Автор: Динара
Страна: Российская Федерация
Город: Старотимошкино
Организация: МОУ СОШ р.п Старотимошкино
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

"Три Героя моей малой Родины"

 

Пояснительная записка.

 Рабочий посёлок Старотимошкино является родиной трёх Героев Советского Союза Умеркина Абдулхака Сагитовича, Абдрезакова Али Касимовича, Богданова Хамзи Салимовича, которые родились и получили школьное образование в нашем посёлке, но после Отечественной войны не вернулись на свою малую Родину. Поэтому, к сожалению, должного внимания, изучения и сохранения их подвига не получило. Нами был проведён опрос, знают ли молодёжь и жители посёлка о подвигах, совершённых их земляками. Опрос показал, что большинство (96%) респондентов не обладают информацией.

Исходя из изложенного, музейно-ученическим и педагогическим советом школы было решено начать поисково-исследовательскую работу по изучению биографии и боевого пути Героев- земляков. В течение 2018 года в школе реализовывался проект «Три Героя моей малой родины. Был собран и систематизирован богатый исторический материал о Героях- земляках. Установлена связь с родными и близкими Героев. Итогом работы также стало присвоение школе имени героя СССР Богданова Хамзи Салимовича.

Итоги исследовательско-поисковой деятельности презентовались в рамках празднования 74-годовщины победы в Великой Отечественной войне.

Одной из форм презентации итого работы мы выбрали мероприятие в музее вечер памяти «Подвиг солдата не забудем в веках»

«Имеем ли мы право забывать, что стоили нам мир и свобода? Разве не было бы такое забвение предательством перед памятью павших воинов, перед горем безутешных матерей, одиноких вдов, осиротевших детей? Этого нельзя забывать во имя нашей упорной борьбы за мир, которая немыслима без горькой памяти о бедствиях минувшей войны»

С.С. Смирнов «Брестская крепость»

Цели: способствовать формированию чувства сопричастности драматическим страницам             истории Великой Отечественной войны через изучение военного и жизненного пути Героев- земляков, сохранению преемственности поколений, воспитанию у обучающихся уважения к историческому наследию Победы.

Задачи:

-  Восстановить хронологию военных событий на примере героических подвигов Героев-земляков Умеркина Абдулхака Сагитовича, Абдрезакова Али Касимовича, Богданова Хамзи Салимовича .

- Побудить интерес учащихся к истории своей малой родины.

- Подвести к пониманию того, что рабочий посёлок Старотимошкино внёс заметный вклад в победу над врагом.

Форма проведения: Вечер -памяти.

Место проведения: Школьный Комплексный краеведческий музей

Оборудование: Проектор, экран, ноутбук, музейная экспозиция, информационные баннеры «Три Героя моей малой роды»

Продолжительность: 50 минут

Возраст обучающихся: 13-14 лет

Ход урока.

Вступление:

Учитель –Добрый день. Наше мероприятие   я бы хотел начать с вопроса: «Ребята, кто для вас супергерой?»

Ответы детей

Учитель: Ребята, а теперь узнаем, как на этот вопрос ответили жители России.

Просмотр видео социального-эксперимента «Настоящие Герои»

Действительно, у нас в стране очень много героев. И сегодня, ребята, я для вас подготовил мероприятие «Подвиг солдата не забудем в веках», посвященный трём Героя Советского союза - уроженцам р.п. Старотимошкино

На фронт из нашего посёлка в разные годы Великой Отечественной войны ушли 1140 человек, которые воевали на всей протяженности линии фронта из них 490 погибли, 550 вернулись. В музее хранится память о них в альбомах «Старотимошкинцы, вернувшиеся с Победой» и «Старотимошкинцы, оставшиеся на полях сражений».

Великая Отечественная война 1941-1945 годов была важнейшим героическим периодом в истории нашего Отечества. С самого начала она была освободительной войной нашего народа за свободу и независимость Родины против нацистской Германии и ее союзников.

Сегодня мы с вами вспомним такие страшные события той войны, как «Оборона Севастополя», «Битва на Курской дуге», «Сталинградская битва», «Берлинская операция».

Оборона Севастополя связана с именем Героя Советсткого Союза Умеркина Абдулхака Сагитовича, который родился в 1917 году в нашем посёлке Старотимошкино Барышского района тогда ещё Куйбышевской области. В Великой Отечественной войне с первых дней.

Хроника обороны Севастополя –(видео)

17 декабря 1941 года гитлеровское командование, бросив свыше семи дивизий, начало с разных направлений наступление на Севастополь. Двадцатичетырёхлетний лейтенант Габдельхак Умеркин в это время был назначен командиром батареи 134-го полка.

 С января по май 1942 года шли бои за сохранение своих позиций и укрепление линий обороны.

В июне основной удар немцы направили на высоту возле станции Мекинзиевой Горы, на которой расположился наблюдательный пункт командира батареи Умеркина.

Две атаки гитлеровцев были отражены. В третий раз гитлеровцам удалось прорвать первую линию нашей обороны. Около пятидесяти немецких солдат окружили наблюдательный командный пункт. (На экране памятник 134-Гаубичному полку)

Последние дни обороны Севастополя были особенно тяжёлыми. Противник беспрестанно бомбил: около сотни самолётов держали под обстрелом высоту, на которой располагалась батарея Габдельхака Умеркина. Затем к переправе двинулась колонна танков. Батарея Умеркина перенесла огонь на неё. Каждый боец осознавал, что помощи им ждать неоткуда. Все пути перерезаны, а кольцо всё сужалось.

Умеркин, связавшись с командованием, доложил обстановку.

Инсценировка « Диалог Абдулхака Сагитовича с командованием».

Луч прожектора направлен на созданную атмосферу блиндажа. Слышны взрывы, грохот  канонады.

Абдулхак Сагитович-У нас нет иного выхода, как вызвать огонь на себя.

Командующий- Товарищ Абдрезаков, защищайте высоту до последней капли крови, продержитесь до прибытия подкрепления.

Голос автора- Командование, хорошо понимало положение батареи, но однако спешно прийти на помощь не могло, поэтому судьба всех бойцов  легла на плечи Умеркина. В тяжелых раздумьях прошло ещё несколько томительных минут. Абдулхак Сагитович принял решение прорвать кольцо окружения.

В окружении Абдулхак Сагитович был тяжело контужен, но не покинул поле боя. За два дня, корректируя огонь своих орудий, он уничтожил батарею миномётов врага, около двух рот солдат, три танка и 10 машин с военным снаряжением.

Командующий- Командующий Приморской армией генерал Петров. Поздравляю Вас, Абдулхак Сагитович,  с присвоением звания Героя Советского Союза.

Голос автора - Генерал ещё хотел что-то добавить, но связь внезапно прервалась…

Прожектор гаснет.

Учитель- В этих сражениях бойцы батареи Умеркина проявили исключительное мужество и героизм. Об их подвигах писала фронтовая газета «За Родину» в номере от 22 июня 1942 года (на экране).

А сейчас мы с Вами переместимся на Сталинградский фронт, где воевал наш земляк Абдрезаков Али Касимович, а вместе с ним город обороняли еще 8 наших земляков, трое из них, включая Абдрезакова, имеют медаль «За оборону Сталинграда» .

Али Касимович Абдрезаков родился 21 декабря 1912 года в селе Старотимошкино, в Красной армии с июня 1941 года командир отделения 614 отдельного сапёрного батальона.

Видеохроника о Сталинградской битве.

Во время Сталинградской битвы 19 ноября 1942 года Абдрезаков показывал образцы мужества и отваги: со своим отделением он снял тысячи вражеских мин, сделал сотни проходов в проволочных ограждениях, а также на нейтральной стороне заминировал поля. И вот засеребрился легендарный Днепровский рубеж.

Инсценировка. На экране фрагмент из художественного фильма «Форсирование Днепра».  Тревожная музыкаГолос автора: Днепровский рубеж фашистские стратеги называли неприступным, так как укреплён он был по последнему слову военной науки.

Наше командование решило форсировать реку без всякой перегруппировки, чтобы не дать опомниться врагу. Отдельный штурмовой батальон возглавил Али Касимович.

 Блиндаж, за столом солдат в образе Али Касимовича что-то пишет…

Али Касимович - Перед нами стояла задача сделать проходы в проволочном и минном заграждении, провести через них штурмующие подразделения. На реке десант был обнаружен фашистами. В осеннем небе взметнулись десятки осветительных ракет. Вода вспенилась от шквального пулемётно-миномётного огня противника. На одной из лодок выведен из строя весь экипаж. Оставшиеся в живых израненные сапёры поворачивают лодку к своему берегу. Вторую лодку уносит течением. И только наша лодка упорно продвигается к правому берегу. Мы достигли мёртвой зоны, где шквал пуль проносился над головой… и вот берег. Но по кромке воды проходит первая линия проволочного заграждения… Мы бросились по пояс в ледяную воду. Четверо из восьми моих бойцов были ранены, и я решил отправить их обратно на свой берег. остались втроём.

Огонь врага по реке притих. Работать приходилось под бледным светом ракет. Каждый из нас сделал в трёхрядном проволочном ограждении проход шириной в десять метров, снимая мины. Я прокричал: «Готов!» и реку заполнили лодки штурмовых групп. «Ура-а-а!»- гремело над рекой. Мне казалась, что встала вся Россия. Фашисты опешили, но, опомнившись, бросили всю силу огня на штурмующих. Неожиданно с левого фланга ударили пулемёты, губительный отсечный огонь стал косить наши штурмующие цепи. Мне пришлось вдоль обрыва подползти к пышущему пороховым пламенем дзоту и бросить три гранаты в горло вражеского дзота. Отсечный пулемётный огонь врага прекратился. И весь до нитки мокрый, обессиленный я свалился и, собрав силы, во весь голос крикнул: «Славяне! Сюда!». Громоподобное «ура» я уже услышал в глубине вражеской обороны и  понял: важный плацдарм взят.

Голос автора:  Потери Красной Армии в битве за Днепр составили свыше 1,5 миллиона человек. По свидетельствам очевидцев, Днепр покраснел от крови, а тела, словно каменная стена, останавливали воду... Этими воспоминаниями  Али Касимович поделился с журналистом газеты «Патриот». На вопрос: «Если бы вам не удалось подавить огненную точку гранатами», Али Касимович уклонился и не ответил.

Учитель: После победы под Сталинградом немецкая армия впервые начала отступать, а советская армия начала решительное наступление, остановить которое можно было только на Курской дуге, где в битве с врагом принимали участие и 18 наших земляков-старотимошкинцев, среди которых был  Богданов Хамзя Салимович.

Видеохроника «Курская дуга».

Учитель: Богданов Хамзя Салимович родился в  р.п. Старотимошкино в семье рабочего . Он родился 1904. работал слесарем на Старотимошкинской суконной фабрике. В 1920 году окончил 2 класса школы 2-й ступени в родном селе. В Красной Армии – с 1923 г., окончил Ульяновскую пехотную школу, в 1929 г. – курсы бронетанковых войск в Ленинграде, в 1939 г. – Военную академию им. М.В. Фрунзе. На фронте с июня 1941г.

С июня 1941 года начальник оперативного отделения штаба 24-й танковой дивизии. Воевал на Северном и Ленинградском фронтах учувствовал в обороне Ленинграда. В сентябре 1942г. по октябрь 1943 командир 34-го отдельного танкового полка. Участвовал в Великолукской операции, битве на Курской дуге. Отличился в ходе Берлинской операции.

22 апреля 1945 год бригада под его командованием вышла в районе канала Тельтов и, ведя тяжёлые бои с крупными силами противника, захватила плацдарм на его северном берегу. 25 апреля 1945 года бригада одной из первых ворвалась в Берлин, обеспечивая продвижение к центру города других частей 6 гвардейского танкового корпуса.

Видеохроника «Штурм Берлина».

Награждён двумя орденами Ленина, тремя орденами красного Знамени, орденом Кутузова II степени, Отечественной войны I степени, медалями.

В своем очерке «Знакомство с Героем» член Союза писателей России Хабибуллина Галина Васильевна так описывает своё знакомство с Хамзей Салимовичем.

Инсценировка: (Галина Васильевна в образе молодой девушки пишет за печатной машинкой свой очерк)

       -Хамзя Салимович, извините, что нарушаю ваши раздумья, мне нужно представить вас читателям. Знакомьтесь: Герой Советского Союза Хамзя Салимович Богданов, в прошлом – командир мотострелковой бригады, бравшей штурмом Берлин, ныне – директор Мельниковского училища, который так описывал свою работу.

 - У меня 210 учеников – славные ребята, будущие механизаторы. Там, где мы когда-то сеяли пули и снаряды, эти ребята будут сеять рожь и пшеницу. Мне очень хочется, чтобы все они были настоящими людьми…

     И когда его спрашивают: почему ты работаешь? Почему не уходишь на отдых? Он отвечает, что странно слышать такое. Ведь жизнь – это труд. Как можно чувствовать себя живым человеком, если ничего не делаешь?..

После разговора с ним я задумалась ….

     Что вело в бой бывшего рабочего парня? Награды? Нет, в бой вели его ни жажда славы, а святой долг гражданина Советской земли, защитника людей труда. Он воевал за братство народов, за украинцев, белорусов, за поляков, немцев, чехов и словаков, австрийцев, за мир и дружбу на планете, за высокое звание – Человек.

       Главное, чем одарила судьба Хамзю Богданова – умный расчёт в бою, строгость в выполнении приказа и личная отвага. Восемнадцать лет военной службы до Великой Отечественной войны, постоянная учёба по овладению знаниями военного искусства закалили его характер. Готовил он себя к будущим испытаниям.

 

Учитель: Память о прошлом – это не только скорбь у братских могил. Память учит нас любить Родину, беречь мир, дает силы в трудные периоды жизни, вселяет веру в торжество добра и правого дела.

Самая важная задача - сохранить память о наших с вами родных, которые проливали кровь на фронтах Великой Отечественной войны. Если каждый  в свой семье сохранит историю о своём Герое, это будет самый большой вклад в сохранение правды той страшной войны. Это наш человеческий и гражданский долг перед этими людьми и перед Отечеством.

А теперь мне хочется вернуться к вопросу, звучавшему в начале нашего мероприятия: «Кто для вас супергерой?». Так кто же он- настоящий Герой?

Ответы детей.

Действительно, настоящие Герои –это обычные люди из обычных городов и деревень нашей необъятной Родины, стоявшие насмерть у стен Брестской крепости и Сталинграда, не отступившие под Москвой и Ленинградом, не отдавшие ни пяди своей земли врагу, освободившие всю Европу от фашистского ига, штурмовавшие Берлин, выжившие ценой нечеловеческих усилий и отдавшие свои жизни во имя торжества справедливости, во имя жизни на земле. Настоящие Герои- это и люди, которые ковали Великую Победу в тылу: выращивали хлеб, стояли у станков, делая снаряды, умирали от голода и холода в блокадном Ленинграде. Мы  должны помнить об этом.

Закончить мероприятие мне хотелось бы стихотворением

   Друг мой!

Бдителен будь на Земле, под которой я стыну!

Право требовать это я смертью в бою заслужил.

Я ушел на войну.

Я убит в день рождения сына.

Я убит — чтоб он жил.

Я убит — чтоб ты жил.

Константина Симонов

Пояснительная записка.

 Рабочий посёлок Старотимошкино является родиной трёх Героев Советского Союза Умеркина Абдулхака Сагитовича, Абдрезакова Али Касимовича, Богданова Хамзи Салимовича, которые родились и получили школьное образование в нашем посёлке, но после Отечественной войны не вернулись на свою малую Родину. Поэтому, к сожалению, должного внимания, изучения и сохранения их подвига не получило. Нами был проведён опрос, знают ли молодёжь и жители посёлка о подвигах, совершённых их земляками. Опрос показал, что большинство (96%) респондентов не обладают информацией.

Исходя из изложенного, музейно-ученическим и педагогическим советом школы было решено начать поисково-исследовательскую работу по изучению биографии и боевого пути Героев- земляков. В течение 2018 года в школе реализовывался проект «Три Героя моей малой родины. Был собран и систематизирован богатый исторический материал о Героях- земляках. Установлена связь с родными и близкими Героев. Итогом работы также стало присвоение школе имени героя СССР Богданова Хамзи Салимовича.

Итоги исследовательско-поисковой деятельности презентовались в рамках празднования 74-годовщины победы в Великой Отечественной войне.

Одной из форм презентации итого работы мы выбрали мероприятие в музее вечер памяти «Подвиг солдата не забудем в веках»

«Имеем ли мы право забывать, что стоили нам мир и свобода? Разве не было бы такое забвение предательством перед памятью павших воинов, перед горем безутешных матерей, одиноких вдов, осиротевших детей? Этого нельзя забывать во имя нашей упорной борьбы за мир, которая немыслима без горькой памяти о бедствиях минувшей войны»

С.С. Смирнов «Брестская крепость»

Цели: способствовать формированию чувства сопричастности драматическим страницам             истории Великой Отечественной войны через изучение военного и жизненного пути Героев- земляков, сохранению преемственности поколений, воспитанию у обучающихся уважения к историческому наследию Победы.

Задачи:

-  Восстановить хронологию военных событий на примере героических подвигов Героев-земляков Умеркина Абдулхака Сагитовича, Абдрезакова Али Касимовича, Богданова Хамзи Салимовича .

- Побудить интерес учащихся к истории своей малой родины.

- Подвести к пониманию того, что рабочий посёлок Старотимошкино внёс заметный вклад в победу над врагом.

Форма проведения: Вечер -памяти.

Место проведения: Школьный Комплексный краеведческий музей

Оборудование: Проектор, экран, ноутбук, музейная экспозиция, информационные баннеры «Три Героя моей малой роды»

Продолжительность: 50 минут

Возраст обучающихся: 13-14 лет

Ход урока.

Вступление:

Учитель –Добрый день. Наше мероприятие   я бы хотел начать с вопроса: «Ребята, кто для вас супергерой?»

Ответы детей

Учитель: Ребята, а теперь узнаем, как на этот вопрос ответили жители России.

Просмотр видео социального-эксперимента «Настоящие Герои»

Действительно, у нас в стране очень много героев. И сегодня, ребята, я для вас подготовил мероприятие «Подвиг солдата не забудем в веках», посвященный трём Героя Советского союза - уроженцам р.п. Старотимошкино

На фронт из нашего посёлка в разные годы Великой Отечественной войны ушли 1140 человек, которые воевали на всей протяженности линии фронта из них 490 погибли, 550 вернулись. В музее хранится память о них в альбомах «Старотимошкинцы, вернувшиеся с Победой» и «Старотимошкинцы, оставшиеся на полях сражений».

Великая Отечественная война 1941-1945 годов была важнейшим героическим периодом в истории нашего Отечества. С самого начала она была освободительной войной нашего народа за свободу и независимость Родины против нацистской Германии и ее союзников.

Сегодня мы с вами вспомним такие страшные события той войны, как «Оборона Севастополя», «Битва на Курской дуге», «Сталинградская битва», «Берлинская операция».

Оборона Севастополя связана с именем Героя Советсткого Союза Умеркина Абдулхака Сагитовича, который родился в 1917 году в нашем посёлке Старотимошкино Барышского района тогда ещё Куйбышевской области. В Великой Отечественной войне с первых дней.

Хроника обороны Севастополя –(видео)

17 декабря 1941 года гитлеровское командование, бросив свыше семи дивизий, начало с разных направлений наступление на Севастополь. Двадцатичетырёхлетний лейтенант Габдельхак Умеркин в это время был назначен командиром батареи 134-го полка.

 С января по май 1942 года шли бои за сохранение своих позиций и укрепление линий обороны.

В июне основной удар немцы направили на высоту возле станции Мекинзиевой Горы, на которой расположился наблюдательный пункт командира батареи Умеркина.

Две атаки гитлеровцев были отражены. В третий раз гитлеровцам удалось прорвать первую линию нашей обороны. Около пятидесяти немецких солдат окружили наблюдательный командный пункт. (На экране памятник 134-Гаубичному полку)

Последние дни обороны Севастополя были особенно тяжёлыми. Противник беспрестанно бомбил: около сотни самолётов держали под обстрелом высоту, на которой располагалась батарея Габдельхака Умеркина. Затем к переправе двинулась колонна танков. Батарея Умеркина перенесла огонь на неё. Каждый боец осознавал, что помощи им ждать неоткуда. Все пути перерезаны, а кольцо всё сужалось.

Умеркин, связавшись с командованием, доложил обстановку.

Инсценировка « Диалог Абдулхака Сагитовича с командованием».

Луч прожектора направлен на созданную атмосферу блиндажа. Слышны взрывы, грохот  канонады.

Абдулхак Сагитович-У нас нет иного выхода, как вызвать огонь на себя.

Командующий- Товарищ Абдрезаков, защищайте высоту до последней капли крови, продержитесь до прибытия подкрепления.

Голос автора- Командование, хорошо понимало положение батареи, но однако спешно прийти на помощь не могло, поэтому судьба всех бойцов  легла на плечи Умеркина. В тяжелых раздумьях прошло ещё несколько томительных минут. Абдулхак Сагитович принял решение прорвать кольцо окружения.

В окружении Абдулхак Сагитович был тяжело контужен, но не покинул поле боя. За два дня, корректируя огонь своих орудий, он уничтожил батарею миномётов врага, около двух рот солдат, три танка и 10 машин с военным снаряжением.

Командующий- Командующий Приморской армией генерал Петров. Поздравляю Вас, Абдулхак Сагитович,  с присвоением звания Героя Советского Союза.

Голос автора - Генерал ещё хотел что-то добавить, но связь внезапно прервалась…

Прожектор гаснет.

Учитель- В этих сражениях бойцы батареи Умеркина проявили исключительное мужество и героизм. Об их подвигах писала фронтовая газета «За Родину» в номере от 22 июня 1942 года (на экране).

А сейчас мы с Вами переместимся на Сталинградский фронт, где воевал наш земляк Абдрезаков Али Касимович, а вместе с ним город обороняли еще 8 наших земляков, трое из них, включая Абдрезакова, имеют медаль «За оборону Сталинграда» .

Али Касимович Абдрезаков родился 21 декабря 1912 года в селе Старотимошкино, в Красной армии с июня 1941 года командир отделения 614 отдельного сапёрного батальона.

Видеохроника о Сталинградской битве.

Во время Сталинградской битвы 19 ноября 1942 года Абдрезаков показывал образцы мужества и отваги: со своим отделением он снял тысячи вражеских мин, сделал сотни проходов в проволочных ограждениях, а также на нейтральной стороне заминировал поля. И вот засеребрился легендарный Днепровский рубеж.

Инсценировка. На экране фрагмент из художественного фильма «Форсирование Днепра».  Тревожная музыкаГолос автора: Днепровский рубеж фашистские стратеги называли неприступным, так как укреплён он был по последнему слову военной науки.

Наше командование решило форсировать реку без всякой перегруппировки, чтобы не дать опомниться врагу. Отдельный штурмовой батальон возглавил Али Касимович.

 Блиндаж, за столом солдат в образе Али Касимовича что-то пишет…

Али Касимович - Перед нами стояла задача сделать проходы в проволочном и минном заграждении, провести через них штурмующие подразделения. На реке десант был обнаружен фашистами. В осеннем небе взметнулись десятки осветительных ракет. Вода вспенилась от шквального пулемётно-миномётного огня противника. На одной из лодок выведен из строя весь экипаж. Оставшиеся в живых израненные сапёры поворачивают лодку к своему берегу. Вторую лодку уносит течением. И только наша лодка упорно продвигается к правому берегу. Мы достигли мёртвой зоны, где шквал пуль проносился над головой… и вот берег. Но по кромке воды проходит первая линия проволочного заграждения… Мы бросились по пояс в ледяную воду. Четверо из восьми моих бойцов были ранены, и я решил отправить их обратно на свой берег. остались втроём.

Огонь врага по реке притих. Работать приходилось под бледным светом ракет. Каждый из нас сделал в трёхрядном проволочном ограждении проход шириной в десять метров, снимая мины. Я прокричал: «Готов!» и реку заполнили лодки штурмовых групп. «Ура-а-а!»- гремело над рекой. Мне казалась, что встала вся Россия. Фашисты опешили, но, опомнившись, бросили всю силу огня на штурмующих. Неожиданно с левого фланга ударили пулемёты, губительный отсечный огонь стал косить наши штурмующие цепи. Мне пришлось вдоль обрыва подползти к пышущему пороховым пламенем дзоту и бросить три гранаты в горло вражеского дзота. Отсечный пулемётный огонь врага прекратился. И весь до нитки мокрый, обессиленный я свалился и, собрав силы, во весь голос крикнул: «Славяне! Сюда!». Громоподобное «ура» я уже услышал в глубине вражеской обороны и  понял: важный плацдарм взят.

Голос автора:  Потери Красной Армии в битве за Днепр составили свыше 1,5 миллиона человек. По свидетельствам очевидцев, Днепр покраснел от крови, а тела, словно каменная стена, останавливали воду... Этими воспоминаниями  Али Касимович поделился с журналистом газеты «Патриот». На вопрос: «Если бы вам не удалось подавить огненную точку гранатами», Али Касимович уклонился и не ответил.

Учитель: После победы под Сталинградом немецкая армия впервые начала отступать, а советская армия начала решительное наступление, остановить которое можно было только на Курской дуге, где в битве с врагом принимали участие и 18 наших земляков-старотимошкинцев, среди которых был  Богданов Хамзя Салимович.

Видеохроника «Курская дуга».

Учитель: Богданов Хамзя Салимович родился в  р.п. Старотимошкино в семье рабочего . Он родился 1904. работал слесарем на Старотимошкинской суконной фабрике. В 1920 году окончил 2 класса школы 2-й ступени в родном селе. В Красной Армии – с 1923 г., окончил Ульяновскую пехотную школу, в 1929 г. – курсы бронетанковых войск в Ленинграде, в 1939 г. – Военную академию им. М.В. Фрунзе. На фронте с июня 1941г.

С июня 1941 года начальник оперативного отделения штаба 24-й танковой дивизии. Воевал на Северном и Ленинградском фронтах учувствовал в обороне Ленинграда. В сентябре 1942г. по октябрь 1943 командир 34-го отдельного танкового полка. Участвовал в Великолукской операции, битве на Курской дуге. Отличился в ходе Берлинской операции.

22 апреля 1945 год бригада под его командованием вышла в районе канала Тельтов и, ведя тяжёлые бои с крупными силами противника, захватила плацдарм на его северном берегу. 25 апреля 1945 года бригада одной из первых ворвалась в Берлин, обеспечивая продвижение к центру города других частей 6 гвардейского танкового корпуса.

Видеохроника «Штурм Берлина».

Награждён двумя орденами Ленина, тремя орденами красного Знамени, орденом Кутузова II степени, Отечественной войны I степени, медалями.

В своем очерке «Знакомство с Героем» член Союза писателей России Хабибуллина Галина Васильевна так описывает своё знакомство с Хамзей Салимовичем.

Инсценировка: (Галина Васильевна в образе молодой девушки пишет за печатной машинкой свой очерк)

       -Хамзя Салимович, извините, что нарушаю ваши раздумья, мне нужно представить вас читателям. Знакомьтесь: Герой Советского Союза Хамзя Салимович Богданов, в прошлом – командир мотострелковой бригады, бравшей штурмом Берлин, ныне – директор Мельниковского училища, который так описывал свою работу.

 - У меня 210 учеников – славные ребята, будущие механизаторы. Там, где мы когда-то сеяли пули и снаряды, эти ребята будут сеять рожь и пшеницу. Мне очень хочется, чтобы все они были настоящими людьми…

     И когда его спрашивают: почему ты работаешь? Почему не уходишь на отдых? Он отвечает, что странно слышать такое. Ведь жизнь – это труд. Как можно чувствовать себя живым человеком, если ничего не делаешь?..

После разговора с ним я задумалась ….

     Что вело в бой бывшего рабочего парня? Награды? Нет, в бой вели его ни жажда славы, а святой долг гражданина Советской земли, защитника людей труда. Он воевал за братство народов, за украинцев, белорусов, за поляков, немцев, чехов и словаков, австрийцев, за мир и дружбу на планете, за высокое звание – Человек.

       Главное, чем одарила судьба Хамзю Богданова – умный расчёт в бою, строгость в выполнении приказа и личная отвага. Восемнадцать лет военной службы до Великой Отечественной войны, постоянная учёба по овладению знаниями военного искусства закалили его характер. Готовил он себя к будущим испытаниям.

 

Учитель: Память о прошлом – это не только скорбь у братских могил. Память учит нас любить Родину, беречь мир, дает силы в трудные периоды жизни, вселяет веру в торжество добра и правого дела.

Самая важная задача - сохранить память о наших с вами родных, которые проливали кровь на фронтах Великой Отечественной войны. Если каждый  в свой семье сохранит историю о своём Герое, это будет самый большой вклад в сохранение правды той страшной войны. Это наш человеческий и гражданский долг перед этими людьми и перед Отечеством.

А теперь мне хочется вернуться к вопросу, звучавшему в начале нашего мероприятия: «Кто для вас супергерой?». Так кто же он- настоящий Герой?

Ответы детей.

Действительно, настоящие Герои –это обычные люди из обычных городов и деревень нашей необъятной Родины, стоявшие насмерть у стен Брестской крепости и Сталинграда, не отступившие под Москвой и Ленинградом, не отдавшие ни пяди своей земли врагу, освободившие всю Европу от фашистского ига, штурмовавшие Берлин, выжившие ценой нечеловеческих усилий и отдавшие свои жизни во имя торжества справедливости, во имя жизни на земле. Настоящие Герои- это и люди, которые ковали Великую Победу в тылу: выращивали хлеб, стояли у станков, делая снаряды, умирали от голода и холода в блокадном Ленинграде. Мы  должны помнить об этом.

Закончить мероприятие мне хотелось бы стихотворением

   Друг мой!

Бдителен будь на Земле, под которой я стыну!

Право требовать это я смертью в бою заслужил.

Я ушел на войну.

Я убит в день рождения сына.

Я убит — чтоб он жил.

Я убит — чтоб ты жил.

Константин Симонов

32 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий