День начала Великой Отечественной войны, 22 июня, навсегда стал для России Днём памяти и скорби. В 2020 году исполняется 75 лет победы СССР над фашизмом.Уничтожить фашизм до конца, как показывает современная история, не удалось в 1945 году, поэтому сегодня повсюду в мире мы видим, как фашизм поднимает голову и расправляет свои чёрные крылья. Об этом красноречиво говорят снос памятников советским солдатам в Прибалтике и Польше, эсэсовские марши на Украине, преступление в одесском Доме профсоюзов, расцвет фашистских организаций в России, возрождение культа Гитлера и гитлеровских коллаборационистов…Сегодня, в преддверии 75-летия Великой Победы мы должны осознавать, что фашизм просто так не искоренить: он живёт за стенами институций и сект, шовинизма, расизма и этнического национализма ‑ и пробивает себе путь наверх всё настойчивее.
О признаках начинающейся реставрации фашизма ещё в 1963 году заговорил режиссёр Михаил Ромм, а его фильм «Обыкновенный фашизм» 1965 года был первой масштабной попыткой размышления о фашизме, изучения его, а имплицитно и о своем собственном тоталитарном прошлом, осуществленной средствами кино в послесталинском Советском Союзе. Исходный материал, с которым работал Михаил Ромм, составлял два миллиона метров кинопленки (нацистская кинохроника, документальные фильмы и культурфильмы), конфискованных Красной армией в 1945 году в фондах Рейхсфильмархива и переправленных в Москву. Этот материал был дополнен фотографиями, такими как фотопортреты Гитлера, выполненные его личным фотографом Генрихом Гоффманом и хранившиеся в кожаных мешках на территории киностудии «Мосфильм», а также любительскими снимками солдат Вермахта, которые десятилетия спустя вызвали широкий резонанс в связи с открывшейся в Гамбурге в 1995 году первой выставкой о преступлениях Вермахта. Некоторые материалы бы ли показаны в «Обыкновенном фашизме» впервые, другие уже были частью коллективной визуальной памяти. К этому добавились кино и фотоматериалы восточноевропейских органов правосудия, а также прочие разнообразные документы: рисунки, сохранившийся фрагмент любительского фильма из варшавского гетто, – дополненные – в соответствии с эстетикой cinéma vérité – съемками в музее Освенцима и кадрами повседневной жизни, снятыми скрытой камерой у детских садов, около университета и на улицах и не только создававшими связь со временем, в котором находились зрители, но и задававшими дискурсивную позицию, с которой разворачивались размышления о прошлом.
У фильма «Обыкновенный фашизм» интересная история создания. Два тогда еще молодых критика и историка кино, Майя Туровская и Юрий Ханютин, основательно изучив материал Рейхсфильмархива, обратились к Михаилу Ромму с наброском сценария, в котором предполагалось смонтировать документальные съемки с цитатами из немецкого игрового кино. Однако Михаил Ромм отверг использование материалов игрового кино, настаивая на использовании исключительно документальных съемок: высказался против любых форм инсценировки, создания искусственно театральной действительности в пространстве киностудии. По свидетельствам Ромма, картина «Обыкновенный фашизм» в конечном счёте нашла свое решение тогда, когда он и группа его соратников, отказавшись от исторического или последовательного метода изложения, стали собирать материал в отдельные плотные большие блоки, по темам, которых было собрано 120 тем, куда входили крупные планы восклицающих «зиг хайль», крупные планы молчащих, крупные планы думающих, речи Гитлера, бегущая толпа, орущая толпа, трупы, военный быт, концлагеря, парады, марши, стадион, гитлерюгенд, раненые – всего 120 тем, страшных, кровавых, бесчеловечных.
Фильм снят очень необычно, с точки зрения искусства документального кино 60-х годов. Авторы как бы постоянно играют на контрастах, переходя, к примеру, от детских рисунков и изображений детей уже мирного 1965 года к страшным фотографиям из прошлого, в которых эссесовцы расстреливают женщин с детьми. Или, переходя от хроник с мирными немецкими обывателями 30-ых годов, приветствующих штурмовиков Рема на улицах пока еще мирных немецких городов к фотографиям трупов сотен и тысяч людей, замученных в концлагерях Освенцима, Майданека или Дахау теми самыми немцами, которые еще совсем недавно были простыми мирными обывателями. В основу фильма легли уникальные кадры из немецких кинофильмов и кинохроник периода времени с момента становления и прихода к власти Адольфа Гитлера до Нюрнбергского процесса, осудившего нацистских преступников. Фильм снимался полтора года. Проработка материала просто уникальна. По воспоминаниям участников съемочной группы для отбора материалов к фильму ими были просмотрены порядка двух миллионов метров кинолент из фильмохранилищ Москвы, Варшавы и Берлина. Были изучены десятки тысяч фотографий, причем не только из официальных отчетов, но и из личных архивов непосредственных участников тех событий - охранников концлагерей, солдат и офицеров СС.
Многие критики приняли документальный фильм «Обыкновенный фашизм» 1965-го года как закодированное разоблачение культа личности Сталина, произведенное под видом критики нацизма, но, на наш взгляд, по прошествии времени фильм Ромма должен быть переосмыслен, так как для современного поколения потерял аллегории и подтексты, которые Ромм вкладывал в своё творение первоначально. По словам самого режиссёра, главной целью было «показать не историю зарождения немецкого фашизма, а создать своего рода фильм-размышление, фильм-разговор со зрителем при помощи кинодокументов, старых картин — игровых и неигровых, разговор о том, как и почему в середине XX века возникло это уродливое, чудовищнейшее и позорнейшее явление, какими способами фашизм растлевал человеческие души, где его корни, почему это явление живо и по сей день — как живут в человеческом теле метастазы рака, если вовремя не ликвидирована злокачественная опухоль». Мы считаем, что слова Ромма звучат очень актуально, несмотря на то что прошло почти 60 лет со времени выхода фильма в широкий прокат. Фильм является предостережением всем нам, поколению победителей, поколению, которое живёт в свободной, многонациональной и великой стране! Прежде всего нам! И, конечно же, всему миру!