Цель: дать представление о военно-политической обстановке в Европе в 1944-1945 гг.
Задачи:-определить причины и источники победы советского народа в Великой Отечественной войне;- объяснить характер войны; -выяснить значимость субъективных причин победы: роль Сталина, военачальников, мужество воинов, стойкость тружеников тыла;- познакомить с датами основных исторических событий; познакомить с понятиями и терминами.
Планируемые результаты обучения:
Метапредметные:- сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность; анализировать и обобщать факты; формировать и выводы; использовать современные источники информации; представлять результаты своей деятельности;
Личностные: осознавать свою идентичность как граждан страны; осваивать гуманистические традиции и ценности общества; осмысливать социально- нравственный опыт предществующих поколений.
Предметные: развитие умений анализировать, сопоставлять, применять знания, понятия; формирование интереса к дальнейшему изучению истории.
Характеристика основных видов деятельности учащихся: - рассказывать о крупнейших сражениях 1944-1945 гг, используя карту; - объяснять причины победы СССР в Великой Отечественной войне и войне с Японией;- использовать воспоминания ветеранов;- характеризовать решения Ялтинской, Потсдамской конференций, итоги Второй мировой войны.
Оборудование: карта «Вторая мировая война», иллюстрации учебника А.А.Данилов,Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт М.Просвещение 2013г.
Тип урока: исследование.
Методы обучения: беседа, метод оценки и контроля
Формы работы: коллективная, индивидуальная, парная.
Ход урока:
I . Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап.
1944г.наша страна встретила в новой обстановке. Значительная часть страны была освобождена, снята блокада Ленинграда.Но немецкая армия оставалась боеспособной.Нужны были новые героические усилия и жертвы советских людей на фронте и в тылу.
III. .Формулирование темы урока, постановка проблемных вопросов.
К началу 1944г. Стратегическая инициатива перешла к Красной армии. Предстояла сложная задача изгнать полностью врага . Предположите, какая главная цель урока. Какие вопросы будут рассмотрены на уроке?
IV. Изучение нового материала.
План урока:
1. Учитель: К началу 1944 г. Германия понесла значительные потери, но по-прежнему была сильным противником. Почти 2/3 своих дивизий (до 5 млн. человек) она держала на советско-германском фронте. Здесь же были сосредоточены почти 75% ее танков и САУ (5,4 тыс.), орудий и минометов (54,6 тыс.), самолетов (более 3 тыс.). Тем не менее, понеся тяжелое поражение в 1943 г., германская армия перешла к стратегической обороне.
Ценой героических усилий всего советского народа к этому времени было обеспечено превосходство Красной армии не только в численном составе (6,3 млн. человек), но и в самолетах (10,2 тыс.), орудиях и минометах (до 96 тыс.). Лишь по числу танков и САУ силы сторон были примерно равны (в наших войсках их было около 5,3 тыс.).
Советские военные предприятия к этому времени выпускали танков в 8 раз, орудий в 6 раз, минометов в 8 раз, самолетов в 4 раза больше, чем до войны.
Стремясь закрепить военный успех, Ставка Верховного главнокомандования приказала в 1944 г. обеспечить окончательный разгром немецкой армии и освобождение территории СССР.
2. Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 240-242.
Задание: прочитать и выписать в тетрадь «Десять сталинских ударов».
Итог: В итоге десяти ударов советских войск были разбиты и выведены из строя 136 дивизий противника, из них около 70 дивизий были окружены и уничтожены. Под ударами Красной армии окончательно развалился блок стран «Оси»; были выведены из строя союзницы Германии — Румыния, Болгария, Финляндия. В 1944 году почти вся территория СССР была освобождена от захватчиков, и военные действия были перенесены на территорию Германии и её союзников. Успехи советских войск в 1944 году предрешили окончательный разгром нацистской Германии в 1945 году.
2. Крымская (Ялтинская) конференция.
4-11 февраля в Крыму под Ялтой состоялась вторая встреча личная встреча лидеров антигитлеровской коалиции И. В. Сталина, Ф. Рузвельта и У. Черчилля.
Работа с текстом учебника стр. 242-243
Работа в парах. Задание: каковы были главные вопросы и цели этой конференции?
1-послевоенное устройство Германии;
2-капитуляция Германии;
3-наказание фашистских преступников;
4-уничтожение нацисткой партии;
5-германские репарации;
6-создание 4 оккупационных зон;
7-создание ООН;
8-польский вопрос;
9-согласие СССР вступить в войну с Японией;
4. Освобождение Европы от фашизма(5 операций).Рассказ учителя, используя карту.Учащиеся по ходу рассказа записывают в тетрадях.
1). Восточно-Прусская (апрель1945 года)
2). Висло-Одерская (январь 1945)
3)Восточно- Померанская Операция (октябрь 1944-апрель 1945)
4)Берлинская Операция (16.04.-02.05. 1945 года)
1 Белорусский под командованием Жукова
2Белорусский под командованием Рокоссовского
1 Украинский под командованием Конева
20.04. был дан первый залп по городу из дальнобойных орудий.
24.04. 300тысячная группировка противника была окружена в районе Берлина
25.04. встреча союзников на Эльбе (Торгау)
21.04. начинаются бои в городе
30.04. советские войска начинают штурм рейхстага
В ночь на 1 мая над Рейхстагом водружено Красное знамя (Егоров и Кантария) , рейхстаг капитулировал.
2 мая Берлинский гарнизон капитулировал.
8 мая операции на территории Германии завершены.
8 мая в южной части Берлина подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Со стороны Германии акт подписал фельдмаршал Кейтель, со стороны СССР – маршал Жуков.
Потери советских солдат около 300 тысяч, главный памятник в Трептов парке в Берлине.
5)Пражская Операция 9-10 мая 1945 г.
30 апреля 1945 г. в окружённом советскими войсками Берлине Гитлер вместе со своей женой Евой Браун покончил жизнь самоубийством, предварительно умертвив любимую собаку Блонди. В советской историографии утвердилась точка зрения, что Гитлер принял яд (цианистый калий, как и большинство покончивших с собой нацистов), однако, по свидетельствам очевидцев, он застрелился. Существует также версия, согласно которой Гитлер, взяв в рот и раскусив ампулу с ядом, одновременно выстрелил в себя из пистолета (применив, таким образом, оба орудия смерти).
Работа с историческим источником «И.В. Сталин. Выступление в Кремле» (24 мая 1945 г.)
5. Потсдамская Конференция
Работа учащихся с п. учебника стр. 244-245
(Беседа.)– Кто принимал участие в конференции? (Сталин, Трумэн (США), Черчилль, затем Эттли (Великобритания)- лидеры держав-победительниц)
– Почему СССР взял на себя обязательство начать войну с Японией после победы над Германией? (Обязательство , принятое на конференции в Тегеране, необходимость разгрома агрессора на Востоке. Япония не решилась вступить в войну протии СССР, но 144 раза нарушила границу СССР)
– Какие территориальные изменения произошли в мире согласно решениям конференций в Ялте и Потсдаме? (Признана довоенная граница СССР, СССР получал Кенигсберг, Польша восточную часть Пруссии)
- Как решался германский вопрос? Единая Германия, поделенная на зоны оккупации:
Демилитаризация (разоружение)
Денацификация (ликвидация остатков фашистского режима)
Репарации (возмещение ущерба)
Репатриации (возвращение военнопленных и перемещенных лиц)
Суд над нацистскими преступниками – Нюрнберг
6. 9 августа 1945- 2 сентября 1945года война с Японией.
Учитель: Разгром Германии не означал окончания Второй мировой войны. Она продолжалась на Дальнем Востоке, где США, Англия и Китай вели войну с Японией.
6 августа атомная бомбардировка японских город Хиросима и Нагасаки.
Выполняя союзнические обязательства, СССР 8 августа объявил войну Японии, после чего нанес сокрушительный удар по миллионной японской Квантунской армии, расположенной в Маньчжурии. Всего за две недели Советская армия под командованием маршала А. М. Василевского разгромила основные силы японцев и заняла не только Харбин и Мукден в Северо-Восточном Китае, но и Порт-Артур и Дальний (на Ляодунском полуострове), а также Пхеньян. В ходе десантных операций были освобождены Южный Сахалин и Курильские острова.
2 сентября 1945 г. японская делегация на борту американского линкора «Миссури» в Токийском заливе подписала акт о безоговорочной капитуляции Вторая мировая война завершилась полным поражением и капитуляцией тех, кто ее развязал.
Уроки и итоги войны (запись в тетрадях)
Военные итоги |
Политические итоги |
Разгром фашистской Германии и милитаристской Японии Сохранение свободы и независимости СССР Освобождение стран Европы |
Крушении диктаторских режимов Рост авторитета СССР Опыт взаимодействия разных стран перед общей угрозой |
Работа в группах. Задание учащимся : определить причины победы СССР в ВОВ
– Героизм и сплоченность народа.
– Окрепшая в войне сила Красной Армии, выросшее военное искусство полководцев.
– Единство фронта и тыла
- Чувство патриотизма, сплочение всех национальностей.
– Героическая борьба партизанских соединений и подполья
– Централизованная экономика СССР.
– Создание антигитлеровской коалиции, открытие второго фронта.
V. Закрепление изученного материала.
Учитель выслушивает и дополняет ответы учащихся.
Главная заслуга – победа СССР
-Сегодня на уроке я узнал...
-На этом уроке я понял, что…..
- На уроке я научился ……
- Этот урок побудил меня задуматься над …
V. Домашнее задание: