Автор: Перегоедова Татьяна Васильевна
Страна: Российская Федерация
Город: город Комсомольск-на-Амуре
Организация: МОУ гимназия №45
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

Квест-игра по повести В.Катаева «Сын полка»

 

В рамках празднования Дня победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., мы решили устроить квест-игру по книги Валентина Катаева «Сын полка» среди 5-6 классов гимназии. Произведение Катаева «Сын полка» – это одно из самых лучших произведений о Великой Отечественной войне. И не просто о самой войне, а об участии в ней детей, которые несмотря на свой юный возраст воевали и отдавали жизни за Родину. Квест – игра  как раз и была составлена для того, чтобы проверить насколько ребята знают эту страницу истории своей страны, хорошо знают это произведение, умеют пересказывать его и владеют первоначальными навыками  литературоведческого анализа.

Ну а для того, чтобы учащиеся смогли хорошо пройти квест - игру по повести «Сын полка» Катаева, они должны хорошо знать сам текст повести и дополнительную литературу о ней. Учащиеся должны иметь представление о том, в какое тяжёлое время жили тогда люди и, несмотря на это, каждый из них пытался вложить свою частицу в общую победу, и даже дети не остались от этого в стороне. Все задания старались сделать нестандартными, чтобы задевало за живое гимназистов, вызывало их интерес. Так называемое «проникновение в книгу», попытка найти точки соприкосновения с историей.

Этапы организации квеста.

  1. Создание рабочей группы
  2. Выбор цели квеста. Определение задач.
  3. Выбор темы. Название. Форма. Временные рамки.
  4. Обсуждение идеи квеста. Разработка заданий и их оформления.
  5. Рабочая группа сводит маршрутные листы в единую карту игры. Создание сценария. Редактирование.
  6. Информационная площадка квеста. Реклама. 
  7. Определение количества участников. 
  8. Партнеры.
  9. Проведение.
  10. Награждение победителей.

Цель игры:  познакомить учащихся со страницами истории борьбы нашего народа с фашистами и участием в этой борьбе ребят, их сверстников через повесть В.Катаева «Сын полка».

Задачи: 

- обобщить знания детей по прочитанной книге;

- проверить умения: ориентироваться по книге,  анализировать текст, прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию;

- воспитывать чувство товарищества, дружбы, ответственности,   взаимовыручки,  культуру поведения при групповой работе

 

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности игровой деятельности; эмоционально «проживать» текс, выражать свои эмоции; высказывать своё отношение к героям.

- Регулятивные УУД:  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно со смотрителями на станциях о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, в книге; осуществлять анализ представленных объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

 

Предметные:

  • познакомить учащихся с повестью В.П.Катаева «Сын полка»;
  • учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении;
  • развивать читательские умения
  • учить представлять и интерпретировать образ героя, опираясь на текст (внеший вид, поступки, отношение к людям)
  • учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности игровой деятельности.

Метапредметные:

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

 

Тема – Повесть  В.Катаева «Сын полка»

Форма - живая игра.

Временные рамки: общее время квеста – 1 час: 7 площадок по 1 заданию (по 5-7 минут на задание).

Задание - этап игры, который состоит из одного вопроса/задачи.

Информационная площадка.  Правила, задания квеста   распечатаны для каждой команды.

Подтверждение прохождения уровня – баллы (оценка) в путеводном листе.

Результат: сумма баллов.

Награда: грамоты, сладкие призы.

I этап – Подготовительный.

Подготовительная работа квест-игры заключалась в следующем: в марте среди учителей, завучей по внеклассной работе и учащихся 5-6-х классов гимназии распространялись информационные письма, содержащие какую книгу надо прочитать, чтобы быть готовым ответить на вопросы, правила игры, информацию о месте и времени её проведения. На библиотечно-информационном стенде и на линейке для среднего звена учащихся была дана широкая реклама будущего мероприятия. Рабочая группа (педагоги-библиотекари, актив библиотечно-информационного центра учащиеся 10 класса в квест - игре будущие Смотрители на этапах) разработала маршрутную карту, составила задания и вопросы для этапов квест-игры, собрала, выпустила раздаточный и вспомогательный материал для игры (маршрутная карта, книги для выставки, грамоты для награждения, афиша, схема для составления карты местности, схема как завязывать портянки, предметы военного времени, иллюстрации к повести «Сын полка»)

II этап  -  Квест – игра.

В игре участвовало 6 команд по 7 человек из всех 5-6 классов гимназии. На старте в актовом зале команды-участники получили «Маршрутные листы» с местами контрольных пунктов. По условиям квеста, команда должна была сориентироваться по маршрутному листу, пройти все контрольные этапы ответить на вопросы или выполнить задание. Кроме правильных ответов и выполненных заданий учитывалось время прохождения маршрута.

 

Ход игры:

Игра началась в актовом зале гимназии, где всем командам объясняли условия квест - игры, выдавали «маршрутные листы».  В этих «маршрутных листах» должны проставляться баллы за выполненные задания. Кроме того, здесь же предложили  детям высказать свое мнение об игре (рефлексия), которую мы потом проанализировали и с большой радостью обнаружили огромное количество восторженных откликов и требований делать такие игры как можно чаще

Станция 1: «Что ты знаешь о повести В. Катаева «Сын полка»?»

Онлайн -тест по повести (место проведения - абонемент библиотечного информационного центра). Ссылка на тест: learningapps.org/watch?v=p1dz232c516

Станция 2: «Собери иллюстрации»

Расположите иллюстрации к повести «Сын полка» в хронологической последовательности (место проведения - читальный зал).

Станция 3: «И снова май, салют, победа!»

Выберите из предложенных книг произведения о Великой отечественной войне, создайте из данных книг выставку (место проведения - читальный зал)

Станция 4: «Лови ошибку».

В аннотации к книге найдите фактические ошибки (место проведения - актовый зал гимназии).

Станция 5: «Соберись в дорогу».

 Представьте себя в роли солдата и используя инструкцию, вооружитесь в дорогу (место проведения - спортивный зал гимназии).

Станция 6: «Узнай военный трофей».

Командир команды с завязанными глазами на ощупь должен определить предметы военного обихода (фляжку, планшет, каску, снаряд и т.д.) (место проведения - музейная комната гимназии).

Станция 7:«Топографическая карта».

Нарисуйте топографическую карту школьного двора и прилегающие к нему здания (место проведения - школьный двор гимназии).

Примерная занятость на каждой площадке 5-7 минут.

Тем, кто выполнил задание, Смотритель этапа вписывал количество полученных баллов в «Маршрутном листе» и отправлял дальше.

В конце игры был предусмотрен сладкий сюрприз-презент для тех, кто прошел все станции и набрал максимальное количество баллов.

III этап - Подведение итогов и награждение победителей игры.

Результаты игры говорят сами за себя. Основными участниками стали 42 учащихся и 12 смотрителей старшеклассников. Информация об итогах игры была размещена на сайте гимназии, что привлекло внимание  учащихся и их родителей. Участники были в восторге от квеста, просили организовывать такие игры и в будущем.

Заключение

Мы рассказали обо всех площадках, которые посетили учащиеся гимназии, участвуя в квест-игре, о проделанной нами работе. Безусловно, работая над игрой, учащиеся получили новый опыт, показали свои знания по повести и о писателе. Учились играть слаженно, поддерживать друг друга, быть корректными, пригодилось умение слушать друг друга, быть дисциплинированными, правильно распределять обязанности внутри команды.

На наш взгляд, мы успешно выполнили свои задачи. Проведя литературное мероприятие такого рода, тем самым мы постарались повернуть лицо ребят от новомодных гаджетов к книге и чтению; сделать из участников игры активных читателей, умеющих размышлять о прочитанном, а еще  обязательно нужны такие игры детям для воспитания патриотических чувств. У нашего поколения еще были деды, которые прошли войну и поведали нам о событиях тех лет, а у нынешнего молодого поколения таких дедов, к сожалению, нет… Они не до конца понимают весь ужас и значимость подвига русских людей.

 

39 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий