Дети войны,
Смотрят в небо глаза воспалённые.
Дети войны,
В сердце маленьком горе бездонное…
О войне написано немало. Симонов, Твардовский, Бондарев… Тему войны раскрыли в своих произведениях и кировские писатели. Совсем недавно я прочитала замечательную повесть Альберта Анатольевича Лиханова «Последние холода». Альберт Лиханов - наш земляк. Родился в обычной рабочей семье. Его отец, Анатолий Николаевич, рабочий-слесарь, в первые дни войны добровольцем ушел на фронт. Мать, Милица Алексеевна, медицинский лаборант, всю жизнь проработала в госпиталях. Это была трудолюбивая и дружная семья, очень интеллигентная. Родители много читали и привили мальчику любовь к книге.
Когда началась Великая Отечественная война, Лиханову было всего 6 лет. Война рано заставила повзрослеть мальчишек и девчонок тех лет. Они жили далеко от фронта, но отголоски войны врывались в их жизнь с незнакомыми вначале словами: похоронка, эвакуированные, сводки Совинформбюро. Но люди старались держаться вместе, помогать друг другу, чтобы выжить, не очерстветь душой, не стать равнодушными.
Повесть «Последние холода» - произведение автобиографическое, так как события из детских лет нашли отражение в книге. Главная тема повести - тема памяти о детстве военного времени. Автор будто обращается к нам: «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!». Как заклинание звучит посвящение к повести: «Посвящаю детям минувшей войны, их лишениям и вовсе не детским страданиям. Посвящаю нынешним взрослым, кто не разучился поверять свою жизнь истинами военного детства. Да светят всегда и не истают в нашей памяти те высокие правила и неумирающие примеры - ведь взрослые всего лишь бывшие дети». Автор не понаслышке знает о «детских страданиях», самое страшное из которых - голод. Герои повести - мальчик Коля, его мама и бабушка, друг Вадька и его сестра Марья, эвакуированные из Минска, учительница Анна Николаевна. Общее горе сближает этих людей.
Рассказ ведётся от имени Коли, который размышляет о самом себе, о жизни, родителях, друзьях, учителях. Герой книги наблюдателен, умён, требует уважительного отношения к себе и рано начинает осознавать причины, порождающие добро и зло.
Коля познакомился с «желтолицым» случайно. Мальчишка появился в столовке точно привидение. Громче крика прозвучал тихий шепот Вадика: «Можно я доем?» Он просил доесть невкусную похлебку! Так вот про каких шакалов говорили!
Вадик и Маша рано повзрослели, так как их мама больна тифом, она сердечница, лежит в больнице. Отец ушел на фронт. Дети должны сами позаботиться о себе, чтобы спастись, не умереть, дождаться маму. Маше и Вадику нечего кушать, и они приходили в столовку, отбирали объедки и куски и этим питались. Конечно, нам теперь, сытым, кажется это ужасным,
нелепым. Сейчас никто из нас не будет есть объедки, вылизывать чужие тарелки. Но тогда были другие обстоятельства. Каждый выживал, как мог. Известно, что голодая, люди ели даже собак, кошек и крыс. Бедным детям приходилось попрошайничать на вокзале, на рынке. Иногда им, кроме остатков пищи, давали даже плитку шоколада.
Нелегко доставалась еда Вадьке и Маше. «Но это что, трудность! Главное, какой ценой!» От недоедания Вадька часто падал в обморок. Сердобольная тетя Груша требовала сладкий чай Вадику после голодного обморока, чтобы хоть немного, хоть ненадолго придать ему силы. Мальчишка не ел пять дней! Эти дети, испытавшие на себе «голодуху», никогда не станут бросать и пинать хлеб. Они знают: это стыдно делать!
Коля тоже постоянно испытывал голод. Но у него были бабушка и мама, которые лучшие кусочки отдавали ему, оберегали его от всего дурного. Родные Коли приютили ненадолго брата и сестру, накормили их чем сами богаты. В глазах у ребят появилась какая-то муть. «Им, наверное, нехорошо, ведь всем известно, что после голода нельзя есть много, так и помереть можно. Нам об этом говорила Анна Николаевна».
Коля впервые прогулял уроки в школе. Он решил помочь Вадику: вдвоем они больше выпросят. Марью надо кормить, она еле ходит, ей учиться надо. Как магнитом тянуло Колю к Вадиму. Он шакалил, но не ради себя, а ради сестры и мамы. «И Вадька мне каждую крошку тащит. Как воробей», - сказала однажды Марья. В столовке жили воробьи, они молча таскали крошки со столов и улетали. Но крошек было мало, их слизывали ребята. Поэтому воробьи почти не чирикали, не было сил. А сколько пуховых шариков погибло от бескормицы да от морозов! Но иногда ребята катали шарики из хлеба и оставляли птичкам. И Коля, и Вадька способны поделиться последним, помочь другим. «Я, может, и шакал, но не скотина», - говорит Вадька Коле.
Не мог допустить Вадька, чтобы мама узнала, что карточки потеряны, что дети ее голодают. Марья пишет маме письма под диктовку брата, но там мало правды. Правда могла убить их маму.
Дети войны учились жить не по учебникам. Однажды Маша сказала: «Голод убивает всякий стыд». «Этого я не знал. Сам, собственным животом. Такое узнать можно только животом, никак иначе».
Трудно было всем. Но не бросили детей на произвол судьбы. Директор помог с карточками, устроил детей в ту же столовку на дополнительное питание. Учителя поделились хлебушком. «Ведь люди вокруг, люди», - говорила бабушка. Теперь, когда в столовке к ребятам подсаживались попрошайки и униженными голосами просили оставить чуточку, они оставляли. Теперь оставляли они.
Это были последние холода последней военной весны. «Ну а та весна вообще была необыкновенной. Голос Левитана становился все торжественней». «А потом настало завтра! Первый день без войны». Но горе продолжает жить рядом. Мама Вадика и Марьи умерла. Мама, которую так ждали, с ней мечтали жить, как раньше, счастливо. В один миг все надежды рухнули. Теперь они будут жить в детском доме, отец ведь погиб на фронте. И Вадик, великий и непонятный человек Вадька, сказал такое, что Коля забыть не может: «Шел бы ты отсюда. Кто рядом с бедой ходит, может ее задеть, заразиться. А у тебя батя на фронте». Вадик словно оберегает Колю от несчастий.
Война закончилась. Но голод еще долго будет жить среди людей, испытывая их на человечность. И маленький, но уже взрослый человек Коля, полуголодный, делит пополам котлету, потому что «взрослость приходит, когда маленький человек видит важное для него и понимает это важное».
«Это все правда. Это все было», - подчеркивает автор. Анна Николаевна обращается к детям с просьбой не забывать то, что было: «Ни дочки ваши, ни сыновья, ни внуки, конечно же, не будут знать войну. На всей земле останетесь только вы, кто помнит ее. И может случиться так, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы! Так вот, не давайте им забыть! Понимаете? Вы-то не забудете, вот и другим не давайте!»
Дети войны. Дети, выжившие в Сталинграде, выжившие в Ленинграде, выжившие вдали от бомбёжек в голодном тылу. Спасённые дети выросли. Это они создали великую науку, построили города, отправили корабли и человека в космос.
Мы должны ценить главное – мирное небо над головой. И помнить, что, к сожалению, для многих детей мира война продолжается и сегодня. Повесть Альберта Лиханова учит нас ответственности, любви и уважению друг к другу, к своим предкам, учит сочувствовать и сострадать, быть чутким к чужой беде, помогать и защищать слабых.