Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу;
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А. С. Пушкин
Родина… Родные места… Какой-то необъяснимой силой обладают они. В трудные дни нашей жизни, когда предстоит сделать нелегкий выбор или подвести итог пройденному этапу жизненного пути, мы возвращаемся в места, где прошли наши детство и юность, где были сделаны первые шаги во взрослую самостоятельную жизнь.
Любовь к Родине не объяснить, не увидеть человеческим взглядом. Её можно лишь чувствовать, как чувствует жизнь появившийся на свет младенец. Она захватывает тебя постепенно, проникая в самые потаённые уголки твоего сердца. Она смешена с воздухом родного города. Мы дышим ею, пытаясь вобрать в себя частичку маленького мира по имени «Родина». И в такие минуты мы, как будто становимся единым целым, кончиками пальцев ощущаем её безграничное тепло. Пожалуй, это чувство можно сравнить лишь с тем, что испытывает ребенок, прижавшись к материнской груди. Так и мы, дети одной земли, разбрелись кто куда в поисках неведомого счастья. Но каждый ребенок рано или поздно возвращается к теплу домашнего очага, давшему ему жизнь.
Творчество белорусского поэта, публициста Анатолия Юрьевича Аврутина пронизано нотами любви к отчему краю, к милой и близкой сердцу Грушевке, родом из которой был он сам.
Грушевка - микрорайон в Минске, в прошлом железнодорожный поселок. Дома здесь были преимущественно двухквартирными, иногда с флигелями, воздвигались из дерева на каменных фундаментах. Их можно и не описывать подробно — достаточно поехать на место. И сегодня немало их — с резными ставнями, окруженных палисадниками с неизменной вековой грушей в саду. Главная улица Грушевки… Железная дорога с её затейливой водонапорной башней… Синие и ночные огни…До боли родной неумолчный стук колёс… Неудивительно, что сам поэт начинал трудовую биографию слесарем-инструментальщиком в депо. Он подсчитал, что общий рабочий стаж их семьи на железной дороге превышает 150 лет. И хотя пошел по литературной стезе, образы трудовой Грушевки нередки в его произведениях:
Стирали на Грушевке бабы,
Подолы чуток подоткнув,
Водою осенней, озяблой
Смывали с одежки войну.
Читая стихотворение, сразу же замечаешь две картины, отчётливо изображённые поэтом: Грушевка трудовая и Грушевка послевоен-ная. Перед нами безымянные геро-ини, «бабы», как пишет Аврутин, которые в холодной воде стирают бельё. Казалось бы, всё просто. Но сколько глубокого смысла таится в каждой строчке автора! Он не называет героинь по именам или просто словом «женщины». Поэт вкладывает в это слово значительный подтекст, уважая труд героинь и гордясь им. Бабы… Трудная им выпала доля. Они заменили ушедших на фронт мужей и старших сыновей, отцов и братьев, работая от зари до зари на полях, заводах, на транспорте. Женщины успешно овладевали подчас нелегким для них мужскими профессиями. Они садились на трактора и комбайны, управляли лошадьми, быками и коровами на полях, вспахивая землю и выращивая хлеб и картофель.И где бы ни трудились женщины, они стойко переносили тяготы и невзгоды военных лет. Будничная работа в тылу была поистине героической:
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим…
Рубила, возила, копала,-
Да разве же все перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.
Погружаясь вместе с А. Аврутиным в его послевоенное детство, можно увидеть простые бытовые зарисовки, которые достигаются путём употребления просторечных слов: «подолы», «чуток», «возле», «корыта», «рубаха».Но иначе нельзя. Без них невозможно было бы воссоздать колорит того времени. Рисуя обычную на первый взгляд картину, поэт умело использует эпитеты, называя воду «озяблой», а не холодной, колонку «грубой», даль рисует как «влажную». Почему? У Аврутина каждое слово несёт определённую смысловую нагрузку. Только представьте, женщина – это изначально хрупкое, нежное существо. Поэтому-то и вода «озяблая». От неё веет холодом, как и от войны. А «влажная даль»… Что это: осеннее время, о котором поэт пишет в первой строфе, а может, постоянное ожидание близкого человека с фронта, переполненное горечью и почти выплаканными слезами? «Поэтической манере Анатолия Аврутина присуще удивительно редкое сочетание вроде бы и не очень сочетаемых качеств, как болевая, предельно откровенная исповедальность интонации, повышенное внимание к внутреннему звучанию слова…», - писал Н. Переяслов в журнале «Беларуская думка», 2009, №11.
А. Аврутина интересует сущность вещей, сущность мира, сущность человеческих чувств. Им руководит необходимость, обостренная временем до болезненности, отыскать истину, неотделимую от высокой нравственности и красоты, подняться до поэтического озарения. Он по-прежнему верит, что поэзия врачует людские души. Отсюда необычен автор в подборе прекрасных метафор.Он выбирает те, которые при всей легкости оснащены мыслью, как воздушный шар грузом, и поэтому они не могут улететь в поднебесье чистой эстетики. Так, в стихотворении «Грушевка» поэт использует метафоры: «смывали с одёжки войну», «дружно глазами тоскуя». Да, здесь поэт - философ. Героиням надоела война, её следы – это лишнее напоминание о потерях, раны от которых будут заживать долго, да и зарубцуются ли… Поэтому они «смывают» следы прошлой разлуки, потери, гибели, разочарования. Остаётся только «тосковать глазами», потому что взгляд не обманывает.
Особенное впечатление на меня произвели последние строки стихотворения. Им присущи искренность, открытость, исповедальность, непосредственность чувств. Продолжая тему взгляда, а к нему Аврутин возвращается на протяжении всего произведения, перед глазами встаёт та, «что рубаху мужскую/ В тугую крутила спираль». Каков смысл аврутинских строк? Может, именно у этой героини погиб самый близкий человек, и взоры женские обращены на неё с жалостью, сожалением, «дружно тоскуя».
Совершенствуя мастерство, поэт использует широко распространённый размер стиха - ямб, что сближает его с классиками XIXвека: А. С.Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым. А. Аврутин находит новые, неожиданные словосочетания, синтаксические ходы, выразительные звукоряды. В этой связи невозможно не сказать о многоточии в третьей и четвёртой строфе. Здесь «немые» мысли героинь, то, что невозможно выразить словами, но при этом каждый читатель без ошибки определит эту авторскую недоговорённость: тоска, боль, горечь, ожидания.
Стихотворение «Грушевка»… Казалось бы, обычная бытовая зарисовка, детское воспоминание, но сколько здесь правды, сколько человеческого! Это невозможно забыть. Думая об этом, вспоминаются слова Ю. Бондарева: «Главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время. Наша память – это душевный и жизненный опыт, оплаченный дорогой ценой».