Автор: Каратаева Татьяна Алексеевна
Страна: Российская Федерация
Город: г. Оренбург
Организация: МОАУ Гимназия №3 г. Оренбурга
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

"Живая память войны: экскурсия в прошлое"

 

Сценарий "Живая память войны: экскурсия в прошлое посвящён памятникам военного времени. Действие разворачивается в форме экскурсии школьников. Затронуты судьбы героев Первой мировой войны в связи с юбилейной датой её окончания.  Аксиологическая направленность спектакля выражается в проведении идеи сохранения исторической памяти молодежью. Привлечено внимание зрителей к истории Хатыни, Собибора, Сталинградской и Курской битв. Отдельной темой выступает Холокост, изучение которого особенно актуально в формировании гражданской идентичности обучающихся. Рассматриваются дневники Тани Савичевой и Анны Франк как свидетельства эпохи. 


Введение.

«Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России" определён современный национальный воспитательный идеал обучающегося: «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»,  что актуализирует проблему формирования гражданской идентичности подрастающего поколения.

Гражданская идентичность школьников рассматривается нами как «интегративное личностное качество, включающее в себя комплекс знаний о гражданском обществе, способах демократического поведения; ценностное отношение к Отечеству на основе позитивного восприятия культурного многообразия России, осознания себя в качестве члена гражданской общности; опыт реализации гражданских прав и обязанностей, обеспечивающее успешное функционирование старшеклассников в качестве субъектов общественно-политической жизни, их устойчивость к социальным и идеологическим манипуляциям».

Мы полагаем, что одним из эффективных приёмов формирования гражданской идентичности подростков выступает театрализация в школе, обеспечивая становление аксиологических ориентиров обучающихся, поэтому представляем опыт реконструирования исторических событий в гимназическом театре, созданном на базе МОАУ «Гимназия №3» г. Оренбурга, с целью стимулирования интереса школьников к культурно-историческому наследию нашей страны и развития способности аутентично конструировать свое будущее как гражданина России.

Задачи деятельности гимназического театра сводятся к:

а) популяризации исторических событий Второй мировой и Великой Отечественной войн, а также Холокоста среди подрастающего поколения;

б) ознакомлению подростков с образами исторических деятелей, которые недостаточно освещены в рамках школьных учебников истории;

в) привлечению внимания к неизвестным и забытым сюжетам военного периода,  в том числе к фактам региональной истории;

г)обеспечению включения старшеклассников в историческую действительность через реализацию свойства событийности их ценностно-ориентационной деятельности.

Реализация основных компонентов гражданской идентичности старшеклассников через театрализацию исторических событий осуществлялась нами в постановках на военно-патриотическую тематику (таблица).

Реализация основных компонентов гражданской идентичности старшеклассников через театрализацию исторических событий

По результатам анкетирования педагогов - учителей истории и обществознания - в рамках заседания стажерской площадки Школы молодого учителя удалось установить, что 78% участников опроса считают театрализацию в школе необходимой, поскольку она оказывает воспитательный и развивающий эффект в контексте реализации ФГОС; 19% рассматривают возможность её реализации только на уровне внеучебной деятельности обучающихся.  Большинство педагогов (81%) полагают, что у современных школьников развит интерес к театрализации, что актуализирует необходимость её применения как приёма формирования гражданской идентичности подростков.

Представляем сценарий внеклассного мероприятия (спектакля) по истории для обучающихся 9-11 классов «Живая память войны: экскурсия в прошлое».

Цель разработки: формирование гражданской идентичности старшеклассников как базовой национальной ценности, включающей в себя нормативно-образующий, эмоционально-побудительный и социально-поведенческий компоненты, раскрывающиеся в театрализации как форме ценностно-ориентационной деятельности школьников.

Задачи разработки:

- познакомить учащихся с  отдельными фактами из истории Великой Отечественной войны, Второй мировой войны , Холокоста и региональной истории через обращение к памятникам, увековечившим значение военных событий и подвигов;

- развивать интерес к истории Великой Отечественной войны, Второй мировой войны, Холокоста и родного края, умения соотносить исторические события, оценивать роль личности в истории, анализировать исторические документы;

 - воспитывать толерантность по отношению к представителям различных национальностей, уважение к культуре разных народов, чувство духовного единения людей.

Оборудование: 

- проектор, презентация, декорации, костюмы, музыкальное сопровождение. 

В целом сценарий посвящён памятникам военного времени. Действие разворачивается в форме экскурсии школьников. Затронуты судьбы героев Первой мировой войны в связи с юбилейной датой её окончания.  Аксиологическая направленность спектакля выражается в проведении идеи сохранения исторической памяти молодежью. Привлечено внимание зрителей к истории Хатыни, Собибора, Сталинградской и Курской битв. Отдельной темой выступает Холокост, изучение которого особенно актуально в формировании гражданской идентичности обучающихся. Рассматриваются дневники Тани Савичевой и Анны Франк как свидетельства эпохи.

Основная часть.

Голос за кадром: "Задумывались ли вы о том, что такое память? В науке это важная функция психики, позволяющая человеку накапливать и воспроизводить информацию, а в жизни? Говорят, "влюбился без памяти", "если память не изменяет", "стёрлось из памяти"... Память хранит и хорошее, и плохое. Обычно воспоминания об исторических событиях находят своё выражение в памятниках - символах прошлого. Есть справедливое выражение "У мира не меньше побед, чем у войны, но куда меньше памятников", ведь поддерживать мир сегодня можно при условии сохранения памяти о героях военного времени и их подвигах. Наша экскурсия в прошлое начинается!" 

Звучит музыка.

На экране появляется коллаж из изображений памятников героям войн.

На сцене появляются экскурсовод и группа участников экскурсии (озираются по сторонам).

Экскурсовод: дорогие друзья, вашему вниманию представляется экспозиция "Живая память войны". Она создана на основе материалов из истории мировых войн двадцатого столетия, Великой Отечественной войны, Холокоста и других памятных событий. 

Участники экскурсии прохаживаются по сцене.

Сцена 1. Памятники героям Первой мировой войны.

На экране появляется коллаж из изображений памятников героям Первой мировой войны, созданных в разных городах мира.

Экскурсовод: в 2018 году мы отмечаем столетие с момента окончания Первой мировой войны. Что известно о её славных героях? Вот вы слышали о каком-либо подвиге времён Первой мировой? (Подаёт участникам экскурсии коробку конфет). Знаете, кто здесь изображён?

Участники экскурсии с интересом рассматривают коробку конфет и отрицательно мотают головами.

Экскурсовод: простой русский солдат! Именно его следует считать главным героем Первой мировой. А этот образ скопирован с Козьмы Крючкова, вот послушайте ... (уходят за сцену).

На сцене появляется Козьма Крючков в форме времён Первой мировой войны, крутит самокрутку. 

Козьма Крючков: да, было дело, в августе четырнадцатого года наткнулись мы на немецкий разъезд в 27 человек. Сперва немцы испугались, но потом полезли на нас. Однако мы их встретили стойко и уложили нескольких. Меня окружили одиннадцать человек. Не чая быть живым, я решил дорого продать свою жизнь. Хотел было пустить в ход винтовку, но второпях патрон заскочил, а в это время немец рубанул меня по пальцам руки, и я бросил винтовку. Схватился за шашку и начал работать. Получил несколько мелких ран. Чувствую, кровь течет, но сознаю, что раны неважные. Но уложил всё ж таки одиннадцать вражин! Да, что я, вот Римма Иванова - настоящая героиня! (снимает фуражку, отходит в сторону, остаётся на сцене).

На сцене появляется Римма Иванова в образе сестры милосердия.

Римма Иванова: во время сражения у деревни Мокрая Дуброва в  сентябре 1915 года погибли наши оба офицера, и мне, простой сестре милосердия, пришлось взять командование на себя. Послушались, рота бросилась в атаку на вражеские окопы. Меня ранили, но с Божьей помощью позиция была взята! (крестится, отходит в сторону, остаётся на сцене). Да это вы ещё про лётчика Александра Казакова не слышали!

На сцене появляется Александр Казаков в костюме военного лётчика.

Александр Казаков: да, в 15-м году довелось сбить вражескую машину "Альбатрос", таран получился мощный! Чудом уцелел! Не думал в тот момент о том, что люди это потом подвигом назовут, просто Родину защищал! Не зря же в истребители записался! А впрочем, какой я герой, вот Пётр Нестеров отличился! Про "петлю Нестерова" слыхали? (отходит в сторону, остаётся на сцене).

На сцене появляется Пётр Нестеров в костюме военного лётчика.

Пётр Нестеров: поднялся как-то аж до тысячи метров, выключив мотор, начал пикирование. На высоте 600 метров снова включил мотор и направил самолет вертикально вверх, затем «положил» машину на спину и, описав петлю, снова вошел в пике. Потом плавно спланировал на летное поле, вот вам и петля получилась! Давно это было! Да про нас, старых вояк, нечего и говорить, мы народ служивый! А ребятишки в мировую войну тоже свой вклад сделали! (отходит в сторону, остаётся на сцене).

На сцене появляются подростки 11-12 лет (2-3человека).

1-й подросток: ребя, слышь, как кого кличут, меня Васькой зовут, фамилия Правдин!

2-й подросток: я Володя Владимиров, очень приятно, братцы, познакомиться!

3-й подросток: меня зовут Колька Попов. А вы как на фронте оказались?

1-й подросток: я от батьки сразу сбежал, как мобилизацию объявили, у меня уже три "Георгия" имеется, наградили, не обидели!

3-й подросток: чем же ты заслужил, герой?

2-й подросток: наверно, как я, разведчиком к полку примкнул, добывал секретные сведения?

1-й подросток: я раненого командира спас, тащил на себе, вот и представили  к награде! А ты (обращаясь к 3 подростку)? Какой ты Колька, ты же девчонка, давай правду говори!

3-й подросток: раскусили вы меня быстро, а немцам я не по зубам оказалась! Моё настоящее имя - Кира Башкирова, как разведчик Родине послужить всегда готова и к "Георгию", между прочим, тоже представлена!

Звучит мелодия времён Первой мировой войны.

Подростки остаются на сцене, остальные герои выстраиваются вокруг и замирают, как памятники.

На сцене появляются экскурсовод и группа участников экскурсии (озираются по сторонам).

Экскурсовод (подходя к Крючкову): в лазарете, где на теле Крючкова насчитали 16 ран, его навестил командующий русской армией генерал Ренненкампф, поблагодарил за доблесть и мужество, а затем снял георгиевскую ленточку со своего мундира и приколол на грудь героя-казака. Козьма был награжден Георгиевским крестом 4-й степени и стал первым русским воином, получившим боевую награду в начавшейся Мировой войне. 

Экскурсовод (подходя к Ивановой): Римма Иванова погибла в возрасте 21- го года от смертельного ранения, полученного в том бою.  Узнав о её подвиге, Николай II в виде исключения для женщины посмертно наградил ее офицерским орденом Святого Георгия 4-й степени. В народе героиню прозвали «Ставропольской девой», сравнив с Жанной д’Арк. 

Экскурсовод (подходя к Казакову): на могиле Александра Казакова, признанного самым ярким российским летчиком-истребителем Первой мировой,  поставили надгробие из двух перекрещенных пропеллеров, а на белой доске вывели надпись: «Летчик Казаков. Сбил 17 немецких самолетов. Мир праху твоему, герой России».

Экскурсовод (подходя к Нестерову):  26 августа 1914 года в Галиции Пётр Нестеров совершил свой последний полет. В этот раз он догнал австрийский самолет и сбил его таранным ударом. Удержать в воздухе свою поврежденную машину штабс-капитану не удалось. Совершив первый в истории авиации таран, Петр Николаевич Нестеров погиб. Он был посмертно награждён орденом Святого Георгия 4 степени. 

Участники экскурсии (подходя к подросткам, говорят, каждый по предложению): особая история — судьбы малолетних героев войны. Как и на всякую войну, на Первую мировую мальчишки (а иногда даже девочки) массово убегали из дома. Только в сентябре 1914 года и в одном только, к примеру, Пскове жандармы сняли с поездов более 100 детей, ехавших на фронт. Но некоторым удавалось добраться и тем или иным способом действительно попасть в части, да ещё и совершить подвиги. 

 Экскурсовод: казаки, крестьяне, солдаты - известные и забытые герои Первой мировой войны - теперь стали образами, отлитыми в бронзе и чугуне, но память о них жива и хранится потомками! Сегодня её пора вернуть многим забытым историям войны!

Звучит песня "Верните память" (Наргиз).

Сцена 2. " Хрустальная ночь".

Участники экскурсии подходят к экрану, поднимают вверх головы, рассматривая изображение.

Экскурсовод (задумчиво): этот памятник символизирует историю Израиля в виде звезды Давида. Несмотря на многочисленные удары судьбы, он стоит нерушимо, устремлённый в будущее!

Участники экскурсии: а какому событию он посвящён? Столько стекла!

Экскурсовод: слышали о "Хрустальной ночи"? Это точка отсчёта Холокоста, жертвами которого стали 6 миллионов евреев - в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года на территории Германии погиб около сотни евреев, были сожжены 267 синагог, разбиты тысячи окон в еврейских школах и магазинах, разорены 7500 торговых и коммерческих предприятий.

Участники экскурсии (читают по 4 строчки):

Горели синагоги, мир молчал,

Витрины бились, звон стоял,

Ломались судьбы в эту ночь,

Бежали люди в бездну прочь!

Хотели, верно, всех евреев запугать,

Чтобы забыли и отца, и мать,

Чтоб покорились на века

И понимали, жизнь их коротка! 

Но не забыть народу этот факт,

Стучат сердца и ныне в такт, 

Когда хрусталь вдруг зазвенит, 

Звучит молитва на иврит!

Экскурсовод: памятники, как безмолвные свидетели, передают нам информацию о прошлом, но лучше  всего о событиях далёких лет расскажут очевидцы (уводит экскурсию за кулисы).

На сцене появляется Макс Ури (подходит к краю сцены).

Макс: в 1938-м мне было 17. Помню, трое эсэсовцев вошли в магазин моего дяди и потребовали отдать им ключи. Но тот отказался. Тогда они выбили ему все зубы, забрали ключи, и он никогда больше не смог переступить порог своего магазина. Таков был конец фирмы «Ури и Цвик».
Меня арестовали вместе с тысячей других евреев, которых хватали по домам: многие были в пижамах и белье. Около трех часов утра они освободили тех, кому не было 18 лет, и тех, кто был старше 60-ти, и велели идти по домам. Однако снаружи собралась толпа и ждала нас. Полицейский офицер в высоких чинах согласился взять нас под защиту, но лишь на то время, что он будет считать до десяти. Я кинулся бежать. К счастью, я был спортсменом.... (уходит  в центр сцены).

На сцене появляется Эдит Брикелл (подходит к краю сцены).

Эдит:  в 1938 году, когда мне было пятнадцать, компания моего отца была немедленно захвачена, нам больше не позволялось ходить в школу. 10 ноября мой отец и брат Густль были арестованы. Отца забрали в школу на Кенонгассе, а когда на следующий день он вернулся, его волосы были белы, как снег. Густля депортировали к концлагерь Дахау
(плачет, уходит  в центр сцены).

На сцене появляется Юлиус Чаймович
 (подходит к краю сцены). 

Юлиус: в 1938-м погромы еврейских магазинов были обычным делом. Наша квартира была на пятом этаже. У нас были решетки на окнах; их установили отец или дед, чтобы мы, дети, могли выглядывать на улицу, но не выпали бы из окна. Мы видели, как громят бакалейную лавку напротив. Продукты просто бросали из окон  (уходит  в центр сцены).

На сцене появляется Лилли Таубер (подходит к краю сцены). 

 Лили: в тот день учитель велел нам идти домой, сказав, что что-то случилось. Мои родители удивились, что я вернулась из школы так рано. Около 11 в нашу дверь позвонили, и гестаповцы арестовали моего отца. Его просто увели. Вечером нас отвели в синагогу. Пол был покрыт сеном; нам дали молитвенные покрывала, чтобы укрыться. Нас держали взаперти три дня. Вокруг синагоги был двор с железными воротами, выходящими на улицу (уходит  в центр сцены). 

Слышатся звон битого стекла, крики людей, ярче становится зарево пожара из-за кулисы. Герои сцены выходят на середину, достают кусочки стекла или зеркала, пускают ими зайчиков.

Экскурсовод (выходит из-за кулисы): вдребезги на мелкие осколки разлетелись частички "Хрустальной ночи", за которой последовала новая акция нацизма: 30 тысяч лиц еврейской национальности были  брошены в концлагеря. 

Звучит еврейская мелодия.

Сцена 3. Сталинградская битва - "сражение века".

На сцене появляются экскурсовод и группа участников экскурсии (озираются по сторонам).

Экскурсовод: дорогие друзья, здесь мы можете ознакомиться с новой выставкой "Сражение века". Как вы думаете, какую битву Великой Отечественной битвы можно так называть?

Участники экскурсии (хором): Сталинград!

На экране появляется коллаж из изображений памятников героям Сталинградской битвы, созданных в разных городах.

Экскурсовод: множества монументов заслужил коренной перелом в войне с Германией, как только не увековечивало человечество память о нём в камне и металле, но самые яркие воспоминания о Сталинграде оставили о себе те герои, которые сделали возможной Победу!

Участники экскурсии (называют по одной фамилии каждый): Родимцев! Павлов! Шумилов! Чуйков!

Экскурсовод: да, о "Генерале Штурме" много легенд и рассказов сложилось. Знаете, маршалу Чуйкову в сентябре 1942 года поставили трудную, но выполнимую, как показало время, задачу - отстоять Сталинград любой ценой! Уводит участников экскурсии за кулису.

На сцене интерьер рабочего кабинета В. И. Чуйкова: стол, стул, лампа, телефон, бумаги, папки, карта (на стене).

Чуйков (сидит за столом, пишет и диктует): тактика ближнего боя обоснована к применению на закрытой местности, то есть в горах, лесах, населённых пунктах... Её успех определяется навыками и умениями каждого бойца, а у командиров отделений и взводов нет возможности командовать своими подчиненными, поскольку их слышат только два-три находящихся рядом солдата...

Входит адъютант генерала В.Чуйкова  со словами "Товарищ генерал, Вас срочно требуют на позицию!" (уходит, отдав честь).

Чуйков (встаёт, подходит к краю сцены, достаёт партбилет из верхнего кармана, читает): О, могущий! Ночь в день превратить, а землю в цветник. Мне все трудное легким содей и помоги мне (крестится кулаком). Эх, пальцы свело, перекреститься не могу! Но верю, молитва матушки моей обязательно поможет (целует бумагу и прячет её)! Войну выиграть надо, Волгу отстоять!

Чуйков быстрым шагом уходит за кулису, гремит канонада. Через несколько секунд возвращается в каске и плаще (по-походному) и кричит в кулису: кому говорят, братишка, врывайся вдвоем с гранатой. Граната впереди, ты за ней, так проходи весь дом. Жизни не жалей! За Родину, вперёд!

Чуйков садится за стол, перебирает бумаги, как будто что-то ищет.

Входит адъютант генерала В.Чуйкова  со словами "Разрешите доложить, товарищ генерал!"

Чуйков (встаёт): слушаю!

Адъютант (подавая записку): только что получили радиограмму, герой один отличился, на танк с голыми руками бросился!

Чуйков: что с ним? Погиб, солдатик? Да говори толком, кто таков? Откуда родом?

Адъютант: Михаил Паникаха (на экране появляется изображение) совершил подвиг в бою при защите завода «Красный Октябрь». Взяв две бутылки с горючей жидкостью, Михаил пополз в сторону головного немецкого танка, когда на его окоп двинулись вражеские танки. Пуля попала в одну из бутылок, жидкость разлилась по телу бойца и воспламенилась. Мгновенно вспыхнув, Михаил бросился на решётку моторного люка и разбил об неё вторую бутылку. Немецкий танк остановился ... 

Чуйков: распорядитесь, чтобы погребение красноармейца провели с почестями!  Это же надо! Человек превратился в живой факел, совершая героический поступок во имя страны! Светлая ему память (крестится), пусть светит его имя будущим поколениям, живущим в мире на земле! 

Адъютант уходит за кулису.

Чуйков подходит к столу, быстро пишет и говорит: все под Богом ходим, случись что, прошу похоронить меня на Мамаевом кургане в братской могиле. Я хочу лежать со своими солдатами! (Уходит за кулису).

На сцене появляются экскурсовод и группа участников экскурсии.

Экскурсовод: Михаила Паникаху похоронили в глубокой воронке, близ завода «Красный Октябрь», который он защищал.  После Сталинграда 62-я армия стала 8-й гвардейской. Сам командарм  Василий Иванович Чуйков (показывает на фотографию Чуйкова на экране) за оборону города был представлен к званию Героя Советского Союза. К официальной информации  следует добавить, что его очень любили солдаты, чувствуя в командире преданность стране, высокий боевой дух и моральную силу, способную победить врага во время коренного перелома в войне!

Звучит песня "Тёмная ночь" (М. Бернес).

Сцена 4. Курская дуга.

Экскурсовод (окружён участниками экскурсии): однако нельзя забывать о том, что Сталинград только положил начало переходу стратегической инициативы ведения войны в руки советских солдат, а завершила его Курская дуга!

На экране появляется коллаж из изображений памятников героям Курской битвы, созданных в разных городах.

Звучит колокольный звон.

Экскурсовод: колокольный звон звучит в определенные моменты церковного богослужения для выражения радости, грусти и торжества православной веры. Он оповещает о начале службы и приглашает верующих в храм. А памятник Победы "Звонница" беззвучно хранит память о Курской битве и её героях, ведь в числе жертв под Курском числятся около четырёхсот двадцати тысяч человек; об операции врага под кодовым названием "Цитадель".

Видеофрагмент "Освобождение".

Экскурсовод: так шла подготовка к "танковой дуэли 20 века" - битве под Прохоровкой, в которой сошлись до 1200 боевых машин. Её участники тоже должны быть известны потомкам. Уводит участников экскурсии за кулису.

На сцене появляются солдаты в плащ-палатках, осматривают сцену, где вдали стоят стога сена.

1-й солдат: эй, земляк, давай остальные вагоны хорошенько досмотрим, сдаётся мне, что за сено там перевозят!

2-й солдат: твоя правда, подозрительно это! 

Подходят к стогам и трогают их винтовками.

1-й солдат: гляди, брат, да это фашистские танки! Вишь, и значки ихние имеются!

2-й солдат: небось, те самые, которые готовят к переброске под Курск, слыхал? "Тигр", "Пантера"? Оснащены по последнему слову! Вот они где, проклятые! Доложить немедленно командованию!

Убегают за кулису, возвращаются с командиром.

1-й солдат: товарищ командир, разрешите доложить, танки немецкие обнаружились!

Командир: вот, братцы, удружили! Это ж вы их закрома накрыли! Что же первая атака не увенчалась успехом? 

2-й солдат: слыхали, зато второе наступление фашистских войск началось с часовой артподготовки. В воздухе было около четырехсот немецких самолетов, против которых было выставлено двести советских машин. 

На экране мелькают кадры о танковом сражении под Прохоровкой.

1-й солдат: лейтенант Подгайнов, когда его наблюдательный пункт был окружен, вызвал на себя огонь артиллерии. При выходе из окружения он со своими подчиненными уничтожил восемнадцать фашистских пехотинцев.

2-й солдат: командир орудия Сапунов уничтожил семь танков. Когда ему нечем было заряжать орудие, он приготовил мины, чтобы до последнего вздоха отражать атаки врага, но был убит очередью из автомата. 

1-й солдат:  майор Голубев в воздушном противостоянии вместе с еще шестью пилотами уничтожили восемнадцать танков противника, оказав тем самым большую помощь, сражавшимся на земле пехотинцам. 

На сцене появляются экскурсовод и группа участников экскурсии.

Экскурсовод: мемориальный комплекс героям Курской битвы включает в себя 44-метровую стелу, возведённую на высоте, где расположены массовые захоронения;  два артиллерийских дальнобойных орудия А-19; легендарный Т-34 на братской могиле танкистов; обелиск со списком фронтов, армий и воинских частей, сражавшихся в южной части Курской дуги; модели боевого самолета Як; часовню Святого Георгия Победоносца; площадь героев Курской битвы; памятники солдатам многонациональной Красной Армии (на экране изображение мемориала).  

Звучит мелодия  военных лет.

Сцена 5. Памятники Холокоста.

Участники экскурсии проходят по сцене, некоторые из них спотыкаются.

Экскурсовод: осторожнее, смотрите под ноги! 

Участники экскурсии (хором): что это?

Экскурсовод: это штольперштайн - камни памяти - медные тротуарные плитки, напоминающие о жертвах Холокоста в Европе (на экране появляется изображение). Они содержат сведения о евреях, пострадавших в годы Второй мировой войны, от фашистских издевательств, располагаясь у входа в их дома.

Участники экскурсии (как будто читают под ногами по 4 строчки, проходя к другой стороне сцены):

Мимо камня, о который спотыкаются,

Невозможно просто так пройти,

Рядом с ним нам часто вспоминаются

Судьбы, лица тех, кого встречали на пути!

Если вдруг когда-нибудь окажетесь

У таблички, где есть слово "Холокост",

Разузнать подробнее отважитесь,

В честь каких героев этот пост

У порога дома, где любили,

Где гостей встречали, а потом

Веселились, иногда грустили...

Но война пришла и в этот дом!

Что осталось от былого быта,

Нет уже хозяев и гостей,

Только не имеет права быть забытой

Память в честь любимых и друзей!

Записи о жизни этой улицы

Тротуар по-прежнему хранит,

О соседях, что домой уж не вернулися,

Кто из них был выслан, кто убит,

В лагере, возможно, оказалися

Те, с кем вы дружили, может быть,

Видно, по табличкам можно в памяти

Боль событий прошлых сохранить!

На другой стороне сцены стоят стулья, участники экскурсии устало присаживаются на них.

Экскурсовод: эта расстановка мебели здесь неслучайна. Стулья напоминают об узниках гетто в Кракове (на экране появляется изображение). На разбросанные таким образом стулья может присесть сегодня любой в память о том, как когда-то каждый мог стать жертвой нацистов. 

Участники экскурсии вскакивают и отходят к краю сцены, где в беспорядке стоят ботинки разных размеров, с интересом разглядывают их.

Экскурсовод: на берегу Дуная есть памятник в виде шестидесяти пар ржавой старомодной обуви из железа (на экране появляется изображение)!

Участники экскурсии (восклицают): смотрите, здесь есть детские ботиночки!

Экскурсовод: старые туфли напоминают о страшных событиях войны, когда нацисты проводили массовые казни евреев. Многих заставляли разуваться на набережной и расстреливали, а тела убитых сбрасывали в воду! Обувь ценилась на местном рынке, куда её относили потом полицаи.

Участники экскурсии (в ужасе показывая на кулису): а там что?

Экскурсовод (уводя участников экскурсии за кулису): памятники Холокоста многочисленны и уникальны (на экране меняются изображения), они хранят память о зверствах над узниками гетто, о расправах над детьми, об экспериментах над людьми!

Участники экскурсии (читают за кулисой): смотрите, табличка!  "Собибор. Здесь в годы Второй мировой было убито 250 тысяч евреев и около одной тысячи поляков. 14 октября 1943 года заключённые восстали. После боя с нацистскими охранниками  400 человек сбежали". 

Сцена 6. Собибор: во сне и наяву.

На экране мелькают кадры из фильма "Собибор".

Голос за кадром: они встретились здесь в Собиборе, где работали газовые камеры и клубился едкий дым убийства и жестокости, каждый со своей историей. Но судьба предвещала им одно будущее: выжить в лагере смерти, рассказать миру о Собиборе и подвиге Александра Печерского. Многим покажется сном то, что пришлось пройти узникам гетто.

На сцене появляются Александр Печерский, Люка, Зельма и Хаим, Шломо. Они выходят с разных сторон, как будто крадутся, встречаются в центре, присаживаясь возле груды наваленных мешков.

Люка: Саша, это опасно, встречаться здесь - это безумие! Думать о побеге всё равно, что немедленно подписать себе смертный приговор! 

Хаим: если мы здесь, значит  он уже подписан, и, увы, не нами! Судьба европейского еврейства решена фашистами окончательно! Что мы сейчас можем сделать?

Печерский: мы можем бороться, бороться вместе! Моей целью в жизни стала месть, но самая лучшая месть - выжить! Выжить здесь, где, казалось бы, само слово "жизнь" под запретом! Тихо! (Прислушивается).

За сценой звучат стук колёс поезда, гудок тепловоза. С акцентом говорит немецкий офицер: "Добро пожаловать в Собибор! Отсюда вас направят в рабочий лагерь. Все члены семьи будут жить вместе. Тех, кто будет хорошо работать, вознаградят. Бояться вам совершенно нечего. Но мы опасаемся болезней и эпидемий, поэтому просим всех принять душ!"

Печерский: Шломо, слышишь, душ, значит новая партия евреев пойдёт на верную смерть! Скольких ещё приведут в порядок, заботясь о чистоте тела? Не пора ли подумать этим кровопийцам о чистоте души, нет, видно, её давно продали дьяволу! Газовые камеры работают круглосуточно, как конвейер!

Шломо: мне кажется, я сам потерял здесь веру, веру и в Бога, и в человека!

Зельма: кто мы теперь? Портные, ювелиры, сапожники, плотники, обслуживающие нужды нацистов! Нас унижают, забивают до смерти, давят сапогами... Сколько можно терпеть, Хаим?

Люка: надо терпеть, Бог нас спасёт! 

Шломо: ну уж нет, Люка! Я привык ко всему! Когда стреляют в банку, стоящую на моей голове, упражняясь в меткости, бьют кнутом до кровавого месива, когда заставляют раздевать покойников и разбирать их вещи в поисках ценностей, когда пепел от сожжённых человеческих тел используют как удобрение! Но я не верю, что это продлится вечно! 

Хаим: надо что-то решать! Побег - единственный шанс изменить свою судьбу! Мы с Зельмой договорились быть вместе навсегда: живыми или мёртвыми!  Бежать нужно завтра! Только куда, кругом непроходимая чаща!

Печерский: нас поведёт Полярная звезда! Ориентируйся на неё и выберешься из леса! Но мы освободим весь лагерь: спасём всех, в одиночку никто не побежит, я так решил!

Звучит сирена, герои настороженно прислушиваются.

Шломо (оглядываясь): снова кто-то попытался сбежать, значит будет расстрелян каждый десятый (за кулисой  считают вслух до десяти по-немецки, звучит автоматная очередь, слышатся крики).

Печерский: расходимся, быстро, побег будет завтра!

Герои расползаются в разные стороны. Остаются Печерский и Люка.

Люка достаёт из-за пазухи свёрток и передаёт его Печерскому, тот разворачивает белую рубаху.

Печерский: что это? Зачем?

Люка: надень её, она принесёт тебе удачу! Чтобы ни случилось, ты прав! Ты будешь жить! Мы будем жить, чтобы хранить память о Собиборе!

Печерский надевает рубаху.

Печерский (достаёт из кармана фотографию дочери): я не верю в приметы, Люка, но, кажется, перечить тебе бессмысленно, ради дочки, с которой я ещё надеюсь встретиться, я сделаю это! (Обнимает девушку и отталкивает её от себя в другую сторону, они разбегаются).

За сценой звучат выстрелы, автоматная очередь, крики.

На сцене появляются экскурсовод и группа участников экскурсии.

Участники экскурсии (испуганно):  как страшный сон! Никому не пожелаешь такого! Смотрят на экран, где идут титры из фильма "Собибор" с текстом о судьбах  героев лагеря.

Экскурсовод (показывая на героев сцены, выходящих из-за кулисы) : война забрала у них многое! 

Зельма: семью - мужа, ребёнка!

Хаим: любовь, жизни близких!

Шломо: прошлое - маму, отца, сестрёнку!

Люка: доверие, радость! 

Печерский: но Собибор дал нам силу обрести счастье - счастье жить, счастье быть вместе с теми, кто дорог! Счастье сберечь память! 

Экскурсовод: вокруг царила смерть, но в них были ещё живы любовь, сострадание, забота, милосердие, дружба, верность и память о Собиборе. Собибор - памятник человеческому достоинству! Его узникам удалось сохранить свою честь, не сдавшись врагу.

Звучит песня "Сдавайся" (с. Лазарев), под неё исполняется  танец Зельмы и Хаима.

 

Сцена 7. Дневник как память войны.

Экскурсовод: по-разному можно сохранить и передать нашим современникам память о войне! Не только вещественные, но и письменные источники способны таить в себе исторические подробности! Посмотрите, на этой витрине представлены дневники как живые свидетельства очевидцев военного времени.

Участники экскурсии (рассматривая витрину): неужели удалось сохранить  записи Тани Савичевой! Это же во время блокады Ленинграда было!

Экскурсовод: да, дневник Тани Савичевой навсегда остался памятником тяжёлой и голодной жизни блокадников! Но свой вклад в историю сделала и Анна Франк. Её записную книжку нашли случайно среди мусора  в доме, где пряталась эта еврейская девочка в период нацистской оккупации Нидерландов. Уводит участников экскурсии за кулису.

На сцену с разных сторон входят две девочки: Анна Франк (у неё в руках записная книжка и карандаш) и Таня Савичева. Посреди сцены стоит стол. Звучит мелодия скрипки.

Анна (садится за стол, пишет): начало войны... немцы звонят в каждую дверь и спрашивают, не живут ли в доме евреи… Вечером, когда темно, я вижу колонны людей с плачущими детьми. Они идут и идут, осыпаемые ударами и пинками, которые почти сбивают их с ног. Никого не осталось — старики, младенцы, беременные женщины, больные — все тронулись в этот смертельный поход. Страшно! 

Таня (стоя на другой стороне сцены у импровизированного окна): есть хочется, ни крошки не осталось, разве это хлеб (берёт в руки кусочек хлеба), жмых какой-то, будто из опилок, жёсткий, колючий, не откусишь, пока не сдобришь слюной, пахнет старым подсолнухом и мышами и в животе от него грузно и неловко (жуёт).

Анна (пишет): сегодня мы опять страшно расстроены, нельзя спокойно сидеть и работать. Происходит что-то ужасное. Днем и ночью несчастных людей увозят и не позволяют ничего брать с собой – только рюкзак и немного денег. Но и это у них тоже потом отнимают! Семьи разлучают, отцов и матерей отрывают от детей. Бывает, что дети приходят домой из школы, а родителей нет, или жена уйдет за покупками и возвращается к опечатанной двери – оказывается, всю семью увели! И среди христиан растет тревога: молодежь, их сыновей, отсылают в Германию. Везде горе! Сжимает кулачки, отходит от стола в другую сторону.

Таня (садится за стол, пишет): Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра. 1941 год. Берёт листок, вешает его на стену, звучит метроном. Таня уходит в сторону.

Анна (садится за стол, пишет): посмотришь, многие ребятишки бегают в одних тонких платьицах, в деревянных башмаках на босу ногу, без пальто, без перчаток, без шапок. В желудках у них пусто, они жуют репу, из холодных комнат выбегают на мокрые улицы, под дождь, ветер, потом приходят в сырую, нетопленую школу. Дети на улице выпрашивают у прохожих кусок хлеба! Я бы могла часами рассказывать, сколько горя принесла война, но мне от этого становится еще грустнее. Нам ничего не остается, как спокойно и стойко ждать, пока придет конец несчастьям. И все ждут – евреи, христиане, все народы, весь мир... А многие ждут смерти! Отходит от стола в другую сторону.

Таня (садится за стол, пишет): Бабушка умерла 25 января в 3 часа. 1942 год.  Берёт листок, вешает его на стену, звучит метроном. Таня уходит в сторону.

Анна (садится за стол, пишет): каждую ночь сотни самолетов летят через Голландию бомбить немецкие города, каждый час в России и в Африке гибнут сотни людей. Весь земной шар сошел с ума, везде смерть и разрушение. Отходит от стола в другую сторону.

 Таня (садится за стол, пишет): Лёка умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 год. Берёт листок, вешает его на стену, звучит метроном. Таня уходит в сторону.

Анна (садится за стол, пишет): 

Когда я вспоминаю свою жизнь до 1942 года, мне все кажется ненастоящим. Ту жизнь вела совсем другая Анна, не та, которая здесь так поумнела. Да, чудесная была жизнь! Та Анна кажется мне очень славной, но поверхностной девочкой, с которой теперь у меня нет ничего общего. Что же осталось от этой девочки? Конечно, я еще не разучилась смеяться, еще умею каждому ответить, умею так же хорошо – а может быть, еще лучше – разбираться в людях, умею кокетничать... если захочется. Конечно, мне бы хотелось еще хоть один вечер, хоть несколько дней или неделю прожить так весело, так беззаботно, как прежде... Отходит от стола в другую сторону.

Таня (садится за стол, пишет): Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. Берёт листок, вешает его на стену, звучит метроном. Таня уходит в сторону.

Анна (садится за стол, пишет):

Таня (садится за стол, пишет): Дядя Лёша умер 10 мая в 4 дня. 1942 год.  Берёт листок, вешает его на стену, звучит метроном. Таня уходит в сторону.

Анна (садится за стол, пишет):  свою жизнь до начала 1944 года я вижу, словно сквозь увеличительное стекло. Дома – солнечная жизнь, потом – в 1942 году – переезд сюда, резкая перемена, ссоры, обвинения. Я не могла сразу переварить эту перемену, она меня сшибла с ног, и я держалась и сопротивлялась только дерзостью... Отходит от стола в другую сторону.

Таня (садится за стол, пишет): Мамы не стало 13 мая в 7.30 утра. 1942 год.  Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня. Берёт листок, вешает его на стену, звучит метроном. Таня уходит в сторону.

Анна (садится за стол, пишет): когда человек в тоске, ему советуют: «Думай о том, сколько на свете горя, и будь благодарен, что тебе это не приходится переживать». А я советую другое (встаёт и подходит к Тане Савичевой, берёт её за руку): «Иди в поле, на волю, на солнце, иди на волю, пытайся найти счастье в себе, в боге. Думай о том прекрасном, что творится в твоей душе и вокруг тебя, и будь счастлив».  Девочки подходят к краю сцены и, садясь рядом, играют в ладушки, потом обмениваются игрушками.

Таня: Анна Франк умерла в марте 1945 года в концлагере  Берген-Бельзен за два месяца до освобождения Голландии. 

Анна: Тани Савичевой не стало 1 июля 1944 года. Таня ушла навсегда, так и не узнав, что не все Савичевы умерли. Сестра Нина и брат Миша чудом остались живы. 

Девочки встают, берутся за руки, расходятся и уходят в разные кулисы под мелодию скрипки.

На сцене появляются экскурсовод и группа участников экскурсии.

Экскурсовод: какие похожие судьбы, одни и те же страдания, чувства и эмоции, но в разных странах и городах!  Неважно, для памяти нет границ и расстояний, война одна на всех!

 

Сцена 8. Непокорённая Хатынь.

На экране появляется изображение мемориала "Хатынь".

Экскурсовод: семейные драмы нередки в условиях войны! Перед вами экспозиция (показывает на экран) под названием "Непокорённый человек". Она посвящена трагедии в Хатыни. Расскажу подробнее. Уводит участников экскурсии за кулису. Говорит за кулисой: "Утром 22 марта, 1943 года немецкие каратели заживо сожгли 149 жителей маленькой белорусской деревни Хатынь, среди жертв находились 75 детей. За что?".

На сцене появляются жители деревни: дети, старики, беременные женщины стоят в ряд. Их выталкивают в центр сцены полицаи во главе  с немецким офицером.

Немецкий офицер (обращаясь к толпе с презрением, проходит мимо каждого, тычет перчатками в лица): ви знать, где партизан, говорить бистро! Кто связаться с партизан?

Житель деревни (выходит вперёд из строя, опустив голову): мы ничего не знаем, отпустите нас, в селе остались только немощные старики да бабы с детворой! Мы ничего не слыхали о партизанах! Не было их тут! Не видали мы никого! 

Полицай бьёт его прикладом.

Немецкий офицер (кричит): вчера быль перестрелка с партизан, быль убить герой третьего рейха, друг фюрера Ганс Вёльке, олимпийский чемпион, вы погубить арийца! Наказать всех! 

Полицаи толкают жителей деревни за кулису. Слышатся крики, загорается свет, как от пожара. Раздаются звуки выстрелов.

На сцене появляется выживший Иосиф Каминский с телом сына на руках (в  обожжённой одежде). Звучит трагическая музыка.

Иосиф (шепчет от бессилия): сухой деревянный амбар, где нас заперли, вспыхнул сразу. Дети громко кричали от страха и боли, горя заживо, а взрослые, задыхаясь в дыму, пытались им помочь! Когда двери сарая не выдержали напора людских тел и рухнули, испуганные люди пытались выбегать из пламени наружу, но фашистские каратели расстреливали их в упор из автоматов и пулемётов! Обращаясь к мальчику. Сынок, прости меня, что не успел спасти! Застывает, как памятник.

На сцене появляются экскурсовод и группа участников экскурсии.

Экскурсовод: единственный выживший в Хатыни взрослый - местный кузнец Иосиф Каминский потерял сына, но застывшие в камне фигуры помогли им снова быть вместе теперь уже навсегда! Показывает на экран.

Звучит грустная мелодия.

Сцена 9. Памятник труду.

Экскурсовод: не только подвиги на фронте были увековечены в памятниках. Важно не забыть сегодня и героев тыла, усилиями которых тоже ковалась Великая Победа! Памятника труду пока нет, но есть мемориалы труженикам тыла.

На экране появляется коллаж из изображений                                                                                                                                                                                                                  мемориалов тылу.  Участники экскурсии смотрят на экран. Один из них роняет на пол булку, быстро поднимает с пола хлеб. Другой берёт его под руку и отводит на середину сцены. 

1-й участник экскурсии: эх, ты, чего хлебом кидаешься. В войну он был на вес золота. Норма обеспечения хлебом в блокадном Ленинграде, например, составляла 125 граммов в день. Ох, и отругал бы тебя сейчас за отношение к хлебу наш земляк Прокофий Нектов!

2-й участник экскурсии: а кто это? Никогда не слышал об этом человеке? Он из Оренбурга?

1-й участник экскурсии: Прокофий Васильевич Нектов (на экране появляется изображение) родом из Шарлыкского района нашей области. С февраля 1943 года он участвовал в боях с захватчиками на Ленинградском фронте. Воевать ему пришлось недолго. В апреле того же года под Старой Руссой он был тяжело ранен, в госпитале ампутировали ноги. Перенес восемнадцать операций, в декабре 1943 года вернулся домой инвалидом.

2-й участник экскурсии: да, героическая история! А причём тут хлеб?

1-й участник экскурсии: Нектова называют побратимом Маресьева (на экране появляется изображение). Слыхал о настоящем человеке, который, будучи без ног, продолжал летать и бомбить немецкие самолёты?

2-й участник экскурсии: подвиг Алексея Маресьева достоин безграничного уважения! О нём все знают! 

1-й участник экскурсии: а Нектов не хуже! Он не сидел без дела, не посчитал себя инвалидом, а освоил комбайн и стал работать в колхозе. В победном 1945 году он убрал свой первый хлеб, обработав 450 гектаров. 

2-й участник экскурсии: наверно, тогда газеты писали: "Прокофий Нектов из деревни Казанка Оренбургской области  возглавил в стране движение «Инвалиды, в строй»! 

1-й участник экскурсии: а что ты думаешь? В 1949 году звено Нектова заняло первое место в районе, обмолотив хлеба с площади тысячи гектаров, за что Министерство сельского хозяйства выделило колхозу имени Кирова для Прокофия новенький комбайн.  Сев за штурвал этой машины, Нектов в ближайшую страду  перекрыл прежние результаты в три раза. Вот как хлебушек людям доставался, ни то, что нам сейчас! Звучит динамичная мелодия.

Экскурсовод (подходя к участникам экскурсии): Прокофий Васильевич Нектов стал Героем Социалистического Труда, прославил Оренбуржье на всю страну! Память о нём - символ усердия, терпения и самоотверженности, а также трудового подвига! 

2-й участник экскурсии: но, судя по недавним событиям, самым ярким героем нашего региона можно назвать Александра Прохоренко! Недавно ему тоже открыли памятник!

Сцена 10. Вызываю огонь на себя!

На экране появляется изображение памятника А. Прохоренко.

Участники экскурсии, у которых в руках по гвоздике, читают стихи С. Фатулёва (каждый по 4 строчки), оставляют цветы у экрана с изображением Прохоренко, подходят к краю сцены вместе с экскурсоводом.

В городах и селеньях не близких,
На просторах великой страны,
Память верно хранят обелиски – 
Часовые далёкой войны.

Прикасаясь к холодному камню,
Возлагая к подножью цветы,
Понимаем - за мраморной гранью 
Похоронены чьи-то мечты.

Учащается сердца биенье,
Мир как будто на время затих…
Пусть на миг, на одно лишь мгновенье
Мы увидим себя среди них –

Кто с винтовкой, а кто с автоматом,
Но с отчаянной верой в глазах,
С жаждой к жизни уходят солдаты,
Сделав в вечность последний свой шаг.

Мир как будто опять замирает…
Но за каждой ушедшей мечтой
С неба падают звёзды, сгорая,
Чтобы стать похоронной звездой.
И склоняем мы головы низко,
В сердце трепет, глаза холодны,
Перед памятью в тех обелисках – 
Часовых незабытой войны.

Экскурсовод (обращаясь к залу): 17 марта 2016 года Александр Прохоренко стал Героем России. Участвуя в военной операции в Сирии, он  попал в окружение боевиков. В минуту опасности он не сомневался, как ему поступить, и вызвал огонь на себя! Саши больше нет, как и многих героев, которым человечество воздвигло памятники, но память о подвигах войны жива! Она передаётся из поколения  в поколение! Судьбы участников военных событий иногда повторяются, но не должны быть забыты теми, кому достался мир, мир в настоящем и будущем! А будущее - это дети!

Школьники исполняют песню "Прадедушка" ("Непоседы").

Заключение.

Результаты опроса, проведённого среди выпускников МОАУ «Гимназия №3» г. Оренбурга, выступивших перед ветеранами Великой Отечественной войны  с театральными постановками показали, что более 60% участников деятельности Театра гимназического творчества осознали связь тематики своего выступления с историей своей семьи, в то время как реализацию  актёрских способностей в рамках данного мероприятия ставили перед собой в качестве цели только 14% ребят. Возможно, побудило к участию в спектакле и стремление получить признание тех педагогов, которые его организовали, но только применительно к небольшой доле, а поняли необходимость получить новые знания по периоду Второй мировой войны с помощью постановки 16% юных театралов. Проводя параллель между участием в театральной постановке и итоговой аттестацией старшеклассников по истории, отметим, что 38% школьников-«актёров» связали их вместе и выбрали экзамен по этому предмету на ЕГЭ, 44% опрошенных засомневались, делая выбор между предметами итоговой аттестации, задумавшись о возможности сдавать историю, и только 18% заявили о своём намерении заниматься предметами физико-математического цикла. 

Таким образом, театрализация  в школе обеспечивает формирование основных компонентов гражданской идентичности обучающихся, включая их аксиологические ориентиры и знаниевую базу, что демонстрирует ее эффективность и актуальность, особенно в Год театра в России. 


Литература:

1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России". - М.: Просвещение, 2009//  

2. Каратаева Т.А. Формирование гражданской идентичности современных старшеклассников в ценностно-ориентационной деятельности: учебное пособие / Т.А. Каратаева. - Оренбург: ООО ИПК "Университет", 2018.                      - 138 с. 

3. Мы не можем молчать: школьники и студенты о Холокосте. Вып.9: Сборник/Сост. И.А. Альтман, Д.В. Прокудин. - М.: Центр и Фонд "Холокост", 2012. - 136 с.

4. Сохрани мои письма...: Сборник писем евреев периода Великой Отечественной войны/Сост. И.А. Альтман, Л.А. Тёрушкин, И.В. Бродская. -  М.: Центр и Фонд "Холокост", 2010. - 328 с.

5. Холокост: взгляд учителя: Методическое пособие - сборник работ педагогов России, Беларуси и Украины. Вып.2.  - М.: Центр и Фонд "Холокост", 2012. - 400 с.

7 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий