Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, к его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Д.С. Лихачев
Актуальность проекта. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Одна из задач ФГОС ДО – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, село) и далеком окружении (область, страна). Нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.
Чувство любви к Родине – это одно из сильнейших чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Чтобы дети стали носителями, продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности, приобщить к ним, выработать привычку следовать им.
Цели проекта.
Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к селу, родной области, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей села области.
Задачи проекта.
Ожидаемый результат:
Наличие у детей: знаний об истории села, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике города, области; стойкого интереса к прошлому и будущему родной области, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма; привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
К концу реализации программы дети должны:
Основные принципы проекта.
Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому воспитаннику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своей области и возможностями восприятия дошкольника.
Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и в детском саду на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Участники реализации проекта
Дети.
Педагоги.
Родители.
Социум
Условия реализации проекта
Данный проект рассчитан для дошкольного возраста. Дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете, а также проводится работа по закреплению у дошкольников имеющихся знаний.
Для реализации проекта использовались следующие методы:
Наглядный
Словесный
Практический
Наглядный метод:
наблюдение;
просмотр сказок;
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведения дидактических игр;
экскурсий к храму иконы Казанской Божьей Матери, митинги, целевые прогулки.
Словесный метод:
чтение литературы;
разучивание стихотворений;
беседа с элементами диалога;
загадывания загадок;
рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
разбор ситуаций;
проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод:
организовывать продуктивную деятельность;
проведение игр (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
провести экскурсии различной направленности;
организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников.
Работа построена в 3 этапа:
Организационный этап
Определяю проблему, тему и цель проекта.
Намечаю задачи для решения поставленной цели.
Совместно с педагогами ДОУ обсуждаем цель и задачи предстоящей работы. Разрабатываю план совместной деятельности, уточняю особенности проведения непосредственно образовательной деятельности.
Вместе с родителями находим нужный исторический и демонстрационный материал.
Вместе с родителями подбираем материалы, необходимые для бесед с детьми.
Готовлю презентации о Смоленских достопримечательностях: «Смоленская крепостная стена – ожерелье России», «Памятные места Смоленска».
Готовлю материал для продуктивной деятельности с детьми.
Практический этап
Задачи:
1. Составление договоров о сотрудничестве между детским садом и МБОУ Касплянской СШ, Касплянским ДК, Касплянской детской библиотекой.
2. Разработка проекта и составление плана мероприятий.
План мероприятий проектной деятельности:
№ п\п |
Мероприятие |
Дата проведения |
|
1 |
«С чего начинается Родина?» Беседа о родном селе |
14.02.2018 |
|
3 |
«Герб и флаг Смоленска». Знакомство с символикой |
19.02.2018 |
|
4 |
Встреча с ветераном ВОВ |
22.02.2018 |
|
5 |
Встреча с военнослужащим |
21.02.2018 |
|
6 |
«Село мое родное» Целевая прогулка по улицам села |
22.03.2018 |
|
7 |
Экскурсия к храму иконы Казанской Божьей Матери |
29.03.2018 |
|
8 |
Участие в акции «Наследники непридуманной истории» |
26.04.2018-27.04.2018 |
|
9 |
Участие в акции «Георгиевская ленточка» |
04.05.2018-07.05.2018 |
|
10 |
Митинг на Братской могиле |
08.05.2018 |
Заключительный этап
Подведение итогов социального партнерства.
Задачи этапа:
1. Проведение анализа, мониторинга проделанной работы.
2. Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества.
3. Защита проекта на итоговом педсовете.
Вывод.
К концу реализации программы дети хорошо усвоили:
Заключение
Мы будем продолжать работу над проектом. Она интересна и увлекательна.
Литература: