Скажут: было светло – не верьте,
Скажут: было тепло – не верьте,
Скажут: было легко – не верьте.
Будь все это, не было б смерти.
С. Сорин.
22 июня 1941 года в 12 часов дня по радио передали обращение советского правительства о начале войны с фашистской Германией. Жестокая война навязала народу суровую формулу жизни: «Все силы на отпор врагу, на помощь фронту!»
Трудящиеся встретили сообщение правительства о разбойном нападении с готовностью дать отпор агрессору, каких бы усилий и жертв это ни стоило. Их гнев и возмущение действиями фашистов переплавлялись в дела и поступки, которые нужны были Родине для ее защиты. В Ставропольском крае, как и по всей стране, была объявлена мобилизация. У военкоматов и призывных пунктов скапливались очереди из числа желающих идти на фронт.
Одновременно с мобилизацией местные органы повсеместно развернули подготовку боевых резервов для действующей армии, вовлекая в нее все мужское население призывного возраста. Так постановлением бюро крайкома партии Ставропольского края вводилось обязательное военное обучение всех коммунистов. В МТС, совхозах, школах механизаторов, автоколоннах военная подготовка проходила без отрыва от производства.
Угрожающее развитие событий на советско-германском фронте потребовало предельного напряжения сил народа, концентрации резервов и возможностей Советского государства не только для укрепления Красной Армии, повышения ее боеспособности, но и для решения задачи гораздо большего масштаба – превращения всей страны в единый военный лагерь. Армия не могла выстоять без всенародной поддержки, без надежного, действующего на пределе возможностей тыла. Ибо, как учит опыт истории, самая лучшая армия может оказаться разгромленной, если не будет в достаточной степени вооружена, снабжена продовольствием, обучена.
Тыл не просто должен был работать на войну; от его состояния, эффективности ведущих отраслей производства зависел исход борьбы на фронте. Советские люди хорошо понимали, что ход войны, судьба страны будут определяться вкладом каждого, усилиями и решимостью всех защитить Родину, что самоотверженный труд и патриотические поступки тружеников тыла в условиях войны приобрели такое же значение, как и ратный труд воинов на фронте. Позже будут говорить: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд».
Ставрополье в довоенные годы не считалось промышленно развитым районом, но его потенциал, экономические возможности позволяли превратить край в одну из надежных баз снабжения армии. К началу сентября колхозы и совхозы на три четверти выполнили план сдачи хлеба государству – страна получила 65 миллионов пудов зерна, а осенью большинство хозяйств завершило выполнение годовых плановых поставок мяса, молока, шерсти, яиц. К концу года государству было сдано 471,7 тыс. центнеров мяса, 661,7 тысячи декалитров молока. Газета «Правда» отмечала в сентябре 1941 года: «Советские люди отлично понимают, что в обстановке войны каждый пуд хлеба крайне дорог для обеспечения Красной Армии и населения…» Ставропольский край в газете назван в числе передовых в стране. Весной 1942 года женщины-трактористки Ставропольского края выступили инициаторами Всесоюзного соревнования. «Правда» поддержала почин: «Пусть соревнование, начатое трактористками Ставропольщины, Терека и Кубани станет повсюду массовым, действенным».
В годы войны на Ставрополье были сформированы 53-я кавалерийская дивизия (позднее – 4-я гвардейская), входившая в корпус генерала Л.Д. Доватора, сражавшаяся под Москвой, в Белоруссии и Германии; 343-я стрелковая дивизия, воины которой проявили беспримерную стойкость и героизм в боях под Ростовом, в Сталинградской битве (где она стала 97-й гвардейской), а летом 1943г. – в сражении на Орловско – Курской дуге, Ставропольцы воевали в составе 30-й, 56-й и 5-й им. Блинова кавалерийских дивизий и в других воинских соединениях.
Осенью 1941г. в городах края были введены продовольственные карточки на хлеб, сахар и кондитерские изделия. Их получили рабочие, служащие, иждивенцы, дети до 12 лет. В день рабочему и служащему выдавали по 400 – 500 граммов хлеба, иждивенцам по 300 – 400. Личное потребление населения края снизилось почти наполовину. Колхозники продовольственные карточки не получали. Серьезной проблемой для местных властей стала проблема беженцев. Уже в июле на территорию края стали прибывать эвакуированные из Молдавии, Украины, Белоруссии. Осенью 1941г. в крае насчитывалось до 210 тыс. беженцев. Ставропольцы помогали беженцам чем могли, по – братски делили скудный тыловой паек, снабжали одеждой, предоставляли кров. Несмотря на все тяготы и лишения ставропольцы из личных сбережений внесли в фонд обороны и приобрели облигаций военного займа на 513,7 млн руб. на эти средства были построены танковая колонна «Ставропольский колхозник», бронепоезд «Комсомолец Ставрополья» и звено самолетов «Пионер Ставрополья». За годы войны колхозы и совхозы дали Родине 120 млн. пудов хлеба, примерно 100 – 120 тыс. тонн мяса, 130 тыс. тонн молока. Жители края собрали для воинов Красной Армии 30 тыс. полушубков, 70 тыс. пар валенок, 150 тыс. пар теплых носков.
Летом 1942 года немцы развернули наступление на Сальском, Ставропольском и Краснодарском направлениях. Немецкие армии прорвали нашу оборону и вышли на новые рубежи. Тысячи женщин и девушек рыли окопы в сорокоградусную жару для армии в стратегических направлениях. Каторжный труд под палящим солнцем. Старались ставропольцы спасти урожай, запасы продовольствия. «Все для фронта! Все для победы!».
Более двухсот тысяч передовиков производства были награждены орденами СССР, свыше 16 млн. тружеников тыла - «Медалью за доблестный труд в Великой Отечественной войне». С такой отдачей могли работать только люди, которые в трудовом служении Родине видели свой гражданский, патриотический долг, цель своей жизни.
Уже в первые месяцы после освобождения территории края от немецко-фашистских захватчиков волей и мужеством ставропольцев стало налаживаться, казалось бы на пустом месте, производство всего, в чем так нуждался фронт. Усилия буквально всего городского и сельского населения направлялись на быстрейшее возрождение заводов, фабрик, железнодорожного транспорта, колхозов и совхозов, на включение их в работу на нужды фронта.
Вновь создаются ударные фронтовые бригады, широко развернуто соревнование. Молодые ставропольцы бросили призыв: «На фронте дерется боец за троих, а ты за троих работай!».
Ударный труд был нормой поведения, законом жизни тех, кто, приближая победу, исполнял свой долг перед Родиной.