Цели: воспитание чувства патриотизма на примере жизни и подвига детей военных лет
Планируемые результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, историю России;
- формирование представления о жизни детей в годы Великой Отечественной войны,
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- работать с информацией при подготовке материала, овладевать операциями мышления;
- принимать и сохранять учебную задачу.
Методы: рассказ, беседа, просмотр фильма
Оборудование: проектор, ноутбук, интерактивная доска, листы с незаполненным кластером
Ход классного часа
I. Стадия вызова
Классный руководитель:
Добрый день, ребята.
Все сумели мы собраться,
За работу нужно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем классный час начать.
Ребята, на доске вы видите слова. Разделите их, пожалуйста, на 2 группы.
(На доске слова: бомбежка, красота, счастье, игра, любовь, расстрел, голод, смех, оружие, добро, кровь, спокойствие, гармония)
Ребята, по какому принципу вы разделили слова? (слова «мира» и слова «войны»)
Ребята, заполните, пожалуйста, схему (прием кластер) на тему «Война», добавив к уже прозвучавшим словам новые (разрушение, трагедия, смерть, слезы, могилы, кровь, убийство и др).
Посмотрите, сколько страшных слов связано со словом «война».
Нынче наша страна будет отмечать большую дату – 75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны, самой жестокой войны на свете. Ни я, ни вы, ни ваши родители, к счастью, не видели ужасов той страшной войны. Но все это увидели и испытали на себе «дети войны».
Вот о них сегодня наш рассказ,
Несовместимы дети и война!
Как много сказано в одной лишь этой строчке,
Им не нужны были медали, ордена.
Нужна была свободная страна и мама рядом,
Это точно.
Классный час я назвала «Раненое детство», потому что война отняла у детей детство, искалечила, ранила детские жизни. Эпиграфом к классному часу взяла слова поэта XX века А.Т. Твардовского: «Дети и война – нет более ужасного сближения
противоположных вещей на свете».
Кто же такие «дети войны»? Принято считать, что это лица, не достигшие совершеннолетия на момент начала войны или же те, кто появился на свет, когда она уже шла. Эти люди в большинстве случаев не принимали участия в боевых действиях в период Великой Отечественной войны, но в любом случае от неё пострадали. Сегодня мы узнаем, как жили дети в годы войны, чем занимались, о чем мечтали, почему их тоже называют победителями в «той страшной войне».
II. Стадия осмысления
Классный руководитель:
Сейчас мы посмотрим фильм «Дети войны».
Просмотр фильма «Дети войны» (остановить на 16.00 мин. до песни)
Давайте поговорим об увиденном (прием толстые и тонкие вопросы)
1. О чем мечтали дети накануне Великой Отечественной войны?
2. Что такое концлагерь?
3. Какие концлагеря существовали?
4. Как немцы относились к пленным?
5. Почему дорогу через Ладожское озеро назвали Дорогой жизни?
6. Чье воспоминание из военного детства произвело на вас сильное впечатление? Почему?
7. Как вы думаете, что толкало подростков на подвиги?
Естественно, «дети войны» были и в Удмуртии, и в нашем районе, и в нашей деревне.
Сейчас мы послушаем сообщения одноклассников.
1 учащийся:
В годы войны Удмуртия была глубоким тылом, но труженики нашей республики внесли значительный вклад в дело разгрома немецко-фашистских войск. Посильную помощь в достижении победы над фашистской Германией внесли и школьники Удмуртии.
Большинство юных патриотов наравне со взрослыми трудились на различных участках народного хозяйства.
В колхозе «Авангард» Алнашского района летом 1943 года одна бригада школьников заскирдовала 151 гектар зерновых. Ученик 8 класса Леонид Назаров из деревни Бурино на жнейке-самосброске делал по 1,5 – 2 нормы. Учащиеся Можгинского района убрали за лето 345 гектаров зерновых. Группа сарапульских учащихся, заработав летом 1941 года в местном колхозе 560 рублей, передала их на нужды государства. На строительстве танковой колонны учащиеся Балезинской школы №1 собрали около 1000 рублей, Турецкой – 520, Пыбьинской – 500, Ягошурской – 650, а всего собрано 50 тысяч рублей и 38 тонн металлолома.
Тысячи школьников республики овладели «секретами» вождения тракторов, комбайнов и простых уборочных машин. Большую помощь оказали дети в сборе колосьев на колхозных и совхозных полях, верхушек клубней картофеля, местных удобрений, семян и овощных культур, металлолома. Школьники провели большую работу по сбору теплых вещей и денежных средств. Всего за годы войны школьники республики отправили на фронт и в госпитали свыше 4000 посылок.
Учащиеся шефствовали над военными госпиталями. Они читали раненым газеты, художественную литературу, письма, писали ответы, выступали с концертами.
В цехах можно было увидеть 14-16-летних подростков. Они старались не отставать от взрослых.
2 учащийся:
Всю тяжесть военных лет испытала на себе и моя бабушка. Моя бабушка родилась 1 февраля 1934 года в деревне с красивым названием Вожкыр Балезинского района. С болью в сердце вспоминает она военные годы.
В самом начале войны умер её отец. Мать осталась с 5 дочерьми. Моя бабушка была третьим ребёнком в семье.
Жили очень бедно, тяжело. Вся мужская работа легла на плечи девочек, потому что мать болела. Так как в семье не было мужчин, моя бабушка сама плела лапти. Плела по ночам, потому что днём не было времени, находилось много другой работы: прядение, шитьё, штопанье, вязание, стирка, забота о младших сёстрах и многое другое.
Так как семья была многодетная, хорошей одежды не было, младшие донашивали за старшими. Ходили в холщовой одежде, и та была вся в заплатах.
Бабушка вспоминает, как всё время мёрзла.
Питались чем придётся. Летом выручал лес (деревня окружена лесом).
Собирали грибы, малину, землянику. Супы варили из съедобных трав: крапивы, лебеды. Самой вкусной едой большинства детей в то время, по воспоминаниям бабушки, были овощи: картофель, свёкла, морковь, брюква.
Медицинское обслуживание в годы войны не было организовано. В деревне не было медпункта. И дети, и взрослые лечились травами, заговорами.
Времени на игры, развлечения было мало, потому что семья моей бабушки была многодетной и в личном хозяйстве всегда было много работы.
Образование (всего 3 класса) бабушка получила только после войны. Учиться ходила в соседнюю деревню, в Воегурт. По рассказам бабушки, дети писали пером. Чернилами служил свёкольный сок. Учебников было совсем мало.
С 15 лет моя бабушка работала на ферме (конюхом, свинаркой, телятницей, дояркой).
Добросовестный труд моей бабушки отмечен государством. Моя бабушка имеет звание ударника коммунистического труда, медаль «Ветеран труда» и много грамот за высокие производственные показатели.
Сейчас моей бабушки уже, к сожалению, нет в живых, но я о ней помню.
Я считаю, что судьба моей бабушки – это судьба целого поколения, поколения, которое мы сейчас называем «дети войны», а значит, это и судьба страны.
Классный руководитель:
Спасибо, ребята. Давай проверим, как вы поняли материал (прием ромашка Блума)
1. Кто такие «дети войны»?
Кого называли «сыном/дочерью полка»?
Как дети помогали приблизить победу?
2. Если я правильно поняла, дети войны внесли большой вклад в победу над фашизмом?
3. Почему «детей войны» называют победителями, ведь многие из них не принимали участия в боевых действиях?
4. Что было бы, если бы в войне победили немцы?
5. Как вы относитесь к тому, что немцы использовали детей в качестве доноров для солдат?
6. Какой вывод можно сделать из информации, полученной сегодня?
Что вас больше всего поразило в увиденном и услышанном?
III. Стадия рефлексии
Подходит к концу наш классный час, пора заканчивать урок памяти. Я попрошу вас составить синквейн «Дети войны» (прием синквейн)
Возможный вариант синквейна:
Дети войны
Самостоятельные выносливые
Помогали боролись страдали
Внесли большой вклад в Победу.
Победители
Сегодня мы вспомнили небольшой кусочек из истории нашей страны. Я хочу, чтобы вы знали, какой ценой достался нам этот мир, чтобы вы ценили своих родных и близких, любили жизнь, любили нашу Родину.
Спасибо вам за внимание и участие.