Автор: Малых Юлия
Страна: Российская Федерация
Город: деревня Мувыр
Организация: МБОУ "Мувырская СОШ"
Проект: Вне проекта

Изучение Иконы Тихвинской

 

      Икона в древней Руси играла огромную роль. Сосредоточенное предстояние перед иконой – молясь в храме, монашеской келье или личной домашней молельне, было исключительно важным в русском Православии. Древнюю Русь называли страной икон.

       Иконы постоянно почитались русским человеком, участвовали в важнейших событиях истории. Поэтому знакомство с иконографией - это одновременно знакомство с историческим прошлым России и нашего родного края, истории своей семьи.

       У нас в семье в красном углу стоят несколько икон. Но одна из них привлекла меня больше остальных, так как она  старинная, с изображением Божьей Матери.

      Я задумалась о появлении иконы в нашей семье, её происхождении и авторстве. Когда я рассматривала икону, то видела на её потемневшей поверхности  незначительные потёртости, а на торцах и боковых сторонах – вбитые гвозди. Икона вызвала у меня огромный интерес. У меня появилось много вопросов:         

  •  Откуда появилась старая икона в нашей семье?
  • Какова история образа?
  • А если икона находится в нашей семье, значит - и я несу ответственность за её сохранение?

       Актуальность выбранной темы: Исследование православных традиций народа России – тема архиактуальная, поскольку речь в конечном итоге идет о сохранении русской цивилизации, фундаментом которой является Православие.

      Забытые на долгое время христианские реликвии возвращаются в нашу жизнь. Иконописные священные лики занимают теперь лучшие места в доме. При внимательном рассмотрении оказывается, что очень редко иконы, хранящиеся несколькими поколениями семьи, находятся в хорошем состоянии. Многие годы забвения и хранения в неподходящих условиях накладывают печать разрушения на изображения святых ликов. Для исследования я взяла сравнительно небольшой промежуток времени – с первой половины ХХ века и первое десятилетие XXI века. Так как живы мои бабушка, сёстры дедушки, родившиеся в первой половине ХХ века, то они и являются ценными свидетелями и хранителями многих традиций семьи, и они смогли мне помочь  в данном направлении.

       Цель исследования: изучение истории образа Тихвонской Пресвятой Богородицы и появления этой православной иконы в моей семье.

       Для достижения поставленной цели мне необходимо было решить следующие задачи:

1. Познакомиться с историей образа Тихвонской Пресвятой Богородицы и его назначением из разных  православных источников.

2. Узнать и описать историю появления иконы в нашей семье. Записать воспоминания членов нашей семьи о том, какие православные иконы особо почитаемы моими родственниками.

3. Провести опрос одноклассников и моих учителей об иконах в  их семье и сделать анализ.

Объект исследования: икона.

Предмет исследования: причины особого почитания образа Пресвятой Богородицы Тихвинская.

Были использованы следующие методы:

  • изучение специальной литературы;
  • работа с Интернетом;
  • работа со словарём иконописца;
  • беседа с родственниками, с учителями МХК и ОРКСЭ.

       Значимость и прикладная ценность работы: исследовать историю появления иконы. Привлечь внимание к проблеме сохранения памятников культуры и искусства.

      Я думаю, что результаты моей работы имеют практическое значение, так как могут быть использованы на уроках основы православной культуры, в работе библиотеки, в музее, на занятиях по краеведению и на классных часах.

Обзор литературы

     Гипотеза: Изучив икону, теперь я смогу разобраться в технологическом устройстве и назначении иконы, и рассказать  о ней перед аудиторией.

     Из раздела Википедии «Иконография» я узнала о типе нашей иконы. Она относится к  иконографическому  типу икон Богородицы, носящему название Одигитрия, характерной особенностью которого является общение Пресвятой Девы с Младенцем Христом, их обращённость друг к другу. Изображение Богоматери поясное, Младенец сидит на левой руке Матери. Ноги Младенца согнуты в коленях, и его правая стопа находится под левой. В левой руке Он держит свиток, правой благословляет. Изображение Богоматери на Тихвинской иконе практически идентично Смоленской иконе Божией Матери, главное отличие в наклоне головы.

       Из раздела «Почитание» поняла, что Тихвинская икона, хранившаяся до 1941 в Тихвине, была и остается важнейшей святыней Новгородской земли (сейчас эта местность относится к Ленинградской области) и всего Русского государства. Ныне чудотворная икона находится в Успенском соборе Тихвинского Богородичного Успенского монастыря. Исследование Тихвинской иконы относит написание иконы к концу XIV — началу XV века.

       Из книги «Святыни православной России» (составитель Л.М. Григорьева) я смогла найти информацию о том, где находится эта святыня, о её пользе  и славе по всей России, о её тайне исцеления и благодатной помощи страждующим  в святых местах.

      Учебник по мировой художественной (автор Г.А. Данилова) помог понять в чётких границах описание образа Тихвинской Божьей Матери.

      Из сайта «Богоматерь» (источник www.bogomater.ru) смогла понять, что есть разные типы иконы Божьей Матери Тихвинская. Также прочитала несколько молитв, произносимых перед этой иконой.

     Ознакомившись с серией литературных и Интернет-источников, стало ясно, что в учебниках и учебных пособиях описание икон и темы «Иконография» даны на базовом уровне, а в Интернете - более научная база для изучения и прочтения  всех православных христиан.

Результат исследования

    1. История образа Пресвятой Богородицы Тихвинской

       Из разных Интернет-ресурсов я узнала, что Чудотворная Тих­вин­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, по пре­да­нию, од­на из икон, на­пи­сан­ных свя­тым апо­сто­лом и Еван­ге­ли­стом Лу­кой. В V в. из Иеру­са­ли­ма бы­ла пе­ре­не­се­на в Кон­стан­ти­но­поль, где для нее был по­стро­ен Влахерн­ский храм. В 1383 го­ду, за 70 лет до взя­тия тур­ка­ми Кон­стан­ти­но­по­ля, ико­на ис­чез­ла из хра­ма и в лу­че­зар­ном све­те яви­лась над во­да­ми Ла­дож­ско­го озе­ра. Чу­дес­но но­си­мая с ме­ста на ме­сто, она оста­но­ви­лась близ го­ро­да Тих­ви­на. На ме­сте яв­ле­ния ико­ны был по­стро­ен де­ре­вян­ный храм в честь Успе­ния Бо­го­ро­ди­цы. Усер­ди­ем ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия Ива­но­ви­ча (1505–1533) вме­сто де­ре­вян­но­го хра­ма был воз­ве­ден.

         День  почитания - 9 июля. 

         Тихвинской иконе Божией Матери молятся о прозрении слепых, при болезнях детей, расслаблении суставов, при параличе. Считается покровительницей младенцев, ее еще называют детской. Она помогает детям в болезнях, успокаивает беспокойных и непослушных, помогает им в выборе друзей, ограждает от дурного влияния улицы. Считается, что она укрепляет связь между родителями и детьми. Женщинам помогает при родах и в период беременности. Также  обращаются с молитвой, когда существуют проблемы зачатия. 

       Образ Божией Матери еще много раз показывался в разных местах, пока не выбрал, наконец-то, себе богоугодное место - около будущего града Тихвина, куда он явился по воздуху и повис над горой. Узревшие это чудо люди пали перед ней ниц с молитвами о прощении, милости и помощи. Икона вняла мольбам и плавно спустилась вниз, где ее восторженно встретили местные жители и на этом месте впоследствии построили для нее часовню. Константинопольский патриарх, выслушав показания новгородских купцов, подтвердил достоверность иконы и благословил ее.

       Строительство началось незамедлительно, и до вечера уже был готов сруб. Но утром оставленные на ночь стражники не увидели ни начатого сруба, ни образа. Срочно собрали народ и приняли все действия для поисков пропавшей иконы, молясь и горько оплакивая пропажу. И вдруг чудесным образом икона вместе с начатым срубом нашлась на другом берегу реки Тихвинки – так икона указала место для своего окончательного пребывания. В этом месте и возвели ей храм, а икону назвали в честь местности Тихвинской. Этот храм однажды ночью спустя семь лет сгорел, но икона нашлась в ближайших зарослях целой и невредимой. Еще три раза был пожар, и все три раза икона чудесным образом спасалась.

      Слава о свойствах Чудотворной иконы разнеслась далеко за границы края, а в 1613 году, когда Россия воевала за свою независимость и свободу, икона спасла своими чудесными свойствами Тихвинскую обитель. Когда к власти пришел царь Романов Михаил Федорович и его отважные отряды освободили Новгородские земли от коварных шведов, те решили отомстить и уничтожить святыню Тихвинского монастыря. Послушнице Марии, которую в свое время икона исцелила от слепоты, в вещем сне явилась Богородица и наказала взять ее икону и обойти вокруг стен городских. И пошел народ, гордо неся образ перед собой. Когда шведы увидели это шествие, их обуяла такая паника, что они сбежали без оглядки. Когда вражеские войска второй раз решили напасть на Тихвинский монастырь, они увидели громадное войско, напирающее прямо на них, и снова в страхе сбежали с места боя. И снова шведские войска под предводительством жестокого полководца Далагарди все силы бросили на то, чтоб не только разрушить монастырь, но и обязательно уничтожить икону. Тогда защитники обители решили увезти и схоронить ее в Москве, но икона как будто вросла в стену – ее не смогли подвинуть и на миллиметр. И снова наступающим шведам привиделось многочисленное войско русское, идущее в их сторону, и они окончательно бросились в бегство.

      Что знаменательно – ровно через год именно в Тихвинском монастыре, перед иконой Божией Матери, был подписан договор о перемирии со шведами. С этого времени началось всемирное почитание Тихвинской иконы Божией Матери.

      После октябрьской революции в 1924 году Тихвинский монастырь закрыли, а чудотворную икону переместили в один из храмов Тихвина. После второй мировой войны чудотворная Тихвинская икона заняла в иконостасе почетное место справа от Спасителя, и только раз в году, в престольный праздник, ее достают для великого богослужения и проносят крестным ходом кругом храма.
      По сказаниям, именно из Тихвинской церкви Сталин перед битвой за Москву взял чудесную икону и приказал обогнуть на самолете столицу, благодаря такому благословению враг был побежден.

      В 1944 году будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн и мирянин по имени Сергий, спасая чудотворную икону, увезли ее в Европу, а потом и вообще США. Перед своей смертью архиепископ Иоанн завещал своему приёмному сыну хранить икону как зеницу ока и вернуть её в Россию только тогда, когда в стране произойдет почитание советской властью Церкви и будет реконструирован Тихвинский монастырь.

       В 2004 году свершилось долгожданное возвращение чудотворной иконы на свою родину. И поныне перед иконой молятся те, кто страдает тяжкими душевными заболеваниями, параличами, болезнями суставов, слепотой, но особо Божия Матерь оберегает и исцеляет детей и женщин, страдающих от бесплодия. 

      Такова уникальная история Тихвинской иконы Божией Матери.

1.2. История появления иконы в нашей семье.

       В моей семье в красном углу давно уже стоит старая икона с изображением Богородицы. В обычные дни наша старая икона висит на стене (приложение 2). В великие праздничные дни мама украшает иконы полотенцами или скатертью с вышивкой (приложение 3). Мне очень нравиться ощущать необыкновенную атмосферу благоговейного отношения к святыням. Ежедневно перед иконами бабушка совершает молитвы перед приемом пищи и после ее принятия; молитвы на благословение дня и на ночь; идущему в путь; благодарственные молитвы. Когда кто-либо собирается в путь, бабушка благословляет на дорогу. 

      Я уже задумывалась о появлении иконы в нашей семье, её происхождении и авторстве, но никак не начинала о ней разговор с родными. Когда я стала рассматривать икону, то видела на её потемневшей поверхности небольшие утраты и потёртости. Мама  и бабушка рассказали, что нам она передаётся из поколения в поколение. Основным  источником является устная история иконы, рассказанная моей бабушкой Малых Эльзой  Анатольевной, 1948 года рождения, мамой Малых Любовь Всеволодовной, 1973 года рождения, сёстрами моего дедушки, Малых Ангелиной Ксенофонтовной, 1956 года рождения (Ижевск) и Васильевой Галиной Ксенофонтовной, 1959 года рождения (Воткинск). Мо родные с большим сожалением говорят, что в 1970-ые годы во время строительства нового дома две большие иконы были утеряны. Тихвинская икона Божией Матери или, как её ещё называют, Северная Царица, по словам бабушки, на самом деле хранит в моей семье мир и лад. Несколько веков в нашем роду миропорядок.

       Следующий вопрос, который меня интересовал – образ какой Богоматери изображён на иконе?

        На иконе поясное изображение Божьей Матери. Лик Богородицы близко соприкасается с ликом Богомладенца. Святой Младенец нежно обнимает Мать. Божья Матерь правой рукой придерживает Сына, а левой – указывает на Него. Левая ножка Богомладенца раскрыта от колена.

        На иконах Божьей Матери имеется обязательный атрибут – мафорий (покрывало, набрасываемое на голову и окутывающее фигуру), имеющий три «звезды Девства»: одна на лбу и две – на плечах. Звёзды Девства означают то, что Божья Матерь является Девой до Рождества, в Рождестве и после Рождества, т.е. Приснодева (Всегда Дева). Нимб (символ духовной славы) Спасителя всегда имеет изображение креста, в память Его крестных страданий. Внутри крестного нимба обозначены древнегреческие буквы ωόΗ, которые означают «Сущий» (имя Бога).

На иконе имеются надписания. В верхней части: МР (Матерь), ѲУ (Божья). Справа от Богомладенца: IC XC (Иисус Христос). Слева от Богородицы надписание – название иконы: Тихвинская.

        Это значит, что на иконе - образ Пресвятой Богородицы «Тихвинская».

Почему мы невольно замолкаем, глядя в печальные, видящие всю нашу душу глаза Богородицы? Изображение заслуживает самого глубокого уважения: оно написано «с чистою душой и верой в Бога».

        Иконописец (богомаз) весь вложился в работу. Служение Богу, прославление Его Имени очень ответственно.

        Сначала мы  с родителями и руководителем исследовали состояние иконы. Папа сказал, что оклад Иконы прост: сделан из меди, чеканки и золочения.

       Судя по небольшим размерам иконы (9смх7см), скорее всего, эта икона  келейная (то есть домашняя).

Оборот иконы: Основа состояла из двух сосновых досок, мореных тёмной морилкой. Имелись 2 шпонки врезные, односторонние. В верхнем правом углу имелась потёртость.  В нижнем левом углу скол (0,7 см на 0,5 см).             Торцы и боковые стороны окрашены морилкой, имеют 4 гвоздя.

     Лицевая сторона: края и углы иконы были потёрты. По верхнему краю: в левом верхнем углу – утрата красочного слоя краски и левкаса (4см на 0,5 см), в центре – утрата красочного слоя и левкаса (3см на 0,3 см).

Множественные мелкие утраты красочного слоя по всей поверхности. Вокруг ликов гвоздевые отверстия (возможно, крепились металлические нимбы). По всему нижнему краю утрата левкаса и красочного слоя (24см на 3,5 см). По нижнему краю слева – трещина в древесине (1 см), справа – трещина (3 см).

Техника живописного слоя – темпера.

        По нижнему краю слева – трещина в древесине (1 см). По всей лицевой стороне есть потемнение и загрязнённость.

       В процессе изучения иконы было проведено снятие верхнего загрязнённого потемневшего слоя с левой стороны с помощью зубной пасты и щётки, чтобы убедиться о нашем верном определении названия Иконы. Наши ожидания целиком оправдались.

       Беседуя со своими родственниками, я узнала, что не всегда у нас в стране люди могли свободно соблюдать православные традиции. В годы Советской власти приобрести икону было практически невозможно, а те иконы, которые были давно приобретены или переданы членам семьи как реликвия, приходилось даже прятать иконы в шкаф, в стол, в кладовую, в амбар, закапывать в землю. Так было и в семье моего дедушки – .

       Вот и приходилось его родителям, жене, да и ему самому прятать икону. Достанут из сундука, помолятся и опять спрячут. В конце концов, старинная икона Спаситель из дома и совсем исчезла. Это было время атеизма. В деревне не было церкви. Многие жители втайне от всех крестили детей, венчаться молодые пары ездили на лошадях или ходили пешком в село Сосновка в Михайло-Архангельскую церковь. Многие оставались некрещеными и невенчанными. И, когда женились дедушка с бабушкой, продолжались такие же порядки. Им для благословления негде было купить иконы.

 

  1. Проведение опроса  об иконах

        Начиная работу по данной теме, я даже не предполагала, сколько открытий ждет меня впереди. Сколько нового и интересного я узнала. И на многие традиции, установленные в моей семье я стала смотреть по – другому. Я впервые испытала чувство большого уважения к своим предкам, которые сохранили и передали эти святыни нам.

       Конечно, имеются у одноклассников и учителей и именные иконы.  Именная икона – это образ святого покровителя, небесного заступника. Моя икона - святая мученица Июлия, у мамы - святые мученица Любовь и матерь их Софья, у моего руководителя – святая Людмила. Впервые, я внимательно рассмотрела иконы в бабушкином доме и попросила ее рассказать мне о них. В Святом углу бабушкиного дома находится Спаситель, справа - Святитель Николай. Эти иконы находятся на самом верху. Кроме этих образов у бабушки много икон в честь пресвятой Богородицы, перед которыми молятся о семейном благополучии: Феодоровская, Казанская, Владимирская, Неопалимая купина и другие, а

       Чтобы выяснить, какие образы Пресвятой Богородицы известны одноклассникам и, вообще, какие иконы, в каком количестве имеются в семьях, вместе с классным руководителем была разработана анкета. Анкетирование было проведено в 6-м классе и среди моих педагогов и воспитателей.     Анкета для опроса одноклассников.

  1. Есть ли у вас в семье Иконы?
  2. А какие иконы вашей семьи Вы знаете?
  3. Сколько икон в вашей семье?

         Результаты представлены  в таблице № 1.

        Немногие учащиеся в моём классе знают о том, что существует икона Божьей Матери Тихвинская, а чем она отличается от многих других образов Богородицы и про исторические события, которые связаны с этой иконой практически никому не известно.

Святых Образов Пресвятой Богородицы существует много. Обычно Богородицу изображают с младенцем на руках или в окружении молящихся и ангелов. Православная традиция не запрещает изображать разные лица у Богородицы. Главное, чтобы были соблюдены каноны изображения. Для образа Божьей Матери это — синее или лазоревое платье, красный покров на голове (амафор), а на покрове обязательно три золотые звезды, как символ чистоты и непорочности.

       А образ Богоматери Калужской необычен для православия и похож на западную гравюру: Дева Мария представлена с книгой в руке в молитвенном положении.

Думаем, что духовная ценность нашей иконы велика. Икона старинная, ей примерно 200 лет. Наша общая семейная задача: в будущем познакомиться с технологией реставрации икон и отреставрировать нашу икону. Чтобы она прослужила ещё моим детям и внукам.

Выводы

Работая над данным исследованием, я поняла, что, хотя в нашем селе на протяжении многих десятилетий не было церкви, мои земляки и члены моей семьи продолжали сохранять православные традиции, чаще всего тайно. Любая попытка властей надавить на верующих, заставить их отречься от веры вселяла в людей какую-то особенную надежду, давала какую – то тайную силу, чтобы сносить это испытание, выпавшее на их долю. В настоящее время православные традиции продолжают жить, помогая обустраивать жизнь, делать ее надежной и одухотворенной. Я считаю, что семьи, сохранившие родовые православные традиции, и сегодня остаются примером для местного населения, являясь образцом крепкой семьи, поддерживая Церковь и Веру.

Изученные материалы и воспоминания моих родственников позволяют сделать следующие выводы:

1) Традиция обустраивать в доме Святой угол сохранилась в нашей семье.

2) Я узнала, как оформлялся святой угол моими предками в первой половине ХХ века

3) Сравнила, какие традиции в оформлении Святого угла сохраняются у нас до настоящего времени

4) Изучила материал об иконах, которые особо почитаемы у моих одноклассников и моих учителей.

5) Изучила материал о том, какая домашняя икона была сохранена в моей семье, историю её появления, технику изготовления со слов папы и с помощью интернет-ресурсов.

Нам, молодому поколению XXI века, можно и нужно многое сделать для возрождения и сохранения православных традиций наших предков. Обычай праздновать и горевать вместе, творить милость, поддерживать материально и духовно храм - это такая деятельность, которая дает

  1. Литература:
  1. Учебник МХК для 10 класса под ред. Г.И. Данилова,-М.:Дрофа, 2013.-256 с.
  2. Рассказы о русских святых / Под ред. А.Н.Печерской. – М.: Дрофа-Плюс, 2007. – 80 с.: ил.
  3. Святыни православной России. - СПб.:ИГ-Весь, 2012.-128 с.: ил.
  4.  https://www.moleben-online.ru/khramy-i-svyatyni/chudotvornye-ikony/146-chudotvornaya-tikhvinskaya-ikona-bozhiej-materi
  5.  https://azbyka.ru/days/ikona-tihvinskaja
  6. tthp://www.abc-people.com/event/crush.php#010 – Православный церковный календарь.
  7. http://www.pravmir.ru – православный информационный сайт «Православный мир»
  8. www.bogomater.ru/index.php?option...id...ikona...tikhvinskaya...ikona
  9. https://ru.wikipedia.org/wiki/

Выводы

      Работая над данным исследованием, я поняла, что, хотя в нашем селе на протяжении многих десятилетий не было церкви, мои земляки и члены моей семьи продолжали сохранять православные традиции, чаще всего тайно. Любая попытка властей надавить на верующих, заставить их отречься от веры вселяла в людей какую-то особенную надежду, давала какую – то тайную силу, чтобы сносить это испытание, выпавшее на их долю. В настоящее время православные традиции продолжают жить, помогая обустраивать жизнь, делать ее надежной и одухотворенной. Я считаю, что семьи, сохранившие родовые православные традиции, и сегодня остаются примером для местного населения, являясь образцом крепкой семьи, поддерживая Церковь и Веру. Я уверена, что икона – это путеводитель каждого человека и в радости и в горе, в учении и в работе, в болезни и в воинской службе. Эта уверенность у меня появилась не случайно.

Изученные материалы и воспоминания моих родственников позволяют сделать следующие выводы:

1) Думаем, что духовная ценность нашей иконы велика. Икона старинная, ей примерно 200 лет. Наша общая семейная задача: в будущем ознакомиться с технологией реставрации икон и отреставрировать нашу икону. Чтобы она прослужила ещё и моим детям и внукам.

 

Иконы, хранящиеся у моих одноклассников, учителей

Ф. И.

Какие иконы имеются в семье

Сколько икон

1.

Б. Д.

 Икона Божией Матери «Всех ангелов радость»,
Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Жи­ро­виц­кая, Икона Николая Чудотворца, Икона Иисуса Христа Вседержителя, икона Пресвятой Богородицы, икона Матроны Московской

6 штук

2.

В. Е.

Икона Николая Чудотворца

1 штука

3.

К.П.

Икона Николая Чудотворца, Икона Иисуса Христа Вседержителя, Икона Божьей Матери

4 штук

4.

К.С.

Икона Иисуса Христа Вседержителя, именная икона святой Софии, святой Елены, святой Наталии

4 штук

5.

М.Ю.

Икона святой Иулии (Юлии), икона святой Любови, икона Божьей Матери Тихвинская, икона Божьей Матери Казанская, икона Иисуса Христа Вседержителя

5 штук

6.

Т.Я.

Икона Николая Чудотворца

1 штука

7.

Ш.В.

Икона святой Валерии, икона святого Ильи, святой Марии, святого Димитрия. Икона Николая чудотворца, икона Иисуса Христа Вседержителя

 

8.

К.Л.М.

Икона Казанской Божьей матери, икона Марии Египетской,

Икона Николая Чудотворца, Икона Иисуса Христа, икона Саровского, именная икона святая Людмила, икона Серафима Саровского

7 штук

9.

А.Г.А.

Именные иконы святого Ярослава, святого Тимура. Святого Владимира, святой Галины, икона Николая Чудотворца, икона Иисуса Христа Вседержителя

6 штук

10.

Ч.Л.Ю.

Икона Николая чудотворца, икона Матроны Московской, икона «Неупиваемая чаша», икона Божьей Матери Семистрельная

4 штук

11.

Ч.Е.Г.

Икона Божьей Матери Казанская. Икона Николая чудотворца, икона Матроны Московской

3 штуки

12.

Т.И.Б.

Икона Николая чудотворца, Икона Богородицы, Икона Иисуса Христа, икона  Сергия Радонежского

5 штук

13.

П.О.В.

Икона святой Ольги, святого Александра, Николая Чудотворца, Божьей Матери

5  штук

14.

К.Г.И.

Икона Николая Чудотворца

1 штука

15.

З.И. Е.

Именные иконы святой Аллы, святого Андрея, Николая Чудотворца, икона Божьей Матери, икона Иисуса Христа Вседержителя

5 штук

16.

Ч.Г.С.

Икона Николая Чудотворца. Икона Божьей Матери

2 штуки

17.

Х.Е.С.

Икона святой Елены, икона святой Анны, святого Егора, икона Иисуса Христа Вседержителя, икона Николая чудотворца

5 штук

18.

Ф.Н.В.

Икона Николая Чудотворца, икона Иисуса Христа Вседержителя, икона Пресвятой богородицы

3 штуки

19.

П.Е.Л.

Икона «Неупиваемая чаша», икона Николая чудотворца, икона Иисуса Христа Вседержителя

3 штуки

20.

П.Н.А.

Икона Матрона Московская, икона Николая Чудотворца, икона Иисуса Христа спасителя

3 штуки

Проведя анализ, можно сказать, что наиболее почитаемой иконой  семей является Николай Чудотворец и Божья Матерь, Иисус Христос.

44 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий