Форма мероприятия: интерактивный квест с элементами психологического практикума
Цель: формирование представлений и расширение знаний обучающихся о подвиге российского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов
Задачи:
- рассказать обучающимся о роли России и русского человека в победе над фашизмом;
- вызвать интерес обучающихся к организации фронтового быта советского солдата;
- изучить и повысить уровень психологической устойчивости обучающихся в условно-стрессовой среде на основе психологического практикума;
- расширить кругозор обучающихся в сфере истории, литературы, основ безопасности жизнедеятельности
Ожидаемые результаты:
- развитие гражданско-патриотического самосознания обучающихся;
- установка твердых жизненных принципов и приоритетов, правильных ценностных ориентиров в целях противодействия распространению фашистских и неонацистских идей в современном обществе
Оборудование: ноутбук, микрофон, игровой инвентарь, армейский вещмешок
Подготовительная работа:
- участие в концерте-чествовании «За Родину, за честь и за свободу» ко Дню Неизвестного Солдата и Дню Героев Отечества в Смоленском областном центре народного творчества;
- проведение Урока мужества с участием военнослужащих одной из воинских частей с демонстрацией обмундирования ВС РФ;
- проведение встречи ко Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества в форме открытого диалога с воином-интернационалистом подполковником Коваленковым Валерием Егоровичем;
- разработка интерактивного квеста с элементами психологического практикума с приглашением военнослужащих одной из воинских частей города
Участники мероприятия: обучающиеся клуба в возрасте от 7 до 14 лет
Гости: военнослужащие одной из воинских частей города Смоленска
Партнёры проекта:
Воспитательное мероприятие (интерактивный квест с элементами психологического практикума) из цикла
«Простые артефакты Победы»
«Нас враг хотел сломить и раздавить,
Всех уничтожить, чтоб не возродились,
Стереть с лица земли, распять, убить.
Но мы не покорились!
На запад гнали, как на бойню скот.
Болели, умирали, с ног валились.
Нас в рабство гнали и на эшафот.
Но мы не покорились!
Теряли матерей, детей, отцов.
От горя цепенели и молились.
Чтоб это описать, не хватит слов…
Но мы не покорились!
Живьём сжигали в собственных домах,
В коровниках, в печах… и веселились…
Такое не уложится в умах…
Но мы не покорились!
Мы выжили! Мы отстояли отчий край!
Мы победили! Мы всего добились!
Боятся нас? Боятся! И пускай!
Ведь мы не покорились!»
Любовь Сердечная
Пояснительная записка
Процесс изучения Великой Отечественной войны является неотъемлемой частью сохранения истории нашей страны. Современные дети не обладают полноценными знаниями в этой области, не всегда проявляют интерес к расширению своего кругозора. Для того чтобы понять, как советский солдат смог победить в этой страшной войне, нужно быть знакомым с образом жизни людей военного времени. Цикл мероприятий в клубе «Багира» предназначен для того, чтобы наиболее эффективно подойти к вопросу посредством использования наглядных материалов, а также современных форм воспитания с привлечением специалистов в этой области.
Содержание мероприятия направленно на воспитание нравственной личности, проявляющей уважение к подвигам наших предков. Это достигается применением наиболее динамичных методов образования, которые не дают участникам скучать.
План мероприятия
1. Организационный момент
2. Основная часть:
2.1 Художественное чтение стихотворений Л.Сердечной «Бессмертный полк», Э.Асадова «Золотая кровь»
2.2 Демонстрация армейского вещмешка и других необходимых предметов для военнослужащих ВС РФ
2.3 Интерактивный квест «Простые артефакты Победы»
2.4 Психологический практикум «Катастрофа в пустыне»
3. Заключительная часть. Рефлексия
Ход мероприятия
2.1 Художественное чтение стихотворений Л.Сердечной «Бессмертный полк», Э.Асадова «Золотая кровь»
Любовь Сердечная – смоленская поэтесса, член Союза писателей России, лауреат многих конкурсов авторской песни и фестивалей поэзии. Награждена медалью «125 лет Маяковскому» за вклад в русскую литературу. Из недавних достижений: в 2017 г. Любовь Сердечная стала лауреатом Национальной литературной премии «Поэт года» в номинации «Песня», лауреат фестиваля «Витебский листопад» в номинации «Стихи для детей», на международном фестивале «Славянские традиции» в Крыму заняла призовые места в четырёх номинациях, а на поэтическом фестивале «Под небом Рязанским» – в пяти номинациях.
Читает Прудников Павел, 11 лет
Бессмертный полк
Я счастлив, я счастлив, я счастлив, я рад:
Я с прадедом Ваней иду на парад!
Он стройный, красивый: усы, портупея,
Смотрю на него и немножко робею,
И очень горжусь! А какой-то прохожий
Сказал, что мы с прадедом страшно похожи:
И нос, и глаза... Мне бы тоже медали!..
Жаль только, друг друга мы не увидали,
Он даже не знал ничего обо мне.
Мой прадед – герой! Он погиб на войне.
Эдуард Асадов знаменит своими чувственными, проникновенными стихами. Его биография наполнена разными по эмоциональной насыщенности событиями, но все жизненные подарки и испытания он пережил с достоинством и по-настоящему мужской силой.
Читает Гузнов Богдан, 10 лет
Не так давно ученые открыли
Пусть небольшой, но золотой запас.
Они его не в рудниках отрыли,
Они его нашли в крови у нас.
И пусть всего-то малая частица,
Не в этом суть, а суть, наверно, в том,
Что в нашем сердце золото стучится,
И мы весь век живем, как говорится,
Согреты этим золотым огнем.
Мы знаем фразу: «Золотые руки!»
Иль, скажем: «Золотая россыпь слов!»
Теперь буквально с помощью науки
Сказать мы вправе: «Золотая кровь!»
И может быть, с момента первородства,
Чем было больше золота в крови,
Тем больше было в людях благородства,
И мужества, и чести, и любви.
И я уверен в том, что у Чапая,
У Фучика, у Зои, у таких,
Кто отдал жизнь, не дрогнув, за других,
Струилась кровь по жилам золотая!
И, право, пусть отныне медицина,
Ребят готовя в трудные бои,
Глядит не на процент гемоглобина,
А на проценты золота в крови.
И нет верней проверки на любовь,
На мужество и стойкость до конца.
Где полыхает золотая кровь,
Там бьются настоящие сердца!
2.2 Демонстрация армейского вещмешка и других необходимых предметов для военнослужащих ВС РФ.
Военнослужащие одной из воинских частей города Смоленска посетили клуб «Багира» и наглядно продемонстрировали обучающимся предметы, помогающие нести службу, облегчающие выполнение поставленных задач и обеспечивающие быт солдата:
- армейские несессеры различных модификаций
- армейский вещмешок
- саперная лопата
- армейский котелок и ложка
- общевойсковой противогаз.
После проведения демонстрации военнослужащие ответили на все возникшие у обучающихся вопросы.
2.3 Интерактивный квест «Простые артефакты Победы»
Мы не случайно выбрали форму мероприятия – интерактивный квест, так как это наилучший способ решения сегодняшних задач. А именно: поиск важного кода из выделенных букв в названиях артефактов, которые спрятаны в разных местах клуба. Таким образом, мы соберём сегодня предметы военных будней, наделённые особенной важностью в те годы. Данные артефакты Победы мы соберём воедино в наш виртуальный вещмешок.
Место нахождения: этот предмет находится в нашем клубе в определённом месте, где побывал каждый ученик нашего клуба. Особенно актуально для кружков «Волшебная палитра» и «Маленький живописец»: там ребята моют кисти. (Над умывальником)
Место нахождения: самое гостеприимное место нашего клуба, где чаще всего обучающиеся переодевают сменную обувь. (Над диваном)
Место нахождения: когда этот предмет используешь, чаще всего необходим ещё один предмет, в котором можно увидеть своё отражение. Подсказка: их у нас два. (Зеркало в кабинете педагога-организатора)
Место нахождения: все самые ценные предметы хранятся в металлическом или стальном ящике. Он находится в коридоре. (Сейф)
Место нахождения: находится в очень секретном месте, о котором старожилы клуба «Багира» охотно расскажут новичкам – там решаются все конфликты. («Переговорная»)
Место нахождения: находится в холле клуба, в одном из трёх предметов мебели, которые стоят в ряд. (Второй шкафчик)
Из выделенных букв в названиях артефактов необходимо составить кодовое слово. Если собирать буквы в порядке поиска предметов, получится загаданное слово (ПОБЕДА).
2.4 Психологический практикум «Катастрофа в пустыне»
Нам посчастливилось жить в мирное время, и ситуации боевых действий сегодня нами практически не рассматриваются как фактор риска. Мы проведём небольшой психологический практикум, построив модель стрессовой ситуации.
Форма проведения: командная психологическая игра на взаимодействие по методике И.В. Вачкова, 1999 год
Порядок проведения игры. Каждый участник получает специальный бланк. Организатор инструктирует группу.
С этого момента все вы – пассажиры авиалайнера, совершающего перелёт из Европы в Центральную Африку. При полёте над пустыней Сахара на борту самолёта внезапно вспыхнул пожар, двигатели отказали, и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше местоположение неясно. Известно только, что ближайший населённый пункт находится от вас на расстоянии примерно триста километров. Под обломками самолёта вам удалось обнаружить пятнадцать предметов, которые остались неповрежденными после катастрофы.
Ваша задача – проранжировать эти предметы в соответствии с их значимостью для вашего спасения. Для этого нужно поставить цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значимости и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас. Заполняйте номерами первую колонку бланка. Каждый работает самостоятельно в течение пятнадцати минут.
Список предметов:
После завершения индивидуального ранжирования ведущий предлагает группе разбиться на команды и проранжировать эти же предметы снова в течение десяти минут уже совместно по двум задачам: 1. Двигаться на встречу спасению (в данной группе обучающиеся с 10 до 14 лет); 2. Ждать спасателей (при сопровождении инструктора. В этой группе дети от 7 до 9 лет).
Из наблюдения за работой участников хорошо видна степень умений организовывать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументировано доказывать свою точку зрения, владеть собой.
По окончании дискуссии преподаватель объявляет, что игра завершена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итоги игры. Первым вопросом, на который организатор просит ответить всех участников по кругу, является следующий: «Удовлетворён ли ты лично результатами прошедшего обсуждения? Объясни, почему».
Ответы участников сопровождаются рефлексией, цель которой – в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности. Возникшая в результате дискуссия подогревается организатором, задающим уточняющие вопросы примерно такого типа:
Обсуждение итогов игры. Очень большое значение имеет анализ участниками собственного поведения, который обогащается обратной связью.
Возникает вопрос о «правильном» ответе на проблему дискуссии. Такой ответ даётся организатором, но с оговоркой, что это мнение зарубежных экспертов, с которым мы вправе не соглашаться, но вынуждены учесть важность выбора стратегии спасения для ранжирования предметов: либо двигаться по пустыне к людям, либо ждать помощи от спасателей. Если в группе при обсуждении практически не поднимался вопрос о стратегии, то на этом этапе обнаруживается, что часть участников молчаливо подразумевала первый вариант, в то время как другая часть имела в виду второй. Этим выявляется еще одна причина взаимного непонимания.
Итак, ответы:
Вариант «Ждать спасателей» (по мнению экспертов, предпочтительный)
Вариант «Двигаться к людям». Распределение по значимости будет иметь несколько иной вид:
Список литературы:
Приложение 1