Автор: Анатова Ангелина Амадуевна
Страна: Российская Федерация
Город: Сахалинская область Смирныховский район село Онор
Организация: МБОУ СОШ с.Онор
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

Роль детей в партизанском движении

 

Нелегко далась нашему народу победа. Столь жестокой войны, которую перенес Советский Союз, не выпадало на долю ни одного народа. 22 июня 1941 года гитлеровская Германия вероломно нарушила договор о ненападении и вторглась в пределы Советской страны.

Война коснулась всех поколений. Особенно страшным и шокирующим на войне выглядят мучения и смерть детей. Будучи самой незащищенной группой населения, дети страдают больше всех. Недаром существуют устойчивые словосочетания дети войны, детство опаленное войной и т.п. В этих образных выражениях закодировано сущностное противоречие между таким категориями как жизнь и смерть, добро и зло, бытие и небытие. Ребенок – плод любви, рожденный для радости своей и родителей, который выражает надежды на лучшее будущее, который вызывает чувства умиления, желание покровительствовать и заботиться – с одной стороны, а с другой – тотальное разрушение, страх, смерть, небытие.

Узнав, что началась война, многие пионеры – мальчишки и девчонки, несмотря на свой юный возраст, уходили на фронт, в партизанские отряды. Те, кто оставался, вели активную деятельность в тылу. Осваивали станки на заводах, технику на полях, дежурили на крышах во время бомбежек, собирали вещи в армию для русских солдат. На их плечи легла нелегкая обязанность – освоить работу взрослых для обеспечения армии едой, необходимой техникой.

Актуальность. Война – это горе. Война пахнет огнём, пеплом и смертью. Война – это горький пот и кровь. «Но это не только смерть, кровь и страдание, – как заметила поэт – фронтовик Ю. Друнина, – это ещё и гигантские взлёты человеческого духа – бескорыстности, самоотверженности, героизма». Вдохновлённые нравственными и гражданскими идеалами, люди совершали подвиги, подобные подвигам безымянных героев. Все от мала до велика бросились на борьбу с врагом. Мощной ударной силой представляло собой партизанское движение. Оно объединило мужчин, женщин, стариков и детей

Цель статьи – изучить роль детей в партизанском движении 1941-1945 гг.

Задачи работы:

1. Изучить историю партизанского движения 1941-1945 гг.

2. Исследовать роль детей в партизанском движении 1941-1945 гг.

Основная часть. Партизанское движение – вид борьбы народных масс за свободу и независимость своей страны или социальные преобразования, которое ведется на территории, занятой противником (контролируемой реакционным режимом). Главной и основной формой партизанского движения является вооруженная борьба, ведущаяся партизанскими формированиями (бригадами, отрядами, группами и т.п.). Важную роль также играет пропаганда и агитация, направленная на подрыв политических, военных и экономических мероприятий оккупационных властей и морального духа противника. Обычно считается, что к концу 1941 года число активных партизан доходило до 90 тысяч человек, а партизанских отрядов – более 2 тысяч.

Таким образом, на первых порах сами партизанские отряды были не весьма многочисленны – их численность не превышала нескольких десятков бойцов. Трудный зимний период 1941-1942 годов, отсутствие надежно оборудованных баз партизанских отрядов, недостаток оружия и боеприпасов, плохое вооружение и продовольственное снабжение, а также недостаток профессиональных медиков и лекарств в значительной степени усложнили эффективные действия партизан, сводя их к осуществлению диверсий на транспортных магистралях, уничтожению небольших групп оккупантов, разгрому мест их расположения, уничтожению полицаев – местных жителей, согласившихся на сотрудничество с оккупантами.

Каждое поколение имеет свое восприятие минувшей войны, место и значение которой в жизни народов нашей страны оказались настолько значительными, что она вошла в их историю как Великая Отечественная. Даты 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года навсегда останутся в памяти народов России.

Спустя 68 лет после Великой Отечественной войны россияне могут гордиться тем, что их вклад в Победу был огромным и ничем не заменимым. Важнейшей составной частью борьбы советского народа против гитлеровской Германии в годы Великой Отечественной войны явилось партизанское движение, которое было наиболее активной формой участия широких народных масс на временно оккупированной советской территории в борьбе с врагом Партия призывала оставшихся в тылу врага советских людей создавать партизанские отряды и диверсионные группы, разжигать партизанскую войну всюду и везде, взрывать мосты, портить телеграфную и телефонную связь противника, поджигать склады, создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия.

Партизанское движение было и остается одной из самых эффективных и универсальных форм борьбы. Оно позволяет малыми силами успешно бороться против превосходящего численностью и вооружением противника. Партизанские отряды являются плацдармом, организующим ядром для укрепления и развития военных сил.

Судьба детей войны незавидна. Очень многие дети на Великой Отечественной войне потеряли всех своих родных людей. То есть на Родине их ждал только детский дом и полуголодная юность во время послевоенной разрухи. Дети, воспитанные трудом и настоящей доблестью. Именно дети на войне 1941-1945 гг. помогали держать на плаву, а затем восстановить хозяйство страны. Говорят, что на войне детей не бывает. Это на самом деле так. Было обычным делом, что многие подростки прибавляли себе год-два и уходили на фронт. Многие из них ценой своей жизни собирали оставшиеся после боев патроны, пулеметы, гранаты, винтовки и другое оружие, а затем передавали их партизанам.

В годы Великой Отечественной войны тимуровским движением были охвачены сотни тысяч школьников, а к концу ее в нем участвовало более 3 миллионов пионеров и школьников. Основной задачей воссозданных тимуровских команд стала забота о семьях воинов-фронтовиков и инвалидах войны. Для семей фронтовиков тимуровцы заготавливали дрова. В госпиталях навещали раненых, выступали перед ними с концертами, читали им книги, газеты, писали письма родным и знакомым, когда бойцы не могли этого сделать сами.

Итогом патриотического воспитания стало то, что многие пионеры занимались партизанской разведкой, работали связными в отрядах народных мстителей. Они помогали нашим подпольщикам устраивать побеги военнопленных, спасали раненых, поджигали немецкие склады с оружием и продовольствием. Что интересно, на войне воевали не только мальчики. Девочки это делали с не меньшим героизмом.

Особенно много таких девочек было в Белоруссии. Они строили укрепления, собирали металлолом и лекарственные растения, принимали участие в сборе вещей для армии. В школьных мастерских, в которых до войны у девочек проходили уроки труда, они теперь шили белье и гимнастерки для армии. Вязали и теплые вещи – носки, варежки, шили кисеты для табака.

Дети помогали и раненым в госпиталях. Кроме того, они писали под их диктовку письма для родных и даже ставили концерты и спектакли, которые вызывали улыбку у взрослых мужчин, измученных войной. Смелость, сила духа этих детей, способность к самопожертвованию ради только одной цели, внесли огромный вклад в общую Победу. Все это так, но эти дети гибли десятками тысяч.

Выводы. Меня поразило своим размахом, своей мощью партизанское движение. Оно убеждало, что люди, объединённые одним желанием, желанием победить, представляли серьёзную угрозу для врага. А мы поражаемся, удивляемся, преклоняемся перед ними. Война закончилась давно. Мы – современное поколение, которое родилось, и живём под мирным небом. Но наша обязанность – помнить о войне.

Подвиги детей на войне заслуживают не меньшего уважения, чем подвиги взрослых. За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями. Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лѐня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова. Итак, забыть о подвиге детей – героев – это преступление. Помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным

 

Литература:

 

  1. Анисков В.Т. Крестьянство против фашизма. 1941-1945. История и психология подвига. – М.: Памятники исторической мысли, 2017. – 174 с.
  2. Ломовцев А.И. Средства массовой информации в годы Великой Отечественной войны. – Пенза, 2016. – 256 с.
  3. Сенявская Е.С. Героические символы: реальность и мифология войны. // Отечественная история. – 2018. – № 5. – С. 3

 

17 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий