Время игры. – 1 час
Аудитория. Учащиеся 5-8 классов.
Актуальность.
Одна из проблем этого возраста заключается в построении новых отношений со сверстниками. Этот процесс далеко не всегда проходит гладко и безболезненно. Уровень напряжения в подростковой группе часто бывает очень высок. Игра дает детям возможность прожить ситуации индивидуального и группового решения различных задач и проанализировать преимущества и недостатки того или иного подхода. Для достижения цели участники должны действовать максимально эффективно в любых группах, найти взаимопонимание с разными людьми.
Цель: Сформировать экипажи – группы для квеста «Колонизация
Задачи:
• развивать внутригрупповые отношения;
•определить свои жизненные ценности;
• научиться анализировать происходящее;
• научиться принимать ответственность за свое решение и результаты своей деятельности.
Содержание игры:
Участники игры попадают в Виртуальный центр подготовки экипажа, который отличается от реального тем, что здесь можно сразу же увидеть и обдумать последствия и результаты своих действий. Участники делятся на экипажи в соответствии с полученными карточками. В ходе выполнения заданий участники набирают баллы, принимают коллективные и индивидуальные решения.
Материалы и требования к организации игры.
В зависимости от количества участников, формируется команда Кураторов экипажей. Игра требует довольно большого количества людей для организации и проведения, потребность в которых тем выше, чем больше участников. Необходимы два ведущих и несколько помощников, которыми могут быть и педагоги, и старшеклассники. Основная миссия помощников, ведущих – обрабатывать результаты выполнения заданий, отмечать нарушения правил игроками, подсчитывать баллы, помогать в организации работы участников.
Необходимые материалы:
Сценарий игры
Во время регистрации участников игры, каждый из них получает карточку с ключевым словом, которое является названием экипажей, на которые впоследствии участники разделятся. ( Например: «Птицы», «Млекопитающие», «Деревья» и «Цветы»). Желательно при наличии детей разного возраста, заранее равномерно распределить участников с учетом возрастных категорий.
1. Ведущий.
-Уважаемые участники игры «Центр подготовки экипажей». Рады приветствовать вас на борту нашего научного корабля. Сегодня вам предстоит важная миссия подготовиться к квесту «Колонизация Марса». Подготовительный этап вы успешно прошли. Каждый из вас получил именные карточки, на которых есть дополнительная информация в виде ключевого слова.
Обратите внимание, наше научное пространство разделено на 4 зоны. В каждой зоне находится Куратор зоны и соответственно вашего экипажа.
- Кураторы зоны обозначьте свое присутствие (кураторы поднимают таблички)
2. -Участники игры разойдитесь по своим экипажам.
(Участники расходятся по экипажам в соответствии с карточкой, которую они получили при регистрации).
3. Ведущий.
- Кураторы экипажей познакомьте членов группы с правилами игры и шкалой рангов, которые будут им присвоены по окончанию игры. На это вам дается 2 минуты.
Правила.
Ведущий.
Обратите внимание на монитор нашего научного центра. Все ваши достижения отображаются на экране монитора. По окончанию игры каждый из вас получит баллы, которые войдут в общий зачет команды.
От 0 до 50 баллов: ученик
От 51 до 100 баллов: бакалавр
От 101 до 150 баллов: магистр
От 151: мастер
4. Ведущий.
Экипажи внимание! Мы начинаем!
« Многие годы человек может прожить, не задумываясь над тем, что наполняет смыслом его жизнь. Но однажды может случиться так, что сломается привычный ход событий, и человек будет вынужден покинуть нашу планету и оказаться в ином мире. Для каждого из нас – это испытание. Никому не удастся вернуться прежним, изменения неизбежны. Какими они будут – зависит только от вас.
В Виртуальном центре подготовки экипажа вы сможете получить необходимые навыки для успешной колонизации другой планеты. Двигаясь по виртуальному миру, каждый из вас будет набирать очки, являющиеся результатом выполнения заданий. Здесь вы сможете пройти путь от Ученика до Мастера. Успех в делах определяется количеством заработанных очков, успех в командной работе – слаженной и дружной работой всей команды.
2. Ведущий.
- Внимание экипажи! Объявляется «Первый этап подготовки». Время нахождения на этом уровне строго ограничено. Сигналом к началу и завершению нахождения на уровне будет сигнал «СТАРТ», окончанием -«ФИНИШ». Команды даю даю я –СВЕТЛЫЙ МАГИСТР. Почему СВЕТЛЫЙ спросите вы. Если есть светлый значит, есть и ТЕМНЫЙ. Да. Совершенно верно. ТЕМНОГО МАГИСТРА никто не видел и не знает в лицо. Но он среди нас. В его полномочиях давать «штрафные баллы» тому, кто нарушает правила игры или ведет себя некорректно по отношению к другим членам экипажа. Будьте бдительны и соблюдайте правила игры.
Каждый из вас получает индивидуальное задание «Файл» № 2 от своего куратора. Время, которое отводится на решение заданий 10 минут. (Приложение №2. Разный порядок вопросов).
(Кураторы раздают индивидуальные задания.)
Звучит команда «СТАРТ»
Дети самостоятельно работают над заданиями, указанными в файле № 2. Помощники наблюдают за поведением детей, отмечают нарушения правил «штрафными баллами». Через 10 минут раздается звуковой сигнал «ФИНИШ»
Ведущий: Кураторы соберите работы и сдайте в Центр подсчета результатов.
Пока идет обработка результатов и подсчет баллов, команды продолжают игру.
3. Ведущий.
- Внимание экипажи! Начинается «Второй этап подготовки».
Задача №1. Экипажи (называются экипажи) пройдите в Зону №1. Экипажи (называются экипажи) пройдите в зону №2. Команды расходятся по двум зонам.
Во время второго этапа кураторы объясняют содержание данного этапа.
«Внимание! Сейчас вы – команда космического корабля, совершавшего межпланетный перелет и только что приземлившегося на неизвестную планету. Невдалеке от места приземления вы обнаруживаете другой межпланетный корабль, который также только что совершил посадку. Намерения экипажа этого корабля вам неизвестны. У вас, как и у экипажа второго корабля, есть 2 варианта: выходить из корабля для контакта с внеземной цивилизацией или не вступать в контакт. Вы должны принять групповое решение, как вы поступите. Экипажи у вас есть 5 ходов».
Кураторы координируют работу групп. После принятия решения выходит один представитель от экипажа и с помощью табличек («Рукопожатие» или «Отказ от контакта») обмениваются информацией. Кураторы экипажей отмечают, какое решение принимает тот или иной экипаж в «Листе решений»
Ведущий.
4. - Второй уровень нашей игры окончен.
Пока результаты заносятся в компьютер, экипажи вместе с кураторами проводят анализ, почему они выбирали тот или иной выход из сложившейся ситуации.
(В это время помощники подсчитывают количество баллов, которое получили экипажи. Правила: Если команда приняла решение выйти (позитивное решение проблемы) +5, если не вступать в контакт (негативное решение -5). И это количество начисляется каждому участнику экипажа.
5. Ведущий.
- Внимание! Вы выходите на Третий уровень. Прошу команд, пройти к кураторам. Кураторы - обозначьте свое местонахождение (кураторы поднимают таблички)
Ведущий:
- Сейчас вы получите листы с логическими заданиями от своих кураторов. Время выполнения ограничено и составляет 10 мин
Кураторы выдают детям листы с заданиями. (Приложение 3),
Ведущий дает сигнал «Старт».
По истечении 10 минут звучит сигнал «ФИНИШ». Дети сдают листы с заданиями. Задания, принесенные позже двухминутного перерыва после звонка, не принимаются и не засчитываются.
IV. Формирование групп для участия в мастер классах. Подведение итогов.
Ведущий.
- Пока подводятся итоги, каждый экипаж получает задание.
(Кураторы раздают вам карточки с названиями профессий будущего).
- Ваша задача:
( Участники знакомятся с профессиями, обсуждают их назначение, и, исходя из своих предпочтений, выбирают для себя профессию, объясняют в группах свой выбор). Кураторы объясняют цель – формирование групп для участия в дальнейших мастер классах.
Ведущий.
- Внимание! Обработка информации завершена.
- Игра окончена. Прошу всех занять свои места для подведения итогов.( Дети проходят к своим местам).
- Каждый из вас начинал игру в ранге «Ученик». Посмотрите на свои результаты и соотнесите их с таблицами «рангов».
V. Рефлексия.
- В каком «ранге» вы окончили игру? Довольны ли вы достигнутым результатом?
Возможны несколько вариантов рефлексии. Среди них:
Ведущий.
- Игра завершена. Экипажи вы успешно преодолели все задания, приняли решения и готовы продолжить свой путь.