Цель: определение идейного звучания произведения.
Задачи:
Обучающие: способствовать формированию
-умения определять тему, проблему рассказа;
-умения анализировать произведение;
-умения находить художественные приемы и средства
Развивающие:
развивать
-связную монологическую речь учащихся;
- умение выражать свои мысли;
-выступать перед аудиторией
Воспитательные:
-воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к родным и окружающим;
-раскрыть проблему гуманного отношения к страдающим людям.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;
– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, умение инсценировать;
– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.
Оборудование:
-портрет Б.П.Екимова,
-выставка книг,
-карточки-информаторы
-дерево предположений, цветочки, листочки
-словарные слова
Ход урока
1. Вызов.
1) Слово учителя.
Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Посвятим мы его знакомству с творчеством пока незнакомого нам писателя БП..Екимова на примере одного из его рассказов.
Но прежде чем анализировать рассказ, послушаем рассказ о самом писателе.
2) Рассказ ученика.
Борис Петрович Екимов родился в 1938 году в городе Игарка Красноярского края. Человек с сибирскими корнями, всю сознательную жизнь проживший в Волгоградской области среди донских казаков. Первые публикации появились в журналах «Звезда» и «Наш современник». Первая книга- «Девушка в красном пальто»-вышла в издательстве «Современник» в 1974 году. Автор книг «Усвоих» (1975), «Офицерша» (1978), «Последняя хата»(1980), «Холюшино подворье»(1984). Всего им выпущено более 20-и книг. Лауреат премии имени И.А.Бунина, премии Пенна- Москва. Живет в Волгограде.
3) Прогнозирование по названию. Целеполагание.
Знакомство с творчеством писателя мы начнем с рассказа «Ночь исцеления». Урок я назвала так: «Как важно вовремя успеть».
- Исходя из названия урока и названия произведения, как вы думаете, о чем будет идти речь в рассказе?
-Какова цель нашего крока?
( Обсуждение в группе. Предположения пишутся на доске) -Рисуем дерево предположений
4) Словарная работа
Перед тем, как прочитать произведение, рассмотрим слова, значения которых могут быть нам непонятны
(слова на карточках)
2. Содержание. Чтение с остановкой.
1)Часть 1. Беседа.
-С какими героями мы познакомились?
-Что вы узнали о бабе Дуне из этой части?
(Она испытывает чувство покинутости, порой ненужности.)
-Что изменилось в жизни бабы Дуни с приездом внука?
(« А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала… И живым духом завеяло в доме.» , «И снова баба Дуня одна. Но то было не одиночество…»)
-В чем, по вашему различие в значениях слов «одна-одинокая-одиночество»?
-По чему баба Дуня нечасто гостила у Гришиных родителей? Почему она чувствовала себя виноватой?
(«…я шумлю, дура старая. Ничего поделать не могу…»)
-Как пытались помочь ей Гришины родители?
-А что же вы узнали о Грише из этой части?
( «Но вот внучек Гриша, в годы войдя, стал ездить чаще: на зимние каникулы, на Октябрьские праздники да на Майские…»- ничего определенного)
-Изменились ли ваши предположения по поводу названия рассказа?-дополняем дерево предположений
(обсуждение в группе, фиксирование на доске)
Вопрос ко 2-ой части: Что же произошло в жизни бабы Дуни? Что спустя десятки лет заставляет ее мучаться? Почему вы так думаете? (Предположения)
2)Чтение 2 части. Беседа.
Это описание 1-го дня после приезда мальчика.
-Как провел день Гриша?
( Готовился к рыбалке)
-Обратите внимание, с какими чувствами ложится спать бабушка. (Совестясь…)
--О чем кричит баба Дуня во сне? Какие потрясения она пережила во время войны?
-Что значило во время войны потерять хлебную карточку?
-Что вы узнали от бабушек о войне, как они жили, чем питались?
(Рассказ учащихся о войне)
Слово учителя. Карточка- бланк с отрезными талонами, дающий право на получение продуктов. При утере их обычно не восстанавливали. Потеря карточки во время войны смерти подобна. Надо ли говорить о том, какие мучения испытывает мать, не зная, чем накормить детей.
-Какие чувства испытывает Гриша в первую ночь? Как он пытается помочь бабушке?
(Он ничего не понял, и страх обуял его. Старается разбудить бабушку, просит ее лечь на другой бок. Потом он уснул и до самого утра ничего не слышал.)
- Подтвердились ли ваши предположения по поводу названия рассказа?
3) Чтение 3-ей части-самостоятельно. Беседа.
Задание: отметить ключевые слова и выражения, которые показывают чувства Гриши по отношению к бабушке?
( мельком вспомнил, воспоминание резануло, поспешил уйти)
-Итак, следующий день и следующая ночь. Легче стало бабе Дуне?
-Для чего автор дает описание внука и бабушки?
(На фоне здорового молодого человека еще сильнее ощущается немощь бабушки)
-Озвучьте слова и выражения, которые помогают раскрыть отношение Гриши к бабушке?
(Гриша мельком, но явственно вспомнил лицо ее в полутьме, в слезах. Воспоминание резануло по сердцу. Он поспешил уйти)
-Почему же он поспешил уйти? Какую смысловую нагрузку несет это выражение?
(Может, когда не думаешь, то легче. Ушел от проблем.)
-Что же будет дальше? Почему вы так думаете?
4) 4-я часть. Чтение. Беседа.
-Какой совет дала мама Грише?
-Почему он не последовал совету мамы? Какие слова и выражения помогают понять состояние мальчика?
(«…в душе его что-то теплело и таяло, что-то жгло и жгло.» «Сердце мальчика облилось жалостью и болью…»)
-Можно ли сказать, что баба Дуня в какой-то мере исцелилась?
-Какие чувства переживал мальчик после первого исцеления бабушки?
(Его бил озноб…плакал…сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…»)
-А кого же он еще жалел?
(Того, кому война принесла горя)
-Почему Гриша решил, что нельзя говорить о том, что произошло ночью?
-Кто в рассказе выглядит мудрее- родители Гриши или мальчик? Почему?
5) Обобщение
1.-Итак, вернемся к названию рассказа. Что же такое исцеление? Подберите к этому слову синонимы.
Исцеление-выздоровление, возвращение к жизни.
-О чьем же исцелении идет речь? От чего исцелился Гриша?
(От равнодушия, черствости)
2.Самостоятельная работа
-Давайте еще раз проследим, как происходит это исцеление Гриши. Отметьте ключевые слова и выражения, показывающие развитие души мальчик
Первая ночь-стр.24 ч.2
После первого сна- Страх обуял его (не жалость)-стало думаться об утре, о рыбалке
После второго сна- слезы-то настоящие
Вторая ночь-стр.25
Не слыхал бабы Дуниных криков
Прошел еще день и еще
В душе его что-то теплело и таяло, что-то жгло и жгло
Сердце мальчика облилось жалостью и болью
Слезы шли от сердца, сердце болело и ныло
-Обратите внимание, как в последней части часто встречаются слова «душа», «сердце». Почему?
3. Рефлексия
1. Выявление проблемы произведения.
-Итак, о чем же это произведение?
-Подтвердились ли ваши предположения? Сформулируйте проблемы произведения?
- Давайте дорисуем наше дерево новыми цветочками и листочками, и пусть такое дерево всегда
цветет в наших душах.
Резюме.
Прочитав рассказ Б.П.Екимова «Ночь исцеления», я поняла…
4. Домашняя работа
Сочинение «…не бывает совсем не пострадавших от войны…» или написать письмо бабе Дуне
5.Чтение стихотворения А.Д.Дементьева
Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло!-
Ведь все порушить может смерть.
Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надежное подставить!
И знать, что будет так и впредь.
Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.
И запоздалая вина
Потом терзает души.
Всего-то надо-научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена.
6.Подведение итогов, оценки
Приложение
Словарь
1. Берш-рыба семейства окуневых
Булгачить-беспокоить, будоражить, волновать
Вразлад-не ладя между собой, в беспорядке
Исть-есть
Краснотал-кустарник или дерево из рода ив, с красн-бурыми побегами
Лог-широкий, значительной длины овраг с отлогими склонами
Мормышки да блесны-искусственные приманки для ловли рыбы
Обуять-охватить, овладеть с неудержимой силой
Обыденкою-в течение одного дня
Октябрьские праздники да Майские-7 ноября-День великой Октябрьской социалистической революции и 1 Мая-День солидарности трудящихся
Предвкушать-заранее испытывать приятное чувство от чего-либо
Угреваясь-согреваясь
Хата-крестьянский домв украинской, белорусской и южнорусской деревне
Хворь-недомогание, болезнь
Хучь-хоть
Чурек-пресный хлеб в форме лепешки
Явственно-ясно, отчетливо
Биография писателя
Борис Петрович Екимов родился в 1938 году в городе Игарка Красноярского края. Человек с сибирскими корнями, всю сознательную жизнь проживший в Волгоградской области среди донских казаков. Первые публикации появились в журналах «Звезда» и «Наш современник». Первая книга- «Девушка в красном пальто»-вышла в издательстве «Современник» в 1974 году. Автор книг «Усвоих» (1975), «Офицерша» (1978), «Последняя хата»(1980), «Холюшино подворье»(1984). Всего им выпущено более 20-и книг. Лауреат премии имени И.А.Бунина, премии Пенна- Москва. Живет в Волгограде.
Стихотворение
Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло!-
Ведь все порушить может смерть.
Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надежное подставить!
И знать, что будет так и впредь.
Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.
И запоздалая вина
Потом терзает души.
Всего-то надо-научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена.
(А.Д.Дементьев)
Нравственное взросление Гриши
Первая ночь - стр. 24
После первого сна
После второго сна
Вторая ночь- стр.25
Прошел еще день и еще –стр.26
После разговора с мамой
после первого сна
после второго сна