Автор: Дуничева Наталья Алексеевна
Страна: Луганская Народная Республика
Город: г. Красный Луч, г. Вахрушево
Организация: Государственное образовательное учреждение Луганской Народной Республики "Вахрушевский учебно-воспитательный комплекс №1 "Гармония"
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

Классный час "Героизм летчиков в годы Великой Отечественной войны"

 

Цель:  познакомить с подвигом лётчиков в годы Великой Отечественной войны, воспитание гражданственности и преданности Родине, сохранение исторической памяти, традиций и преемственности поколений.

Задачи: 

- формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах;

- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны;

- развивать творческие способности обучающихся.

                                          

                                                                 Ход мероприятия

 

На доске слова поэта Мусы Джалиля:

«Всему меняться суждено

В природе, в жизни, в человеке.
Но что-то быть должно одно,
Что не меняется вовеки».

 

Учитель Добрый день!

Мы расскажем Вам о славных подвигах летчиков ВОВ 1941-1945 годов. О характере боев, о стойкости воинов. Это было страшное и тяжелое время. И спустя 75 лет  мы вновь и вновь обращаемся к событиям войны, в те суровые годы, к тем героическим дням.

Что остается вечно в человеке, что не меняется?

Ученик. Человеческая память.

В качестве разминки мы предлагаем вам ответить на несколько вопросов:

- Как назывались первые русские воины? (Дружинники).

- Как называется часть войск, идущая впереди главных сил? (Авангард).

- Как прозвали в народе гвардейский миномет «БМ-13» в годы Великой Отечественной войны? («Катюша»).

- Имена каких полководцев и военачальников Великой Отечественной войны вы знаете? (Г. К. Жуков, Р. Я. Малиновский, А. М. Василевский, И, С. Конев и др.).

- Какой подвиг в годы Великой Отечественной войны совершил летчик капитан Николай Гастелло? (Он направил свой горящий самолет на колонну вражеских танков и автомашин).

- Назовите имена летчиков — трижды Героев Советского Союза, получивших эти звания за подвиги в годы Великой Отечественной войны. (А. И. Покрышкин, Г. К. Жуков, М. Н. Кожедуб).

Учитель. Подвиг советского народа и его Вооруженных Сил в войне — не только история. Это наше сегодняшнее оружие, могучий источник воспитания новых поколений защитников Родины. Подвиг воинов-авиаторов — это боевая слава Военно-воздушных сил, бесценное достояние, которое с годами не стареет. Массовый героизм советских воинов и в том числе летного состава, их стойкость и мужество отнюдь не являются лишь «природной выносливостью и неприхотливостью», «загадочностью славянской души» и другими подобными  загадками. Лишь чувство долга способно породить величие духа.

Фрагмент видеофильма о летчиках Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (1 мин)

Учитель. Отстоять свободу и независимость Родины, разгромить фашизм — главные побудительные мотивы героизма.

Ученик. Наша авиация вступила в Великую Отечественную войну в крайне неблагоприятных условиях. Особенно трудными оказались первые дни войны, когда был нанесен большой урон нашей авиации на аэродромах. Врагу удалось завоевать господство в воздухе. Однако ему не удалось достичь главной цели — сломить высокий моральный дух советских летчиков, их непоколебимую стойкость, стремление выполнить боевую задачу любой ценой.

Ученик. В первом налете утром 22 июня участвовало около 800 бомбардировщиков и до 500 истребителей врага. Отражая первый и последующие налеты авиации противника, наши летчики смело вступали в воздушные бои. В этих боях, наряду с применением оружия, советские летчики успешно применяли и таранные удары по вражеским самолетам, стремясь любыми средствами предотвратить удары фашистской авиации по нашим войскам и объектам тыла.

Ученик. Опыт первых двух месяцев войны убедительно показал, что в руках Ставки ВГК должен быть постоянный авиационный резерв, маневрируя которым можно последовательно переносить усилия авиации с одного направления на другое и, не имея общего превосходства в силах, завоевывать господство в воздухе на отдельных направлениях, отражать удары наступавших войск противника, решать внезапно возникавшие задачи.

Ученик. Так это было, например, в ходе контрнаступления под Москвой и под Сталинградом. В качестве такого резерва авиации до осени 1942 года создавались резервные, ударные, маневренные и другие авиационные группы и даже авиационные армии РВГК. С августа по октябрь 1941 года было сформировано шесть резервных, а с марта по апрель 1942 года — десять ударных авиационных групп РВГК. Три авиационные армии РВГК были сформированы в июле 1942 года.

Ученик Завоевание стратегического господства в воздухе в 1943 году явилось важнейшим условием успешного проведения ряда крупнейших стратегических наступательных операций Советскими Вооруженными Силами в третьем периоде Великой Отечественной войны. При этом решающая роль в этой борьбе принадлежала истребительной авиации. Это положение актуально, и в наши дни. Успех действий сухопутных войск еще в большей степени стал зависеть от того, кто владеет инициативой в воздухе.

Ученик. Советские летчики летали днем и ночью, действовали в сложных метеорологических условиях. Им был присущ высокий моральный дух, глубокая идейная убежденность, ненависть к врагу, готовность к самопожертвованию. Только советские летчики были способны и шли на таран.

Ученик. Уже в первый день войны советские летчики-истребители самоотверженно таранили 16 вражеских самолетов. При этом шестеро из них остались живы. Тремя первыми советскими летчиками, получившими в ходе начавшейся войны Героя Советского Союза, были летчики-истребители — М.И. Жуков, С.И. Здоровцев и П.Т. Харитонов. Они получили свои награды 8 июля 1941 года.

 

(Театрализованное представление учащихся от первого лица)

 

Ученик 1. Я, летчик Александр Иванович Покрышкин, совершая разведывательный полет с напарником в районе реки Прут на границе с Румынией, вступил в бой с пятью «мессершмиттами»  и хотя его МиГ-3 был поврежден в схватке, сумел сбить Ме-109.

Ученик 2. Однако советские летчики очень скоро разгадали тактические приемы противника. Были внесены определенные коррективы в действия истребителей и уже на второй день боев летчики авиационного полка, которым командовал А.И. Покрышкин, сбили 30 немецких самолетов, не потеряв ни одного своего.

Ученик 3. Известно, что А.И. Покрышкин старательно и творчески лично отрабатывал тактические приемы воздушного боя, внимательно изучал тактику противника, охотно делился своим опытом с молодыми летчиками, собиравшимися вечерами у него в палатке. Эффективность такого обучения наглядно подтверждается всего одним фактом: 30 летчиков, которые участвовали в первых боях под руководством А.И. Покрышкина, стали впоследствии Героями Советского Союза, а шестеро из них дважды удостоились Золотой Звезды Героя. За время войны только они уничтожили 500 немецких самолетов.

Ученик 4. Я, старший лейтенант Александр Константинович Горовцев, вступил в бой с 20-ю немецкими бомбардировщиками, в котором решительно атаковал их и сбивал в каждой атаке по самолету, пока не израсходовал все боеприпасы. Уничтожил в одном воздушном бою девять вражеских машин. За этот подвиг мне было присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик 5. Я, летчик Алексей Петрович Маресьев, летал с протезами на обеих ногах, вел воздушные бои, стремился уничтожить врага в любых условиях и одерживал в них блестящие победы. Только за два дня в боях на Курской дуге сбил пять фашистских самолетов и был удостоен звания Героя Советского Союза.

Ученик 6. Я, летчик Молодчий Александр Игнатьевич, родился 27 июня 1920 года в городе Луганске, в 1938 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов. 22 октября 1941 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Всего совершил 311 боевых вылетов на самолётах Ер-2, Ил-4 и В-25 (в том числе 287 ночных).

Ученик 7. Я, советский ас Иван Никитович Кожедуб, получивший боевое крещение в битве под Курском, к концу войны имел на своем боевом счету более 60 уничтоженных фашистских самолетов. В битве за Берлин сбил свой 62-й самолет, которым оказался реактивный истребитель "мессершмитт-262".

Ученик 8. Я,  летчик-истребитель, генерал-лейтенант Василий Федорович Голубев: 9 мая, в день, когда уже был подписан акт о капитуляции Германии, сбил над Прагой «Ме-109». Это был последний самолет, сбитый в воздушном бою во второй мировой войне на Европейском театре.

Ученик 9. Я, летчик-истребитель, Лидия Владимировна Литвяк, лётчик-истребитель, командир авиационного звена, гвардии младший лейтенант, Герой Советского Союза. Участвовала в бою над Миус-фронтом. За свою короткую, чуть более года, боевую карьеру выполнила 186 боевых вылетов, провела 69 воздушных боёв и одержала 12 подтверждённых побед.

Ученик 10. Я, девятнадцатилетний комсомолец-сибиряк Николай Тотмин, в жестоком бою в районе Рожкополья с двенадцатью вражескими самолетами израсходовал весь боезапас. Можно было попытаться уйти от противника, и никто не упрекнул бы меня за это. Но я рассудил иначе: я должен драться до последнего вздоха. Кончились патроны, но есть таран. И я пошел на лобовой таран! Вражеский пилот попытался увернуться от удара, но не успел, и мой советский истребитель врезался в неприятельскую машину. Я каким-то непостижимым чудом уцелел и спустился на парашюте.

Ученик 11. Нетрудно представить себе даже неосведомленному человеку, что такое лобовой таран. Это - верная смерть. Две машины на огромной скорости несутся навстречу друг другу. Счет жизни измеряется секундами. У кого окажутся крепче нервы? Кто сдаст первым? Но и в случае, если кто-то свернет первым, возможность столкновения велика. Тотмин же шел именно на лобовой таран и сделал все возможное, чтобы противник не уклонился от удара. Такого в истории мировой авиации еще не было.

Ученик 12. Таранные удары в воздухе прочно вошли в практику боя летного состава всех родов авиации. Более 600 раз прибегали к нему наши летчики. И это не было жестом отчаяния, как пытаются представить в настоящее время таранные удары на Западе. Они стали одним из тактических приемов боя, требовавшим высочайшего мастерства и большой самоотверженности. Ряд наших летчиков-истребителей мастерски владели этим приемом, как, например, лейтенант А.С. Хлобыстов, который за один вылет успешно таранил два самолета противника. Лейтенант В.В. Талалихин таранил Ю-88 во время ночного налета немцев на Москву. Летчик С. Дроздов в небе Курска на подбитом штурмовике в воздушном бою отрубил хвостовое оперение истребителя противника. Всего в ходе Великой Отечественной войны летчики-истребители применили воздушный таран в бою 598 раз, штурмовики — 19 раз и бомбардировщики — 18 раз.

Учитель. Эти герои – летчики могли жить в наше время, но им довелось жить в суровое время войны и проявить свои лучшие качества. Человек привыкает ко всему, но к войне и горю привыкнуть нельзя, их можно пережить благодаря поддержке близких и найти минуту, чтобы прочитать и написать письмо, или послушать любимую песню и немного отвлечься, и хотя бы мысленно вернуться к прежней жизни

-Исполняется песня о военных летчиках

 

Ученик. С полным основанием можно утверждать, что сегодняшнее поколение авиаторов, воспитанное на славных и богатых традициях советских летчиков военного поколения, так же надежно и самоотверженно будет проявлять героизм, совершать подвиги, действовать в боевой обстановке по законам боевого товарищества, которым неизменно руководствовались летчики в годы Великой Отечественной войны.

Учитель. У тех, кто не помнит прошлого, нет будущего. Мы должны твердо знать и помнить тех, кто подарил нам мир и счастье, кто защищал Родину, не жалея своей жизни.

 

 

25 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий