Автор: Злобина Елена Александровна
Страна: Российская Федерация
Город: Удмуртская республика, Красногорский район, д.Бурово, ул.им.Ив.Беляева, д.17
Организация: МКОУ "Барановская СОШ",
Проект: ДШИ.онлайн (АНО "ИИТО")

Реализация этнографического компонента через внеурочную деятельность

 

«Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории». 

В. В. Путин.


В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной. Воспитательный идеал и базовые национальные ценности определены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», являющейся методологической основой стандарта.

Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым.

Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому россиянину. Решая задачу «формирования общей культуры личности», записанной в Законе об образовании, нам учителям необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре.

Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи школьнику культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которой он живет, выступает неразрывной частью системы воспитания подрастающего человека. Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности школьников позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.

         Поэтому одним из важнейших направлений работы МКОУ «Барановская СОШ»  является поиск новых путей реализации этнокультурного компонента образования, приобщения к духовным ценностям своего народа у подрастающего поколения.

Одной из форм воспитательного пространства, позволяющих реализовать творческий потенциал обучающихся, является внеурочная деятельность обучающихся.  Задачей современной школы, в том числе и нашей МКОУ «Барановская СОШ» является возрождение национальной культуры, сохранение ценностей.

Мы учителя   стараемся обеспечить активное участие семей и других субъектов сельского социума в реализации положительных традиций во внеурочное время. Созданы необходимые условия, обеспечивающие успешное использование традиций народов, проживающих в нашем поселении.

         В своей  практике мы  используем различные методы и приемы знакомства с культурой нашего народа: беседы, народные праздники, посиделки с обычаями и обрядами, организация выставок декоративно-прикладного творчества учащихся, конкурсы рисунков по народным промыслам и конечно же экскурсии в наш школьный краеведческий музей.  

        В МКОУ «Барановская СОШ» процесс реализации этнокультурного компонента ведётся по нескольким направлениям:

  1. Через школьный компонент, т. е.  через органичное включение (интеграцию) регионального содержания в предметы федерального компонента и его использование для расширения и углубления общенаучных знаний, умений и навыков на уроках  окружающий мир, искусство, технология, родной язык(русский), родная литература на родном языке (русском)
  2. Через внеклассную деятельность на классных часах, внеклассных мероприятиях.
  3. Через музейную деятельность.
  4. Изучение и сохранение  фольклора, обрядов, обычаев, традиций народов нашего поселения реализуется через внеурочную деятельность.

Дополнительная программа   «Удмуртский разговорный язык»  ведется в нашей школе не первый год. Цель программы «Удмуртский разговорный язык»: 

развивать в детях интерес к удмуртскому разговорному  языку, его культуре и обычаям.

 В последние годы не только городские, но и большинство сельских детей, для которых удмуртский язык является родным языком, его не знают, хотя жизнь на селе идет по своим традиционным канонам, национальным обычаям. В результате появилось целое поколение удмуртов, не знающих языка, обычаев, истории и культуры своего народа. Учащихся 1-7 классов с желанием посещают данный кружок. 

На территории  Прохоровского  поселения, где расположена МКОУ «Барановская СОШ», проживает 575 человек.  Исторически сложилось, что на территории МО «Прохоровское» Красногорского района на протяжении многих десятилетий живут представители трёх национальностей: старообрядцы, удмурты и татары. Старообрядчество –  своеобразный мир со своей культурой, со своими задачами. Наравне со всеми старообрядцы могут служить примером сохранения верности своим идеалам и традициям. У удмуртов есть замечательное высказывание: «Жемчуг ищи в море, мудрость в народе». И поэтому сохранение и изучение удмуртского фольклора даёт возможность стать духовно богаче.

Татарский народ давно славится своим гостеприимством, соблюдая при этом все свои обычаи и традиции. Каждому, кто к ним зайдёт, они рады, как самому дорогому гостю.

13 июня 2009 года был открыт Дом трех культур «Венок», главной задачей которого являются сохранение многообразия самобытных культур, укрепление дружбы между народами, воспитание бережного отношения к их традициям и обрядам. МКОУ «Барановская СОШ»  тесно сотрудничает с Домом трех культур «Венок». 

Одним из направлений работы ДТК «Венок» является возрождение и сохранение старообрядческой, татарской и удмуртской культуры. На стендах в доме культуры фотографии представителей трёх национальных культур: обучающиеся в удмуртских, староверских и татарских костюмах.

Работники культуры реализуют програмы по внеурочной деятельности, которые с желанием посещают наши обучающиеся. Важно не только собрать материал и возродить традиции, важно их передать подрастающему поколению. Для этого  работают  объединения, где в игровой и доступной форме  работники ДТК знакомят детей с песнями, играми, обычаями народов, проживающих у нас в деревне Бараны. Создан детский фольклорный  коллектив «Росинка», «Прялица», которые принимают участие  в районных, межрайонных, республиканских фестивалях и праздниках по русской, татарской,удмуртской культуре. 

Внеурочная деятельность этнокультурного направления также представлена и проведением различных праздников.   В нашей деревне самыми почитаемыми праздниками считаются Масленица,  Петровское Заговенье, Троица.

В д. Бараны престольным праздником старообрядцев было Петровское Заговенье. В такие праздничные дни в одну деревню съезжались все соседи – так сохранилась духовная связь между селениями. Жители и гости собирались на праздник, пели песни, водили хороводы, отдыхали, веселились. Петров пост закончится в тот день, когда травы процветут, сбросят семена, можно начинать сенокос. 

Старообрядческая культура это не только  устное народное творчество, это традиционная одежда, и своеобразная кухня. С 2012 года Межрегиональный фестиваль русской старообрядческой культуры "Петровское Заговенье проходит на нашей земле на республиканском уровне. И изюминкой праздника «Петровское Заговенье» являются  старообрядческие блюда. А благодаря печке, сложенной на праздничной  поляне появилась возможность подавать блюда горячими, которые по старинной традиции всегда готовились в русской печи. 

В летнее время для детей работает турмаршрут, одним из пунктов которого является знакомство со старообрядческой культурой, это народные игры, плетение лаптей, приготовление лепёшек перед печкой.

С 2010 года ежегодно проводятся встречи под названием «Я в Удмуртии живу, на татарском говорю». Было открыто татарское общество «Умырзая», что означает «Подснежник». Этот цветок появляется первым после долгой зимы. Организация  объединения татар первая в Красногорском районе, где участвуют и наши дети. По крупицам собирается и изучается культура, обычаи, традиции татарского народа.

Наши обучающиеся участвуют в различных  фестивалях детского художественного творчества, в республиканских конкурсах «Чакчак  байрам»,  в межрайонном межэтническом фестивале национальной кухни «Приходите в гости к нам»,  межрайонном конкурсе  «Звонкие голоса»,  занимают призовые места.

По сохранению и развитию старообрядческой, татарской,  удмуртской культуры обучающимися школы и работниками ДТК «Венок»  ведется следующая работа:
- оформлены папки по семьям, национальной кухне. 

Важно не только собрать материал и возродить традиции, важно их передать подрастающему поколению. 

Также  МКОУ «Барановская СОШ» тесно сотрудничает  с сельской библиотекой по реализации этнокультурного компонента через внеурочную деятельность. 

На базе библиотеки реализуется проект Незабытая старина - музейная интерактивная площадка по старообрядческой культуре, целью которого является возрождение ремёсел и сохранение исторической памяти и культурного наследия Красногорского района через создание музейной интерактивной площадки по старообрядческой культуре в д. Бараны. По данному проекту, по сбору информации  работают  волонтеры нашей школы. По результатам работы в рамках Проекта будет издана книга «Старообрядцы Красногорского района», направленная на изучение истории старообрядчества и людях старообрядцах, проживавших и проживающих в Красногорском районе, включающая словарь старообрядческих слов, тиражом 50 экземпляров.

У каждого этноса есть свой родной язык. У каждого народа есть свои обычаи и традиции, уникальные особенности воспитания детей.

«Любовь к Родине - подчёркивал Сухомлинский - невозможна без любви к родному слову.  Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту, величие и могущество нашей многонациональной  Родины, кто дорожит родным словом».

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что  реализация этнокультурного компонента через внеурочную деятельность обучающихся позволяет нашим детям самореализовываться, укреплять межнациональную дружбу,  жить в многонациональном сообществе, бережно и терпимо относиться к своеобразию других культур и традиций, жизненных устоев,  сохранить традиции и культурное наследие своего народа

30 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий