I . Введение.
В истории нашей Родины Великая Отечественная война занимает особое место. Она прошла через каждый дом, каждую семью, оставив горечь утрат и испытаний. Она изменила судьбы миллионов людей, целых поколений.
С каждым годом всё дальше и дальше уходят события Великой Отечественной, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям 1941. Понять и оценить настоящее можно только, сравнив его с прошлым.
Особое поколение – это дети войны. Еще совсем недавно о них не говорили, а ведь их, в настоящее время проживающих на территории Российской Федерации, около 13 миллионов. Их - родившихся и постоянно проживавших на территории СССР в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года. Они живые свидетели тех событий. «Это на их неокрепшие детские плечи легла обязанность сеять и пахать, вытачивать гильзы, штамповать патроны, стоя на снарядных ящиках из-за недостатка роста. А потом, уже выросшим, восстанавливать разрушенное войной хозяйство, то самое хозяйство, которое служит стране и сейчас»
Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих о их судьбах и жизненном пути. Это нужно нам, живущим сейчас.
Исследовательская работа «Детство, опалённое войной» представляет собой документальный материал, собранный у жителей с.Воецкое. Работа построена на воспоминаниях детей Великой Отечественной войны, проживающих в с.Воецкое, Барышского района, Ульяновской области.
Мы стремимся к тому, чтобы пережитое в годы войны осталось в памяти. Но, чтобы не забывать, надо помнить, а, чтобы помнить, надо знать! Никто не должен быть забыт и ничто не должно быть забыто! Пока не поздно, необходимо записать их воспоминания, опубликовать их, оставив для будущих поколений свидетельства современников
Цель: собрать и систематизировать свидетельства односельчан об их жизни в годы Великой Отечественной войны.
Гипотеза: воспоминания односельчан об их жизни в годы войны представляют немалый интерес и могут стать частью летописи села.
Задачи проекта
1.собрать воспоминания о повседневной жизни и быте детей в годы Великой Отечественной войны;
2.выявить интересные факты из жизни детей, переживших трудные годы войны
3.обобщить собранный материал и на основе собранного материала создать брошюру «Дети войны».
Объект исследования: жители с.Воецкое.
Практическая значимость моей работы состоит в том, что такой информации нет, а значит, её можно использовать как краеведческий материал.
Что я ожидаю от своего проекта:
-Учащиеся будут знать о людях, которые живут с ними рядом, об их подвиге во имя победы.
- С уважением относиться к истории своей малой Родины.
II.Основная часть
Я выбрала эту тему исследовательской работы потому, что современные подростки все реже задумываются над тем, какой ценой достался мир, в котором мы живем. А забывая уроки прошлого, мы обрекаем себя на повторение ошибок. 75 лет прошло со Дня Победы. Уходят от нас ветераны, сражавшиеся за нашу Родину. Но среди нас еще живут дети той жестокой войны. Дети, лишенные детства, но сохранившие воспоминания о суровых военных годах. Сохраненные свидетельства людей, испытавших на себе весь ужас войны, должны пробудить в подрастающем поколении ненависть к войне и стремление сберечь такой хрупкий в наше время мир. Мы изучаем историю по учебникам и не задумываемся над тем, что история живет рядом с нами. Интересно больше узнать о военном времени, о жизни в послевоенные годы, о судьбах не со страниц учебников, а поговорив с людьми, которые живут рядом с нами.
2. Из воспоминаний участников исследования.
Ничто не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий. На мой взгляд, судьбы детей войны одновременно похожи и не похожи одна на другую, и каждая заслуживает особого внимания.
Три разных женщины, но три схожих судьбы. Война опалила их своим пламенем, лишила радости детства и юности. С нами поделились своими воспоминаниями Наумова Лидия Даниловна, Веденина Антонина Ивановна, Горюнова Зоя Григорьевна.
Из воспоминаний Горюновой Зои Григорьевны.(Приложение)
Её детство выпало на годы войны. Родилась Зоя в 1932 году в многодетной семье. Нелёгкими были детские годы. «Детьми нас тогда не считали»,- говорит Зоя Григорьевна. Трудились наравне со взрослыми, помогая на полях выращивать овощи. Затемно вместе с подругами босиком бежала Зоя на поле полоть траву и поливать капусту, огурцы, морковь. Воду для полива носили из речки Барыш. В кармане на обед была только маленькая лепёшка из ржаной муки. Летом питались конёвками, щавелём, барщёвками. Помню, что есть хотелось всегда и везде. Суп варили из крапивы, свекольной ботвы, а из мороженой картошки пекли лепёшки. Хлеб был чёрный ,сырой, тяжёлый, так как муки в нём было очень мало. Мы его делили на маленькие кусочки, растягивая норму на целый день. Большую часть урожая отправляли на фронт. «Мы гордились тем ,-говорит Зоя Григорьевна, что и наша была здесь доля».Старались перевыполнить план – и не только для того, чтобы получить скудный паёк, мы понимали ,что своим трудом приближаем Победу. Помимо работы в колхозе приходилось трудиться и дома: убираться, заготавливать дрова, ухаживать за скотиной, следить за младшими сёстрами и братьями. Оставалось время и для игр. Играли в салки, прятки, лапту. Куклы делали из тряпок или из початков кукурузы.
Несмотря на трудности, все дети ходили в школу. Учиться было трудно. Мало того, что не доедали, так ещё и мёрзли. Зимой сидели на уроках в одежде, писали в варежках. Тетрадей не было, писали на обрывках газет среди строчек. Шили тетради из старых книг: на чистой стороне писали контрольные работы, а на тексте и на рисунках –классную и домашние работы. Чернила делали из сажи. Школьная одежда доставалась от старших сестёр. Обуви не хватало, иногда валенки одевали по очереди. Не помню, чтобы у кого-то был портфель, я ходила с холщёвой сумкой. Было тяжело, но люди не падали духом.
Дети военного времени рано взрослели ,получали уроки мужества, учились всему, что жизнь потребует. Им не хватало многого, но у них были те с кого брать пример- фронтовики –отцы и матери.
Наумова Лидия Даниловна( Из воспоминаний) (Приложение)
Родилась 17.08.1934 года ,в многодетной семье. Нас было шестеро детей. Когда началась война, я закончила первый класс. Ушли на войну брат и отец. Для отца это была вторая война. Он воевал ещё на финской войне. В селе вся работа легла на женские плечи. Помню, будили меня очень рано, часов в 5 утра. Нужно было сходить пешком за восемь километров в посёлок имени Ленина, чтобы продать молоко. Ростом я была маленькая, а меня нагружали чайником и двумя бидонами. Бидоны ,чтобы не волоклись по земле привязывали за спину. Так я и шла продавать молоко за 6 километров. Бежала очень быстро, чтобы успеть на занятия в школу. Несмотря на тяжёлые условия в школу ходили все. Учеников в классах было 30-40 человек. Учебников не хватало. Три учебника выдавали на весь класс. Пока иду со школы, читаю заданное на дом домашнее задание. А уже очередь за учебником. Не было тетрадей, ручек, чернил. Писали часто на газетах между строк, обрывках какой –то бумаги. Чернила покупали у бабки Валющевой, которая жила напротив школы .Зимой в школе было холодно. Сидели в одежде и варежках.У многих не было обуви.У меня у самой обувь была разного размера. На правой ноге один размер, а на левой, на несколько размеров больше. А то один ботинок мужской, а другой женский.
Приходя из школы, я получала от мамы целый список работы по дому. В семье я была самая младшая, и всю работу по дому приходилось делать мне. Потому что мама со старшими целый день трудились в колхозе. Летом сгребали сено, носили его в копны. Грабли были такие большие, что с ними еле справлялись. Работали дотемна, а утром всё начиналось заново. Осенью до самой зимы собирали в поле колоски. Нужно было кормить колхозный скот, да и дома была скотина.
Самим часто нечего было есть. Летом питались ягодами, щавелём, пекли лепёшки из лебеды. Большой радостью для нас детей было то, что на праздник мама испечёт лепёшки из муки и купит леденец на палочке. Эти вкусные лепёшки и леденцы остались в моей памяти на всю жизнь. Вот так прошло моё детство.
Лидия Даниловна 10 лет работа в лесничестве, в бригаде коммунистического труда. Сажала сосёнки. С горечью в сердце смотрит, как вырубается лес. А с 1968 года по 1990 год работа секретарём в сельском совете. От туда и ушла на заслуженный отдых. За добросовестный труд имеет медаль «Ветеран труда»
Из воспоминаний Ведениной Антонины Ивановны. (Приложение)
Антонина Ивановна родилась в 1941 году в июле месяце. Отец Мамонов Иван Яковлевич ушёл на фронт ещё в июне, Тоня родилась без папы. В 1942 году отца ранили, отняли ногу и отправили домой. Но маленькая Тоня была рада, что отец вернулся домой, хотя и без ноги. Тоня помнит, что делали игрушки из всего, что попадалось под руки. Игрушки делали из бумаги, фантиков, разных тряпиц. Кукол, например, шили сами из тряпочек, голову набивали или опилками, или паклей, лицо раскрашивали химическим карандашом. Карандаши смачивали слюной, чтобы рисунок был ярче, свёклой рисовали щёки, глаза делали из бусинок. Волосы тоже делали из пакли, они получались жёлтого цвета. Платье шилось из цветных ласкутков. Ещё играли в разные игры: лапту, прятки, клёк. Играли все очень дружно. Закончив семь классов Антонина работала свинаркой, затем на промкомбинате на подносе сырья, тяжёлая была работа для девочки подростка. А что делать, надо.
После войны деревня стала оживать. Мужчины возвращались домой. Жизнь потихоньку стала налаживаться. Много горя и страданий пришлось пережить их семье за годы войны. Но они жили с надеждой в сердцах и верили, что война закончится и наступит счастливая мирная жизнь. И всю свою жизнь они продолжали бережно относиться к хлебу, другим продуктам и ценили человеческие отношения и любовь к Родине. Весь свой богатый жизненный опыт передали детям и внукам.
Антонина Ивановна за добросовестный труд награждена орденом «Трудовой славы III степени» и почётными грамотами, ветеран труда, инвалид III группы.
Заключение
Исследовательская работа имеет важное воспитательное значение: еще больше приобщает к истории своего родного края, поэтому это не позволит равнодушно относиться к теме, а значит, запомнится надолго и сохранит память о подвигах наших земляков. А сохранение памяти и есть смысл истории.
Цель работы состояла в том, чтобы собрать и систематизировать свидетельства односельчан об их жизни в годы Великой Отечественной войны. Сейчас мало кто придаёт значение такому факту, как лишение детства детей, родившихся до войны. Теперь они уже глубокие старики. Росли они, не зная каждодневной ласки родителей. Их мамы постоянно находились на работе и не имели возможности встречаться с ними ежедневно. Младших детей опекали старшие. О лакомствах они не имели понятия, очень многие из них воспитывались без отцов. Ни о какой радости в те годы и говорить не приходилось. Их детство сопровождалось слезами матерей по погибшим на фронтах войны отцах да щемящими душу переживаниями: как будем дальше жить, чем кормиться, как содержать корову-кормилицу, где брать топливо для обогрева хат, как учить и во что одевать детей. Людям, чье детство украла война, до сих пор снится то страшное время. Поэтому в ходе работы я столкнулась с такой проблемой, что не все дети войны были готовы делиться своими воспоминаниями, настолько тяжелы они были.
Таким образом, гипотеза подтвердилась: воспоминания односельчан об их жизни в годы войны представляет немалый интерес и станет частью летописи села.
Я считаю, что цель, поставленная в начале работы, достигнута
Война живет в памяти народа. Это не должно повториться, но и забывать об этом нельзя. «… Прошла война, прошла страда
Но боль взвывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем…» А. Твардовский