Автор: Русина Антонина Алексеена
Страна: Российская Федерация
Город: город Ульяновск
Организация: МБОУ гимназия №65
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

Урок по теме "СССР на завершающем этапе Второй мировой войны"

 

Цель: дать представление о военно-политической обстановке в Европе в 1944-1945 гг.

Задачи:-определить причины и источники победы советского народа  в Великой Отечественной войне;- объяснить характер войны; -выяснить значимость субъективных причин победы: роль Сталина, военачальников, мужество воинов, стойкость тружеников тыла;- познакомить с датами основных исторических событий; познакомить с понятиями и терминами.

Планируемые результаты обучения:

Метапредметные:- сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность; анализировать и обобщать факты; формировать и выводы; использовать современные источники информации;  представлять результаты своей деятельности;

Личностные: осознавать свою идентичность как граждан страны; осваивать гуманистические традиции и ценности общества; осмысливать социально- нравственный опыт предществующих  поколений.

Предметные: развитие умений анализировать, сопоставлять, применять знания, понятия; формирование интереса к дальнейшему изучению истории.

Характеристика основных видов деятельности учащихся: - рассказывать о крупнейших сражениях 1944-1945 гг, используя карту; - объяснять причины победы СССР в Великой Отечественной войне и войне с Японией;- использовать воспоминания ветеранов;- характеризовать решения Ялтинской, Потсдамской конференций, итоги Второй мировой войны.

Оборудование: карта «Вторая мировая   война»,  иллюстрации учебника А.А.Данилов,Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт М.Просвещение 2013г.

Тип урока: исследование.

Методы обучения: беседа, метод оценки и контроля

Формы работы:  коллективная, индивидуальная, парная.

Ход урока:

I .  Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап.

1944г.наша страна встретила в новой  обстановке. Значительная часть страны была освобождена, снята блокада Ленинграда.Но немецкая  армия оставалась боеспособной.Нужны были новые героические усилия и жертвы советских людей на фронте и в тылу.

III. .Формулирование  темы урока, постановка проблемных вопросов.

К началу 1944г. Стратегическая инициатива перешла к Красной армии. Предстояла сложная задача изгнать полностью врага . Предположите, какая главная цель  урока. Какие вопросы будут рассмотрены на уроке?

 

IV. Изучение нового материала.

План урока:

  1. Военно-стратегическая обстановка к началу 1944 года.
  2. «Десять Сталинских ударов».
  3. Крымская (Ялтинская) конференция.
  4. Освобождение Европы от фашизма.
  5. БЕРЛИНСКАЯ (Потсдамская) конференция.
  6. Вступление  СССР в войну я Японией. Итоги Второй мировой войны.

 

1. Учитель:  К началу 1944 г. Германия понесла значительные потери, но по-прежнему была сильным противником. Почти 2/3 своих дивизий (до 5 млн. человек) она держала на советско-германском фронте. Здесь же были сосредоточены почти 75% ее танков и САУ (5,4 тыс.), орудий и минометов (54,6 тыс.), самолетов (более 3 тыс.). Тем не менее, понеся тяжелое поражение в 1943 г., германская армия перешла к стратегической обороне.

Ценой героических усилий всего советского народа к этому времени было обеспечено превосходство Красной армии не только в численном составе (6,3 млн. человек), но и в самолетах (10,2 тыс.), орудиях и минометах (до 96 тыс.). Лишь по числу танков и САУ силы сторон были примерно равны (в наших войсках их было около 5,3 тыс.).

Советские военные предприятия к этому времени выпускали танков в 8 раз, орудий в 6 раз, минометов в 8 раз, самолетов в 4 раза больше, чем до войны.

Стремясь закрепить военный успех, Ставка Верховного главнокомандования приказала в 1944 г. обеспечить окончательный разгром немецкой армии и освобождение территории СССР.

2. Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 240-242.

Задание: прочитать и выписать в тетрадь «Десять сталинских ударов».

  • Январь 1944 г. прорыв блокады Ленинграда.
  • Февраль-март Днепровско-Карпатская операция. Была освобождена вся Правобережная Украина.
  • Апрель-май разгром немецких войск в Крыму
  • 6 июня открытие второго фронта. Наступление Красной Армии на Карельском перешейке, прорыв «линии Маннергейма», заняли Выборг и Петрозаводск. Финляндия вышла из войны.
  • 23 июня операция «Багратион». Немцы были разбиты в районе фронта Витебска, Бобруйска, Могилева, Орши. Была освобождена вся советская Белоруссия, часть Литвы и восточной Польши. Группа немецких армий «Север» в Прибалтике была расчленена на двое.
  • Июль 1944 г. наступление войска 1-го Украинского фронта, окружившие 8 дивизий противника и освободившие Львов.
  • Август 1944 г. на южном направлении в районе Кишинева были разгромлены немецко-румынские войска. Были окружены 22 дивизии противника, которые были уничтожены. Рухнул весь южный фланг немецкой армии. Из войны была выведена Румыния. Был освобождён Белград. Румыния и Болгария выступили против Германии.
  • В сентябре-октябре были освобождены Эстония и Латвия, 38 дивизий противника были уничтожены южнее Риги.
  • Осень 1944 г. окружение Венгрии.
  • Удар в северной Финляндии, освобождение от немцев Норвегии.

Итог: В итоге десяти ударов советских войск были разбиты и выведены из строя 136 дивизий противника, из них около 70 дивизий были окружены и уничтожены. Под ударами Красной армии окончательно развалился блок стран «Оси»; были выведены из строя союзницы Германии — Румыния, Болгария, Финляндия. В 1944 году почти вся территория СССР была освобождена от захватчиков, и военные действия были перенесены на территорию Германии и её союзников. Успехи советских войск в 1944 году предрешили окончательный разгром нацистской Германии в 1945 году.

2. Крымская (Ялтинская) конференция.

4-11 февраля в Крыму под Ялтой состоялась вторая встреча личная встреча лидеров антигитлеровской коалиции И. В. Сталина, Ф. Рузвельта и У. Черчилля.

Работа с текстом учебника стр. 242-243

Работа в парах. Задание: каковы были главные вопросы и цели этой конференции?

1-послевоенное устройство Германии;

2-капитуляция Германии;

3-наказание фашистских преступников;

4-уничтожение нацисткой партии;

5-германские репарации;

6-создание 4 оккупационных зон;

7-создание ООН;

8-польский вопрос;

9-согласие СССР вступить в войну с Японией;

4. Освобождение Европы от фашизма(5 операций).Рассказ учителя, используя карту.Учащиеся по ходу рассказа записывают в тетрадях.

1). Восточно-Прусская (апрель1945 года)

  • Первая территория куда вступила Красная Армия
  • Главная крепость Кенигсберг (взят 11.04.1945)
  • Много жертв

2). Висло-Одерская (январь 1945)

  • освобождение Польши, при котором погибло около 3,5 млн человек.
  • После этого Красная Армия вступила на территорию Германии.

3)Восточно- Померанская Операция (октябрь 1944-апрель 1945)

  • Освобождение части Германии и Венгрии

4)Берлинская Операция (16.04.-02.05. 1945 года)

  • Осуществляли взятие Берлина 3 фронта:

1 Белорусский  под командованием Жукова

2Белорусский  под командованием Рокоссовского

1 Украинский  под командованием Конева

  • Участвовало около 3 млн. советских солдат, 8 тыс. танков, 8 тыс. самолетов, 52 тыс. орудий.
  • Немцы возвели на подступах к Берлину мощнейшие оборонительные рубежи. Проведя разведку боем , 16.04. советские войска начали наступление и заняли Зееловские высоты. На подступах к Берлину были установлены мощные прожектора – эффект ослепления противника.

20.04. был дан первый залп по городу из дальнобойных орудий.

24.04.  300тысячная группировка противника была окружена в районе Берлина

25.04. встреча союзников на Эльбе (Торгау)

21.04. начинаются бои в городе

30.04. советские войска начинают штурм рейхстага

В ночь на 1 мая над Рейхстагом водружено Красное знамя (Егоров и Кантария) , рейхстаг капитулировал.

2 мая Берлинский гарнизон капитулировал.

8 мая операции на территории Германии завершены.

8 мая в южной части Берлина подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Со стороны Германии акт подписал фельдмаршал Кейтель, со стороны СССР – маршал Жуков.

Потери советских солдат около 300 тысяч, главный памятник в Трептов парке в Берлине.

5)Пражская Операция  9-10 мая 1945 г.

  • Капитуляция остатков немецкой армии в Чехословакии.
  • Война против фашизма закончилась. 24 июня – Парад Победы на Красной Площади.

30 апреля 1945 г. в окружённом советскими войсками Берлине Гитлер вместе со своей женой Евой Браун покончил жизнь самоубийством, предварительно умертвив любимую собаку Блонди. В советской историографии утвердилась точка зрения, что Гитлер принял яд (цианистый калий, как и большинство покончивших с собой нацистов), однако, по свидетельствам очевидцев, он застрелился. Существует также версия, согласно которой Гитлер, взяв в рот и раскусив ампулу с ядом, одновременно выстрелил в себя из пистолета (применив, таким образом, оба орудия смерти).

Работа с историческим источником «И.В. Сталин. Выступление в Кремле» (24 мая 1945 г.)

5. Потсдамская Конференция

Работа учащихся с п. учебника стр. 244-245

(Беседа.)– Кто принимал участие в конференции? (Сталин, Трумэн (США), Черчилль, затем Эттли (Великобритания)- лидеры держав-победительниц)

 – Почему СССР взял на себя обязательство начать войну с Японией после победы над Германией? (Обязательство , принятое на конференции в Тегеране, необходимость разгрома агрессора на Востоке. Япония не решилась вступить в войну протии СССР, но 144 раза нарушила границу СССР)

– Какие территориальные изменения  произошли в мире согласно решениям конференций в Ялте и Потсдаме? (Признана довоенная граница СССР, СССР получал Кенигсберг, Польша восточную часть Пруссии)

 

- Как решался германский вопрос? Единая Германия, поделенная на зоны оккупации:

Демилитаризация  (разоружение)

Денацификация (ликвидация остатков фашистского режима)

Репарации (возмещение ущерба)

Репатриации (возвращение военнопленных и перемещенных лиц)

Суд над нацистскими преступниками – Нюрнберг

6. 9 августа 1945- 2 сентября 1945года война с Японией.

Учитель: Разгром Германии не означал окончания Второй мировой войны. Она продолжалась на Дальнем Востоке, где США, Англия и Китай вели войну с Японией.

6 августа атомная бомбардировка японских город Хиросима и Нагасаки.

Выполняя союзнические обязательства, СССР 8 августа объявил войну Японии, после чего нанес сокрушительный удар по миллионной японской Квантунской армии, расположенной в Маньчжурии. Всего за две недели Советская армия под командованием маршала А. М. Василевского разгромила основные силы японцев и заняла не только Харбин и Мукден в Северо-Восточном Китае, но и Порт-Артур и Дальний (на Ляодунском полуострове), а также Пхеньян. В ходе десантных операций были освобождены Южный Сахалин и Курильские острова.

2 сентября 1945 г. японская делегация на борту американского линкора «Миссури» в Токийском заливе подписала акт о безоговорочной капитуляции Вторая мировая война завершилась полным поражением и капитуляцией тех, кто ее развязал.

Уроки и итоги войны (запись в тетрадях)

  • Вторая мировая война унесла 60 млн жизней.
  • Материальный ущерб в 12 раз превысил ущерб первой мировой войны
  • В войну было втянуто 80% населения

Военные итоги

Политические итоги

Разгром фашистской Германии и милитаристской Японии

Сохранение свободы и независимости СССР

Освобождение стран Европы

Крушении диктаторских режимов

Рост авторитета СССР

Опыт взаимодействия разных стран перед общей угрозой

 

    Работа в группах. Задание учащимся : определить  причины победы СССР в ВОВ

– Героизм и сплоченность народа.

– Окрепшая в войне сила Красной Армии, выросшее военное искусство полководцев.

– Единство фронта и тыла

- Чувство патриотизма, сплочение всех национальностей.

– Героическая борьба партизанских соединений и подполья

– Централизованная экономика СССР.

– Создание антигитлеровской коалиции, открытие второго фронта.

 V. Закрепление изученного материала.

  •  Докажите, что Советский Союз внес решающий вклад в разгром Германии.

Учитель выслушивает  и дополняет ответы учащихся.

Главная заслуга – победа СССР

  1. Самое большое количество немецко-фашистских войск было сосредоточено на территории СССР  ( от 190 до 270 дивизий одновременно) а против союзников, например  в Африке 9-20 дивизий
  2. Потери Германии  - 72% живой силы и 75% техники на советско-германском фронте
  3. По протяженности советско-германский фронт самый большой от 3 до 6 тыс км
  4. СССР за всю войну разгромил  607  немецких дивизий, а англичане и американцы 146
  5. Самые масштабные битвы Второй Мировой Война на советско-германском фронте – Сталинградская, Курская, за Москву
  6. Полностью или частично СССР освободил от фашизма 10 стран
  7. Капитуляцию Германии принимал Жуков, а не союзники
  8. Самые большие потери в войне – потери СССР

VI. Рефлексия: Продолжи фразы:

-Сегодня на уроке я узнал...

-На этом уроке я понял, что…..

- На уроке я научился ……

- Этот урок побудил меня задуматься над …

V. Домашнее задание:

  • Повторить §28-34
  • Подготовиться к контрольной работе по теме «Великая Отечественная война»

 

 

5 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий