Автор: Новикова Светлана Васильевна
Страна: Российская Федерация
Город: Сарапул
Организация: МБОУ СОШ № 1
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

Труд во имя Победы

 

Занятие посвящено трудовому подвигу в тылу. Речь идет об эвакуированных предприятиях и предприятиях,  действующих на территории Удмуртии в годы ВОВ. Работа с дополнительными источниками: Никулина Т.Е. "История Удмуртии XX век", Пеганова Т.Б. "Сарапул: эпоха ВОВ". Проблемный вопрос: действуют ли в настоящее время данные предприятия, какую продукцию они выпускают в настоящее время.


«Труд во имя Победы»

Цель:

  • формирование чувства сопричастности с происходившими историческими событиями в годы войны, чувства гордости за свою малую Родину.

Задачи:   

  • Ознакомить  учащихся с историческими фактами времен Великой Отечественной войны на родной земле;
  • Закреплять умения составлять полные и развернутые ответы; развивать умения слушать, приводить в качестве примера сведения из текста учебника и дополнительного материала;
  • Показать мужество, высокое чувство долга и ответственности каждого гражданина СССР за судьбу своей страны в самый острый момент её истории. 

 

Ход урока

  1. Организационный момент
  • Приветствие учащихся
  • Проверка готовности учащихся к занятию
  1. Эмоциональный настрой

Учитель: 

- Перед Вами слова, сложите их в пословицу - ПОБЕДИТЬ, В, МИР, ТРУДЕ, УКРЕПИТЬ. (В труде победить – мир укрепить).

- Объясните смысл пословицы. 

 

  1. Мотивация 

 Учитель: 

- О чём пойдет речь сегодня на занятии?

- Какой период истории вспомним?

- Какие города Удмуртии будут в центре нашего внимания?

- Что означают цифры в нашей таблице? (Приложение 1)


Приложение 1. 

Учитель: Война создала смертельную угрозу всему нашему народу и каждому человеку в отдельности. Она вызвала огромный морально-политический подъём, энтузиазм и личную заинтересованность большинства людей в победе над врагом и быстрейшем окончании войны. Это стало основой массового героизма на фронте и трудового подвига в тылу. В целях объединения всей промышленности государства, в первые дни войны,  началась коренная перестройка жизни страны на военный лад. 

Предложите название для нашего занятия. 

В начале Великой Отечественной войны руководство страной было поручено Государственному Комитету Обороны (ГКО), который возглавил И.В. Сталин. ГКО разработал план эвакуации промышленных предприятий из прифронтовой местности. Для осуществления эвакуации был образован Совет по эвакуации. 

Карта «Перестройка народного хозяйства и развитие экономики в 1941-1945»

Учитель:Перед вами карта, где красными стрелками обозначены направления эвакуации. Где же предстояло развернуться новым промышленным районам? И почему?

Ответы учащихся. На востоке, в Сибири, за Уралом.

Учитель: Что же такое эвакуация? Работа с понятиями. На партах раздаточный материал с определениями из различных источников.

Задание учащимся: Прочитать. Выбрать наиболее понятное вам. Озвучить, объяснить, почему выбрали. Записать в тетрадь ( для экономии времени можно каждому распечатать).

Ответы учащихся.

Эвакуация – это вывоз гражданского населения, предприятий, учреждений, художественных и других ценностей, имущества из местностей, находящихся под угрозой нападения противника или подвергшихся стихийному бедствию.

Учитель: Сотни тысяч человек разбирали станки и машины на заводах, грузили их в железнодорожные вагоны и отправляли за Урал. Рабочие заводов уезжали вместе с ними, для того, чтобы на новом месте наладить выпуск орудий и боеприпасов. Эвакуировать промышленные предприятия нужно было в короткое время, и поэтому люди трудились и днём и ночью, т.к. фашисты продолжали наступать и могли захватить оборудование. За несколько месяцев было эвакуировано полтора миллиона крупных предприятий, вместе с предприятиями выехало 10 миллионов человек. После выгрузки станков налаживали их работу и только потом начинали строить стены заводов. В таких невероятно тяжелых условиях приходилось перестраивать промышленность на военный лад. Те предприятия, которые не успевали вывезти – уничтожали взрывая. Многие заводы, построенные во время первых пятилеток - перестраивались на выпуск военной техники, танков, артиллерийского оружия, винтовок и боеприпасов.

Учитель: Эвакуация проходила в неимоверно сложных условиях. Сейчас вашему вниманию будет представлен  кинохроника военных лет.

Задание учащимся: Вам предстоит найти ответы на следующие вопросы: 

  • С какими трудностями столкнулись советские люди? 
  • Какие проблемы возникли в первый эвакуационный период ?

Просмотр кинофрагмента «Эвакуация»

  1. Объяснение нового материала 

Учитель:  Хотя Удмуртия находилась далеко от линии фронта, но вся её жизнь была подчинена военным нуждам. Рабочие, закрепленные за военными предприятиями, считались мобилизованными на всё время войны. Изменился облик городов. Городские советы понимали постановления о полной светомаскировке всех заводов, предприятий, учреждений и жилых домов. Улицы погрузились во тьму. На предприятиях вводился режим военного времени, для рабочих и служащих предусматривались обязательные сверхурочные работы. 

- Предположите, на решение  каких 3 основных взаимосвязанных задачах сконцентрировало усилия правительство Удмуртии? 

(подсказка - первый ряд картинок Приложение 1.)

Ответы учащихся:

1. Обеспечение фронта оружием, боеприпасами, обмундированием.

2. Размещение и ввод в действие эвакуированных предприятий и учреждений. 

3. Строительство железных и шоссейных дорог с целью реализации заданий фронтовой экономики. 

  1. Практическая работа 

- для I  варианта

  • Никулина Т.Е. История Удмуртии. ХХ век: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений. – Ижевск: Удмуртия, 2010.  С.69

Задание учащихся. Заполните таблицу «Удмуртия – арсенал России» (г.Ижевск)

- для  II варианта

  • Сарапул: эпоха Великой Отечественной войны: сборник/сост. Т.Б.Пеганова – Сарапул, 2010. С.189.

Задание. Заполните таблицу «Удмуртия – арсенал России» (г.Сарапул)

  1. Взаимопроверка обучающихся, заполнение  таблицы (при сопровождении презентационного ряда).
  2. Закрепление материала

Учитель:  

  1. Какой орган власти был создан вначале войны по руководству страной?
  2. Кто руководил ГКО?
  3. Почему нужно было эвакуировать промышленные предприятия вглубь страны, на восток?
  4. Какие предприятия были эвакуированы в город Ижевск и  Сарапул?
  5. Какую продукцию производили предприятия Удмуртии в годы ВОВ?
  6. Какими путями осуществлялась транспортировка промышленной продукции для фронта?
  7. Почему так самоотверженно работали люди?
  8. Объясните выражение « Победа ковалась в тылу»?
  9. Какие награды получили заводы за доблестный труд?

Всё население в тылу понимали, что и от их труда зависит победа наших солдат на фронте и поэтому они героически трудились для фронта и для победы.

  1. Работа с дополнительным материалом. 

Вопрос: действуют ли в настоящее время данные предприятия, какую продукцию выпускают. 

Литература:

  1. Никулина Т.Е. История Удмуртии. ХХ век: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений. – Ижевск: Удмуртия, 2010.  
  2. Сарапул: эпоха Великой Отечественной войны: сборник/сост. Т.Б.Пеганова – Сарапул, 2010. С.189.
41 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий