Автор: Сидоренко Лариса Валерьевна
Страна: Российская Федерация
Город: пос.Безречный
Организация: МКОУ "Уржумская средняя школа"
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

Урок Памяти по рассказу Ю. Васильева “Девочки с Васильевского острова”

 

Оборудование:  компьютер, проектор, презентация к уроку.

Рассказ Ю. Васильева “Девочки с Васильевского острова”

Ход акции

  1. Слово учителя.

Слайд 1

Ребята, в  эти самые минуты по всей Ульяновской области проходит акция «День чтения»,   читать и слушать  книгу будете не только вы, но и дети  всей области. Наша акция «День чтения»  будет посвящена 75-летнему юбилею со Дня Победы в Великой Отечественной войне и Году литературы в России, а и читать мы будем рассказ Ю. Васильева “Девочки с Васильевского острова”

Слайд 2

А чтобы содержание этого рассказа вам было более понятным, сначала  мы поговорим о блокаде Ленинграда. В истории существования человечества, в истории всех войн, которые были на земле, это единственный город, который вынес такую длительную блокаду. Мы будем говорить об этом, потому что

Не лечит время ран.

 Не лечит, –

Они чем дальше, тем больней.

Будем говорить об этом, потому что очень часто можно услышать:

 

Слайды 3-5

Опять война,

 Опять блокада, -

 А может, нам о них забыть?

 Я слышу иногда:

 "Не надо,

 Не надо раны бередить.

 Ведь это правда, что устали

 Мы от рассказов о войне.

 И о блокаде пролистали

 Стихов достаточно вполне".

 И может показаться:

 Правы

 И убедительны слова.

 Но даже если это правда,

Такая правда  Не права!

 Я не напрасно беспокоюсь,

 Чтоб не забылась та война:

 Ведь эта память – наша совесть.

 Она, как сила, нам нужна.

Слайды 5-11

22 июня 1941 года Германия пересекла границы нашей страны. Темп наступления войск составлял 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно прорывались к городу и с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы и фабрики. 30 августа фашистские захватчики перекрыли последнюю железную дорогу, связывающую город со страной. После этого немецкое командование начало подготовку к параду победы на Невском проспекте и праздничному банкету в Петродворце (были даже напечатаны пригласительные билеты для немецких генералов).

Слайды 12-16

Но на защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды. 20 сентября сильно измотанные немецкие войска переходят к обороне. Враг окружил город, Ленинград оказался в блокадном кольце. Немецкое командование решило с помощью другого убийцы – голода – уничтожить его население.

Слайд 17

Посмотрите на карту! Земля, нарисованная коричневым, захвачена фашистами. На коричневой земле нарисована фашистская свастика. А там где, стоит Красная Армия, нарисованы красные звёзды. Вы видите, как враги подошли близко к Ленинграду и теперь могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы. Так началась мучительная и длительная блокада.

Слайд 18

На печке и на стенах лёд.

 Молчит всё время репродуктор.

 Блокада. Сорок первый год.

 Сегодня выдача продуктов.

 Никак не выйти в магазин,

 Хотя он с нашим домом рядом.

 На улице совсем вблизи

 Ложатся снова артснаряды.

 Мороз опять сковал меня.

 Во что бы потеплей одеться?

 Живу на линии огня

 И не могу никак согреться…

Слайд 19

Но самым страшным испытанием стал голод…

С 20 ноября 1941 года нормы на питание стали самые низкие: рабочие в день получали 250 граммов хлеба, сделанного из суррогата, а дети и служащие — по 125 граммов хлеба.

Слайды 20

Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было все, что можно было съесть. На этой тарелке  лежит кусочек хлеба весом в 125 граммов, дневная норма детей. Теперь вы можете представить, какое это было страшное время…

Слайды 21-25

Дети военных лет. Не хватало еды, дров, воды, но дети продолжали учиться. В школах было необычайно тихо, дети перестали бегать, шуметь, их бледный вид, изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Кровоточили десны, качались зубы. Дети умирали дома, на улице и прямо в классе.

Слайд 26

Страшным приговором фашизму стал дневник маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой на Нюрнбергском процессе. Дневник, в котором всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде.

Слайды 27-28

Мы сегодня будем читать рассказ Ю. Яковлева “Девочки с Васильевского острова”, посвящённый Тане Савичевой. Но прежде я немного расскажу Вам об этой маленькой девочке и её семье.

…Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. Большие серые глаза под русой челкой, кофточка-матроска, чистый, звонкий “ангельский” голос, обещавший певческое будущее. Савичевы все были музыкально одарены. И мать, Мария Игнатьевна, даже создала небольшой семейный ансамбль.

Отец, Николай Родионович, рано умер, и мать много работала, чтобы поднять на ноги пятерых детей. У белошвейки ленинградского Дома моды было много заказов. Искусные вышивки украшали уютный дом Савичевых – нарядные занавески, салфетки, скатерти.

Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне под Гдовом, у Чудского озера, но уехать успел только Миша. Утро 22-го июня, принесшее войну, изменило планы. Сплоченная семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту. Мать-белошвейка шила обмундирование для бойцов. Лека, из-за плохого зрения, в армию не попал и работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Василий и Алексей Савичевы, два дяди Тани, несли службу в ПВО.

Таня тоже не сидела, сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить “зажигалки”, рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро сжималось – по плану Гитлера, Ленинград следовало “задушить голодом и сравнять с лицом земли”. Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи.

Слайд 29

Таня все чаще открывала свою записную книжку:

“28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи 1941 года”.

 “Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.”.

 “Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.”.

 “Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год”.

 “Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год”.

 “Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942”

 

9 страничек. Страшные строчки.

 Нет запятых, только черные точки.

 Пусто и тихо в промерзшей квартире.

 Кажется, радости нет больше в мире.

 Если бы хлебушка всем по кусочку,

 Может, короче дневник был на строчку.

 “Маму и бабушку голод унес.

 Нет больше сил и нет больше слез.

 Умерли дядя, сестренка и брат

 Смертью голодной…” Пустел Ленинград.

 Умерли все. Что поделать. Блокада.

 Голод уносит людей Ленинграда.

 Тихо в квартире. В живых только Таня.

 В маленьком сердце столько страданья!

 Умерли все! Никого больше нет.

 Девочке Тане 11 лет…

Однажды девочка подведет страшный итог: “Савичевы умерли все. Осталась одна Таня”. Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили санитары, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Танечка умерла.

Слайд 30

Главные героини рассказа  - Валя Зайцева – девочка, которая живёт в Ленинграде много лет спустя после войны и Таня Савичева – девочка, которая жила в блокадном Ленинграде. Повествование ведётся от лица Вали Зайцевой.

2. Чтение рассказа

Слайд 36-37

Именно детям блокадного Ленинграда на третьем километре Дороги жизни поставлен памятник “Цветок жизни”, о котором идёт речь в рассказе. Текст на памятнике: " Во имя жизни и против войны детям – юным героям Ленинграда 1941-1944". На лепестках этого каменного цветка высечены слова: “Пусть всегда будет солнце!”, а рядом с ними можно увидеть каменные страницы дневника Тани Савичевой.

3. Заключение.

Дети и война – нет более ужасного сближения вещей на свете. (А.Т. Твардовский). Сейчас о войне много спорят и рассуждают, пишут и снимают, подвергают сомнению многие факты и обличают вымыслы. Но мы ВСЁ должны помнить. Мы,  как нация живы, пока жива наша память, пока мы хотим, чтобы память была жива!

Мы ПОМНИМ и ГОРДИМСЯ нашей историей. Спасибо всем!

Дополнительный материал можно скачать по ссылке

33 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий