Конспект непосредственно образовательного мероприятия
«Вставай страна огромная»
Задачи: Познакомить детей с героическим прошлым русского народа. Дать детям представление о начале Великой Отечественной войны, о том, как вся страна стала на защиту Родины. Рассказать о вероломном нападении фашистских захватчиков на Советский Союз. Вызвать у детей добрые чувства и уважение к ветеранам. Обогащать лексический словарь детей.
Материал: картинки, фотографии, аудиозаписи, отражающие тематику занятия.
Ход: - Дети, у каждой страны, у каждого народа бывают такие моменты истории, такие времена, когда наступают тяжёлые испытания. Чтобы пройти их достойно, нужны усилия всех людей и большая вера в то, что любимая Родина, Родина-мать, всё преодолеет. Такое тяжёлое испытание выпало на долю нашего народа, когда началась великая война.
- Знаете ли вы, почему войну с фашистами назвали Великой Отечественной? (ответы детей)
Ведь войны разные бывают,
Но эту, же Великой называют!
Её так нарекают потому,
Что немцы захватили всю страну,
И длилась страшная война четыре года,
И погубила множество народа.
Ведь сотни тысяч на полях сражений пали,
Но Родину, Отчизну не отдали.
И потому войну Отечественной назвали.
(Звучит аудиозапись песни «Вставай, страна огромная»)
- 22 июня 1941 года Германия без объявления войны напала на наше Отечество. Это произошло в четыре часа утра, когда люди ещё спали, и на мирные селения посыпались бомбы, их стали обстреливать из орудий. Это было очень страшно: всё горело, люди пытались бежать, укрыться, но спастись удавалось немногим.
Нападение фашистов стало неожиданным для нашего народа, поэтому врагу поначалу удалось захватить много городов, земель. По всей стране передавались сообщения о начале войны, люди с болью молча, слушали их, и каждый понимал, что закончилась мирная жизнь и надо много трудиться, чтобы справиться с этой бедой. На защиту своего Отечества поднялся весь наш народ – от мала до велика, и все силы были направлены на отпор завоевателям. «Родина-мать зовёт! Всё для фронта, всё для победы!» - так звучали призывы военных лет, и для каждого человека не было священнее задачи, чем отдать все силы на исполнение этих призывов.
Накануне страшного утра, когда началась война, у школьников был выпускной бал, они радовались окончанию школы и строили планы на будущее. Но этим планам не суждено было сбыться, потому что большинство мальчиков ушли на фронт, и многие из них погибли. Девочки работали в госпиталях, но некоторые из них также воевали, чтобы приблизить долгожданную победу.
Очень горестно было прощаться с родными и близкими, друзьями, которые уходили на фронт. Ведь никто не знал, что ждёт впереди, вернётся ли дорогой человек… Кто-то плакал навзрыд, а кто-то скрывал слёзы, но всё-таки у каждого в сердце жила надежда, что все будет хорошо, что наступит победа и в дом вернётся тот, кто покинул его для защиты Родины.
Война длилась долгих четыре года, много дорог пришлось пройти солдатам. Бились они в страшных битвах, отстаивая каждый кусочек родной земли. На следующем занятии мы с вами узнаем о подвигах, которые совершили наши солдаты.
- Скажите, о чём мы с вами сегодня говорили? Когда началась Великая Отечественная война? Почему война 1941-1945 годов называется Великой Отечественной? Какой вечер был у школьников ночью с 21-го на 22 июня?
Конспект непосредственно образовательного мероприятия
«Детство, опалённое войной»
Задачи: Продолжать знакомить детей с героическим прошлым русского народа. Дать детям представление о героических подвигах детей в годы Великой Отечественной войны и о том, как страна и народ чтит их память. Рассказать о детях героях, их военных операциях, в которых они участвовали. Вызвать у детей чувство сопереживания к детям военного времени.
Материал: картинки, фотографии, аудиозаписи, отражающие тематику занятия.
Ход: - 9 мая наш народ отмечает праздник – День Победы. В этот день много лет назад наш народ победил очень сильного врага – фашистскую Германию. Про этот день написано много стихов, песен, вот послушайте одну из них, она так и называется «День победы» (включается запись песни Давида Тухманова «День победы» один куплет с припевом).
- Дети, а почему этот праздник со слезами на глазах? (ответы детей)
- Да, в каждой семье кто-то погиб на той войне, не вернулся домой. Война…. В этом слове боль и страдания, ужас в глазах стариков. Война – это гнев, страх, смерть и горе. Война обрушилась на нашу страну всей тяжестью боли, слёз, мучений.
Эта была очень страшная война. Фашисты дошли почти до самой Москвы. Они разоряли нашу страну, забирали в плен мужчин, женщин, детей. Воевали не только солдаты в армии, но и простые люди. Они уходили из деревень, которые захватывали фашисты, в леса и создавали партизанские отряды. Вместе с взрослыми в партизанских отрядах были дети. Некоторые из них были очень смелыми и боролись с фашистами наравне со взрослыми. В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели. В тяжёлое для страны время они в свои 10-14 лет уже осознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, своего народа. Они старались ни в чём не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью. Сегодня я вам расскажу о некоторых из них.
Зоя Космодемьянская московская школьница добровольно вступила в партизанский отряд. Девушка ходила в разведку, выполняла опасные поручения. Врагам удалось схватить Зою. Они зверски её пытали, требуя выдать товарищей, сказать, где находится партизанский отряд. Ничто не могло сломить её волю. Зоя отказалась отвечать фашистам.
О Володе Дубинине рассказывали легенды: как он водил за нос отряд карателей, которые разыскивали партизан; как умел проскочить незамеченным мимо вражеских постов. Благодаря сведениям, которые без устали собирал паренёк, советская артиллерия нанесла серьёзный урон немецкой дивизии, которая рвалась к Сталинграду. За это Володю наградили орденом Красной Звезды.
Марат Казей участвовал в диверсиях по разрушению дорог. А однажды даже спас целый партизанский отряд, когда тот попал в окружение. Мальчик сумел проскочить сквозь кольцо и вызвать подкрепление. Каратели были разбиты.
Зина Портнова совершила самую масштабную диверсию в истории партизанского отряда «Юные мстители». Работая посудомойкой в немецкой столовой, она отравила пищу, приготовленную на обед. Гитлеровцы заподозрили Зину и заставили её съесть отравленный суп. Не теряя самообладания, девочка съела несколько ложек. Зина выжила. Крепкий организм и бабушкины снадобья выручили её. А фашисты решили, что она ничего не знает об отравлении. Девочку отправили в подполье, и там она продолжала работать вместе с партизанами.
Лёня Голиков свой главный подвиг совершил в августе 1942 года. Мальчик подорвал гранатой легковую машину немецкого генерала. В разбитой машине он нашёл портфель с секретными документами, которые тут же были переправлены в Москву. Там были чертежи и описание новых образцов германских мин, донесения высшему немецкому командованию и другие важные военные бумаги.
Много стихов и песен посвящено трагической судьбе миллионов мальчишек и девчонок, чьё детство выпало на период Великой Отечественной войны. Послушайте одно из таких стихотворений.
Праздник победы – один из главных праздников России. Много дней и ночей советские люди вели кровопролитную войну против фашистских агрессоров и сокрушили их. Народ отстоял свободу и независимость своего Отечества. Сейчас Кирилл расскажет нам стихотворение.
СПАСИБО ГЕРОЯМ,
СПАСИБО СОЛДАТАМ,
Что МИР подарили,
Тогда — в сорок пятом!!!
Вы кровью и потом
Добыли ПОБЕДУ.
Вы молоды были,
Сейчас — уже деды.
Мы ЭТУ ПОБЕДУ —
Вовек не забудем!!!
Пусть МИРНОЕ солнце
Сияет всем людям!!!
Пусть счастье и радость
Живут на планете!!!
Ведь мир очень нужен —
И взрослым, и детям!!!
- Сейчас, я вам предлагаю нарисовать танк.
Конспект непосредственно образовательного мероприятия
«Города – герои»
Задачи: Познакомить детей с городами-героями. Рассказать о героическом подвиге защитников города-героя и присвоении ему звания «Город-герой». Поддерживать познавательный интерес к истории своей страны. Воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к её судьбе.
Материал: плакаты городов – героев, «Карта городов – героев», картинки, фотографии отражающие тематику занятия.
Ход: - Во время войны многие солдаты и офицеры совершали подвиги. Мирные граждане и даже дети тоже совершали героические поступки в борьбе с врагами. Жители всех городов поднимались на великую битву с фашистами.
- Дети, а вы знаете, что звания героя удостаивались не только люди, но и целые города.
- Эти города после войны были награждены Золотой Звездой, им было присвоено звание «город – герой ». «Город – герой» - почётное звание, присваиваемое за выдающиеся заслуги перед отечеством, героизм и мужество, проявленные гражданами города в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами. Согласно положению от 8 мая 1965 года городам – героям вручался орден Ленина, медаль «Золотая Звезда» (они изображались на знамени города – героя) и Грамота Верховного Совета СССР. В городе устанавливается обелиск с изображением этих наград и текстом указа о присвоении данного звания. Попробуйте их назвать (ответы детей)
- В России таких славных городов семь: Москва, Санкт-Петербург (Ленинград), Мурманск, Тула, Смоленск, Волгоград (Сталинград) и Новороссийск. Четыре города – героя есть в Украине: столица Украины – город Киев, Севастополь, Одесса, Керчь. В Белоруссии геройское звание носят столица страны – Минск и Брестская крепость.
Когда фашисты вторглись в нашу страну, первыми их встретили бойцы Брестской крепости. Герои-пограничники сражались до последнего патрона. Крепость была полностью разрушена. Но силы были неравны. Врагам удалось прорваться. Несмотря на внезапность нападения на наш гарнизон, отважные воины задержали врага на целый месяц в его планах продвижения в глубь советской страны. Огненной лавиной прошли фашисты по белорусской земле, захватывая и разоряя города и деревни. В центре города Минска осталось всего 70 неразрушенных домов. Тяжёлые бои шли и в Украине. Мужественно обороняли свой город киевляне. Одесса, Керчь полностью окружённые фашистскими войсками, героически сражались против противника, превосходящие по силе в пять раз. Севастополь, главная военно-морская база и порт страны на Чёрном море, пережил три крупные вражеские атаки и оккупацию. Его защитники нанесли тяжёлый урон гитлеровским войскам, сорвав их планы на южном крыле фронта.
Фашистам была нужна Москва. Захватить столицу страны для них означало победить. Но под Москвой фашисты потерпели поражение. Все москвичи, от мала до велика, встали на защиту столицы.
900 ночей и дней длилась блокада Ленинграда. Ленинградцы погибали от голода и бомбёжек, но не отдали любимый город врагу. Храбро сражались с фашистскими захватчиками партизаны и подпольщики города Смоленска. Отстояли свой город и героические защитники Тулы. Жители этого города в тяжелейших условиях делали танки, автоматы, винтовки и другое оружие, необходимое для победы. Мурманск стал для врагов непреодолимым препятствием на севере нашей страны. Новороссийск – на юге.
Сталинград (Волгоград) встал каменной стеной на пути фашистов, стремившихся отрезать плодородные и богатые ресурсами южные районы страны. Сталинградская битва вошла в историю как самое крупномасштабное и значительное сражение времён Великой Отечественной войны. Она продолжалась 200 дней и ночей. В результате этой битвы враг потерял 1,5 миллиона человек и был вынужден повернуть вспять. Это приблизило нашу окончательную победу.
- Скажите, о чём мы с вами сегодня говорили? Какой город называют городом – героем? Какие города – герои вы знаете? Какой орден и медаль вручался городам – героям?
Конспект непосредственно образовательного мероприятия
«Блокада Ленинграда»
Задачи: Познакомить детей с городом-героем Ленинградом, рассказать о блокаде Ленинграда. Расширить знания об истории России; воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к её судьбе.
Материал: плакат «Город – герой Ленинград», «Карта городов – героев», картинки, фотографии отражающие тематику занятия.
Ход: - Сегодня мы продолжим разговор о городах-героях. Мы поговорим о прекрасном городе, который хотели покорить гитлеровцы, но им этого не позволили сделать доблестные защитники города. Об этих удивительных людях – ленинградцах, мужество и стойкость которых поразили и удивили весь мир, я хочу вам рассказать.
Ленинград, так раньше называли Санкт-Петербург, - прекрасный величественный город, который хотели захватить фашисты в первые недели войны. У них было две главных цели – Москва и Ленинград. Ленинграду выпала особая судьба, ведь защитникам города пришлось биться за него долгих 900 дней и ночей, а это два с половиной года. Гитлер бросил на город-музей лучшие силы, множество танков и орудий стреляло по Ленинграду, а самолёты, как зловещие вороны, постоянно кружили над городом, сбрасывали бомбы прямо на его чудесные дворцы, дома. Итак, 8 августа 1941 года Ленинград оказался со всех сторон окруженным врагами.
(рассказ сопровождается показом фотографий )
Прекрасный город Ленинград!
Дворцы, каналы, Летний сад.
В войну был окружён блокадой,
И гибли люди Ленинграда.
Да! Много лет тому назад
В блокаде был весь Ленинград.
Со всех сторон, со всех сторон
Он был врагами окружён.
И большей не было беды:
В домах ни света, ни еды,
И холод, холод ледяной
Пронзал людей словно стрелой.
— Хуже всего было то, что враг взял город в кольцо, и невозможно было доставить для его жителей ни крошки хлеба. Солдаты, понимая бедственное положения жителей Ленинграда, а это в основном были женщины, дети и старики, прикладывали неимоверные усилия, чтобы прорвать вражеские укрепления. Множество храбрых воинов полегло на подступах к Ленинграду, много похоронных писем принесли беду в семьи по всей нашей стране, но враг не отступал. Это были, ребята, страшные дни и месяцы в холодном и голодном осажденном городе. Встал весь транспорт, на день каждому ленинградцу давали только совсем маленький кусочек хлеба. Представляете? Только тоненький кусочек, и больше ничего! Вот такой! (показать детям блокадный кусочек хлеба).
Пайка блокадного хлеба
Мама! Хлебушка дай-ка!
В глазах страданье и страх,
Хлеба блокадного пайка
В худеньких детских руках
Пайка блокадного хлеба
— С жизнью тончайшая нить.
Пайку блокадного хлеба
Мы не должны забыть!
— Дома не отапливались и не освещались, ленинградцам пришлось раздобыть железные маленькие печки, которые называли буржуйками, и топить их чем только можно, иногда даже книгами. Конечно, очень многие не выдерживали таких суровых, поистине нечеловеческих условий и умирали. Дети, оставшиеся без родителей, жили в детских домах. Несмотря на то что взрослые — воспитатели и нянечки — прикладывали все усилия, чтобы обогреть, утешить маленьких сирот, бедные дети все время вспоминали своих мам, тосковали о них. Они даже не хотели играть в игрушки, не хотели слушать музыку — так сильна была их печаль.
Первая блокадная зима 1941 года выдалась необычайно суровой: с трескучими морозами, жестокими метелями, сильными ветрами.
Сотни тысяч ленинградцев погибло в ту зиму от холода и голода! Фашисты бомбили Ленинград с воздуха, обстреливали из пушек.
До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки Тани Савичевой. В обычной тоненькой школьной тетрадке она писала: «Сегодня умер дедушка». На следующей странице: «Сегодня умерла мама»... День за днем умирали Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено: «Умерли все. Осталась одна Таня».
Этот дневник красноречивее любых цифр и документов рассказывает об ужасах жестокой войны и блокады.
Но город все же не сдавался! Работали заводы, школы и даже театры.
- Дети слышали ли вы о Дороге жизни, которая соединяла ленинградцев с большой землей? Что это была за дорога?
Зимой Ладожское озеро замерзло, и вот по льду шли грузовики. В Ленинград они везли продовольствие, медикаменты, боеприпасы для войск. А из Ленинграда вывозили обессиленных от голода и холода людей -женщин, детей, стариков.
Дорога жизни
Рвутся на Ладоге мины,
С треском рушится лед.
Всё же идет машина.
Хлеб в Ленинград везет
Хлеба кусочек малый
Ребенка от смерти спас.
Дорогою жизни стала
Эта дорога для нас!
900 дней блокадное кольцо сжимало Ленинград. 12 января 1943 г. Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Южнее Ладожского озера была построена железная дорога, и город стал снабжаться продуктами.
Зимой 1944 г. Ленинград был полностью освобожден бойцами Красной Армии.
— Прошли годы. Ленинградцы восстановили свой город, он стал еще краше. За свое мужество Ленинград получил почетное звание «город-герой».
- Скажите, о чём мы с вами сегодня говорили? Когда началась блокада Ленинграда? Почему в городе сложилось тяжелое положение? Что такое «Дорога жизни»? Где она проходила? Что везли по «Дороге жизни»? Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда? Кто освободил ленинградцев?
Конспект непосредственно образовательного мероприятия
«Мы не дрогнем в бою за столицу свою»
Задачи: уточнить и углубить знания и представления дошкольников о городах-героях (Москве); воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к её судьбе; поддерживать познавательный интерес к истории своей страны.
Материалы: плакаты «Город-герой Москва», «Карта городов-героев», картинки, фотографии, аудиозаписи, отражающие тематику занятия.
Ход: - Мы продолжаем разговор о городах-героях. Среди городов-героев наша столица занимает особое место. Именно в битве под Москвой весь мир увидел первое в истории поражение III Рейха.
Фашисты рвались к Москве. Покорить нашу столицу было их основной целью. Гитлер хотел захватить нашу столицу, а потом затопить, чтобы от Москвы не осталось не только следа, но даже воспоминания! Поэтому они не жалели сил. Были стянуты самые мощные, многочисленные войска.
Гитлер хотел провести стремительную операцию под названием «Тайфун». Согласно плану, фашистские войска должны были тремя мощными ударами танковых группировок прорвать оборону советских войск, чтобы поступить к городу вплотную с севера и юга. Затем по всему фронту началось бы наступление пехоты. В результате этого наступления немецкие войска и должны были занять нашу столицу.
20 октября в Москве было объявлено осадное положение. Из столицы стали вывозить детей, женщин и стариков. Жители, оставшиеся в городе, начали строить баррикады, укрепления, копать заграждения и рвы вокруг него.
Между тем немецкая авиация бомбила город. От зажигательных бомб возникали пожары. Москвичи дежурили на крышах домов, тушили бомбы в ящиках с песком.
Ночью Москва погружалась в полную темноту. Свет в квартирах не зажигали, чтобы не привлекать врага, стекла в рамах заклеивали бумагой крест-накрест, чтобы их не разрушило взрывной волной.
Жизнь москвичей в те дни была трудной и тревожной. В домах не было тепла, хлеб выдавали по карточкам, потому что большую часть продовольствия отправляли на фронт.
На заводах работали днём и ночью, изготавливали снаряды, патроны, самолёты, автоматы, пулемёты, чинили танки и др. Рядом со взрослыми трудились дети. Дети были маленькими, приходилось им под ноги ставить ящики из-под снарядов, чтобы они могли достать до станков. Спали тут же, на рабочем месте.
- Сейчас, мы побудем солдатами.
Физкультминутка
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой – раз, правой – раз,
Посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладошки –
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей!
(Выполнение упражнений по тексту физкультминутки)
- Когда немецкие войска вплотную подошли к Москве, и положение на фронте стало критическим, командовать армией было поручено талантливейшему полководцу, смелому и решительному человеку Георгию Константиновичу Жукову.
Под Москвой завязались жаркие бои. Бойцы сражались за каждый клочок земли.
Гитлеру не удалось быстро захватить столицу. 7 ноября состоялся парад наших войск на Красной площади. Враг был обескуражен, он пытался бомбить Москву, но не мог. Наши войска не подпускали его к столице.
Немцы снова и снова пытались наступать, но наши солдаты стояли насмерть. Нами была применена тактика изматывания германских войск. Были подготовлены три армии, которые выждали, пока враг не окажется изнурён борьбой, и тогда начали ответное наступление, после которого фашистские полчища были отброшены более чем на сто километров от столицы. Москва была спасена. Враг потерпел первое серьёзное поражение в войне. План «Барбаросса» был провален, а наши войска доказали, что способны противостоять сильнейшему противнику. Так был развеян миф о «непобедимости» немецкой армии.
- Скажите, о чём мы с вами сегодня говорили? Что нового вы узнали? Что заинтересовало вас больше всего?
Конспект непосредственно образовательного мероприятия
«Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны»
Задачи: Познакомить детей с партизанским движением. Рассказать о деятельности партизан в годы войны. Продолжать знакомить детей с историей Великой Отечественной войны. Формировать чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги.
Материал: картинки, фотографии, аудиозаписи, отражающие тематику занятия.
Ход: - Мы продолжаем разговор о Великой Отечественной войне и сегодня, мы поговорим о партизанах. Как вы думаете, кто это такие? (ответы детей)
- Советские люди, оказавшиеся на территории, оккупированной врагом, а также бойцы и командиры, попавшие в окружение, уходили в леса, создавали партизанские отряды и вступали в борьбу с немецко-фашистскими оккупантами.
Партизанское движение – одна из сторон сопротивления СССР фашистским войскам Германии и союзников во время Великой Отечественной войны.
Партизанское движение во время Великой Отечественной было очень масштабным и, главное, хорошо организованным.
- Дети, как вы думаете, какая цель партизанского движения?
Цель партизанской войны 1941-1945 гг. – разрушение инфраструктуры немецкой армии, срыв поставок продовольствия и оружия, нарушение работы всей фашистской машины.
- Дети, как вы думаете, какую деятельность вели партизаны?
Основные виды деятельности партизанского движения
Крупные и мелкие партизанские отряды к середине войны существовали практически на всей территории СССР. Обычный партизанский отряд насчитывал несколько десятков человек, однако с ростом партизанского движения отряды стали состоять из нескольких сотен, хотя и случалось это нечасто, В среднем, в один отряд входило порядка 100-150 человек. В некоторых случаях отряды объединялись в бригады для того, чтобы оказать серьезное сопротивление немцам. На вооружении у партизан обычно были легкие винтовки, гранаты и карабины, однако иногда крупные бригады располагали минометами и артиллерийским оружием. Оснащение зависело от региона и назначения отряда. Все члены партизанского отряда принимали присягу.
Советские партизаны стали одной из основных сил, оказывающих сопротивление немцам, и во многом помогли решить исход войны в сторону СССР. Хорошее управление партизанским движением сделало его высокоэффективным и дисциплинированным, благодаря чему партизаны могли воевать наравне с регулярной армией.
Партизаны взрывали мосты, портили телеграфную и телефонную связь противника, поджигали склады, преследовали и уничтожали врагов на каждом шагу. Боевые действия партизан наносили огромный урон живой силе и технике противника. В партизанском движении участвовало свыше 1 млн. человек, партизаны вывели из строя свыше 1 млн. солдат противника, взорвали более 20 тыс. эшелонов 1600 мостов. Партизанские отряды не входили в состав регулярных войск, но отдельные операции проводили совместно с ними.
Газеты того времени много писали о партизанах, вот например газета «Ленинградский партизан» от 22 августа1943 года в статье Смелый налёт партизан, писала: «Разгромлено волостное управление, уничтожены 72 бандита, 2 склада с боеприпасами и один с продовольствием. Операция была разработана до мельчайших деталей. Партизанская разведка установила, где находятся склады, в каких домах располагаются гитлеровцы, в каком помещении находится волостное управление.
Ночью народные мстители неожиданно ворвались в населённый пункт. Прошло несколько минут и дома, в которых отдыхало после бандитских дел 73 немецких наёмника, охватила яркое пламя. Одновременно загорелись два склада боеприпасов и склад продовольствия.
Другая группа партизан ворвалась в дом волостного управления и захватила документы. В это же время была взорвана плотина.
Выполнив боевую задачу, партизаны без потерь возвратились в своё расположение.
Н. Федотов»
В газете «Известия» от 5 июля 1944года в статье народные мстители автор пишет: «Партизаны уничтожают технику и живую силу врага, громят его коммуникации, истребляют гитлеровских руководителей, ведут ожесточённые бои с крупными воинскими соединениями немцев. Так, партизаны Бегомльско- Ушачской зоны приняли на себя удары 7 дивизий, усиленных танками, артиллерией и авиацией. В экспедиции против барановичских партизан участвовало 10 гитлеровских дивизий, и экспедиция эта закончилась разгромом немецких войск.
Белорусская земля горела и горит под ногами врага. Колоссальный размах партизанского движения оказывает на всём протяжении Отечественной войны большую помощь Красной Армии»
- Скажите, о чём мы с вами сегодня говорили? Кто такие партизаны? Как воины оказывались в тылу врага? Как они помогали нашим войскам? Зачем взрывали мосты?
Конспект непосредственно образовательного мероприятия
«У войны не женское лицо»
Задачи: Продолжать знакомить детей с героическим прошлым русского народа. Дать детям представление о героическом подвиге женщин в годы Великой Отечественной войны и о том, как страна и народ чтят их память. Вызвать у детей добрые чувства и уважение к своему народу. Обогащать лексический словарь детей.
Материал: картинки, фотографии, аудиозаписи, отражающие тематику занятия.
Ход: - Мы продолжаем разговор о Великой Отечественной войне. Сильные, молодые, здоровые мужчины ушли на фронт защищать Отечество. В городах и сёлах остались старики, женщины и дети.
На хрупкие женские плечи легла тяжёлая, неженская работа. Солдат нужно было накормить, одеть, сделать для борьбы с врагом оружие и боеприпасы. Женщины распахивали поля, сеяли зерно, убирали урожай, ухаживали за скотом, заготавливали для коров, коз и лошадей сено.
Женщины работали не только в поле, но и трудились на заводах, где делали оружие для фронта. На фабриках они шили обувь и одежду для бойцов.
- Дети, скажите, а что делали женщины на войне? (ответы детей)
- Теперь, мы поговорим о том, как женщины воевали.
Воевать на фронте, сражаться с врагами – это совсем не женское дело. Но когда в нашу страну вторглись огромные фашистские полчища, многим женщинам пришлось взяться за оружие, участвовать в боях. Не только сёстры милосердия, но и отважные лётчицы, связистки, стрелки, разведчицы приближали нашу великую Победу.
Молодые девушки и женщины добровольцами уходили на фронт. Отважные, упорные, они воевали рядом с мужчинами.
Раненным на полях сражения бойцам помогали женщины – санитары, медицинские сёстры, фельдшеры и врачи. Санитары выносили солдат с поля боя, перевязывали раненных, отправляли их в госпитали.
Женщины во время Великой Отечественной войны освоили также нелёгкую профессию снайпера. В 1942 году в нашей стране были созданы женские курсы снайперской подготовки. Снайпер – это боец, вооружённый винтовкой с оптическим прицелом. Такой прицел обеспечивает винтовке особую точность попадания пули в цель.
Снайперы помогали солдатам и в бою и во время затишья. Представьте, что группа бойцов должна выбраться из окопа и укрыться в лесу. Но чтобы оказаться в лесу, солдатам нужно пройти по открытой местности – большой поляне, на которой в стогах сена засели вражеские пулемётчики. Едва солдаты пытались бежать через открытее пространство, фашисты открывали огонь. Чтобы их прикрыть, нужен был снайпер. Два-три точных выстрела из снайперской винтовки и гитлеровские пулемёты замолкали: пулемётчики были убиты, а наши солдаты переходили поляну, оказываясь под укрытием леса.
Отважные женщины- лётчицы на лёгких самолётах-бомбардировщиках сбрасывали бомбы на вражеские позиции. Они бомбили немецкие аэродромы, железнодорожные станции, склады боеприпасов. Немцы прозвали этих бесстрашных русских женщин «ночными ведьмами», ведь летали они по ночам, когда в темноте враги не могли их заметить и сбить.
Женщины участвовали во многих жестоких боях на земле и в воздухе.
- Теперь вы знаете, что женщины во время Великой Отечественной войны не только кормили страну, ковали оружие победы, водили поезда и автомашины, но и были рядом со своими мужьями, отцами и братьями, отважно сражаясь на фронте.
Женщины-героини
Они кормили хлебом
Огромную страну.
Над Гитлером победу
Готовили в тылу.
И немцам не сдаваясь,
В боях они сражались.
Женщины-героини!
Подвиг ваш не забыт.
Бесстрашной Женщины имя
Навеки народ сохранит!
- Скажите, о чём мы с вами сегодня говорили? Как в тылу женщины помогали фронту? Чем они помогали фронту? Расскажите о женщинах на войне. Кто помогал раненым солдатам? Кем были женщины на фронте?
Конспект непосредственно образовательного мероприятия
«Этот день мы приближали, как могли»
Задачи: Продолжать знакомить детей с героическим прошлым русского народа. Рассказать детям о том, что происходило в тылу. Воспитывать у детей чувство патриотизма и гражданской ответственности на примере подвига тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны.
Материал: картинки, фотографии, аудиозаписи, отражающие тематику занятия.
Ход: - Мы продолжаем разговор о Великой Отечественной войне. Сражения проходили не только на полях войны, за победу боролся весь народ. Все мужчины ушли на фронт, остались женщины, дети и те, кого не взяли из-за плохого здоровья. А ведь для фронта столько всего было нужно! Оружие, форма, танки, самолёты, продовольствие – всё это производилось в тылу ценой неимоверных усилий!
Эвакуированные вглубь страны заводы, сельскохозяйственные и промышленные предприятия, научные институты и лаборатории — трудовая помощь фронту складывалась из сотен, тысяч источников. Реорганизация экономики огромной страны проходила в режиме ежедневного трудового подвига. Заводы и фабрики страны работали слаженно и бесперебойно, днём и ночью, с каждым месяцем увеличивая выпуск военной продукции: гранаты, пушки, патроны, мины, шили военное обмундирование. Нелёгкий это был труд! Ежедневный, тяжёлый, долгий люди работали в три смены, по 16-18 часов, без выходных, часто без сна, ночевали на заводах. А при этом и дома надо было кормить и воспитывать маленьких детей, поддерживать тех стариков, которые уже не могли работать, писать письма на фронт своим мужьям, отцам и сыновьям. Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах. Они работали на заводах, которые делали снаряды для фронта, детали для машин, котлы для походных кухонь. Вместо беззаботного счастливого детства с весёлыми играми и забавами дети по 10-12 часов в день работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие и вещи для победы над врагом. Плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. Нередко они не доставали до верстака или станка, и им делали специальные подставки из ящиков. В зной или на лютом морозе (в цеху нередко была только крыша, но не было стен), губы закусив до крови, не сдавались усталости в плен. Сутками от станка не отходили. Многие ставили перед собой задачу выполнять две нормы: за себя и за товарища, ушедшего на фронт.
Даже совсем ещё юные школьники старались помогать. Прямо в школах были организованны мастерские, где дети чинили шинели, вытачивали приклады для винтовок, лыжные палки, детали для мин. Вязали тёплые вещи для фронта: варежки, носки, шили и вышивали кисеты для табака. Помогали раненым в госпиталях, выступали с концертами, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким.
Несмотря на трудности, советские люди сумели создать мощную экономическую базу, которая обеспечила победу. В короткое время народное хозяйство СССР было переориентировано на потребности фронта.
- Скажите, о чём мы с вами сегодня говорили? Как дети помогали взрослым в тылу? Что означает «ковать победу»?
Конспект непосредственно образовательного мероприятия
«Оружие победы»
Задачи: Продолжать знакомить детей с героическим прошлым русского народа. Познакомить детей с военной техникой и вооружением тех лет. Поддерживать познавательный интерес к истории своей страны. Воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к её судьбе. Обогащать лексический словарь детей.
Материал: картинки, фотографии, аудиозаписи, отражающие тематику занятия.
Ход: - Мы продолжаем разговор о Великой Отечественной войне. Сегодня, мы поговорим о военной технике. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны располагал грозным и эффективным оружием. Некоторые образцы, например бомбардировщик Пе – 2, прошли все 1418 дней войны, другие, как тяжёлый танк ИС – 2, были созданы с учётом конкретных боевых задач и фронтового опыта. Лучшие конструкторы и инженеры, миллионы рабочих на оборонных заводах каждую пушку и каждую винтовку делали с верой в будущую победу.
- Дети, кто знает, какое оружие использовали в годы войны? (ответы детей)
- Сейчас, я вам более подробно расскажу про военную технику того времени.
Танки – эти стальные машины играли огромную роль. Гусеницы танков могли пройти где угодно. Толстую броню пробить было очень трудно, а пушки стреляли без промаха. В войне было немало сражений, которые проходили с участием одних только танков. Поэтому каждая сторона стремилась иметь как можно больше этих машин.
Танки подразделялись на три вида: лёгкие, средние и тяжёлые. Лёгкие танки были представлены серией БТ (быстроходные танки). Помимо них были ещё и плавающие танки, имеющие лёгкую броню и лопастный винт для передвижения под водой. Они использовались в основном в разведывательных целях.
Вплоть до 9 мая 1945 года настоящей грозой фашистов оставались средние танки – Т-28 и знаменитый Т-34, созданный под руководством Михаила Ильича Кошкина. Уникальность этого танка заключалось в его подвижности, толщине брони и мощности пушки. Кроме того, он был дёшев и прост в производстве. Наладить производство этого танка можно было практически на любом машиностроительном производстве. Высокая скорость и замечательные боевые характеристики сделали его самым массовым советским танком. Он сыграл решающую роль в победе.
Тяжёлый танк ИС-2 был самым мощным советским танком нашей страны. «Тиграм» (немецким танкам) даже было приказано не вступать в бой с этим танком, так как исход поединка был заранее предрешён. Экипаж танка состоял из 4-5 человек. В его состав входил механик-водитель, который управлял танком, радиотелеграфист-пулемётчик, который прицеливался и стрелял, командир танка, который руководил боем, и командир башни.
Бронетранспортёры были хорошей и надёжной опорой для пехоты. На них доставлялись снаряды на поле боя. Вывозили раненых под непрерывным огнём врага. Не только танки и бронетранспортёры принимали участие в боях, а и артиллерийские орудия.
Артиллерия – это бог войны. Без пушек мы бы не победили врага. На вооружении нашей армии была знаменитая ЗИС-3. Её было выпущено больше всего за годы войны. Пушка могла справиться и с живой силой, и с техникой врага.
Зенитная пушка 37-мм, которая могла справиться с низколетящими самолётами. В начале войны её использовали и против танков.
Гаубица-пушка МЛ-20 поражала дальние объекты. В этом было её превосходство.
ЗИС-2 – противотанковая пушка. На её счету немало поражённых танков противника. Она справлялась даже с тяжёлыми танками, пробивая насквозь их броню.
Использовалась зенитная пушка 85-мм не только на фронте, успешно расправляясь с «Тиграми», но и для обороны укреплений и транспортных узлов.
Противотанковая пушка 45-мм, «сорокапятка», могла разгромить любые танки противника, и также была незаменима в бою.
- Дети, а вы знаете, как называют Вторую мировую войну? (ответы детей)
- Вторую мировую войну называли «войной машин». Наши конструкторы постарались, разработав немало новых видов оружия и техники, которые в конечном итоге и привели нас к победе.
Ещё одним символом победы стали легендарные «катюши» - реактивные минометы. Работа над ними была закончена в годы войны. В них зенитное орудие располагалось на базе грузового автомобиля. Они могли быстро передвигаться. Гитлеровцы приходили в ужас от их мощных залпов. «Катюши» заставляли фашистов отходить назад под градом ударов, не оставляя возможности для наступления.
- Вторая мировая война стала войной моторов. С нашей стороны немецким самолётам противостояли истребители И-16, которые ласково назывались «ишачками», МиГ-3, пикирующие бомбардировщики Пе-2 – «пешки», штурмовики Ил-2. Был самолёт-разведчик Р-2, транспортировщики-бомбардировщики Ли-2 и Ще-2, бомбардировщики ДБ-3, СБ, Ил-4, а ещё простой и безопасный, но тем не менее нагонявший ужас на противника лёгкий У-2. Эти самолёты участвовали в сражениях на всех фронтах.
- Скажите, о чём мы с вами сегодня говорили? Какие виды техники вы знаете? Что такое тяжёлая военная техника? Что такое артиллерия? Как называли вторую мировую войну?
Конспект непосредственно образовательного мероприятия
«Награды победы»
Задачи: Продолжать знакомить детей с героическим прошлым русского народа. Познакомить детей с орденами и медалями Великой Отечественной войны. Поддерживать познавательный интерес к истории своей страны. Воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к её судьбе. Обогащать лексический словарь детей.
Материал: картинки, фотографии, аудиозаписи, отражающие тематику занятия.
Ход: - Мы продолжаем разговор о Великой Отечественной войне. Сегодня, мы поговорим о наградах. В годы Великой Отечественной войны людям, отличившимся в бою, командование вручало награды – ордена и медали. Ордена и медали могли быть вручены за то, что боец , находясь в загоревшемся танке, продолжал выполнять боевую задачу; за то, что в бою вывел из строя не менее двух танков или трёх самолётов противника; за то, что солдат первым ворвался на территорию противника и личной храбростью помог успеху общего дела; захватил в плен вражеского офицера. Среди награждённых было много разведчиков, которые в ночных походах уничтожали склады противников с военным имуществом. Ценой собственной жизни добывали ценные сведения, спасая тем самым жизни многим людям. Над созданием орденов и медалей работали лучшие художники страны того времени. Они с помощью символов показывали, за что именно было вручена та или иная медаль владельцу.
Медаль – «За отвагу» очень ценилась фронтовиками и была утверждена ещё до войны. Тогда ею было награждено 26 тысяч человек. Во время Великой Отечественной было вручено 4 миллиона медалей. Ещё до войны была утверждена медаль «За боевые заслуги».
Появились и новые медали. Их было 25 За оборону Ленинграда, Севастополя, Одессы, Сталинграда.
Когда осенью1941 года враг стоял на подступах к Москве и положение было тяжелейшим, художник Николай Иванович Москалёв работал над созданием медали «За оборону Москвы». Когда его спрашивали, есть ли в этом смысл, Москалёв отвечал: «Это временные трудности. Вот увидите, у ворот Москвы Красная Армия непременно перебьёт врагу хребет, и тогда новые, заслуженные в боях награды будут сиять на груди наших воинов».
В 1944 году были созданы медали «За оборону Кавказа», «За оборону Москвы», «За оборону Советского Заполярья». Все они предназначались для участников героических оборонительных сражений.
Появилась медаль «Партизану Отечественной войны» в двух степенях. Это одна из самых ценимых и немногочисленных по количеству награждений боевых наград.
Также в марте 1944 года появились ордена и медали Нахимова и Ушакова, которых удостаивались военные моряки.
Уже после окончания войны была учреждена медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»
В годы войны был утверждён орден Великой Отечественной войны, он имел несколько степеней.
2-й степенью награждался артиллерист, который лично уничтожил 1 средний (тяжёлый) или 2 лёгких танка. За уничтожение большего числа вражеской техники артиллерист награждался орденом 1-й степени.
Орден Славы. Им награждался тот, кто из личного оружия меткой стрельбой уничтожил от 10 до 50 солдат и офицеров противника, или уничтожил ручными гранатами на поле боя или в тылу противника от одного до трёх танков, либо лично захватил в плен вражеского офицера.
Ещё орден Славы мог получить, например, тот, кто первым ворвался в расположение противника; кто в бою спас знамя своей части или захватил вражеское; кто, рискуя жизнью, спас в сражении командира.
Военачальников тоже награждали орденами. Награды были названы в честь наших прославленных полководцев и адмиралов: «Орден Кутузова», «Орден Суворова», «Орден Александра Невского», «Орден Ушакова», «Орден Нахимова».
Был учреждён орден «Победа», высшая военная награда СССР, которого удостоились всего 17 кавалеров. Им награждались лица высшего командного состава Красной Армии за успешное проведение боевых операций, в результате которых менялась обстановка в пользу советских войск. Орден изготавливался из платины, золота, серебра, рубинов и бриллиантов. Его производство было поручено мастерам Московской ювелирно – часовой фабрики.
Это единственная советская награда, которая была создана не на монетном дворе.
Орден «Победа» под номером 1 получил командующий 1-м Украинским фронтом Георгий Жуков, под номером 2 – начальник Генштаба Александр Василевский, под номером 3 – Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин.
- Скажите, о чём мы с вами сегодня говорили? Какие награды военных лет вы знаете? За что командование вручало людям награды – ордена и медали?
Конспект непосредственно образовательного мероприятия
«Музыка войны»
Задачи: Продолжать знакомить детей с героическим прошлым русского народа. Рассказать какую роль играла музыка в годы войны. Познакомить детей с музыкальными произведениями и песнями тех лет. Воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к её судьбе. Обогащать лексический словарь детей.
Материал: картинки, фотографии, аудиозаписи, отражающие тематику занятия.
Ход: - Мы продолжаем разговор о Великой Отечественной войне. Сегодня поговорим о музыке, которая вдохновляла бойцов.
- Итак, как вы думаете, что придавало сил людям во время войны выдерживать те тяжёлые испытания, которые она принесла? (Ответы детей)
Кроме силы духа, стремления защищать родную землю и веры в победу, буквально всем – и бойцам на фронте, и тем, кто ждал их с полей войны, - поднимала настроение музыка. Она и вела солдат в бой, давая силы сражаться с грозным врагом, и утешала в минуты печали, и поднимала настроение в минуты отдыха. Во время войны родилось много песен, которые не только были любимы тогда, но и звучат до сих пор. Это были песни, которые помогали бойцам собрать силы и выиграть последний бой. Песни, которые напоминали о родных и близких, ради которых надо было выжить.
«Когда на смерть идут – поют», - писал поэт-фронтовик Семён Гудзенко в 1942 году.
Песня – торжественная, как «Священная война», или нежная, как «Бьётся в тесной печурке огонь», - помогала солдатам верить в победу, поддерживала перед боем и после него, напоминала о доме. В окопах, землянках, больничных палатах – солдаты пели.
Сегодня мы с вами тоже послушаем эти песни и попробуем понять и почувствовать настроение людей, слушавших их.
Начнём мы с песни, которая полюбилась миллионам людей, как только прозвучала в первый раз. Её сочинил Никита Богословский на слова поэта Владимира Агатова для кинофильма «Два бойца». Там был эпизод написания солдатом письма, который никак не получался. Тогда-то по предложению режиссёра и была написана эта песня и включена в фильм. Этот момент фильма стал одним из самых запоминающихся, а песня зазвучала и в землянках, и на кораблях, её исполняли и до сих пор исполняют на концертах, и по-прежнему она трогает сердца слушателей.
Звучит аудиозапись песни «Тёмная ночь»(муз. Н. Богословского, сл. Агатова)
Вы знаете, ребята, когда записывали эту песню на пластинку, то первый образец был испорчен слезами работницы, которая заплакала, слушая её. Только со второго раза получилась запись на пластинке.
Теперь мы прослушаем другую песню, которая тоже была создана по заказу, но уже не режиссёра, а по расположению командующего Сталинградским фронтом, Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского. Зачем ему было нужно, спросите вы, разве у маршала не было других забот? Оказывается, эта песня должна была выполнить настоящую задачу: готовилось наступление на врага в Курском сражении, а немцев надо было убедить в том, что серьёзных военных действий не готовится. Вот композитор Марк Фрадкин и поэт Евгений Долматовский и написали песню, которую мы сейчас послушаем. Она называется «Случайный вальс».
Звучит аудиозапись песни «Случайный вальс».
Следующая песня, которую мы будем слушать, называется «Три танкиста», и была создана она ещё до войны. Она тоже прозвучала в фильме, где рассказывалось о друзьях, которым пришлось служить на границе и на своём танке воевать с врагом на Дальнем Востоке. Песня родилась быстро, потому что её слова, которые сочинил поэт Борис Ласкин, очень понравились композиторам, братьям Покрасс, и они легко сочинили к ним мелодию.
Звучит аудиозапись песни «Три танкиста».
Эту песню очень полюбили, её можно было услышать всюду. Её пели с особым чувством и в дни Великой Отечественной войны, в короткие и редкие минуты солдатских привалов.
Свои песни были не только у танкистов. Есть любимая песня и у моряков, которым приходилось покидать родные берега. Называется она «Вечер на рейде», а написал её живший в Ленинграде композитор В. П. Соловьёв-Седой в содружестве с поэтом А. Д. Чуркиным. Родилась эта песня в необычных обстоятельствах. Вот как рассказывает об этом поэт, которому вместе с Соловьёвым-Седым пришлось работать во время войны в порту: «Волны чуть слышно плескались о морскую гальку. Залив был окутан, синей дымкой. Невдалеке на рейде стоял корабль. С него доносилась тихая музыка – там кто-то играл на баяне… Соловьёв-Седой сидел молчаливый и задумчивый. Когда мы отправились домой, он сказал: «Замечательный вечер. Стоит песни». Видимо, у него уже зародилась мелодия, и, как впоследствии вспоминал сам композитор, находясь на берегу залива, он думал о моряках, которые отдают свою жизнь, защищая морские подступы к нашему городу, и его охватывало горячее желание выразить в музыке их настроение и чувства.
Послушаем эту песню, чтобы и нам проникнуться этими настроениями.
Звучит аудиозапись песни «Вечер на рейде».
Сначала эта песня считалась недостаточно бодрой и боевой и её не включали для исполнения на радио. Но однажды во время встречи Соловьёва-Седова с бойцами на калининградском фронте он её исполнил. Вот, что рассказывает сам композитор: «Бойцы в землянке, а их было немного, человек тридцать – сорок, со второго куплета начали мне подпевать. И я почувствовал, что песня понравилась, что она дошла до сердец и имеет право на жизнь… С этого дня песня, как по беспроволочному телеграфу, передавалась из уст в уста, с одного фронта на другой. А когда она прозвучала в эфире, её запела вся страна. Пели моряки и пехотинцы, лётчики и артиллеристы, пели защитники Севастополя по листовке, изданной в осаждённом фашистами городе. Проникла она сквозь вражеское кольцо на место своего рождения – в Ленинград. И не было, кажется, дня, когда её мелодия не звучала по радио в заблокированном городе».
И закончим наш разговор песней, которой, как и уже прослушанными нами, было суждено редкое долголетие. Она называется «В лесу прифронтовом», а написана композитором М. Блантером на слова поэта Михаила Исаковского. Как она родилась? Исаковский отвечал на этот вопрос так: «Стихи написаны на Каме, в городе Чистополе, когда шёл второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только, что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь.. Послал стихи старому товарищу, композитору Матвею Блантеру, спустя несколько месяцев услышал по радио, как песня исполняется». Послушайте её.
Звучит аудиозапись песни «В лесу прифронтовом».
- Скажите, что она вам напоминает? Какой танцевальный жанр?
Вы правы, дети, композитор избрал для своей песни ритм вальса, потому что вальс созвучен биению человеческого сердца, напоминает о родном доме и мирной жизни. Сам композитор говорит об этом так: «В лирических песнях, которые мы написали во время войны, хотелось дать возможность солдату «пообщаться» с близкими, высказать сокровенные думы свои, высказать их подруге, невесте, жене, находившимся где-то за тридевять земель, в далёком тылу».
Песни войны напоминали каждому о его милой родине и вдохновляли на борьбу с жестоким врагом. - Скажите, о чём мы с вами сегодня говорили? О каких песнях шла речь сегодня?
Конспект непосредственно образовательного мероприятия
«Парад Победы»
Задачи: Формировать ценностные ориентации детей, связанные с героической историей страны. Рассказать детям о празднике день Победы, объяснить, что она значила для нашей страны. Воспитывать уважение к старшему поколению, к ветеранам. Развивать речь, продолжить работу по обогащению словарного запаса. Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к истории России.
Ход:
Наши прадеды и деды
Принесли стране победу,
Праздник радостный, огромный –
Это праздник всенародный!
- По пути к Великой Победе российского народа были и поражения в битвах и много важных побед, событий. Одним из основных событий является подписание акта о безоговорочной капитуляции между фашистской Германией и странами-победителями (Великобританией, Советским Союзом, Соединенными Штатами Америки и Францией).
Это произошло 9 мая 1945 года в столице побежденной Германии — Берлине. С этого дня всему миру стало известно, что фашистская Германия полностью разгромлена.
Каждый год 9 мая люди торжественно отмечают эту дату. В нашей стране 9 мая является государственным праздником, который посвящен Дню Победы. В этот день люди не работают, а поздравляют ветеранов войны и празднуют.
Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен, и Германия подписала акт безоговорочной капитуляции. 9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!
На войне воевали в основном мужчины, а те, кто не мог пойти на фронт, - матери и сёстры воинов, даже пожилые люди и подростки – почти без отдыха трудились на заводах и полях.
В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны.
Александр Матросов пожертвовал жизнью, закрыв собой амбразуру вражеского дота. Александр Матросов спас жизнь своим боевым товарищам. Юная партизанка Зоя Космодемьянская была зверски замучена фашистами, но не выдала своих боевых товарищей.
Героев Великой Отечественной войны много. Но имена многих тысяч солдат, совершивших подвиги и отдавших жизнь за Родину, остались, к сожалению, неизвестными. Чтобы сохранить народную память о них, во многих городах, где велись ожесточенные бои, есть могилы Неизвестного солдата, мемориалы и памятники... Возле них горит «вечный огонь», к ним возлагают цветы те, чью мирную жизнь они отстояли в боях.
Великой войны победу
Мы не должны забывать!
В боях отстояли деды
Священную Родину-мать
Она посыла на битвы
Лучших своих сыновей.
Она помогала молитвой
И праведной верой своей.
В великой войне победу
Мы не должны забывать,
Для нас отстояли деды
И жизнь, и Родину-мать!
9 мая 1945 года в Москве прошел первый парад Победы. Тысячи людей с букетами цветов вышли на улицы столицы. Люди смеялись, плакали, незнакомые обнимали друг друга. Это, в самом деле, был праздник всего народа «со слезами на глазах»! Все радовались величайшей победе над врагом и оплакивали погибших.
По улицам столицы стройными рядами шли воины-победители. Они несли на Красную площадь знамена поверженного врага и бросали их на брусчатку древней площади. Женщины, дети, молодежь и пожилые люди со слезами радости встречали отважных бойцов, дарили им цветы, обнимали, поздравляли с победой.
В этот день на Красной площади столицы состоялся торжественный парад войск, а вечером небо над Москвой вспыхнуло яркими огнями победного салюта.
С тех пор праздник Победы — 9 мая — стал поистине всенародным торжеством! Улицы столицы расцветают улыбками радости, пышными букетами цветов и яркими шарами, звучит торжественная музыка.
В памятных местах столицы — на Поклонной горе, у могилы Неизвестного солдата, на площади перед Большим театром собираются ветераны-фронтовики. Их груди украшены орденами и медалями, полученными за подвиги в Великой Отечественной войне. Они делятся с нами, своими благодарными потомками, рассказами о лихой военной поре, встречаются со своими боевыми друзьями. Торжества проходят во всех городах России!
Идут годы. Живых участников войны остается все меньше и меньше. Будем благодарны им за то, что они победили в жестокой схватке с врагом, отстояли для нас родную землю и мирную жизнь. Будем достойны своих дедов и прадедов!
- Скажите, о чём мы с вами сегодня говорили? Когда мы празднуем День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне? Как отмечается День Победы в нашей стране?