Автор: Прозорова Антонида Алексеевна
Страна: Российская Федерация
Город: с.Пычас
Организация: МБОУ "Пычасская СОШ"
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

«Как важно вовремя успеть» (по рассказу Б.П.Екимова «Ночь исцеления»)

 

Цель: определение идейного звучания произведения.

Задачи:

Обучающие: способствовать формированию

-умения определять тему, проблему  рассказа;

-умения анализировать произведение;

-умения находить художественные приемы и средства

 

Развивающие:

развивать

-связную монологическую речь учащихся;

- умение выражать свои мысли;

-выступать перед аудиторией

 

Воспитательные:

-воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к родным и окружающим;

-раскрыть проблему гуманного отношения к страдающим людям.

 

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;

– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, умение инсценировать;

– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.

 

Оборудование:

-портрет Б.П.Екимова,

-выставка книг,

-карточки-информаторы

-дерево предположений, цветочки, листочки

-словарные слова

Ход урока

 

1. Вызов.

1) Слово учителя.

Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Посвятим мы его знакомству с творчеством пока  незнакомого нам писателя БП..Екимова на примере одного из его рассказов.

  Но прежде чем анализировать рассказ, послушаем рассказ о самом писателе.

2) Рассказ ученика.

  Борис Петрович Екимов родился в 1938 году в городе Игарка Красноярского края. Человек с сибирскими корнями, всю сознательную жизнь проживший в Волгоградской области среди донских казаков. Первые публикации появились в журналах «Звезда» и «Наш современник». Первая книга- «Девушка в красном пальто»-вышла в издательстве «Современник» в 1974 году. Автор книг «Усвоих» (1975), «Офицерша» (1978), «Последняя хата»(1980), «Холюшино подворье»(1984). Всего им выпущено более 20-и книг.  Лауреат премии имени И.А.Бунина, премии Пенна- Москва. Живет в Волгограде.

 

3) Прогнозирование по названию. Целеполагание.

Знакомство с творчеством писателя мы начнем с рассказа «Ночь исцеления». Урок я назвала так: «Как важно вовремя успеть».

- Исходя из названия урока и названия произведения, как вы думаете, о чем будет идти речь в рассказе?

-Какова цель нашего крока?

                                    

( Обсуждение в группе. Предположения пишутся на доске)  -Рисуем дерево предположений

 

4) Словарная работа

Перед тем, как прочитать произведение,  рассмотрим слова, значения которых могут быть нам непонятны

 

(слова на карточках)

 

2. Содержание. Чтение с остановкой.

1)Часть 1. Беседа.

-С какими героями мы познакомились?

-Что вы узнали о бабе Дуне из этой части?

(Она испытывает чувство покинутости, порой ненужности.)

 

-Что изменилось в жизни бабы Дуни с приездом внука?

(« А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала… И живым духом завеяло в доме.» , «И снова баба Дуня одна. Но то было не одиночество…»)

 

-В чем, по вашему различие в значениях слов «одна-одинокая-одиночество»?

 

-По чему баба Дуня нечасто гостила у Гришиных родителей? Почему она чувствовала себя виноватой?

(«…я шумлю, дура старая. Ничего поделать не могу…»)

 

-Как пытались помочь ей Гришины родители?

 

-А что же вы узнали о Грише из этой части?

( «Но вот внучек Гриша, в годы войдя, стал ездить чаще: на зимние каникулы, на Октябрьские праздники да на Майские…»- ничего определенного)

 

-Изменились ли ваши предположения по поводу названия рассказа?-дополняем дерево предположений

 

(обсуждение в группе, фиксирование на доске)

 

Вопрос ко 2-ой части: Что же произошло в жизни бабы Дуни? Что спустя десятки лет заставляет ее мучаться? Почему вы так думаете?  (Предположения)

 

2)Чтение 2 части. Беседа.

 

Это описание 1-го дня после приезда мальчика.

-Как провел день Гриша?

 

( Готовился к рыбалке)

 

-Обратите внимание, с какими чувствами ложится спать бабушка. (Совестясь…)

 

--О чем кричит баба Дуня во сне? Какие потрясения она пережила во время войны?

 

-Что значило во время войны потерять хлебную карточку?

 

-Что вы узнали от бабушек о войне, как они жили, чем питались?

 

(Рассказ учащихся о войне)

Слово учителя. Карточка- бланк с отрезными талонами, дающий право на получение продуктов. При утере их обычно не восстанавливали.  Потеря карточки во время войны смерти подобна. Надо ли говорить о том, какие мучения испытывает мать, не зная, чем накормить детей.

 

-Какие чувства испытывает Гриша в первую ночь? Как он пытается помочь бабушке?

 

(Он ничего не понял, и страх обуял его. Старается разбудить бабушку, просит ее лечь на другой бок. Потом он уснул и до самого утра ничего не слышал.)

 

- Подтвердились ли ваши предположения по поводу названия рассказа?  

 

 

 

3) Чтение 3-ей части-самостоятельно. Беседа.

 

Задание: отметить ключевые слова и выражения, которые показывают чувства Гриши по отношению к бабушке?

( мельком вспомнил, воспоминание резануло, поспешил уйти)

 

-Итак, следующий день и следующая ночь. Легче стало бабе Дуне?

 

-Для чего автор дает описание внука и бабушки?

(На фоне здорового молодого человека еще сильнее ощущается немощь бабушки)

 

-Озвучьте слова и выражения, которые помогают раскрыть отношение Гриши к бабушке?

 

(Гриша мельком, но явственно вспомнил лицо ее в полутьме, в слезах. Воспоминание резануло по сердцу. Он поспешил уйти)

 

-Почему же он поспешил уйти? Какую смысловую нагрузку несет это выражение?

 

(Может, когда не думаешь, то легче. Ушел от проблем.)

 

-Что же будет дальше? Почему вы так думаете?

 

4) 4-я часть. Чтение. Беседа.

 

-Какой совет дала мама Грише?

 

-Почему он не последовал совету мамы? Какие слова и выражения помогают понять состояние мальчика?

(«…в душе его что-то теплело и таяло, что-то жгло и жгло.»  «Сердце мальчика облилось жалостью и болью…»)

 

-Можно ли сказать, что баба Дуня в какой-то мере исцелилась?

 

-Какие чувства переживал мальчик после первого исцеления бабушки?

(Его бил озноб…плакал…сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…»)

 

-А кого же он еще жалел?

(Того, кому война принесла горя)

 

-Почему Гриша решил, что нельзя говорить о том, что произошло ночью?

-Кто в рассказе выглядит мудрее- родители Гриши или мальчик? Почему?

5) Обобщение

1.-Итак, вернемся к названию рассказа. Что же такое исцеление? Подберите к этому слову синонимы.

Исцеление-выздоровление, возвращение к жизни.

 

-О чьем же исцелении идет речь? От чего исцелился Гриша?

(От равнодушия, черствости)

2.Самостоятельная работа

-Давайте еще раз проследим, как происходит это исцеление Гриши. Отметьте  ключевые слова и выражения, показывающие развитие души мальчик

 

Первая ночь-стр.24 ч.2

После первого сна- Страх обуял его (не жалость)-стало думаться об утре, о рыбалке

 

После второго сна- слезы-то настоящие

 

Вторая ночь-стр.25

Не слыхал бабы Дуниных криков

 

Прошел еще день и еще

В душе его что-то теплело и таяло, что-то жгло и жгло

Сердце мальчика облилось жалостью и болью

Слезы   шли от сердца, сердце болело и ныло

 

-Обратите внимание, как в последней части часто встречаются слова «душа», «сердце». Почему?

 

3. Рефлексия

 

1. Выявление проблемы произведения.

-Итак, о чем же это произведение?

-Подтвердились ли ваши предположения? Сформулируйте проблемы произведения?

 

- Давайте дорисуем наше дерево новыми цветочками и листочками, и пусть такое дерево всегда

цветет в наших душах.

Резюме.

Прочитав рассказ Б.П.Екимова «Ночь исцеления», я поняла…

 

4. Домашняя работа

 

 Сочинение «…не бывает совсем не пострадавших от войны…» или написать письмо  бабе Дуне

 

5.Чтение стихотворения А.Д.Дементьева

 

Как важно вовремя успеть

Сказать кому-то слово доброе,

Чтоб от волненья сердце дрогнуло!-

Ведь все порушить может смерть.

 

Как важно вовремя успеть

Похлопотать или поздравить,

Плечо надежное подставить!

И знать, что будет так и впредь.

 

Но забываем мы подчас

Исполнить чью-то просьбу вовремя,

Не замечая, как обида кровная

Незримо отчуждает нас.

 

И запоздалая вина

Потом терзает души.

Всего-то надо-научиться слушать

Того, чья жизнь обнажена.

6.Подведение итогов, оценки

 

Приложение

Словарь

1. Берш-рыба семейства окуневых

Булгачить-беспокоить, будоражить, волновать

Вразлад-не ладя между собой, в беспорядке

Исть-есть

Краснотал-кустарник или дерево из рода ив, с красн-бурыми побегами

Лог-широкий, значительной длины овраг с отлогими склонами

Мормышки да блесны-искусственные приманки для ловли рыбы

Обуять-охватить, овладеть с неудержимой силой

Обыденкою-в течение одного дня

Октябрьские праздники да Майские-7 ноября-День великой Октябрьской социалистической                    революции и 1 Мая-День солидарности трудящихся

Предвкушать-заранее испытывать приятное чувство от чего-либо

Угреваясь-согреваясь

Хата-крестьянский домв украинской, белорусской и южнорусской деревне

Хворь-недомогание, болезнь

Хучь-хоть

Чурек-пресный хлеб в форме лепешки

Явственно-ясно, отчетливо

Биография писателя

  Борис Петрович Екимов родился в 1938 году в городе Игарка Красноярского края. Человек с сибирскими корнями, всю сознательную жизнь проживший в Волгоградской области среди донских казаков. Первые публикации появились в журналах «Звезда» и «Наш современник». Первая книга- «Девушка в красном пальто»-вышла в издательстве «Современник» в 1974 году. Автор книг «Усвоих» (1975), «Офицерша» (1978), «Последняя хата»(1980), «Холюшино подворье»(1984). Всего им выпущено более 20-и книг.  Лауреат премии имени И.А.Бунина, премии Пенна- Москва. Живет в Волгограде.

Стихотворение

Как важно вовремя успеть

Сказать кому-то слово доброе,

Чтоб от волненья сердце дрогнуло!-

Ведь все порушить может смерть.

 

Как важно вовремя успеть

Похлопотать или поздравить,

Плечо надежное подставить!

И знать, что будет так и впредь.

 

Но забываем мы подчас

Исполнить чью-то просьбу вовремя,

Не замечая, как обида кровная

Незримо отчуждает нас.

 

И запоздалая вина

Потом терзает души.

Всего-то надо-научиться слушать

Того, чья жизнь обнажена.

                                (А.Д.Дементьев)

Нравственное взросление Гриши

Первая  ночь - стр. 24

После первого сна

После второго сна

Вторая ночь- стр.25

Прошел еще день и еще –стр.26

После разговора с мамой

после первого сна

после второго сна

37 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий