Автор: Серебрякова Ольга Игоревна
Страна: Российская Федерация
Город: Тамбов
Организация: МБДОУ "Детский сад №24 "Сказка"
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

"Поклонимся великим тем годам» Педагогический проект по военно-патриотическому воспитанию»

 

-Аннотация

-пояснительная записка

-этапы работы

-заключение

-список рекомендованной литературы

-приложения

Аннотация: 

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо использовать нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые бы гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали  новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности и являлись бы доступным для восприятия. В данном проекте  разработан  план мероприятий на апрель- май  по патриотическому  воспитанию дошкольников. Так же представлен опыт методической работы по формированию у дошкольников основ патриотизма: приведены сценарии развлечений ,  рекомендации по работе с родителями и педагогами. Проект "Поклонимся великим тем годам, посвящен 75-летию Великой Победы и  адресован  работникам дошкольных образовательных учреждений.

Пояснительная записка:

К сожалению, с каждым днем утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков, героев войны.  Отсюда возникает вопрос: как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за наш великий народ?  Современное поколение недостаточно знает и интересуется событиями Великой Отечественной войны. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей. В преддверии празднования 75-летия Великой Отечественной войны с детьми старшего дошкольного возраста был проведен опрос по выявлению знаний и представлений о Великой Отечественной войне, о героях войны, причинах возникновения праздника, который показал низкий уровень знаний ребят. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Поклонимся великим тем годам», который был выстроен  на основе взаимодействия взрослых с детьми, что способствует развитию и поддержке детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности. 

Проблема:

• Как познакомить детей   с темой «Великая Победа», донести всю интересующую детей информацию до их сознания.

• Недостаточный уровень знаний о Великой Отечественной войне.

• Нет заинтересованности родителей в расширении патриотических знаний детей.

Цель проекта: 

-Разработать систему мероприятий по подготовке к празднованию 75-летия Победы;

-Сформировать знания о ВОВ через различные виды детской деятельности. 

-Формировать патриотические чувства у дошкольников, уважение и гордость за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

Задачи проекта: 

  • Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны; 
  • Дать представление о том, что народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники; 
  • Познакомить с боевыми наградами героев, военной техникой, земляками-героями, прошедшими ВОВ. 
  • Формировать толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ. 
  • Пополнить методический кабинет материалами о ВОВ. 
  • Укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, их родителей, педагогов;

Предполагаемые результаты:

- Повысить уровень осведомлённости старших дошкольников и их родителей об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны.

- Дать представления о военных профессиях, о родах войск армии РФ, познакомить с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику.

- Воспитывать толерантность и испытывать уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ.

-Обогащение уровня патриотических знаний родителей; 

- Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по патриотической деятельности дошкольников.

Участники проекта: Воспитатели, специалисты, музыкальные руководители, дети, родители, филиал библиотеки им.Чехова

Сроки реализации проекта: С 1 апреля по 9 мая 2020 г.

Тип проекта: творческий, краткосрочный (с 1 апреля по 9 мая)

Этапы работы над проектом 

I. Подготовительный этап 

  • Изучение методической литературы по теме проекта.
  • Формулировка цели и задач.

II. Основной этап 

Содержание деятельности по реализации проекта

 

III. Завершающий этап 

  • Составление портфолио проекта.
  • Трансляция результатов проекта в фотовыставке,  фотовыставка для родителей.
  • Оформление групповых, коридорных, лестничных пространств.
  • Сценарии праздников, всех мероприятий.
  • Папки передвижки для родителей.
  • Изготовление орудий, военной техники
  • Участие в акции Бессмертный полк совместно с родителями.

Заключение:

Реализация проекта можно считать эффективной 

• Повысился уровень осведомлённости дошкольников и их родителей об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны.

• Дети знакомы с символикой Российского государства.

• Дети имеют представления о военных профессиях, о родах войск армии РФ

• Ближе познакомились с произведениями  поэтов, писателей и художников на военную тематику.

• Дети владеют расширенным словарным запасом на тему « День Победы»

• Также они имеют представление об истории памятных мест родного города , городах – героях.

• Умеют ориентироваться в исторических событиях нашей Родины и в ленте времени

• Дети толерантны, испытывают уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ.

Педагоги: 

• Проявляют чуткость к интересам и возможностям детей;

• Вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики;

• Повышают профессиональный уровень.

• Диссимиляция педагогического опыта. 

Список  рекомендуемой литературы:

1.Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ. – 2005. 

2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2008.

3.Белая К.Ю. От сентября до сентября: Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детских садов к планированию учебно-воспитательной, методической работы на год. – М, 1998

4. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. – М., 2006.

5. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников- М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2013

6.Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: Сфера, 2007.

7.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников // Управление ДОУ. – 2005. - № 1.

 8.Стапанова В. Стихи к Дню Победы //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – 

9. Харитонова Я. «Этих дней не смолкнет слава…» //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 1. – С. 3.

10. Хрестоматия для  старшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада /Под ред. В.И. Логиновой. – М.: Просвещение

Приложения

 Викторина  для детей старших и подготовительных групп «Что мы знаем о войне?»

Цель :привлечь внимание старших дошкольников к изучению истории Великой Отечественной войны, используя занимательную форму. 

Задачи: формировать интерес детей к данной теме, желание больше узнать о героях и событиях Великой Отечественной войны; воспитывать чувства признательности, уважения и памяти по отношению к участникам Великой Отечественной войны. формировать межличностные отношения в процессе группового взаимодействия.

– Здравствуйте, дорогие ребята. Приближается великий праздник - День Победы в Великой Отечественной войне. Мы проведем викторину, посвященную этой дате. В нашей викторине принимают участие три команды .

- 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны Германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке Советские города. Началась война.Война страшная, голодная, холодная, война, принесшая много горя и страданий нашему народу. Посмотрите, у каждого из вас есть черно-оранжевая ленточка. Почему вы сегодня ее надели? Что она обозначает?

(Такая двухцветная лента называется георгиевской. Она относится к ордену Святого Георгия, который традиционно являлся высшей военной наградой в России. Цвета ленты – черный и оранжевый – означают «дым и пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя.)

–Прошу командам посоветоваться и выбрать для себя название. Проведем жеребьевку команд, определим, под каким номером наши команды будут выступать.

Дети тянут сложенные листочки с номерами. Викторина начинается.

– Первый конкурс называется «Трудно в учении – легко в бою». Вопрос будет адресоваться одной из команд, согласно жеребьевке. Будьте внимательны, отвечайте четко.

Первый вопрос

– Как называется война, победу в которой мы празднуем 9 Мая? (Великая Отечественная война.)

– Когда началась война? (22 июня 1941 года)

– Сколько лет она продолжалась? (Война продолжалась 4 года.)

Второй вопрос

– Как называлась наша страна во время Великой Отечественной войны? (Советский Союз)

– Кто напал на нашу страну? (Фашистская Германия.)

– Как называется наша страна в настоящее время? (Россия.)

Третий вопрос

– В войне принимали участие разные виды войск. Какие? (авиация, флот, пехота)

Использовалось разное вооружение. Какое? (самолеты, корабли, танки, 

зенитные орудия)

В войне участвовали военные различных специальностей. Какие? (летчики, моряки, танкисты, снайперы).

Четвертый вопрос

Знаете ли вы, где воевали:

военный флот? (На море, на воде.)

авиация? (В небе, в воздухе.)

пехота? (На суше, на земле.)

Пятый вопрос

– Как мы сейчас называем людей, прошедших войну и доживших до наших дней? (Ветераны.)

– Как можно узнать ветерана ВОВ? (Это пожилой человек, в форме, с наградами.)

– Что мы должны сделать, если 9 Мая встретим ветерана? (Поздравить с праздником, поблагодарить за победу.)

– На этом наш первый конкурс закончился. Ребята, когда вы говорили о ветеранах, вы упомянули о том, что у них есть боевые награды. Сейчас я вас познакомлю с самыми главными орденами и медалями Великой Отечественной войны. 

Орден «Победа».

Это орден времен Великой Отечественной войны, которым награждались высшие военачальники, внесшие существенный вклад в победу. Представляет собой пятиконечную звезду, изготовленную из очень дорогого металла – платины и украшенную 150 бриллиантами. Лучи звезды изготовлены из рубинов. В центре звезды расположен медальон, на котором на голубом фоне изображена Кремлевская стена, Спасская башня и Мавзолей Ленина. В верхней части расположена надпись «СССР», в нижней – «Победа».

Медаль «За взятие Берлина».

Учреждена в честь взятия Берлина в ходе Великой Отечественной войны. Ею награждали непосредственных участников героического штурма и взятия вражеской столицы, а также организаторов и руководителей боевых операций при взятии этого города. Всего медалью «За взятие Берлина» награждено более миллиона человек.

Орден Отечественной войны.

Орденом Отечественной войны награждали рядовых и командиров, проявивших в боях за Родину храбрость, стойкость и мужество, а также военнослужащих, которые своими действиями способствовали успеху боевых операций наших войск.

Орден Славы.

Орден Славы получали солдаты и сержанты. Эти знаки отличия могли быть выданы за личный подвиг на поле боя. Он имел три степени. Всего за отличие в годы Великой Отечественной войны было выдано около миллиона знаков Ордена Славы III степени, более 46 тысяч – II степени и около 2600 – I степени. Даже эти сведения говорят нам, как много подвигов было совершено.

– А сейчас я предлагаю всем детям и взрослым почтить память всех погибших во время Великой Отечественной войны.

Звучит фрагмент песни «Священная война»

– Наш следующий конкурс – конкурс «Загадок». Слушайте внимательно и отвечайте дружно. Вопрос так же будет адресоваться одной из команд.

Подрасту и вслед за братом

Тоже буду я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять свою … (страну).

Брат сказал: «Не торопись!

Лучше в школе ты учись!

Будешь ты отличником –

Станешь … (пограничником).

Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять

И служить не на земле,

А на военном … (корабле).

Самолет парит, как птица,

Там – воздушная граница.

На посту и днем, и ночью

Наш солдат – военный … (летчик).

Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы,

Та машина в поле чистом

Управляется … (танкистом).

Любой профессии военной

Учиться нужно непременно,

Чтоб быть опорой для страны,

Чтоб в мире не было … (войны).

– Следующий конкурс «Военные эстафеты»

1 эстафета «Меткие стрелки»

Инвентарь: по 2 корзины и по 10 мячиков для каждой команды.

Дети каждой команды становятся друг за другом. Перед первым участником стоит корзина с мячиками, вторая пустая корзина находится у одного из участников команды, который стоит напротив на расстоянии трех метров.

Задание: поймать как можно больше мячей.

2 эстафета «Переправа»

Инвентарь: по 2 обруча и по 1 стойке на каждую команду. Стойка определяет место разворота.

Дети каждой команды становятся друг за другом. Первый участник встает двумя ногами в один обруч, второй держит в руках. По команде он бросает второй обруч перед собой, перепрыгивает в него, берет освободившийся обруч, бросает его перед собой, перепрыгивает и т. д.

Задание: добраться таким образом до стойки, обогнуть ее и вернуться к команде. Затем в игру вступает второй член команды и т. д.

– И самое последнее задание. Один и тот же вопрос для каждой команды. «Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы войны больше не было?»

Дети совещаются, капитаны команд по очереди отвечают.– Во время войны, в минуты между боями солдаты пели песни. Я предлагаю, пока члены жюри подводят итоги викторины, взрослым и детям спеть одну из таких песен.

Исполняется песня «На безымянной высоте»

На этом наша викторина подошла к концу. Члены жюри поздравляют всех с праздником, каждой команде вручается грамота,участникам медали.

Исполняется песня «День Победы»

 

Конспект деловой игры с воспитателями на нравственно-патриотическую тему «По страницам Великой Победы»

Цель:

Повышать профессиональную компетентность педагогв в вопросах патриотического воспитания и развития детей.  Систематизировать знания о художественной литературе для детей-дошкольников по теме ВОВ. Совершенствовать коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Ход игры

Задание1.

«Визитная карточка»

Капитаны представляют свои команды: название, девиз, эмблема.

Задание оценивается по трёхбалльной системе.

Задание 2.

«Хронология событий ВОВ»

Командам предлагаются карточки с перечнем основных событий ВОВ.(карточки выбирает капитан команды). В карточке напротив событий необходимо поставить порядковый номер события и кратко описать его.

Если задание выполнено правильно, команда получает6 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл

- Курская битва

- Битва за Москву

- Снятие блокады Ленинграда

- Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз.

- День Победы. Капитуляция Германии.

Карточка 2

- Сталинградская битва.

- Начало блокады Ленинграда.

- Оборона Брестской крепости.

- Начало наступления советских войск на Берлин.

- Начало Второй мировой войны. Нападение Германии на Польшу.

Задание 3.

«Мы помним ваши имена»

Ведущий зачитывает имена героев для всех, а команда, давшая первой правильный ответ- получает 1 балл 

1. Выдающийся полководец Великой Отечественной войны, маршал, принимавший парад победы на Красной площади 24 июня 1945г. (Г. К. Жуков).

2. Лётчик, Герой Советского, освоивший протезы после ампутации голеней обеих ног и добившийся возвращения в полк. (А. П. Маресьев)

3. Политрук, которому принадлежат слова: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва». (В. Г. Клочков)

4. Герой Советского Союза, рядовой, закрывший телом амбразуру пулеметного ДЗОТа, обеспечив тем самым успешное наступление своего батальона (А. М. Матросов)

5. Советский военачальник, герой Гражданской войны. В годы Великой Отечественной войны командовал кавалерией Красной Армии(С. М. Будённый.)

6. Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза. Командовал Парадом Победы на Красной площади 24 июня 1945г. (К. К. Рокоссовский)

Задание 4.

«Выбери правильный ответ»

Каждой команде предлагается 2 вопроса. На экран выводятся 4 варианта ответа. (На мониторе нужно выбрать один из четырёх ответов) За правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Как назывался план нападения на Советский Союз, разработанный Гитлером?

а) «Атака»,

б) «Тайфун»,

в) «Барбаросса»,

г) «Цунами».

2. Назовите генерал-фельдмаршала, командовавшего немецкой армией в битве под Сталинградом.

а) Гиммлер,

б) Паулюс,

в) Мюллер,

г) Борман.

3. Как теперь называется бывший Сталинград?

а) Волгодонск,

б) Вологда,

в) Днепропетровск,

г) Волгоград.

4. Где находится Могила Неизвестного Солдата в Москве?

а) на Поклонной горе,

б) в Александровском саду,

в) на Кутузовском проспекте,

г) на Красной площади.

Задание №5

«Награды Великой Отечественной войны»

На мониторе командам предлагается 6 закрытых карточек, зашифрованных в слове «ПОБЕДА» с изображением орденов и медалей. Каждая команда поочерёдно выбирает 3 из них. За каждый правильный ответ ставится 1 балл.

Задание №6.

«Художественная литература о ВОВ»

Участникам предлагается назвать художественные произведения о ВОВ, которые могут быть использованы в работе с детьми дошкольного возраста. Команда, давшая больше ответов - выигрывает.

Задание№7

«Песня военных лет»

Командам предлагается 2 песни для исполнения. Выбор песни решается жеребьёвкой.

1.) «Десятый батальон» Б. Окуджава. (Песня из к/ф «Белорусский вокзал»).

2.) «Эх, дороги» муз. А. Новиков., сл. Л. Ошанин

Подведение итогов. Награждение участников.

 

 Консультация для родителей «Как рассказать ребенку о войне.

Приближается 75-летний юбилей Великой Победы. Многие родители задаются вопросом, нужно ли его малышу рассказывать о войне и о значении этого великого праздника или он «еще маленький для этого»?

В том, что рассказывать нужно – нет никаких сомнений. Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства, взращивать и культивировать. Без помощи взрослых ребенок не может выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правильно настроить чувства. Поэтому не страшно, даже если ребенок немного поплачет, слушая рассказы о мальчике, погибшем на глазах у матери или о солдате, бросившемся с последней гранатой под фашистский танк. Такие эмоции не повредят нервную систему ребенка, они станут началом зарождающихся патриотических чувств.

А вот когда начинать такой непростой разговор, что сказать, а что оставить «за кадром» - в этом родителям следует полагаться на свою интуицию и знание особенностей собственного ребенка. Как правило, первый раз в общих чертах говорят о войне с четырёх - пятилетними детьми. Но главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме.

Какие же найти слова, чтобы поведать дошкольнику о страданиях молодых ребят, ставших впоследствии героями? Как донести суть происходившего в те далекие годы грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма?

Расскажите об известных и значимых событиях войны. Задача родителей – не напугать ребенка, а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.

Почитайте произведения о Великой отечественной Войне: «Мальчиш - Кибальчиш» А. П. Гайдара, «Сын полка» В. Катаева, «Дорогие мои мальчишки», «Памятник солдату», «Твои защитники» Л. Кассиля, «Девочка из города» Воронкова Л., «Первая колонна», «Таня Савичева», «Шуба», «Мишка» С. Алексеева, «Мешок овсянки» А. Митяева и др. Выучите с ребенком стихотворение о героях, героизме, о войне и победе. Например: Е. Благинина «Шинель», А. Безыменский «Война», Н. Найденова «Пусть будет мир», О. Высотская «Салют», М. Карем «Мирная считалка», Т. Белозеров«День Победы», М. Исаковский «Мы здесь не потому, что дата», В. Фетисов «Памятник славы», В. Берестов «Мир», Н. Томилина «День Победы».

Разучите с детьми пословицы и поговорки военной тематики:

-«Береги землю родимую, как мать любимую»,

-«Герой – за Родину горой»,

-«Мир строит, а война разрушает

-«Друг за друга стой - и выиграешь бой».

-«Родина-мать - умей ее защищать»

-«Кто к нам с мечом придет — от меча и погибнет».

Посмотрите вместе с ребенком мультфильмы, посвященные военной тематике: «Воспоминание», «Легенда о старом маяке», «Солдатская сказка», «Партизанская снегурочка».

Посмотрите вместе с ребенком военный парад, концерт военной песни.

Расскажите о ваших воевавших предках, поведайте истории высочайшего героизма солдат на этой Священной войне. Если есть возможность, познакомьте ребенка с ветеранами. Рассказы очевидцев производят совсем другое впечатление.

Расскажите о детях Великой Отечественной войны.В этом вам поможет книга Т. А. Шорыгиной «Беседы о детях ВОВ».

Посетите с ребенком памятные места города. Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме, покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого: мемориалы, памятники, Вечный огонь и т. п. Возложите цветы, расскажите, что Вечный огонь всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне.Тема войны очень глубокая и серьёзная, особенно для детей дошкольного возраста. У этого возраста есть своя специфика: ребенку не свойственно трагическое восприятие мира из – за ограниченного детского опыта и присутствия недостаточной сформированности временных связей. К тому же в век информационных технологий у современных детей понемногу стирается грань между реальностью и игрой. Детям очень сложно понять такие сложные темы во всем многообразии конкретной информации. Мышление в дошкольном возрасте носит ярко выраженный конкретный, образный характер и во многом еще сохраняет тесную связь с практической деятельностью. Детям очень трудно понять то, что не проходит через их практическую деятельность. Поэтому следует, уделить особое внимание на эмоциональное восприятие детьми темы войны - борьбы добра со злом. Ведь им недостаточно знать, надо чувствовать. Воспринятая сердцем, вся информация может запомниться надолго и дать неожиданные результаты. Для того чтобы у детей появился интерес к данной теме в детских образовательных учреждениях осуществляется целенаправленная работа, а именно проводятся тематические занятия, чтение художественной литературы, продуктивная, игровая, театрализованная деятельность, совместные походы в музей. Но времени, выделенного в детском саду для совместной деятельности с детьми на данную тему явно недостаточно. Поэтому, данная работа предполагает активное участие родителей не только в мероприятиях, проводимых внутри детского сада, но и ознакомление детей с темой Великой Отечественной войны в семье. Всё вместе это сложится в общую картину и понимание, осознание ребёнком своей принадлежности к Великой истории, вызовет чувство гордости за своих предков и стремление быть достойным их памяти и подвига.

 

23 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий