободное общение. Традиционными стали такие мероприятия, как День именинника, «Летняя оздоровительная площадка».  Такого рода мероприятия позволяют классному руководителю лучше узнать детей, раскрыть их творческие возможности и способности, сплотить учащихся в единый коллектив, увлечь полезным делом, учат общению, не оставляя без внимания ни одного ученика.  Данное направление реализуется через следующие мероприятия: акция  «Добровольцы- детям»,  День правовой помощи детям ,  «Формирование семейных ценностей», научно- практическая конференция «Первые шаги в науку», общешкольные и классные мероприятия совместно с родителями (Всероссийский Кросс нации, День матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, Лыжня России) Участие родителей в родительских собраниях, социологических опросах, советах профилактики, подведение итогов школьных конкурсов «Лучший класс», «Лучший ученик», «Самый активный».  

«Моя школа»

Ребята школьного кружка «Пресс центр» собирают и оформляют материал «Летопись школьной жизни», а также ежегодно научно – практической конференции учащиеся выбирают такие темы как «Юбилейные даты школы», «Историческая хроника», «Наши выпускники», «Ими мы гордимся…», тем самым пополняя сведения об истории школы.

Данное направление реализуется в следующих мероприятиях:  всероссийская  акция «Открытый урок «Мир без нацизма», День экологической опасности, акции «Засветись».

  • Всероссийской акции  «Пристегнись!»
  • Месячник  гражданской обороны
  • Месячник ПДД
  • Месячник  «В мире прекрасного»
  • Декада  профессиональной ориентации
  • Мероприятия по профилактике  распространения ВИЧ/СПИД в молодежной среде
  • Акция «Я и дорога»
  • Мероприятия по  формированию антикоррупционного мировоззрения учащихся
  • Выборы школьного президента
  • Месячник ученического самоуправления
  •  «Декада  спорта и здоровья»

«Мой родной края-моя малая Родина»

Ребята школьного кружка «Пресс центр», а также участники Научно – практической конференции  собирают, оформляют материал и выступают с материалом, который направлен направленным на освоение культурных  ценностей своего народа. Данное направление  учит уважительному отношению к обычаям и традициям своего народа, прививает  учащимся любовь к чтению, познакомить с  произведениями чукотской литературы, способствует расширению и обогащению словаря дошкольников,  воспитывать патриотизм к родному краю, селу.

   В школе стали традиционными такие мероприятия, как  конкурс чтецов «Пою тебе, моя Чукотка», информационно - выставочная серия  «Поэты и писатели Севера», выставка поделок  «Моя Чукотка», инсценирование  сказок севера,  спортивно -развлекательное мероприятие по НВС.

1. Декада Чукотки

2. Мероприятия  по гармонизации межэтнических отношений

3. Мероприятия  по проведению Международного года коренных народов мира

4. Международный день родного языка

5.Создание тематических экспозиций:

  • «Я гражданин»
  • «Труду нелёгкому мы посвятили многолетия…»
  • Выставка старых фотографий жителей села и участников Великой Отечественной войны «Мы должны знать своих земляков и гордиться ими»

Поисково-информационная работа материала о умерших ветеранах-участниках Великой Отечественной войны, проживавших в с. Анюйск, для создания экспозиций  «Великой Победе-75», «Спасибо за мир!»,  «Мы рисуем мир!».

3. Создание сквера  памяти А.Г. Керека

В 2013 году творческая группа  МБОУ «Центр образования» с. Анюйск обратилась а Главе  сельского поселения с предложением установить в селе Анюйск памятную табличку в честь замечательного человека, педагога с большой буквы, учителя учителей, методиста, приверженца родного языка и хранителя народных традиций, автора учебников по чукотскому языку, этнографа  Александра Григорьевича Керека. Его именем названы  ежегодные Окружные педагогические чтения. Толчком к рождению данной идеи стал факт его работы и жизни в нашем селе в 60-70-е годы прошлого столетия.

В ходе обсуждения идеи творческая группа получила поддержку Главы сельского поселения Заводчикова А.Ф., Совета депутатов села, администрации МБОУ «Центр образования» с. Анюйск. В свою очередь Глава внёс предложения расширить границы проекта и разбить сквер в память не только А.Г. Керека,  но и фронтовиков, участников ВОВ, проживавших в с. Анюйск.

Уникальность идеи состоит в том, что подобного памятного места нет ни на территории Чукотки, ни на территории России.

Глава поселения озвучил план проведения работ по созданию сквера и выразил надежду на помощь односельчан в благоустройстве и озеленении памятного места

В  школе среди  учащихся  6-8 классов проведён конкурс  на лучший эскизный проект будущего сквера, произведена  расчистка и отсыпка места для сквера, заложены проект будущего сквера, произведена расчистка и отсыпка места для сквера,  заложены средства на изготовление стелы. Сквер был поставлен летом 2015 года. По сей день данное место различных школьных, поселковых мероприятий, таких как: Митинг 9 мая, Международный день коренных народов Севера и многие другие.

 «Я- россиянин»

Данное  направление предполагает расширение у ребят круга знаний по истории России, её традиций, культуре, формирование чувства патриотизма, гордости за свою Отчизну. По данному направлению проводятся классные часы по патриотическому воспитанию: «Страна, где я живу», цикл бесед «Символы государства и Чукотского края», « Ещё раз о правах и обязанностях», «Что значит быть гражданином», «Конституция  РФ», Их имена забыть нельзя», посвящённый ветеранам и труженикам тыла села».

Реализация происходит  в следующих мероприятиях: военно-патриотический  месячник,  акция «Воссоединение», урок Мира, мероприятия, посвящённые празднованию Победы Великой Отечественной  войне, всероссийская    патриотическая  акция  «Аллея России», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», молодёжная  акция  «Весну Победы в каждый дом», День Героев Отечества, День неизвестного солдата, Всероссийская  патриотической акция «Воссоединение», Уроки мужества, День молодого избирателя, Всероссийская  патриотическая акция  «Дети Росси- за мир!», месячник   «Истоки народных традиций», декада  «Семья. Память. Отечество», День  солидарности в борьбе с терроризмом, внеклассное  мероприятие  «Самый  Большой Урок в Мире», всероссийский словарный урок.

Формы организации мероприятий различные: беседа, классный час, библиотечный час, спортивное соревнование, ролевая игра, путешествие, экскурсии, рассказ, дискуссия, работа с книгой, демонстрация кинофильмов, показ картин, карт, схем; познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, фестиваль песен.

Каждому патриотическом у направлению, проведённым декадам, месячникам были оформлены  информационные тематические  стенды.

«Доброе сердце»

В реализации направления «Доброе сердце» предусматривается усвоение социальных ценностей личности. По этому направлению проводятся беседы, диспуты по социально-нравственной тематике: «Поговорим о милосердии», «О жадности и жадинах», «Если друг оказался вдруг… »,  «День толерантности», всероссийская акция «Уроки добра».  Ребята активно принимают участие в работе как классного самоуправления, так и общешкольного, приобретая таким образом социальный опыт.

Среди учащихся  школы было проведено  анкетирования «Проявление качеств патриотов у учащихся». В анкете участвовало   62 ребёнка, было 3 вопроса:

  1. Есть ли патриоты среди твоих товарищей?
  2. Совершал ли ты патриотические поступки?
  3. Где человек может проявить патриотизм?

Большой процент учащихся, считают, что они не могут совершать патриотические поступки. В их сознании патриот – это прежде всего герой, тот кто не пожалел жизни для счастья своей Родины. Подвиг, по мнению подростков, это поступок, связанный с риском для жизни, и его можно назвать патриотическими (тушение пожара, освобождение людей от террористов).

В  качестве примеров патриотизма учащиеся приводят уход за памятниками и братскими могилами, помощь ветеранам и сиротам войны, сознательное и добросовестное отношение к учебе.

В  работе учителей по патриотическому воспитанию учащихся преобладают формы и методы, воздействующие в основном на сознание учащихся – беседы, встречи, рассказы о героях. При таком подходе к воспитательному процессу возникает разрыв между патриотическими знаниями подростков и имеющимся у них опытом патриотического поведения. Что такой разрыв существует, подтверждают общие представления учащихся о сферах проявления патриотизма.

  Результатом этих  мероприятий  является то, что дети знают свою  национальную принадлежность, традиции российского народа и историю России; государственные праздники и символику Российского государства; ценности многонационального российского общества; разнообразие природы, народов, культур и религий Российского государства. уважительно относится к иному мнению, истории и культуре других народов; овладеют начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире; быть самостоятельными и ответственными за свои поступки; уважать и ценить старшее поколение, людей труда, героев и защитников своего Отечества; любить и беречь природу своего края, своей Родины.

  Учащиеся приобретают готовность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, ценностно – смысловые установки, отражающие их индивидуально – личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности. Ребята выполняют проблемные задания, применяя творческий и поисковый характер, планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей; определять наиболее эффективные способы достижения результата; находят и анализируют информацию  о конструктивном разрешении конфликтов посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Направления работы:

  • Продолжение работы учителям-предметникам, классным руководителям в области патриотического воспитания,  по мере возможности внедряя практические занятия по данному направлению;
  • Создание школьного музея;
  • Создание летописи и фотоальбома школы;
  • Сохранение сквера  памяти А.Г. Керека;
  • Сохранение и приумножение школьных традиций в направление образования и воспитания патриотов своей страны.

Воспитание уважения к государственным символам Российской Федерации, повышение их роли в патриотическом и гражданском воспитании учащихся – неотъемлемая часть воспитательной деятельности образовательных учреждений. Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете.

   В ходе систематической совместной работы по указанным направлениям на первый план выходит приоритет личности человека — ученика, родителя, учителя. Поэтому, работая с детьми, стараюсь придерживаться определённых заповедей:

  • принимать ребенка таким, какой он есть, с его слабостями и недостатками, стремлениями и темпераментом;
  • увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества;
  • для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце - способность к общению, к признанию равенства души;
  • потихоньку, не ожидая быстрых результатов, учить маленького человека чувствовать другого человека;
  • главное – идти вместе с детьми по пути их взросления: именно вместе, а не рядом, именно участвуя, а не наблюдая.

    Если почаще вспоминать эти правила, то школа станет местом, где «раскрываются сердца», а сам образовательный процесс — учебником жизни, инструментом разрешения жизненных проблем и личностного роста каждого ученика.

Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. "Личностно-гуманная основа педагогического процесса".: Мн., 1990.
  2. Бондаревская Е.В., Бермус Г.А. "Теория и практика личностно-ориентированного образования" // Педагогика,  1996, № 5.
  3. Гусинский Э.Н. "Образование личности": М., Интерпракс, 1994.
  4. Под редакцией Е.Н. Степанова, М.А. Александровой «Классному руководителю о классном часе», технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа.: М., «ТЦ Сфера», 2002.
  5. Черникова Т. В., Сукачева Г. А. «Старшеклассник без стрессов и тревог», программы занятий методические рекомендации.: М., «Глобус».
  6. Осипова И. «Личностно ориентированные способы конструктивной коммуникации с учащимися». 2006.
  7. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: 2000. 8.
  8. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996.

 

21 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий