Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями.
Р. Рождественский
Детство – прекрасная пора в жизни человека. Самые приятные и теплые воспоминания почти всегда связаны с этим временем. Уютный дом, нежные и заботливые родители, вкусные блюда, приготовленные мамой. Многие бы, думаю, хотели хотя бы на денек вернуться в детство, чтобы снова ощутить мамину заботу, папины наставления, многие бы вновь посидели тихим вечерком за семейным столом!
Вот только своему дедушке я не задавала никогда вопрос:«А хотел бы ты вернуться в детство?» Не задавала, потому что не хотела лишний раз бередить его глубокую душевную рану - дедушкины детские годы выпали на период войны и послевоенное время.
Родился мой дедушка в октябре 1941 года в семье Михаила Владимировича и Анастасии Андрияновны. Война шла четвертый месяц. Многие мужчины из деревни были отправлены на фронт. Прадедушка и прабабушка прекрасно понимали, что расставание неизбежно. В марте 1942 года призвали и Михаила Владимировича. Ушел совсем молодой, оставив жену и пятимесячного сынишку.
Мой дедушка, конечно, не помнит это время. Слишком был мал. Не помнит и своего отца. Только избирательная детская память выдает дедушке картинку из прошлого: как постоянно плачет мама и все вытирает платком глаза.
Особенно запомнился дедушке день окончания войны, тогда ему было почти 4 года. Женщины кричали и плакали от радости. Говорили, что война закончилась. А он не понимал, что значит жить без войны. Понял он только одно – отец должен вернуться домой. И веселился вместе с другими. Вспоминает он еще одну детскую картинку: мама его плакала, но это были другие слезы, не такие, как у многих в этот день. Тихо она плакала, сидя у окна. Не сразу дедушка поймет причину этих слез. Будучи ребенком, дедушка еще не понимал слов «пропал без вести».
Скоро солдаты стали возвращаться домой. Детишки рано утром собирались у небольшой речки за деревней, через которую проходила тропинка, и ждали своих родных. Сколько радости было в глазах каждого мальчугана, когда он видел своего отца!С какой гордостью шагали они потом вместе в деревню.
Каждый день бегал на эту речку и мой дедушка. Подолгу вглядывался он сквозь деревья вдаль в надежде, что вот-вот покажется мужская фигура, улыбнется солдат и скажет: «Ну, здравствуй, сын!» Очень хотелось маленькому Валере увидеть, какой он, его папка. Наверно, большой и сильный! Представлял, как возьмет его отец на руки. Высоко поднимет над головой так, что закружится все вокруг. А потом поставит на землю, крепко возьмет за руку, и пойдут они вместе домой! И тогда жизнь начнется совсем другая.
Только приходили солдаты, а вот отца все не было…Не суждено было ему увидеть, как растет сынишка Валера, как пойдет в школу, кем станет в жизни, потому что в январе 1944 года прадед Михаил Владимирович Черанев пропал без вести.
Очень трудно пришлось дедушке после войны.Голодные это были годы. Мама, Анастасия Андрияновна, во время войны работала рядовой колхозницей, после войны – в маслопроме (так называли пункты приема молока). В послевоенное голодное время это, наверно, и спасало. Приемщикам молока иногда давали некоторые продукты, в отличие от колхозников. «После войны жили плохо, ели клевер, травы разные. Лучше стали жить только в 1952-1954 годах. Колхозникам стали давать деньги,» -вспоминает мой дедушка.
В школу дедушка Валерий пошел в 1947 году. Сначала ходил в Даньковскую начальную школу, а потом в Пашинскую семилетнюю. Ходить было далеко. Тяжело было особенно зимой. В мороз в тоненькой одежде он бегал до Пашино. Холщовые штанишки не спасали от холода: «Придешь, а коленки ничего не чувствуют. А еще могли и уроки отменить, тогда приходилось обратно бежать, даже не согревшись». В школе обедов не было. Дедушке давали из дому краюшку хлеба. Книжки носил в холщовой сумке, сшитой дома. «Хоть было трудно (плохо одевались, в лаптях ходили), а школу старались не пропускать».К урокам готовиться было некогда, нужно было помогать по дому. Ведь он был старший мужчина в семье. Учился как мог. И даже был пионером.А в пионеры принимали только достойных.
В 1955 году весной закончил школу. Летом не отдыхал, работал в колхозе (боронил, копны возил), был на вырубках в 1958 году. «Без отца очень трудно пришлось».
Михаилу Владимировичу было бы чем гордиться. Мой дедушка стал хорошим человеком. Отслужил в армии в Венгрии, побывал на строительстве Нурекской ГЭС, трудился в колхозе. Всю жизнь заботился о своей маме. Дедушка – мастер на все руки. Только какой бы была его судьба, если бы не война? Сколько еще мальчишек и девчонок были лишены самых простых радостей жизни? Разве они не герои?..
Великая Отечественная война оставила глубокую рану в детских сердцах. Для многих детство оказалось полно горечи и бед.Это те, кто голодали, но делились краюшкой хлеба с солдатом. Это те, кто заменил отцов в поле. Это те, чье детство осталось за станками на заводах.Это те, кто ждали своих отцов с войны.
Только скупые строчки в Книге Памяти и на сайте Мемориал да строчка на обелиске, недавно установленном в селе, с указанием фамилии, имени и отчества – вот все, что знает дедушка об отце. А ведь могло бы быть все по-другому! И рыбка, пойманная вместе с папкой, была бы вкусней, и мужские премудрости мастерства постигались бы легче.
К сожалению, Вторая мировая война не стала уроком для человечества. В Сирии и Украине в наши дни идут войны. На экране телевизора до сих пор мы видим детей войны, обездоленных, потерявших родителей, часто раненых и больных. С испуганным взглядом от ужаса, увиденного детскими глазами. Хочется спросить у взрослых, может быть пора научиться договариваться, а не идти с оружием друг на друга? Научиться вести диалог, чтобы в будущем у сегодняшних детей не возник вопрос:« А какой он, мой папка?»
Мы, нынешнее поколение, обязаны сохранить в памяти каждое воспоминание, собрать по крупицам всю историю войны. Помнить не только великих героев, но и маленьких мальчишек и девчонок, детство которых опалено войной. Нужно помнить, чтобы жить. И стараться сохранить мир и счастливое детство.