Автор: Афрам Элина Елиасовна
Страна: Луганская Народная Республика
Город: Кировск
Организация: ГБОУ ЛНР "Кировская СОШ № 3"
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

Литературно-музейная композиция «Дорогами славы и войны»

 

Класс: 7-9.

Цели:

Обучающая:

  • обучение творческому восприятию лирического произведения;
  • проследить историю Великой Отечественной войны, историю страны через лирические произведения военных лет;
  • актуализировать и углубить знания учащихся о ВОВ.

Развивающая:

  • развить познавательный интерес учащихся;
  • развить творческие и актерские способности учащихся.

Воспитывающая:

  • воспитать чувство патриотизма и гражданского самосознания; чувства гуманизма и альтруизма;
  • воспитать ценностное отношение, уважение к людям и событиям ВОВ.

Задачи:

  • Развить навыки выразительного чтения и актерского мастерства.
  • Показать межпредметные связи: литература, история, музыка.

Тип урока: литературно-музейная композиция.

Оборудование: книжная выставка «Поэзия фронтовых лет», портреты писателей-фронтовиков, презентация, телевизор, проигрыватель.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

Ведущая.

22 июня 1941 года, в самую короткую ночь года, немцы вероломно вторглись на территорию нашей Родины. Это было лето, время каникул, отпусков, страна жила своей мирной жизнью. Старшеклассники только что сдали выпускные экзамены. И в один миг все оборвалось. На наши мирные города обрушились бомбы, враг пошел по нашим дорогам, деревням, городам, не щадя никого: ни мужчин, ни женщин, ни стариков, ни детей.    Уже 24 июня 1941 г. в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.И. Лебедева-Кумача «Священная война».

Начиналось оно так:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

        Вскоре композитор Александров написал музыку на эти стихи. А 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на фронт. 

Звучит песня «Священная война», кадры кинохроники.

В первые же дни войны на фронт в качестве бойцов, командиров, корреспондентов ушло около тысячи писателей. Для некоторых это была не первая война: для Николая Тихонова она была четвёртой, для Алексея Суркова – третьей, для Константина Симонова – второй.

«С первых дней годины горькой, в тяжкий час земли родной» наши писатели встали в строй борцов за правое дело, разделив со своим народом его судьбу. Через песню, короткий рассказ, лирическое стихотворение они рассказывали главную правду о войне, о сражавшемся народе.

Ведущий: Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа.

По горячим следам войны создавали они, надевшие военную форму, свои произведения. Константин Симонов, Александр Твардовский, Семен Гудзенко, Расул Гамзатов, Муса Джалиль, Юлия Друнина и многие, многие другие... Поэзия фронтового поколения стала одним из самых ярких и значительных литературных явлений. Но это было уже после Победы... Перелистаем же с вами героические страницы...

Видеоряд под песню «В землянке»

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

 

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

 

Ты сейчас далеко-далеко.

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти - четыре шага.

 

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.

Ведущий: В первые дни и месяцы войны, а также летом 1942 года фронтовая обстановка складывалась не в нашу пользу. Врагу оставались города и села. В таких условиях, как никогда, возрастала роль поэтического слова, вселявшего уверенность в победе. "Я прошел по той войне, а она прошла по мне", - говорит поэт фронтового поколения Давид Самуилович Кауфман, литературный псевдоним которого Давид Самойлов. Он прошел войну в пехоте бравым и веселым пулеметчиком.

Со своей ротой Самойлов воевал до победного конца, освобождал Польшу, участвовал в боях за Вислу в январе 1945 года и победу встретил в Берлине... Возможно, вы задавали себе вопрос - как становятся поэтами? Вчитываясь в строки стихотворений Самойлова, понимаешь, что поэтами рождаются.

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые.
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Ведущий: Константин Симонов еще до сорок первого года внес в литературу некое предощущение войны, обратившись к теме мужества, героизма, человеческой причастности к событиям эпохи.

Когда началась война, Симонову было 26 лет, но он уже был известным военным корреспондентом и признанным поэтом. Войне и ее героям он посвятил большое количество стихотворений. Наиболее ярким и сильным является «Жди меня». Это стихотворение Константин Симонов написал в 1941 году, оно посвящено любимой женщине Валентине Серовой.

А вот про стихотворение «Любовь» нам, к сожалению, мало что известно. Его сейчас расскажет нам библиотекарь школы Пшеничкина Н.П.

Выступление Пшеничкиной Н.П. Стихотворение «Любовь»

Когда на выжженном плато

Лежал я под стеной огня,

Я думал: слава богу, что

Ты так далеко от меня,

Что ты не слышишь этот гром,

Что ты не видишь этот ад,

Что где-то в городе другом

Есть тихий дом и тихий сад,

Что вместо камня - там вода,

А вместо грома - кленов тень

И что со мною никогда

Ты не разделишь этот день.

Но стоит встретиться с тобой, -

И я хочу, чтоб каждый день,

Чтоб каждый час и каждый бой

За мной ходила ты, как тень.

Чтоб ты со мной делила хлеб,

Делила горести до слез.

Чтоб слепла ты, когда я слеп,

Чтоб мерзла ты, когда я мерз,

Чтоб страхом был твоим - мой страх,

Чтоб гневом был твоим - мой гнев,

Мой голос - на твоих губах

Чтоб был, едва с моих слетев,

Чтоб не сказали мне друзья,

Все разделявшие в судьбе:

- Она вдали, а рядом - я,

Что эта женщина тебе?

Ведь не она с тобой была

В тот день в атаке и пальбе.

Ведь не она тебя спасла, -

Что эта женщина тебе?

Зачем теперь все с ней да с ней,

Как будто, в горе и беде

Всех заменив тебе друзей,

Она с тобой была везде?

Чтоб я друзьям ответить мог:

- Да, ты не видел, как она

Лежала, съежившись в комок,

Там, где огонь был как стена.

Да, ты забыл, она была

Со мной три самых черных дня,

Она тебе там помогла,

Когда ты вытащил меня.

И за спасение мое,

Когда я пил с тобой вдвоем,

Она - ты не видал ее -

Сидела третьей за столом.

         Ведущий. Поэтесса Юлию Друнина 17-летней выпускницей в 1941 г. добровольно ушла на фронт. Юля была медсестрой, санитаркой в пехоте и не где-нибудь в госпитале, а на самой передовой, в пекле, где под огнем приходилось некрепкими девичьими руками вытаскивать тяжелораненых.

На войне всем нелегко. Бойцы собою закрывали огненную картечь на линии фронта. Их матери, сестрёнки и братишки работали в тылу, падая от усталости и недоедания. Но что приходилось испытывать девушкам, ушедшим на фронт? Что чувствовали они? Могли ли они с мужской твердостью идти в бой, могли ли они плакать от горечи и боли, как женщины в тылу?

Памяти однополчанки – Героя Советского Союза Зины Самсоновой «Зинка» (чтение по ролям)

1. Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

 

- Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

 

У тебя есть друзья, любимый.

У меня лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

 

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

 

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг приказ: 'Выступать вперед!'

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

 

2. С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

 

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

 

Мы не ждали посмертной славы,

Мы со славой хотели жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлоокий солдат лежит

 

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские хаты пели

О рязанских глухих садах.

 

3. Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

 

У меня есть друзья, любимый

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

 

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб она тебя не ждала.

         Ведущий. Александр Твардовский был, прежде всего, журналистом. Поэтому с 1939 по 1946 гг. он принимал участие во всех боевых действиях в качестве военного корреспондента. Это наложило отпечаток на все творчество поэта. Его художественные произведения напоминают публицистические очерки. Это усиливает их эмоциональное воздействие, так как позволяет читателю стать непосредственным свидетелем событий. В 1942 г. Твардовский написал стихотворение «Рассказ танкиста», основанный на реальной истории из жизни. Главный герой остался неизвестным, он стал олицетворениям множества подобных военных историй.

 

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

 

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей.

 

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду вёдрами — не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют…

 

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит — не выглянуть из башен, —

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

 

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, — столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

— Товарищ командир, товарищ командир!

 

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там, в саду…

— Да где же, где?.. — А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

 

Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! —

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка — мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырём.

 

Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

 

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шёл большой пожар.

И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —

И руку, как товарищу, пожал…

 

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

         Ведущий. 9 мая наша страна отмечает День Победы. Каждый год наш народ кланяется великим тем годам, хотя прошло 75 лет. С первого дня войны и до последнего люди совершали бессмертные подвиги во имя победы над фашистами-врагами всего человечества. Всё меньше остаётся в живых тех, кто сражался за нашу Родину. Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. Дорогой ценой было завоёвано счастье жить и трудиться под мирным небом. И память об этом живёт в сердцах людей.

4. Рефлексия.

  • Что вам понравилось в сегодняшней литературно-музейной композиции?
  • С какими новыми авторами вы познакомились? Назовите их произведения.
  • Какие стихотворения вам больше всего запомнились? Почему?

5. Подведение итогов.

Ребята, сегодня мы с вами прошли военные страницы большой книги под названием «Русская литература». Наш долг – донести благодарную память поколений потомкам. Мирного неба над головой вам, ребята!

20 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий