Цель:
Задачи:
Ход урока
Учитель:
- Перед Вами слова, сложите их в пословицу - ПОБЕДИТЬ, В, МИР, ТРУДЕ, УКРЕПИТЬ. (В труде победить – мир укрепить).
- Объясните смысл пословицы.
Учитель:
- О чём пойдет речь сегодня на занятии?
- Какой период истории вспомним?
- Какие города Удмуртии будут в центре нашего внимания?
- Что означают цифры в нашей таблице? (Приложение 1)
Приложение 1.
|
|
|
|
71,74, 203, 284, 622,624 |
|
|
|
|
Учитель: Война создала смертельную угрозу всему нашему народу и каждому человеку в отдельности. Она вызвала огромный морально-политический подъём, энтузиазм и личную заинтересованность большинства людей в победе над врагом и быстрейшем окончании войны. Это стало основой массового героизма на фронте и трудового подвига в тылу. В целях объединения всей промышленности государства, в первые дни войны, началась коренная перестройка жизни страны на военный лад.
Предложите название для нашего занятия.
В начале Великой Отечественной войны руководство страной было поручено Государственному Комитету Обороны (ГКО), который возглавил И.В. Сталин. ГКО разработал план эвакуации промышленных предприятий из прифронтовой местности. Для осуществления эвакуации был образован Совет по эвакуации.
Карта «Перестройка народного хозяйства и развитие экономики в 1941-1945»
Учитель:Перед вами карта, где красными стрелками обозначены направления эвакуации. Где же предстояло развернуться новым промышленным районам? И почему?
Ответы учащихся. На востоке, в Сибири, за Уралом.
Учитель: Что же такое эвакуация? Работа с понятиями. На партах раздаточный материал с определениями из различных источников.
Задание учащимся: Прочитать. Выбрать наиболее понятное вам. Озвучить, объяснить, почему выбрали. Записать в тетрадь ( для экономии времени можно каждому распечатать).
Ответы учащихся.
Эвакуация – это вывоз гражданского населения, предприятий, учреждений, художественных и других ценностей, имущества из местностей, находящихся под угрозой нападения противника или подвергшихся стихийному бедствию.
Учитель: Сотни тысяч человек разбирали станки и машины на заводах, грузили их в железнодорожные вагоны и отправляли за Урал. Рабочие заводов уезжали вместе с ними, для того, чтобы на новом месте наладить выпуск орудий и боеприпасов. Эвакуировать промышленные предприятия нужно было в короткое время, и поэтому люди трудились и днём и ночью, т.к. фашисты продолжали наступать и могли захватить оборудование. За несколько месяцев было эвакуировано полтора миллиона крупных предприятий, вместе с предприятиями выехало 10 миллионов человек. После выгрузки станков налаживали их работу и только потом начинали строить стены заводов. В таких невероятно тяжелых условиях приходилось перестраивать промышленность на военный лад. Те предприятия, которые не успевали вывезти – уничтожали взрывая. Многие заводы, построенные во время первых пятилеток - перестраивались на выпуск военной техники, танков, артиллерийского оружия, винтовок и боеприпасов.
Учитель: Эвакуация проходила в неимоверно сложных условиях. Сейчас вашему вниманию будет представлен кинохроника военных лет.
Задание учащимся: Вам предстоит найти ответы на следующие вопросы:
Просмотр кинофрагмента «Эвакуация» http://www.youtube.com/watch?v=zXI5WB4EMH8
Учитель: Хотя Удмуртия находилась далеко от линии фронта, но вся её жизнь была подчинена военным нуждам. Рабочие, закрепленные за военными предприятиями, считались мобилизованными на всё время войны. Изменился облик городов. Городские советы понимали постановления о полной светомаскировке всех заводов, предприятий, учреждений и жилых домов. Улицы погрузились во тьму. На предприятиях вводился режим военного времени, для рабочих и служащих предусматривались обязательные сверхурочные работы.
- Предположите, на решение каких 3 основных взаимосвязанных задачах сконцентрировало усилия правительство Удмуртии?
(подсказка - первый ряд картинок Приложение 1.)
Ответы учащихся:
1. Обеспечение фронта оружием, боеприпасами, обмундированием.
2. Размещение и ввод в действие эвакуированных предприятий и учреждений.
3. Строительство железных и шоссейных дорог с целью реализации заданий фронтовой экономики.
- для I варианта
Задание учащихся. Заполните таблицу «Удмуртия – арсенал России» (г.Ижевск)
Предприятия города Ижевска |
Продукция |
Предприятия города Сарапула |
Продукция |
Металлургический завод (№ 71) |
|
|
|
Машиностроительный завод (№ 74) |
|
|
|
Механический завод (№ 622) |
|
|
|
Мотозавод (№ 624) |
|
|
|
- для II варианта
Задание. Заполните таблицу «Удмуртия – арсенал России» (г.Сарапул)
Предприятия города Ижевска |
Продукция |
Предприятия города Сарапула |
Продукция |
|
|
Радиозавод им. Орджоникидзе (№ 203) |
|
|
|
Электрогенераторный завод (№ 284) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель:
Всё население в тылу понимали, что и от их труда зависит победа наших солдат на фронте и поэтому они героически трудились для фронта и для победы.
Вопрос: действуют ли в настоящее время данные предприятия, какую продукцию выпускают.
Литература: