Автор: Михалченкова Надежда Николаевна
Страна: Российская Федерация
Город: д.Дубровка
Организация: МБОУ Дубровская СШ Демидовский район Смоленская область
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

Сценарий классного часа "Это надо -не мёртвым, это надо - живым.."

 

Предполагаемая аудитория: учащиеся 5-8 классов.

Планируемые результаты: формирование чувства ответственности и долга перед Родиной, сопричастности истории, воспитание патриотических чувств.

Предварительная работа: записать воспоминания своих прадедушек, прабабушек о В.О.войне и подготовить выступление с демонстрацией фотографий; выучить наизусть стихи о войне (по выбору учителя), подготовка презентации и музыкального сопровождения.

Проект классного часа.

  1. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята, приближается 75-я годовщина Победы в В.О.войне. На уроках литературы мы приоткрыли страницу в мир художественной литературы о войне. Очень важно сейчас почувствовать свою причастность к тем далеким, но таким необходимым  для нашей жизни годам; важно так же любить свою Родину, как ваши прадедушки и прабабушки; важно чувствовать свою ответственность за избранный жизненный путь.

Песня «Журавли» ( первый куплет -  у нас это было выступление ребят под гитару, слайды 2-5)

Что вспоминают люди о войне?.. Они могут не помнить, что было вчера, неделю назад, но дни войны они не забудут никогда. Давайте послушаем, что вспоминали о войне ваши прадедушки и прабабушки.

  1. Выступления учащихся по воспоминаниям очевидцев событий. (При отсутствии личного материала, используем возможности школьного краеведческого музея). Выступления на фоне демонстрации слайдов 6-10.

 

  1. Сейчас мы услышали воспоминания очевидцев, а сколько не вернулось с той кровопролитной войны. Чтение заранее подготовленным учеником стихотворения А.Ахматовой «Мои друзья последнего призыва».

А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.
Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,
А крикнуть на весь мир все ваши имена!
Да что там имена!
Ведь все равно — вы с нами!..
Все на колени, все!
Багряный хлынул свет!
И ленинградцы вновь идут сквозь дым
рядами —
Живые с мертвыми: для славы мертвых нет.

 

Давайте послушаем тех ребят, в семьях которых хранят память о тех, кто не вернулся с войны (выступление учащихся на фоне слайдов 11-15).

 

  1. Пропавшие без вести…. Как правило, свой приют они нашли на братских могилах. Песня В.Высоцкого «На братских могилах». Слайды 17-22

 

  1. Кто они – герои Победы? Молодые и старые, девушки и юноши, мальчики и девочки. Все встали на защиту своей Родины во имя нас с вами.

Чтение стихотворения Ю.Друниной «Зинка».

1

Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.

— Знаешь, Юлька, я — против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня — лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет…
Знаешь, Юлька, я — против грусти,
Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг приказ: «Выступать вперед!»
Снова рядом, в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.

2

С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.-
Мы хотели со славой жить.
…Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав…
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.

3

— Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
…Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!

 

  1. Прошло 75 лет со дня окончания войны, но до сих пор находят останки погибших: именных, а чаще безымянных и спустя столько лет люди ждут с войны своих братьев, сестер, сыновей, дочерей.

 

Чтение стихотворения В.Турнина «Отмыты окровавленные даты».

Слайды 23-26

Отмыты окровавленные даты
И над войною совершился суд...
Останки неизвестного солдата
По самой главной улице везут.
Стоят на кромках тротуара дети -
Солдат убитых внуки и сыны,
А он один, лежащий на лафете,
Сегодня возвращается с войны.

Не плачьте, люди, слезы удержите -
Над гробом наклоняется вдова...
Не надо всем, но ей вы разрешите
Сказать ему неслышные слова.
Единственный от всей военной рати,
От всех фронтов, полков и батарей,
Единственный от всех отцов и братьев
Для всех сестер, и жен, и матерей!

Не плачьте, люди, слезы удержите -
Склонись над ним, волос девичьих прядь...
Не надо всем, но ей вы разрешите
Его отцовским именем назвать.
Его, седого или молодого,
Одной семьей хоронит вся страна,
Ему навек стеной родного дома
Останется Кремлевская стена!

Не плачьте, люди, слезы удержите -
Идет к лафету старенькая мать...
Не надо всем, но ей вы разрешите
Его сыновним именем назвать.
Мы одного подняли с поля павших,
И стоя над останками его,
Не всех сумеет вспомнить старый маршал...
Хочу, чтоб вспомнил брата моего!

 

  1. Дорогие ребята, ваши родные, погибшие и пропавшие без вести, вправе претендовать на вашу память, они умирали с надеждой на то, что вы сумеете оценить их страдания, героизм, преданность Родине, и эта память нужна прежде всего нам, живым, она делает нас чище, добрее, миосерднее.

Исполнение песни «От героев былых времен» из кинофильма «Офицеры»

(слайды 27-33)

  1. Рефлексия. Мини-сочинение «Это надо - не мёртвым, это надо живым».
13 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий