Совсем скоро мы будем праздновать 75-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. Нет ни одной семьи в нашей стране, которую бы обошли стороной страшные события 1941- 1945 годов. Немного уже осталось в живых тех людей, которые рисковали собственной жизнью, чтобы защитить Родину. Ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла - с каждым годом их становится всё меньше. А ведь именно они вынесли на своих плечах все тяготы того ужасного времени.
Я очень счастлив, потому что рядом со мной живёт моя прабабушка Паалонен (Волкова) Александра Павловна, уроженка деревни Угол Каменниковского сельского поселения Рыбинского МО. Прабабушке было всего 14 лет, она была младше, чем я сейчас, когда началась война. Со слезами на глазах она вспоминает 22 июня 1941 года. «Вся деревня не верила словам, доносившимся из радиоприемника, - говорит прабабушка, и голос у неё при этом дрожит. – Люди вышли на улицу в недоумении и надежде, что это не война!»
Начались тяжелые военные будни. Бабушка только закончила 7 классов и сразу устроилась на Волжский КПП, располагавший в посёлке Каменники. Такая хрупкая девочка колотила ящики для мин, а её сестра, которая была на 3 года старше, занималась выпуском мин. «В холодных, неотапливаемых цехах за день руки уставали и мёрзли. Ударишь нечаянно по пальцу, вскрикнешь, больно, но не останавливаешься. Знаешь, что всё это ради победы!» - вспоминает прабабушка.
В 1941 году старший брат Александры Павловны Волков Виктор Павлович проходил службу в рядах Советской Армии. Прямо из воинской части молодых солдат забрали и отправили воевать в часть, располагавшуюся под Москвой. Это был ещё один удар для семьи прабабушки. Незадолго до войны у них умёр отец, в семье осталось пятеро детей: 3 мальчика и 2 девочки. Двух братьев в начале Великой Отечественной войны эвакуировали вместе с авиационным заводом в Уфу. И вот последнего мужчину из семьи отправляют на войну. Очень трудно жилось женщине с двумя дочерьми в голодное военное время: не было еды, дров, было страшно. Но силы и веру в скорую победу придавали треугольники – фронтовые письма - совсем короткие, на одном листе. Но такие живые, дорогие, душевные!
«Письма приходили от Виктора раз-два в месяц. Мы очень ждали их, постоянно перечитывали. Мама держала их в маленькой шкатулке, бережно к ним относилась», - говорит Александра Павловна. Мама прабабушки была неграмотной женщиной, поэтому письма всегда читала прабабушка. «Мы и радовались, и плакали от счастья, когда получали фронтовые треугольники! А как вся деревня ждала почтальона Катю! Ведь именно она решала в то время судьбы: кому-то приносила письма, а кому-то – похоронки», - с грустью вспоминает прабабушка. Если почтальон приносил хорошую весть, его угощали, приглашали в дом. А те, кто уже получал похоронки, боялись, т.к. не хотели больше получать плохие известия о своих родных. Особенно переживали за брата, когда в деревню пришло подряд несколько похоронок: «Не спали, молились и верили, что Виктор останется жив!»
Треугольники читали по очереди в каждом доме. С надеждой их слушали те, кому давно не приходили вести с фронта: может, обмолвились и об их родных, может, где-то видели или слышали про них.
Виктор рассказывал в своих письмах, как воюют. Никогда не жаловался, говорил, что всё хорошо, потому что знал, что в деревне сёстрам тоже нелегко живётся. Спрашивал про маму, про урожай. Всем передавал привет. И каждоё его письмо заканчивалось одинаково: «Скоро победим немца и вернемся домой!» Но до победы было ещё очень далёко!
А с каким трепетом писали ответ! Александра Павловна с нежной улыбкой говорит: «Мама каждым ласковым словом передавала частичку своей души сыну, верила, что её любовь сберёжет Виктора, и тот вернётся домой жив и здоров!» Женщина как будто вела настоящую беседу с сыном, представляла, как он получит письмо из дома, сколько оно прибавит ему сил, и до победы, действительно, останется совсем чуть-чуть. Девочка старательно выводила буквы на бумаге. Письмо все целовали, клали крест на него перед отправкой. Ответы доходили не всегда, иногда письма и терялись.
Прабабушка вспоминает, что когда в деревне появлялись солдаты, её мать всегда звала их в дом, кормила, делила последний кусок хлеба. Потому что верила, что и её сына тоже там, на войне, не оставят в беде, накормят, помогут ему.
«Мы очень волновались, когда от Виктора почти два месяца не было известий, - говорит Александра Павловна. – Оказывается, в одном из боёв его тяжело ранило в правую руку, перебило связки, нервы, рука отказала». Об этом семья узнала из письма, отправленного из госпиталя. «Конечно, мы очень расстроились, что брат тяжело ранен, может остаться инвалидом (так оно и случилось). Но больше было радости, что он всё-таки жив и скоро вернётся домой!» - признаётся прабабушка. Виктор больше не мог держать оружие, поэтому его комиссовали. «Нам больше не приходили фронтовые треугольники, но мы продолжали ходить и слушать письма, которые получали другие, и радовались, когда всё было хорошо!» - заканчивает свой рассказ прабабушка. Глаза её слегка мутные от старости, но всё такие же светло-зелёные, как у той девчонки, читавшей вести с фронта. Сейчас все её мысли там, в далёких 1941- 1945 годах. И у меня на глазах наворачиваются слёзы от услышанного. Какая сила духа была у людей, которые отстояли нашу Родину! Какая сила веры была у людей, которые ждали своих мужей, сыновей, отцов с войны!
К сожалению, фронтовые треугольники не сохранились до сегодняшнего дня, они были потеряны при переезде. Но память о них мы бережно храним в нашей семье.