Автор: Гарнова Марина Юрьевна
Страна: Российская Федерация
Город: д.Назарово
Организация: МОУ Назаровская ООШ
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

Сценарий классного часа

 

Цель: доступным для детей 7–9 лет, языком, рассказать о тяжёлых днях войны, познакомить с местной жительницей-хранителем истории тех дней.

Задачи:

  • способствовать развитию патриотических чувств – любви к Родине (малой Родине), чувства гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого;
  • способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о днях и героях войны.

Предварительная подготовка:

  • подбор литературы по теме;
  • разработка сценария классного часа;
  • разучивание стихов и подготовка выступления чтецов;
  • подготовка наглядного материала (презентации учителя и  старшего ученика);
  • подготовка технического обеспечения.

Оборудование:

  • ТСО.

Состав участников: обучающиеся 1-3 кл.-комплекта.

Ход классного  часа

Показ слайдов, в сопровождении рассказа учителя (все слова, где не отмечены выступающие, говорит учитель).

Вы, конечно, знаете, в какой стране мы живем, как она называется? (ответы детей) Знаете, ребята, а ведь ваши прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, ваши мамы и папы родились в другой стране. А вы знаете, как называлась эта страна, в состав которой входила Россия, раньше? (ответы детей)

 1слайд  (презентация цчителя): Советский Союз

1 чтец:

От ледяных просторов севера
До гор Кавказа и Саян
От Балтики до моря Беринга
Раскинулась страна моя.
Ее размеры – исполинские,
Красот, богатств ее не счесть.
Таежный край, озера чистые,
Алтай, Урал, донская степь!
Ее душа светла и искренна,
И милосердна, и добра.
Друзьям – радушная, открытая.
Поможет всем в беде она.

Огромная страна – Советский Союз, многонациональное государство, более 100 больших и малых народов, различных по языку, культуре, но тесно связанных общей исторической судьбой - советский народ. Народ, вставший в 1941 году плечом к плечу на защиту своей Родины и отстоявший мир на Земле, наши жизнь и свободу.

2 чтец:

Не раз ее пытались вороги
Заставить на колени встать,
Забыть о чести и о гордости,
Поработить, завоевать.
Но каждый раз в годину черную
Вставал, Россия, твой народ,
И гнал с земли родимой ворога,
И мир границ твоих берег.
И пахарь становился воином,
Менял он мирный плуг на меч.
Их ратный труд не ради подвига,
А ради жизни на земле!

На современной карте нет этой страны, нет того единого государства. Но есть день, который объединяет все народы и национальности бывшей большой страны - День Победы. Ребята, когда мы отмечаем этот праздник?

2 слайд: 1941 - 1945

Сегодня мы совершим небольшое путешествие в прошлое, к тем годам, когда не было ни телевидения, ни интернета, а все новости люди узнавали по радио, к героическим и трагическим годам Великой отечественной войны, которые навечно вписаны в летопись нашей страны.

3 слайд: лента времени от 1939 до 2014

Посмотрите, ребята, это – лента времени. Найдите на ней год, когда вы родились. Найдите год, когда началась Великая отечественная война, когда закончилась. Сколько лет она длилась? (ответы детей)

9 мая 2020  года мы будем отмечать 75-ю годовщину Великой Победы. Как много лет прошло! Но мы снова и снова вспоминаем о тех страшных годах, потому что если бы наша страна, наш народ не победили в той войне, нас с вами просто не было бы на свете.

3 чтец:

Мирное небо над головой…
Как странно сегодня для нас с тобой,
Что можно проснуться от взрывов снарядов,
И плакать без слез от бессилия, страха.
Мы даже порой перестали ценить,
Что можно спокойно учиться, растить,
Строить, выращивать, делать, мечтать,
Петь, конструировать, изобретать!
Три поколения без войны!
За это «Спасибо!» сказать должны
Мы поколению сороковых.
Мир в неоплатном долгу у них!

4 слайд: Завтра была война

Суббота 21 июня, последний мирный день 1941 года. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Выпускные вечера в школах.

4 чтец:

Поколение сорок первого…
Их на подвиг звала неизведанность
Стратосферы, Сибири и Арктики,
И в мечах все – пилоты, полярники!
Позади выпускные экзамены,
Впереди жизнь с красивыми планами…
Вальс последний по школам закружится,
По июньским заспанным улочкам…

6 слайд: Крепость – Герой Брест

22 июня, в 4 часа утра, без объявления войны фашисты напали на нашу Родину.

Первый удар приняли на себя пограничники, люди, охраняющие наши границы. На западной границе на пути врага встала Брестская крепость. Силы были не равны, но немцам не удалось сломить пограничников.

22 июня 1941 прервалась мирная жизнь людей. Роковая дата, как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

7 слайд: Труженики тыла.

5 Чтец:

У страны было два фронта:
Первый бил и громил врага.
А второй без сна и без отдыха
Воевал у сохи и станка.

Фашисты недооценили ни наших солдат, готовых не задумываясь отдать свою жизнь за Родину, ни наших женщин, детей и стариков, которые заменили ушедших на фронт мужчин. Они встали к станкам на заводах и фабриках, часто не ходили домой спать, чтобы не тратить драгоценное время на дорогу, они падали от усталости, но продолжали работать. Так же самоотверженно трудились и колхозники. «Все для фронта, все для победы!» В это трудное для страны время не переставали работать и школы. Сегодня мы хотим вас познакомить с нашей знаменитой землячкой – Корольковой Лидией Николаевной, чья жизнь целиком была посвящена детям и школе!

Выступление обучающегося 8 класса о Корольковой Л.Н. (с показом презентации, в которой размещены фото из «Приложения» сообщения ученика  (см.: в «Приложении»).

Посмотрите, ребята, какая нелёгкая жизнь была в тылу  у наших людей, сколько на их долю легло испытаний и, с каким мужеством они всё это вынесли! Спасибо Лидии Николаевне за то, что она является живым примером истории тех лет!

8 слайд(возвращение к презентации учителя): Взятие Берлина.

16 апреля 1945 года началось советское наступление на Берлин. 2 мая Берлин сдался, над главным зданием - Рейхстагом развивается красное знамя. Знамя Победы. Но бои еще продолжались. В ночь с 8 на 9 мая 1945 года немецкое командование подписало акт о безоговорочной капитуляции. Война закончилась. Советский Союз встречал Победу праздничным салютом, который в память о ней гремит каждый год 9 мая.

9 слайд: Парад Победы.

24 июня 1945 года на Красной площади в Москве состоялся парад. Наши воины – солдаты и офицеры, бросили к стенам Кремля фашистские флаги и знамена.

10 слайд: Помните. Минута молчания.

11  слайд: Лента времени.

Мы вернулись к нашей ленте времени. Посмотрите, сколько лет прошло со Дня Победы. Год 1945... Год 2020. Между ними 75 лет мира и памяти. Сколько всего доброго и хорошего успели сделать люди за эти мирные 75 лет! Во время учебы в школе вы будете изучать эту войну с разных сторон, на разных уроках. Но неизменным для вас должно остаться одно – подвиг, мужество, героизм людей подарившим нам жизнь.

Чтец 7:

Любой народ живет веками,
Пока в народе вечна память.
Забыть мы не имеем права
Военных дней, тех лет кровавых.
И долг наш поименно помнить
Всех тех, кто спас наш мир огромный!

Источники:

  1. https://www.liveinternet.ru
  2. https://ped-kopilka.ru
  3. urok.1sept.ru
  4. Яндекс.Картинки›фото войны вов 1941-1945

Приложение

"Труд в тылу".

«Женцина-эпоха-

Королькова Лидия Николаевна».

«…Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,

он – совершенный учитель…»

(Л.Толстой)

ОГЛАВЛЕНИЕ.

1.Введение.                                                                                                        

2.Основная часть .                                                                                           

    Глава 1. Детство. Семья.Юность

    Глава 2. Воспоминание.                                                                               

                    Как всё начиналось – первый учебный год и первый класс.

 

3.Заключение.

4.Лист со сносками.                                                                                          

5.Библиография.                                                                                              

6. Приложение

1.Введение.

Я хотел бы рассказать вам о человеке-легенде, о простой сельской учительнице, настоящей русской женщине, которая живёт неподалёку от меня – в деревне Гаврилово Назаровского сельского поселения Рыбинского района Ярославской области. Её зовут – Королькова Лидия Николаевна. И, хоть у женщин на принято говорить об возрасте, я скажу так – ей уже за 90!!! А, узнал я о ней  от своей мамы (тоже учительницы), которая восхищается такими  людьми, на которых, как она говорит, и держится наша русская земля! Эта женщина-эпоха, пережившая много трудностей, но не потерявшая веру в людей и любовь ко всему живому. Всю свою жизнь она посвятила служению людям, а точнее – своим ученикам. Она так и не создала свою семью, не родила своих детей, потому что детей у неё было столько, что не хватит пальцев на руках и ногах и за каждого болела душа, разрывалась от боли и ликовала от счастья, переживая каждый  отдельный эпизод из  жизни её учеников!

2. Основная часть.

         Глава 1. Детство. Семья. Юность.

Давайте познакомимся с ней поближе, заглянем на странички её жизненной истории: в её детство и военную молодость. Родилась Лидия Николаевна Королькова в деревне Сметанино Молоковского района –это в Калининской области. Мама была сельской труженицей, отец сезонным рабочим – ездил на заработки в Питер. Отхожим промыслом издавна занимались практически все мужчины в деревне. Но в 30-х годах стали создавать колхозы, и мужчинам приказали вступать в них. Отец Лидии был самым грамотным мужиком в деревне, его рассчитывали выбрать председателем, но сам он не желал менять работу – нужно было кормить шестерых детей, а денег в колхозе не давали. Семья решила убежать от колхоза и переехала в Рыбинский район в деревню Борихино, что стояла недалеко от нынешнего Кушляева, которое находится рядом с Гавриловым.
     Большая семья, несмотря на старания трудолюбивых родителей, жила очень бедно. Когда Лида пошла в первый класс, у нее не было даже обуви. Пришлось садиться за парту в ботинках брата, которые были на пару размеров больше. Так и ходила в этих ботинках до третьего класса. Учиться ей всегда нравилось, уже тогда маленькая Лида мечтала стать учителем.

Трудно было выживать большой семье. Порой ягоды и грибы помогали выжить – лес кормил семью с шестью детьми. Когда Лида училась во втором классе, она впервые отправилась в лес за ягодами вместе со старшими ребятами. Ягоды и грибы продавали дачникам в окрестных деревнях. Правда, Лида стеснялась ходить по домам и предлагать товар, за нее ягоды продавала старшая сестра, которая была посмелее. Стакан ягод стоил 20 копеек, буханка хлеба – рубль сорок. Когда Лида приносила домой деньги, отец гордо восклицал: «Молодец, девчонка, от горшка два вершка, а уже родителям кормилица».Однажды Лида с ребятами вчетвером пошли на болото за клюквой и поняли, что заблудились. Стоял сентябрь, смеркалось рано, а дороги домой ребята найти не могли. Поздно вечером вышли в какую-то деревню, постучали в окно дома, чтобы узнать, где они. Оказалось, что это Гаютино и до дома 5 километров. Добрались только к 12 ночи, когда пропавших детей родственники уже искали верхом на лошадях. Ребят не наказали, но Лиде было обидно, что она пришла с пустой корзиной – все ягоды растеряла, пока в лесу искали дорогу, да ноги сбила в кровь – ходили-то босиком.
     Родители на новом месте не смогли избежать участи колхозников, поэтому работали за трудодни, не получая денег. Отец был колхозным бригадиром, поэтому его дети, включая Лиду, лета не видели – трудились в поле, в сенокос сушили и сгребали сено. А в августе поспевали ягоды и грибы.
Так прошли школьные годы. Семилетку Лидия закончила с похвальной грамотой за отличную учебу. Выпускной прошел 6 июня 1941 года, а 22 июня началась война. Лидия поступила в Рыбинское педучилище. Оно располагалось в Петровском парке, в бывшей усадьбе Михалковых, потом там устроили госпиталь, а студентов перевели в здание соседней школы. Осенью и весной посылали на заготовку дров. Жили студенты в неотапливаемых бараках, спали на сене, прямо в одежде. 11 марта 1943 года, когда ребята уезжали в лес, они собрались на берегу и стали свидетелями того, как затонул пароход «Контролер», отправлявшийся с их берега. Судно вмещало 100 человек, а в него набралось в два раза больше.
В 1944 году по окончании училища Лидию распределили в Гавриловскую школу(ПРИЛОЖЕНИЕ 1) , но тогдашний директор школы  - Евгения Сергеевна Шорина взяла бывшую ученицу к себе учителем начальных классов. Затем Лидия Николаевна закончила пединститут и с 1960-1961 учебного  года(учитель русского языка и литературы) сама стала директором Гавриловской школы. И проработала там до 1981-1982 уч.г.! Почти 38 лет работы в родном учреждении, которому, без преувеличения, отдала всю свою жизнь! И до сих пор живёт воспоминаниями о том времени, интересуется, чем живёт сейчас Гавриловская , а с 1 октября 2008 года МОУ Назаровская ООШ.

 

     Глава 2. Воспоминание.

Как всё начиналось – первый учебный год и первый класс.

Что может быть лучше, чем рассказ самого человека про свою жизнь, записанный на обычных листках в клеточку(ПРИЛОЖЕНИЕ 2).  Мне бы хотелось передать воспоминания самой Лидии Николаевны слово в слово, как она о себе рассказала.

Я, Королькова Лидия Николаевна, начала свою педагогическую деятельность с 15 августа 1944 года в Гавриловской школе (эту школу я закончила 5 июня 1941 года).

     1 сентября мне доверили первый класс, в котором должны обучаться сорок мальчиков и девочек. Жили они в 17 деревнях (Борок, Гаврилово, Галзаково, Капустино, Фёдоровское, Старое Быково, Борисовка, Гаютино, Новое Быково, Фоминское, Алексеевское, Головичино, Митянино, Кушляево, Ханютино,Леващино,Борихино)⃰⃰.

    Год был очень трудным, ещё продолжалась война. Особенно было сложно с тетрадями. В течение всего учебного года было выдано на каждого ученика лишь одна тетрадь в клеточку.

    Я после занятий с детьми в школе шла в деревни к родителям и просить их купить бумагу и сшить из неё  тетради.

    А я уже сама должна была разлинеить 40 страничек в косую линейку и 40 страниц в клеточку. Да сделать – показать,  как пишется буква и цифра. Спала по 6 часов в сутки: до 12 ночи просиживала над выполнением указанной работы и подготовкой уроков к следующему дню. В шесть часов утра вставала.

    Всю работу выполняла с удовольствием.

    В первые учебные дни я посетила всех своих первоклашек, узнала в каких деревнях живут, кто их мамы, бабушки (папы были на фронте), познакомилась с условиями жизни, дала советы, рекомендации.

    В классе были дети 1935, 36, 37 г.г. рождения, но разницы в возрасте было незаметно: все внимательно, серьёзно воспринимали моё объяснение, не приходилось делать замечаний по поводу дисциплины.

    На переменах я с ними разучивала игры, дети делились своими впечатлениями,  мыслями.

Каждое утро стайка девочек встречала меня на горке (я жила в деревне Борихино, деревня расположена на горке, надо было спуститься и подняться на гору).

    Свой первый учебный год и мой первый класс я помню до сих пор.

 

 

Глава 3. Заключение.

Про Лидию Николаевну можно говорить бесконечно! Да, и она сама очень любит поделиться историей своей жизни.  Я думаю, что именно о таких людях надо писать книги и снимать фильмы! Это тот пример для подражания, который так необходим нынешнему поколению!

    Так интересно рассматривать старые фотографии тех лет (ПРИЛОЖЕНИЕ 3), которые сохранились до нашего времени. Вглядеться в эти добрые лица простых деревенских девчонок  и мальчишек, их учителей и директоров школ. Представить, хотя бы немножко,  глядя на их одежду, мебель, фон, на котором они сфотографированы, как жилось им в то время! Но, что поражает, то что несмотря на все трудности глаза у них излучают доброту, конечно же и усталость, но доброта на первом месте!

Бережно и с любовью Лидия Николаевна хранит в коробочке свои награды – знак «Отличник народного просвещения», депутатский значок, медаль «Ветеран труда» и две юбилейных награды за Победу в Великой Отечественной войне. В день девяностолетия она получила третью юбилейную медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне»(ПРИЛОЖЕНИЕ 4).  Но свои награды Лидия Николаевна из скромности никогда не надевает и не хвастается ими.

    Так и живёт Лидия Николаевна в своём деревенском доме,  глядя в окно и вглядываясь в даль, в этот родной пейзаж, завораживающий вид на волжский простор, который напоминает широту души Лидии Николаевны Корольковой.

4.Лист со сносками.

___________________________   - во многих деревнях в наше

⃰время уже почти никто не живёт, в основном  -  дачники.

 

5.Библиография.

1. nz76.ru

2.Документы и фотографии из архива Назаровской (бывшей Гавриловской)       школы.

6.Приложение.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

    

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 

Лидия Николаевна четвёртая в первом ряду слева направо.

Лидия Николаевна пятая в первом ряду слева направо.

Лидия Николаевна четвёртая  во втором ряду слева направо.

Лидия Николаевна пятая в первом ряду (на стульях) слева направо.

Лидия Николаевна четвёртая в первом ряду, если считать слева направо.

 

9 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий