Автор: Добровольская Татьяна Аркадьевна
Страна: Российская Федерация
Город: Ярославская область Рыбинский район п.Судоверфь
Организация: МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников п. Судоверфь «Солнышко»
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

Проект «Этих дней не смолкнет слава»

 

Введение

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Патриотизм – сложное человеческое чувство. Это любовь к родным и близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. Почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.  Также еще до школы необходимо сформировать у детей первоначальные достоверные представление об истории нашей Родины, интерес к ее изучению в будущем. 

Россия – государство с многовековой историей. Красота русской природы и ее богатство всегда требовали защиты и подвига. Образ Родины закладывается в человеке с самого детства и сохраняется на всю жизнь. Мы педагоги должны помочь детям увидеть нашу Отчизну и почувствовать себя частью России.

Лауреат I всероссийского конкурса «Растим патриотов России» известный педагог В. Н. Вишневская отмечает: «Весьма важно, чтобы патриотические чувства, душевные отклики на жизнь углублялись, обогащались поэзией, музыкой, живописью, обогащая ум и сердце, сохраняясь надолго, возможно на всю жизнь».

Мы педагоги поставили перед собой задачи воспитания любви к Отечеству, преданности ему. Дети должны стремиться своими действиями служить интересам Родины. У детей формируются воля, выносливость, смелость, познание традиций, поэтическое мировосприятие, изучение трудовых и боевых подвигов.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Проходят десятилетия, меняется мир, становится другой жизнь детей и взрослых, но неизменным остаётся то, что всех нас объединяет, - это наша Родина. Граждане нашей страны, каждая российская семья с благодарностью чтят память о тех, кто отстоял свободу, честь и независимость нашей Родины в Великой Отечественной войне. 

Что знают наши дети о Великой Отечественной войне? О том, как мужественно бились наши бойцы на фронте, где произошли главные сражения и что пришлось перенести нашему народу, чтобы освободить от фашистских нелюдей нашу землю и весь остальной мир?

Нельзя воспитывать настоящего человека, забывая историю, историю своей страны. Не зная своего прошлого, мы не сможем достойно вырастить новое поколение.

Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Великой Отечественной войны уже тремя поколениями. К сожалению, всё меньше тех, кто был непосредственным очевидцем и участником далёких военных событий. Поэтому становится особенно ценным опыт общения с ними, трансляторами живого знания об истории Отечества. Необходимо обобщать положительный опыт формирования у детей и их молодых родителей ценностного отношения к сохранению памяти о Великой Отечественной войне, опыт по поддержке у детей позитивных переживаний, связанных с нашей Великой Победой 1945 года. 

Надо пробуждать у детей с дошкольного возраста чувство гордости за своё Отечество, восхищения мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину. В дальнейшем, в школьные годы, дети будут более осмысленно постигать историческое значение Победы нашего народа во Второй мировой войне.

Актуальность проекта  2020 год – это год 75- ой годовщины со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

Страшные годы Великой Отечественной войны отходят все дальше и дальше. Все меньше остается участников и очевидцев того события. Современные дети знают о том, что такое война, по «звездным войнам», суперменам и космическим «рейнджерам» из мультфильмов, кинобоевиков и компьютерных игр. Война для них – забавное шоу, приключение, игра. Однако о войне нужно говорить серьезно, с позиций гуманистических ценностей.

Дети в дошкольном возрасте плохо ориентируются в истории нашей страны, у детей не сформированы такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия, Отечество, малая родина, но ребенок по своей природе обладает достаточной чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно.  Мы, взрослые, должны использовать эту особенность при ознакомлении дошкольников с фактами истории нашей Родины, в частности с подвигом народа в Великой Отечественной войне.

 Равнодушное отношение к близким людям, товарищам, недостаток сочувствия и сострадания к  чужому горю.

Недостаточно сформирована система  работы с родителями по проблеме нравственного и героико-патриотического воспитания в семье.

Поэтому и возникает необходимость в такой работе, которая поможет нашим детям проникнуться тем временем, теми впечатлениями и переживаниями. Очень важно систематизировать знания детей о праздновании дня Победы, поведать в полной мере о страданиях людей того времени, который пережили все тяготы войны. Грамотно донести суть происходившего во времена ВОВ и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма.

Новизна проекта: реализация проекта «Этих дней не смолкнет слава» выражена через: создание виртуального музея, в котором разработаны экскурсии по городу  Волгограду: экскурсия «Город на Волге», «Мамаев курган», «Экскурсия по Центральной набережной», «Южные врата города». Экскурсоводами могут быть не только педагоги, но и дети.

Разработка и проведение квест игр по темам экскурсий.

Создание военно – патриотического уголка «Этих дней не смолкнет слава».

Создание семейных проектов на военную тематику и выступление детей с данным проектом.

Вид проекта: 

- познавательный, 

- информационный

Продолжительность

Проект рассчитан на 1год

Участники проекта: 

  • дети подготовительной группы, 
  • родители, 
  • педагоги  ДОУ.

 

Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста духовно-патриотических, культурно-нравственных чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы.

Задачи проекта:

  1. Пробудить у детей интерес к военной истории своего Отечества, пробуждать желание изучать историческое прошлое России.
  2. Познакомить с героями Великой Отечественной войны, боевыми наградами героев.
  3. Развивать словарь по теме Великой Отечественной войны.
  4. Изучить с детьми военные песни, стихи, прочитать рассказы.
  5. Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою семью, народ, победивший врага.
  6. Организовать сотрудничество с родителями в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
  7. Формировать представление о недопустимости повторения войны, чувство гордости за Родину, наш народ.
  8. Воспитывать гордость и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
  9. Развивать коммуникативную и интеллектуальную компетентность детей.

Принципы  проекта:

1. Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.

2. Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.

3. Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

4. Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, библиотекой, художественным музеем, сочетание разных видов деятельности.

5. Принцип наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.

 

Методические приёмы проекта:

1. Соединение познавательного содержания с продуктивной творческой деятельностью детей. Получая новую информацию, дети имеют возможность не только осмыслить её в ходе обсуждения на занятии, но и пережить через продуктивную деятельность: рисование, лепка, конструирование, ручной труд.

2. Опора на работу с художественной литературой. Поскольку речь идёт о системах ценностей и идеалов, значительная, ведущая роль принадлежит в этом процессе тем формам, которые связаны с использованием слова, языка.  Это художественная литература.

Только совокупность разных методов и форм может дать результат. Необходимость заинтересовать дошкольников, чтобы у них появилось желание как можно глубже познать тему, соприкоснуться с ней лично, мечтать попробовать себя в данной области человеческой деятельности.

 

Методические рекомендации для педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников  

Тема войны непростая для детского понимания.

Возникает вопрос надо ли нынешних детей приобщать к памяти о военной истории? Ответом на этот вопрос будут известные слова В.А. Сухомлинского о том, что высокие чувства преклонения перед памятью о тех, кто отдал за Родину жизнь, не возникают в сердцах детей сами по себе, их надо пробуждать. «Нельзя облагородить детское сердце, если оно не прочувствовало, не пережило величайшего горя нашей Родины – горя утраты миллионов жизней, горя страшных мучений, пожаров и разрушений – всего того, о чём наш народ не может ни забыть, ни простить фашистам. Радость бытия не должна  быть безмятежной». [9]

Воспитывать в детях гражданина страны невозможно в отрыве от её истории, в том числе и героической военной истории.

Так, Л.Ф. Островская рекомендует в работе с дошкольниками придавать особое значение «рождающемуся чувству истории» у маленького ребёнка, подчёркивая, что без знания героической истории Отечества невозможно пробудить интерес детей к Родине, заложить начала патриотических чувств[8]. Надо помочь ребёнку осознать, что в Великой Отечественной войне солдаты вместе со всем народом сумели победить врага  и отстоять своё право жить свободно и независимо. Изучение фактов, связанных с прошлым страны, изложенных в понятной детям форме даёт им возможность сравнить то, что есть, с тем, что было, и приближает их к пониманию исторического значения Победы нашего народа во Второй мировой войне. 

В процессе знакомства дошкольников с темой войны в доступных для их возраста пределах важно формировать у детей отношение к войне как к трагедии и горю для людей и одновременно с этим необходимость воспитания чувства восхищения мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину. Дети должны учиться переживать свою сопричастность с далёкими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за своё Отечество.

Надо разумно дозируя правду о войне, помогать дошкольникам понять её трагический смысл, почувствовать ценность человеческой жизни, пробудить милосердие и сострадание к людям, испытавшим огромные лишения, потери и беды, которые несёт война. Работая с детьми дошкольного возраста, надо помнить о сохранении чувства меры в изображении действительности военного времени, ибо для взращивания в сердцах малолетних детей чувства патриотизма и гражданственности, важнее всего учиться смотреть с оптимизмом на жизнь, её прошлое и будущее.

Тема войны: как и о чем, рассказывать детям дошкольного возраста.

Подрастающее поколение уже с дошкольного возраста вправе знать о фронтовиках, людях старшего поколения, о своих прадедах и дедах, о том, как они отстояли эту Победу, как громили фашистов на фронтах, как отважно сражались в партизанских отрядах, бессменно трудились в госпиталях, на фабриках и заводах. 

Тема у войны не женское лицо раскрывает деятельность женщин, их ратный и трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны.

Детям даётся информация о том, что чаще всего женщины на фронте и в тылу были медицинскими работниками – врачами, медсёстрами и санитарками. Они выносили раненых с поля боя, лечили их в госпиталях, поднимали настроение шуткой и добрым ласковым словом, что помогало раненым солдатам быстрее выздороветь. Кроме того, женщины во время войны были снайперами, разведчицами, артиллеристами и даже танкистами. Они охраняли минные поля, аэродромы, помогали на военных кухнях поварам, стирали солдатское бельё, выполняли другую работу фронтового обслуживающего персонала. Всё это может служить сюжетом к ролевым играм. Через участие в ролевой игре детям может стать чуть ближе атмосфера жизни их прадедушек и прабабушек во время войны. 

В сюжет можно включить игровую линию про жизнь людей в тылу. Женщины, пожилые люди, подростки беззаветно работали на нужды обороны на трудовом фронте, одухотворённые желанием защитить свою Родину. Они заменили ушедших на фронт мужчин. Они участвовали в строительстве бомбоубежищ, рыли траншеи и ставили оборонительные сооружения, оказывая тем самым большую помощь армии.

С дошкольниками можно поговорить о жизни детей в период военного лихолетья. Можно рассказать о буднях и радостях детей военного поколения. Они тоже любили играть и беспечно веселиться, их игры были менее увлекательны, чем у нынешних детей, но они не оставались в стороне от забот взрослых. Литературные источники помогут рассказать детям о героизме маленьких защитников Родины; о тимуровском движении, сборе металлолома, макулатуры для нужд фронта; о пионерах-героях. 

Полезно обратить внимание детей на тяжёлые условия жизни прадедушек и прабабушек в военное время. Война обездолила огромное количество маленьких граждан страны – многих лишила родителей и отчего дома. Условия войны, скудное питание сказались на состоянии здоровья и самочувствии детей военного времени. Живой эмоциональный рассказ о том, как приспосабливались дети к военной обстановке, способен вызвать у сегодняшних мальчишек и девчонок отклик и сопереживание. 

Целесообразно рассказать детям о патриотическом настрое молодёжи того далёкого времени. Следует подбирать такие слова, которые помогут маленькому ребёнку эмоционально воспринять и почувствовать искреннюю любовь к Родине, переполнявшую сердца миллионов юношей и девушек. Они шли в военкоматы, чтобы стать добровольцами, встать в ряды Красной армии и отправиться на фронт защищать страну. 

Может вызвать интерес детей рассказ о простых людях военного времени, беззаветно любящих свою Родину и мужественно преодолевающих будни военных лет. С помощью взрослого дети могут узнать о героизме и самоотверженном труде простых людей и целых коллективов заводов, фабрик. 

Наглядна и потому более понятна детям тема послевоенной жизни ветеранов войны и трудового тыла, особенно на примерах людей из их ближайшего семейного окружения. Можно рассказать детям о том, как после войны на День Победы 9 Мая встречаются однополчане разных фронтов. Личные семейные архивы могут стать наглядным средством приобщения детей к истории военного прошлого. 

Основные периоды Великой Отечественной войны

Первый период (22 июня 1941г.- 18 ноября 1942г.) – от начала войны до начала наступления советских войск под Сталинградом. Это был самый тяжёлый для страны период. Основные усилия немецко-фашистских войск осенью 1941 г. были направлены на захват Москвы. Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941г. по 20 апреля 1942 г.  5-6 декабря 1941 г. Красная Армия перешла в наступление, фронт обороны противника был прорван. Фашистские войска были отброшены от Москвы на – 100 – 250 км. План захвата Москвы провалился, молниеносная война на востоке не состоялась. 

Второй период (19 ноября 1942г. – конец 1943г.) – коренной перелом в войне. Измотав и обескровив противника в оборонительных сражениях, 19 ноября1942 г. войска Красой Армии перешли в контрнаступление, окружив под Сталинградом 22 фашистские дивизии численностью более 300 тыс. человек; 2 февраля 1943 г. эта группировка была ликвидирована. В это же время вражеские войска были изгнаны с Северного Кавказа. К лету 1943 г. положение на фронтах стабилизировалось.

Третий период (конец 1943 г. – 8 мая 1945г.) – завершающий период Великой Отечественной войны. Вся территория страны была полностью освобождена от фашистских оккупантов. Советский Союз пришёл на помощь народам Европы: Красная Армия освободила Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Югославию, с боями пробилась до Норвегии. Войска вышли к Одеру (60 км от Берлина). 25 апреля 1945г. произошла историческая встреча наших войск с американскими и английскими войсками на Эльбе, в районе Торгау.

Бои в Берлине носили исключительно ожесточённый и упорный характер, 30 апреля было водружено знамя Победы над рейхстагом, а 8 мая состоялось подписание акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. 9 мая стал Днём Победы. 24 июня 1945 г. в Москве на Красной площади состоялся Парад Победы.

  1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война: с 22июня 1941 года по 9 мая 1945 года. Каждый час, каждая минута войны вмещали в себя чьи-то жизнь, смерть, героизм и жертвенность. На пути врага могучими бастионами вставали города, в которых шла борьба за каждую пядь земли, это сопротивление измотало и обескровило силы врага. 9 мая 1945 года – великий праздник в нашей стране и во всём мире. Никто не забыт и ничто не забыто!

Ресурсное обеспечение

1. Обеспечение материально-технических условий (оформление уголка боевой славы).

2. Подборка художественной литературы  - рассказов, стихотворений, пословиц и поговорок о войне, празднике 9 Мая. 

3. Подборка наглядно-дидактического материала (иллюстрации, фотографии, репродукции).

3. Подготовка материала для продуктивной деятельности.

4. Подборка  песен военных лет, дидактических игр, физкультурных минуток.

5. Подборка  презентаций. 

Этапы проекта:

1. Подготовительный.

Цель: самосовершенствование по данной теме.

  • Составление перспективного плана по реализации проекта.
  • Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей.
  • Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы.
  • Оформление патриотического уголка на тему «Этих дней не смолкнет слава» (приложение 1)

2.  Основной

Цель: реализация проекта в образовательную практику.

  • Разработка конспектов занятий, сценария праздника.
  • Проведение совместных мероприятий с родителями, с ветеранами, тружениками тыла.
  • Посещение детской библиотеки, музея.
  • Участие в конкурсе рисунков «Салют Победы»
  • Оформление альбома «Дети - герои», «Города-герои»
  • Создание презентаций к тематическим занятиям и беседам.

3. Заключительный.

Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта.

  • Определение дальнейших перспектив.
  • Творческий отчет (итоговое тематическое мероприятие)
  • Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта.

Реализация проекта 

Основные направления проекта (приложение  2):   

  • Социально-коммуникативное развитие: познавательные беседы, экскурсии в музеи, рассматривание альбомов;
  • Познавательно-речевое: образовательные мероприятия, использование стихов, загадок, пословиц; 
  • Художественно-творческая деятельность: рассматривание иллюстраций, картин на военную тематику, выставки;
  • Продуктивная деятельность: рисование, лепка, ручной труд, аппликация;
  • Музыкальная деятельность: развлечения, праздники;
  • Физическое развитие: подвижные игры.

Доминирующие формы педагогической работы с детьми (приложения  3,4):

  • Образовательные мероприятия
  • Познавательные беседы
  • Тематические досуги, праздники, развлечения
  • Творческие задания
  • Игровая деятельность детей
  • Посещение музея 

Работа с родителями предполагает (приложение  5):

  • Организацию консультативной работы для родителей по вопросам патриотического развития детей старшего дошкольного возраста;
  • Проведение консультаций для родителей: «Знакомьте ребёнка с военной историей своей семьи» (приложение 6), «Помогите ребёнку стать хранителем памяти о подвигах своих дедов и прадедов» (приложение 7)
  • Привлечение родителей к участию семейных проектов, готовясь к которым они вмести с детьми узнают, какие военные истории сохранились в семье о родных и близких;
  • Организацию совместных мероприятий, собраний, посиделок.
  • Изготовление родителями атрибутов по данной теме(приложение 8)

При изучении духовно-нравственного воспитания важно эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Побуждая детей к переживанию своей сопричастности с далёкими событиями истории, взрослые помогают детям учиться уважительно относиться к старшему поколению, ныне живущим ветеранам войны и труда, ценить их верность боевым и трудовым традициям. Усилия педагогов и родителей помогают сохранить в сердцах детей светлую память и уважение к героической истории своей семьи и всей страны, чтобы они, в сою очередь, передали их следующим поколениям.

Мероприятия по реализации проекта:

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Загадывание загадок.

2. Составление рассказов по теме.

3. Заучивание стихотворений.

4. Пословицы и поговорки о героизме, славе, смелости.

Образовательная область  «Познавательное развитие»

Конспект непосредственно образовательного мероприятия «Вставай страна огромная» 

Беседа «Как спасались от войны» (приложение 9)

Конспект непосредственно образовательного мероприятия «Детство, опалённое войной»

Беседа «Советская школа в годы войны»  (приложение 10)

Конспект непосредственно образовательного мероприятия «Города – герои»  

 Беседа «Совинформбюро» (приложение 11)

Беседа «Брестская крепость – бессмертный гарнизон» (приложение 12)

Конспект непосредственно образовательного мероприятия «Блокада Ленинграда» 

Беседа «Военно – полевая почта» (приложение 13)

Конспект непосредственно образовательного мероприятия «Мы не дрогнем в бою за столицу свою» 

Беседа «Средства связи в Красной Армии»  (приложение 14)

Беседа «Самоотверженный труд советского народа» (приложение 15)

Беседа «Разведка – глаза и уши командира!» (приложение 16)

Квест игра «Найди георгиевскую ленту» (приложение 17) 

Образовательная область  «Художественно – эстетическое развитие»

1.  Рисование «Военная техника» (приложение 18), «Солдат на посту» (приложение  19),  «Портрет героя»

2.  Лепка «Самолёт»

3.  Аппликация «Праздничный салют»

4.  Ручной труд «Танк»

5.  Конструирование из бумаги  изготовление письма «Треуголка»

6.  Рассматривание репродукций, плакатов на военную тему.

Образовательная  область  «Социально – коммуникативное развитие»

Дидактические игры (приложение  20):

- «Будь внимательным»

- «Чей отряд быстрее посадит свои самолеты»

- «Донесение»

-  «Стройся»

- «Саперы»

- «Опасная разведка»

- «Помоги раненому» 

Сюжетно – ролевые игры:

- «Разведчики»

-  «Военный госпиталь»

- «Военная база» (приложение  21)

Образовательная область  «Художественная литература»

 - С. Щипачёв «22 июня 1941 года»

- З. Александрова «Прощание»

-Л.Кассиль «Твои защитники», «Богатыри», «Памятник Советскому солдату»

- М. Исаковский «Навек запомни»

-Р.Рублёв«И снова писем нет из дома»,«Скольким детям возвратили детство»

- К.Симонов «Сын артелериста»

- А. Метяев «Землянка»

- А. Алексеева «Дом»

- С. Михалков «Победой кончилась война»

- А.Усачёв «Что такое День Победы?»

Образовательная  область  «Физическое развитие»

Подвижные игры «Доставь донесение», «Доставь патроны», «Эшелон под откос»

Образовательная область  «Музыкальное развитие»

Слушание музыкальных произведений и песен военной тематики

Тематическое планирование образовательных мероприятий

Ожидаемые результаты:

  • освоение детьми доступных знаний об истории Отечества;
  • формирование у детей начальных представлений о Великой Отечественной войне, солдатах, защищавших Родину, Российской армии;
  • понимание важности праздника День Победы в жизни русского человека;
  • проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание им посильной помощи;
  • знакомство с произведениями художественной литературы, песнями военных лет;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс ДОО, рост их заинтересованности в сотрудничестве с ДОО;
  • повышение социальной и коммуникативной компетентности дошкольников.

Перспективы развития проекта:

Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно – образовательном процессе и превратится в повседневную необходимость.

Информационное  обеспечение проекта:

1. Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников: конспекты занятий» М., 2008

2.  Арнаутова  Е.П., Котова Т.А. «Расскажем детям о победе» М., 2018

3. Губаренко В.В., Бибик Л,Г., Суворов А.М., Харичкова Е.В. «Брестская крепость. Прикосновение к подвигу» Брест 2013

4. «Города-герои» Методические рекомендации. Издательство «Учитель» 2015

5. «Дошкольникам о защитниках Отечества» под редакцией Л.А. Кондрыкинской  М., 2006

6. Конкевич С. В. «Беседы с детьми о Великой Отечественной войне» выпуск 1 и выпуск 2   Санкт-Петербург 2018

7. Меркулов Д., Солопенко А., Бунтман К. «Великая Отечественная война» Москва «Лабиринт Пресс» 2019

8. Островская Л.Ф. «Уроки гражданственности. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника» М., 1987

9.  Сухомлинский В. «Сердце отдаю детям» Киев 1969

10. Ульева Е. «Беседы о войне» энциклопедия для малышей Ростов-на-Дону 2016

11. Шорыгина Т.А. «Беседы о Великой Отечественной войне» М., ТЦ Сфера 2019

12.  Интернет источники. 

Приложения

Приложение 1

Патриотический уголок «Этих дней не смолкнет слава»

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Консультация  для родителей:

 «Знакомьте ребёнка с военной историей своей семьи»

Покажите ребёнку семейные реликвии военных лет: фотографии родных и близких, награды и ордена прадедушки, прабабушки; сохранившиеся письма от родных и друзей с фронта и после войны.

Расскажите ребёнку яркие эпизоды из жизни участников войны вашей семьи, об их фронтовых и трудовых подвигах на войне, в тылу и послевоенные годы. Начните создавать вместе с ребёнком альбом с семейными историями о войне – с воспоминаниями ветеранов, рассказами об их детских и юношеских годах. Пусть ребёнок узнает любимые песни и игры прадедушки и прабабушки, любимые книги и кинофильмы о войне. Такой альбом ребёнок, став взрослым, сможет передать и своим детям.

Можно посетить с ребёнком места, где прежде жили ваши прадеды. Расскажите ему, в честь кого воздвигнуты обелиски, которые вам встретятся в пути. В знак человеческой памяти о героях войны дайте ребёнку возможность поставить церковную свечу в храме. Накануне Праздника Победы возложите с ним цветы к памятнику героям войны, простым языком расскажите, в чём состоял их подвиг. Ребёнок почувствует вашу благодарность прадедам, прошедшим дорогами войны, лучше поймёт, почему и как их надо чтить!

Всё это станет для дошкольника опытом уважения к старшему поколению, ветеранам войны и труда, их верности боевым и трудовым традициям. 

Приложение 7

Консультация  для родителей:

«Помогите ребёнку стать хранителем памяти о подвигах своих дедов и прадедов»

Во время прогулок по городу обращайте внимание ребёнка на улицы, площади, названные именами героев войны. Скажите, в чём состоял подвиг героя, память о котором увековечена в названии улицы. Пусть ребёнок ещё не всё поймёт, но след в его сердце останется, а позже он сможет осмыслить цену завоёванного для него счастья. 

Большим событием для дошкольника станет экскурсия вместе с вами в военный музей, поездка на Поклонную гору в Москве, прогулка по Алее славы, участие в праздничном салюте. 

Сделайте вместе с ребёнком праздничную поздравительную открытку, которую он вручит ветерану войны из числа родственников, соседей, знакомых или просто встретившемуся на улице ветерану.

В праздничные дни вблизи своего дома примите участие в театрализованном представлении в честь Дня Победы. Разделите с ребёнком чувство гордости, восхищения и радости всенародного празднования Великой Победы! Ваши усилия не пройдут даром. Они отзовутся в сердце ребёнка уважением к героической истории своей семьи и всей страны.

Приложение 8

Медицинская сумка

Приложение 9

Беседа «Как спасались от войны»

  (к теме «Вставай страна огромная»)

 Организованный вывоз населения из зоны боевых действий называется эвакуацией. Людей из западных областей Советского Союза отправляли в Поволжье, на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию. Если до нового места было меньше суток в пути, допускалась эвакуация «пешим порядком».

Жители деревень, не дожидаясь эвакуации, спасались от войны как могли – чаще всего уходили в леса. Жили в землянках, готовили на кострах. Порой скрывались месяцами, а после возвращались на пепелища. Немецкие солдаты сжигали деревни и сёла дотла, взрывали каменные дома и печи. «Всякий раз оставляемая нами местность должна представлять собой зону пустыни» (из приказа по 512-му немецкому пехотному полку, декабрь 1941 года).

Заводы тоже эвакуировали – в открытые вагоны грузили тысячи станков, и тысячи людей, покинув свои дома, налаживали сложнейшее производство на новых местах. К концу 1941 года по железным дорогам на восток были эвакуированы 2593 предприятия, 523 из них – из Москвы и Московской области. Переезжали и музейные экспонаты – коллекции крупнейших музеев Советского Союза: Эрмитажа, Московского Кремля, Третьяковской галереи.

«На восток идут длинные составы: станки и поэты, дети и архивы, лаборатории и актёры. Наши железнодорожники показали себя героями: сотни поездов под бомбардировкой врага вывезли из столицы всё, что нужно было везти. За Волгой, на Урале уже работают эвакуированные заводы. Ночью устанавливают машины». 

Илья Эренбург.

Из очерка 25 октября 1941 года.

Приложение 10

                       Беседа «Советская школа в годы войны»

к теме «Детство, опалённое войной»

В начале 1940-х годов в школе учились 7 или 10 лет: после семилетки можно было пойти в училище или в техникум, а проучившись ещё три года – в институт или университет. Школ было много – в 1940 -1941 годах за партами сидели 34 миллиона детей.

В 1943 году в школах 82 крупных городов было введено раздельное обучение для мальчиков и девочек. Тройки, четвёрки и пятёрки начали появляться в дневниках советских детей в январе 1944 года – именно тогда была введена пятибалльная система оценки знаний. До этого дети получали словесные оценки: «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». В этом же году школьники начали сдавать выпускные экзамены и получать золотые и серебряные медали. 

 В годы войны советские школы продолжали работать несмотря на все трудности. Дети блокадного Ленинграда нередко занимались в бомбоубежищах, сталинградцы – в полуразрушенных зданиях и подвалах, в сёлах уроки могли вести партизаны или раненые красноармейцы. Если не хватало тетрадей, писали на чём придётся. Главное – учителя и ученики были вместе. И взрослые, и дети понимали: уроки помогают ненадолго забыть, войну, напоминают о мирной жизни и готовят к ней.

«Каждый учащийся обязан упорно и настойчиво овладевать знаниями для того,  чтобы стать образованным и культурным гражданином и принести как можно больше пользы советской Родине». 

Из правил для учащихся, 2 августа 1943 года

«За годы войны школьная сеть не только не уменьшилась, но расширилась на 1400 школ».

«Известия», 6 августа 1943 года.

Отлично учиться, по-военному работать!

«Нынешний учебный год не похож на все предыдущие.  Родина наша переживает суровые дни. Советский народ ведёт жестокую борьбу с коварным врагом, вероломно напавшим на нашу землю. У взрослых сейчас очень много забот, и ребята обязаны учиться так, как сражаются на фронте, как работают на заводах и полях наши отцы и братья. Будем учиться так, чтобы бойцы на фронте гордились нашими успехами.

Ребята! Теперь больше, чем когда бы то ни было, вы должны делать всё сами. Похозяйски берегите свою школу. Заботьтесь, чтобы в классах и коридорах было тепло и чисто, чтобы вовремя были налиты чернила и у доски лежал мел.

Помогайте старшим. Собирайте лом цветных металлов! Из этого лома наши заводы изготовят новые пушки, танки, самолёты, снаряды. Собирайте лекарственные растения! Из мяты и ромашки, полыни и шиповника наши  фабрики изготовят медикаменты. Помогайте строить бомбоубежища, рыть траншеи, охранять железнодорожные пути и линии связи!»

Из журнала «Костёр», №8 за 1941 год.

«День начинался со сводок с фронта: сегодня взяли такую-то деревню, погибло столько-то фашистов, столько-то самолётов сбили, столько –то людей эвакуировано… Потом были обычные уроки, книжки, тетради. Ещё каждый день была политинформация. Рассказывали, что делать, если объявлена тревога. Говорили про фашистов, как они напали на нас и как теперь надо жить, что нельзя поддаваться на провокации, листовки и обещания хорошей жизни».

Из воспоминаний Лидии Цветковой

Родилась в 1928 году в Смоленской области. 

В 1942 году жила в Москве и училась в 6-ом классе.

Приложение 11

Беседа «Совинформбюро»

 С начала войны Советскому Союзу понадобилось ведомство, руководящее работой всех средств массовой информацией. 24 июня 1941 года было основано Советское информационное бюро. 

Сводки Совинформбюро – краткие, но о самом важном – слушали и читали по всему Союзу, с замиранием сердца ожидая новостей о победах Красной Армии. За время войны было опубликовано около 2 тысяч ежедневных сводок, в них были упомянуты более 14 тысяч красноармейцев-героев.

После победы в Сталинградской битве новости становились всё радостнее, но летом 1941 года и правда звучали страшно.

От Советского Информбюро

В течение 17 августа наши войска продолжали вести ожесточённые бои с противником на всём фронте. После упорных боёв наши войска оставили города Николаев и Кривой Рог. Николаевские верфи взорваны.

В течении 21 августа наши войска вели упорные бои с противником на всём фронте и особенно ожесточённые на Кингисеппском, Новгородском, Гомельском направлениях. После ожесточённых боёв наши войска оставили город Гомель.

В течении 25 августа наши войска вели упорные бои с противником на всём фронте.  После  упорных боёв наши войска оставили Новгород.

В течении 28 августа наши войска вели упорные бои с противником на всём фронте. После ожесточённых боёв наши войска оставили Днепропетровск. 

В течении 8 сентября наши войска вели бои с противником на всём фронте.

На Смоленском направлении двадцатишестидневные бои за г. Ельня под Смоленском закончились разгромом дивизии «СС», 15пехотной дивизии, 17 мотодивизии, 10 танковой дивизии, 137 австрийской пехотной дивизии, 178, 292, 268 пехотных дивизий противника. Остатки дивизий противника поспешно отходят в западном направлении. Наши войска заняли г. Ельня.

1941 год.

Приложение 12

Беседа «Брестская крепость – бессмертный гарнизон»

Брестская крепость, первая приняла удар немецко-фашистских войск. На рассвете 22июня 1941 года на Брестскую крепость обрушился шквал огня. К 9.00 утра она была окружена, и выйти из неё в районы сосредоточения смогло около половины личного состава. Остальные бойцы и командиры приняли бой, превратив Цитадель над Бугом в сильный узел сопротивления на западной границе. Вместе с ними находились семьи военнослужащих и медицинских работников.

Силы противника в несколько раз превосходили силы участников обороны. Отрезанные от действующей армии и тыла, окружённые, в условиях острой нехватки боеприпасов, продовольствия и воды, воины крепостного гарнизона в течении месяца героически сражались с врагом.

24 июня 1941 года состоялось совещание командиров и политработников. Было принято решение объединить оставшиеся силы в сводную группу, командование которой поручили капитану И.Н.Зубачёву. Штаб обороны активизировал боевую деятельность. Командиры и политработники были на самых трудных и ответственных участках. Участники обороны неоднократно пытались прорваться из окружения. Однако уйти из смертельного кольца удавалось единицам. 

 Шли дни ожесточённых боёв… Защитники проявили себя как настоящие воины, многие из них совершили подвиги. 29 – 30 июня предприняли генеральный штурм крепости. В эти дни был уничтожен Штаб обороны. Однако сопротивление продолжалось. Действовали разрозненные группы, бои шли на разных участках за отдельные части зданий. Голодные, израненные, изнемогающие от жажды бойцы и командиры продолжали сражаться. Умирая, они оставляли прощальные надписи на стенах казарм.

 В 1971 г. Брестская крепость стала мемориальным комплексом. Его вход украшен бетонным блоком с вырезанной пятиконечной звездой, которая олицетворяет патриотизм, честь и доблесть защитников крепости. В её проёме видны часть земляного вала крепости и руины казематов. В самой цитадели немало памятников военным событиям. 

 Воплощением образов погибших и оставшихся в живых защитников крепости является Главный монумент «Мужество» - скульптурное изображение головы воина на фоне реющего знамени. Знамя с серпом и молотом, символизируя Родину; во имя которой представители 30 национальностей Советского Союза стояли насмерть, проявляли несгибаемую волю и беспредельное мужество, создаёт ощущение не только мощи крепостных стен, но и крепости духа её оборонявших.

 Скульптурная композиция «Жажда» символизирует один из самых драматических эпизодов обороны – острую нехватку воды. Водопровод был выведен из строя в первый день войны, а лето в тот год стояло необыкновенно жаркое. Клубы дыма, пороховой гари заполняли горизонт. Почерневшие лица бойцов, запёкшиеся от жажды губы – страдания людей, как свидетельствуют очевидцы и документы, были неимоверны. Вода была необходима для охлаждения станковых пулемётов, о ней бредили раненые, её просили женщины и дети, она была нужна всем участникам обороны. 

 Одним из главных элементов мемориального ансамбля – Штык-обелиск. Это металлическое сооружение в форме четырёхгранного штыка русской винтовки системы Мосина («трёхлинейки»). Памятник символизирует силу и мощь советского оружия, победу над врагом.

В настоящее время Брест – город в Республике Беларусь. 

Приложение 13

Беседа «Военно – полевая почта»

Письма родных из тыла и весточки с фронта – то, что поддерживало всю огромную страну во время войны. Поэтому с первых же месяцев было жизненно необходимо наладить бесперебойную работу почты. 

 Треугольник – это письмо без конверта. Бумагу экономили, на одной стороне листка писали текст, затем складывали лист чистой стороной наружу и подписывали адрес. Миллионы фронтовых писем, а также открытки и бандероли доставлялись бесплатно, без марок.

В начале войны фронтовые адреса выглядели приблизительно так: 35-я полевая почта, 21-й стрелковый полк, 3-я рота. Если письма с такими данными попадали в руки противника, он мог узнать о расположении, составе и численности советских частей. Поэтому с 1943 года каждому войсковому подразделению стали присваивать уникальный пятизначный код(18982), который и указывался в качества адреса. 

Миллионы людей писали на фронт родственникам, друзьям и даже незнакомцам, чтобы сказать самые важные для каждого бойца слова: будь храбр и стоек, мы верим в тебя и ждём твоего возвращения с победой.

Кровная связь советского народа с армией очень ярко проявляется в живейшей переписке фронта и тыла, в переписке между людьми, порой совсем незнакомыми, но родными и близкими друг другу. Солдат одной из частей действующей армии сообщил по радио, что вот уже несколько месяцев в тех местах, где ему пришлось провести большую часть своей жизни, хозяйничают немцы, и с тех пор он совсем не получает писем. Через 12 дней этому солдату пришло 3488 писем. Ему писали со всех концов страны. Писали старики, девушки, дети. Он никогда не знал их, они не знали его. Но в письмах одни называли его сыном, другие – братом, третьи – лучшим другом.

Приложение 14

Беседа «Средства связи в Красной Армии»

Чётко налаженная связь – необходимое условие успеха в бою. В годы войны от своевременной передачи приказов и донесений зависели жизни тысяч людей.

Передавали информацию по-разному. Использовали и простейшие звуковые и зрительные сигналы, и сложные технические средства, такие как телеграф и телефон.

 Звуковые и зрительные сигналы.

В самых маленьких подразделениях условными сигналами могли служить выстрелы из револьвера или винтовки, подражание крикам животных или птиц, а также звук рожка или сирены.

Уставные условные знаки подавались руками или флажками либо сигнальными спичками или ракетами. Условные знаки передавали из любого положения: стоя, сидя или лёжа. Такие сигналы применялись для связи на малых расстояниях в отдельных взводах, ротах. Подавать их мог любой красноармеец. 

Подвижные средства связи.

Посыльные (связные) с донесениями передвигались пешком, верхом или на велосипеде, а зимой – на лыжах.

Дрессированные служебные собаки тоже бывали связными. Они переносили донесения со средней скоростью 1 км за 3 – 5 минут. 

Подвижные средства связи применялись во взводах, ротах, батальонах и более крупных соединениях. 

Электрические средства связи.

 На больших расстояниях и для связи в  крупных войсковых объединениях использовались современные технические средства – телефон, радио и телеграф.

Надёжная и скоростная телеграфная связь устанавливалась между соединениями от дивизии и выше. Все нити телефонной и телеграфной связи сходились в Ставке Верховного главнокомандующего. Там были установлены буквопечатающие телеграфные аппараты Бодо,  допускающие передачу нескольких сигналов по одной линии, причём в обе стороны. Подобные устройства, бывшие редкостью в 1941 году, к концу войны уже встречались на фронте повсеместно. Они стали легче и удобнее в применении. Установить такой аппарат, можно было в любой землянке за 15-20 минут. 

Радио было удобно тем, что без всяких проводов позволяло поддерживать связь с движущимися объектами – танками, самолётами, кораблями, - а также с частями, точное местонахождение которых было неизвестно. 

Полевой телефон.

 Среди многочисленных и разнообразных средств связи в армии одно из первых мест занимает телефон.

Для организации телефонной связи в войсках имеются специальные подразделения, которые наводят  кабельные линии и обслуживают телефонные аппараты, или, как их называют связисты, оконечные станции. 

Телефонные линии служили для связи в ротах, батальонах и более крупных частях и соединениях. На центральной станции командира батальона и в других узловых штабах устанавливались коммутаторы, рассчитанные на одновременное включение шести линий. А для связи между соседними ротными штабами было достаточно одной линии, которую обслуживали телефонисты и линейные надсмотрщики. Первые оставались в штабе и принимали звонки, а вторые следили за исправностью кабеля: проходили вдоль линии с катушкой и полевым телефоном, чтобы при необходимости исправить повреждённую связь. 

Приложение 15

Беседа «Самоотверженный труд советского народа»

(к  теме  «Этот день мы приближали, как могли»)

 Колхоз – это коллективное хозяйство. Земля, семена, комбайны и тракторы колхоза были общими: люди пользовались всем вместе и получали общий урожай. В военное время от колхозов зависело снабжение армии: даже когда линия фронта бала совсем рядом, колхозники не бросали работу и сдавали государству хлеб овощи, мясо, молоко.

Труд женщин в колхозах был настоящим подвигом. Они заменили ушедших на фронт мужчин: осваивали непривычные специальности и работали комбайнёрами, трактористами, механизаторами.

 «Серьёзная, боевая задача стоит перед нашим колхозным крестьянством. На советских полях зреет богатый урожай, который должен быть собран полностью, без потерь, до одного колоска. Чтобы выполнить эту задачу, надо привести в движение всё население села, включая подростков, подготовить, использовать все технические средства МТС (машинно-тракторная станция, на которой хранили и ремонтировали сельскохозяйственную технику)  и колхозов, все простейшие уборочные машины. Урожай надо снять целиком – это необходимо во имя победы над врагом. Передовые колхозы страны бросили клич: «Всё колхозное население до единого человека – на поля, за работу!»»

«Известия» 26июня 1941 года

Приложение 16

Беседа «Разведка – глаза и уши командира!»

Разведка — процесс не просто секретный, он практически невидимый. В годы Великой Отечественной войны разведчики рисковали своей жизнью, что добыть бесценную информацию о местности, противнике, его вооружении, расположении и намерениях.

Как известно, разведка — это "глаза" и "уши" полка, дивизии и даже целой армии. Именно от достоверности сведений разведки зачастую зависит успех всей боевой операции. Фронтовая войсковая разведка в годы Великой Отечественной войны внесла огромный вклад в приближение Дня Победы.

Поодиночке или небольшими группами разведчики незаметно пробирались на занятую противником территорию и узнавали всё, что могли, о его планах и вооружении.

Должность разведчика существовала  в большинстве родов войск Красной Армии и в партизанских отрядах.

 «Разведка с целью захвата пленных, «языка» называется поиском.

Лучшее время для поиска – тёмная ночь.

Отправляясь в поиск, осмотри внимательно своё оружие. Захвати гранаты и кинжал.  Ранец или вещевой мешок не бери. Если ночь лунная, хорошо закрасить блестящие части оружия – закоптить или замазать глиной.

Лучше всего захватить в плен офицера или посыльного с донесением в неприятельский штаб. Исчезай с пленными так же быстро и бесшумно, как и появился»

«Спутник партизана» 1942 год

 За годы войны разведка накопила колоссальный опыт: была выработана эффективная система руководства, правильное организационное построение боевых органов, разумное и результативное их применение в различных видах обеспечения боевых действий. За это время сложились и боевые традиции и законы военной разведки. Основным из них было и до сих пор остается правило — не оставлять врагу своих раненых и убитых. Был и еще один закон — разведка погибает, но в плен не сдается. По воспоминаниям разведчиков тех лет, уходя на задание, каждый брал с собой гранату на случай самоподрыва, чтобы не угодить в плен. "В Польше стали давать своеобразные задания. В гражданской одежде, изображая местного поляка, пройти в немецкий тыл и найти определенный партизанский отряд, наладить с ним связь или передать шифровку. Оружие брать запрещалось. Все равно, в самый последний момент мы тайком запихивали за пазуху парочку гранат и "парабеллум". Чтобы, "если что", в плен живыми не попасть", — рассказывал разведчик Генрих Кац.

Приложение 17

Квест игра «Найди георгиевскую ленту»

Квест – это игровое приключение, во время которого участники должны преодолеть череду препятствий для достижения цели. Продвижение по определённому маршруту требует от игроков решения логических задач, проявления творческой инициативы, взаимной поддержки. Проходя испытания, участники квеста получают части карты, находят место, где спрятана георгиевская ленточка. 

Цель: способствовать военно-патриотическому воспитанию дошкольников. 

Задачи: Закрепить знания детей о событиях Великой Отечественной войне. Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста уважение к историческому прошлому своего народа. Учить взаимовыручке, дисциплинированности. 

Предварительная работа: 

Рассказать детям о начале Великой Отечественной войны, о том почему эту войну называют Отечественной. Познакомить с городами – героями, рассказать о героическом подвиге защитников города-героя и присвоении ему звания «Город-герой». Познакомить детей с городом-героем Ленинградом, рассказать о блокаде Ленинграда. Дать понятие о партизанском движении. Дать детям представление  о героическом подвиге женщин в годы Великой Отечественной войны и о том, как страна и народ чтят их память. Рассказать, как дети помогали взрослым в тылу.

Материалы: 

Атрибуты для пунктов испытаний; аудио запись бомбёжки, георгиевская лента. 

            Ход: 

- Дети, более 75 лет назад отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Всё дальше уходят от нас военные годы. В память о подвиге советских солдат, отстоявших мирную жизнь мы с вами поиграем в увлекательную квест игру. К нам в группу пришло донесение, давайте прочитаем его. «В расположении вашего детского сада находится элемент награды, отгадайте его и найдите. Чтобы найти заветную награду, вам предстоит, выполняя задания, собрать части карты, на которой отмечены города-герои, и, совместив их вместе, узнать, в каком городе находится этот предмет»

- Итак, наше первое испытание отгадать, что это за предмет. Это многовековый символ, олицетворяющий подвиг русского воина на полях сражений. Это элемент награды, за которую многие отдали жизнь (ответы детей)

- Да это георгиевская лента и нам предстоит её найти. Мы успешно справились с эти заданием и получаем часть карты. Для того,  что бы перейти к следующему нам надо отгадать, что за слово написано на листе (показывает чистый лист бумаги, на котором свечой заранее прописано слово). Ответ надо закрасить карандашом, чтобы надпись проявилась (дети закрашивают лист и на нём появляется слово)

- Дети, давайте прочитаем, что это за слово  Артиллерия. Итак, наше следующее испытание. Нам надо сбить немецкий танк. На мишени изображён танк, дети поочереди кидают в него мешочки(снаряды). Как только мешочек попал в танк, происходит «взрыв». Из танка выпадает конверт, а там часть карты. 

 - Дети ещё одно испытание мы с вами прошли и получили часть карты, а на нём, какое-то слово. Воспитатель читает слово воздух. 

В это время включается запись летающего самолёта, который  сбрасывает бомбы. Звучит команда «ложись», дети ложатся на пол. Когда всё стихает, воспитатель спрашивает детей:

-  Дети, как вы думаете, что это было такое? (ответы детей)

- Да это была бомбёжка. После таких авианалётов было много раненых. Куда отправляли раненых? (ответы детей)

 - Следующее наше испытание будет проходить в госпитале. Во время Великой Отечественной войны на полях сражений бойцам приходилось очень нелегко, многие из них получали тяжёлые ранения. Медсёстры вытаскивали под огнём солдат с поля боя и оказывали первую медицинскую помощь, бинтовали им раны. Сейчас вы тоже попробуете помочь своему товарищу, которого «ранили». Девочки будут медсёстрами, а мальчики «ранеными бойцами» (Медсёстры перебинтовывают «раненых»)

- Девочки, молодцы «вылечили» всех мальчиков. За успешное прохождение этого испытания мы получаем ещё одну часть карты и на ней написано слово сапёр.

- Дети как вы думаете, кто такой сапёр? (ответы детей)

- Сапёр – это военнослужащий, одной из задач, которого является обезвреживание мин. Вот и мы сейчас превратимся в сапёров. Наша задача найти мину и обезвредить ее, ответив на вопрос, находящийся внутри мины. Перед детьми емкость, в которой много капсул(условные мины) и только в  семи из них находятся вопросы. Дети выполняют задание.

Вопросы:

- Когда началась Великая Отечественная война? 

- Почему война 1941-1945 годов называется Великой Отечественной?

- Какие города – герои вы знаете?

- Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?

- Кто такие партизаны?

- Кем были женщины на фронте?

- Как дети помогали взрослым в тылу?

- С последним испытанием мы справились и получаем последнюю часть карты, которая укажет нам город – герой, в котором находится георгиевская ленточка. Давайте соберём  карту (дети выполняют задание). Теперь, давайте отгадаем, что это за город. 

- Георгиевская ленточка находится в городе, который расположен от главного города страны пятым по счёту, слева внизу (Волгоград).

 - Правильно, это Волгоград (Сталинград). Перед вами картинки изображающие этот город и под одной из них находится наша ленточка. Проводится игра «Холодно - горячо». Дети поочереди показывают картинки, а воспитатель соответственно говорит холодно или горячо, находят ленточку.

- Молодцы, вы справились со всеми заданиями. За успешное прохождение всех испытаний я хочу вас наградить медалями. Награждение детей медалями (шоколадными).

Приложение 18

Рисование «Военная техника. Танк»

Приложение 19

Рисование «Солдат на посту»

Приложение 20

Дидактические игры

Игра «Будь внимательным»

На бумаге изображены различные предметы. После того как воспитатель убирает рисунок, дети по очереди называют военные предметы (танк, карту, бинокль, пушку, пистолет и т.д.).

Игра «Чей отряд быстрее посадит свои самолеты»

Дети строятся в две колонны, под музыку они бегают по залу, расставив руки в стороны («самолеты летят»). По сигналу строятся в две колонны, присев на одно колено, руки – в стороны («самолеты приземлились»). Побеждает команда, быстрее построившаяся.

Игра «Донесение».

Играют две команды. У каждой команды важный пакет, его надо доставить в штаб. /Ветерану ВОВ/. По сигналу дети преодолевают препятствия: пробежать по мосту, перепрыгнуть через ров, подлезть под проволоку, пройти через болото и т.д. Последний в команде отдает пакет. Солдат принимает пакеты, говорит о том, что ребята ловкие, смелые, быстрые.

Игра «Стройся»

Под музыку выполняют различные движения врассыпную. По сигналу – построиться в одну колонну.

Игра «Саперы»

Поле заминировано. На полу лежат бутылки (мины), 2 детей должны ползти и от каждой бутылки открутить пробки, кто больше открутит пробок.

«Опасная разведка».

Ребенок-разведчик должен проползти под «деревом» (дугой), не задев его, осторожно пройти по болоту (низкие кубики), обойти мины(кегли)змейкой, взять со стула конверт, вернуться тем же путем.

«Помоги раненому»

Атрибуты те же, только на стуле сидит раненый боец; девочка-медсестра, одетая в белый халат, пробирается сквозь все преграды на поле боя к раненому бойцу, достает из кармана бинт и перевязывает бойцу ногу (руку).

Приложение 21

Уголок для мальчиков «Военная база»

55 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий