Автор: Новикова Ольга Алексеевна
Страна: Российская Федерация
Город: Рыбинский район
Организация: МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников п. Судоверфь "Солнышко"
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

Сообщение для педагогов "Блокадный хлеб"

 

Сообщение для педагогов

«Блокадный хлеб»

Слайд 1.  Блокадный хлеб

Слайд 2.  Хлеб - продукт питания, который мы каждый день употребляем в пищу. У каждого народа свой, особый рецепт его приготовления. Хлеб является народным символом.

Для современного человека хлеб большая ценность? Увы, нет! Наше поколение ест хлеба вдоволь.  Сегодня на прилавках магазинов много разных видов хлеба, наверное, поэтому мы не задумываемся  o том, будет ли хлеб на нашем столе всегда. И люди, к сожалению, относятся к нему небрежно.  Порой можно увидеть куски булок на полу, в мусорных бачках…

В истории нашей страны было время, когда людям не хватало хлеба.

Его приходилось отбирать для народа у врагов с оружием в руках.

Хлеб – мерило жизни.

Он помог выстоять и выжить нашим соотечественникам в Великую Отечественную войну.

Слайд 3.   8 сентября 1941 года немцы захватили Шлиссельбург, взяли под контроль исток Невы  и блокировали Ленинград.

Город оказался в  кольце фашистских полчищ.

Из окруженного города нельзя было выехать ни на поезде, ни на машине.

Водные пути систематически обстреливались.

Фашисты приступили к варварским бомбардировкам города.

Враги с самолетов разбрасывали листовки, предлагая жителям сдать  город, обещая взамен хлеб и мир.

Подвоз продуктов в город стал невозможен.

Слайд 4.  К тому же в начале сентября сгорели Бадаевские склады, где хранились  крупные запасы муки, сахара и других продуктов.

На 12 сентября 1941 года запас продовольственных запасов в городе был  следующим:

зерно, мука — на 35 суток;

крупа и макароны — на 30 суток;

мясо — на 33 дня.

В городе практически не было запасов  картофеля, овощей, фруктов.

Возник вопрос: чем кормить  людей?

Слайд 5.  В начале блокады муку имитировали  съедобными ингредиентами.

Но сначала закончился ячмень, в том числе  и ячменный солод с пивных заводов. Потом – овсяная мука из фуражного овса, которым  кормили лошадей.

За месяц израсходовалась соевая и  кукурузная мука, а за ними и картофель,  даже мороженый. Стали молоть жмых…

Делали муку и из коры березовых веток, и  из сосны, и из семян дикорастущих трав…  Собирали мучную пыль со стен и потолков  складов.

Хлеб даже доставали со дна Ладожского озера – из кузовов утонувших машин и подвод.  Мука в центре такого мешка была еще сухая, а мокрую сушили и эту корку перемалывали для производства хлеба.

Слайд 6.  В начале октября 1941 года в Смольном состоялось совещание отдела пищевой  промышленности.   Приглашенным на него специалистам поставили задачу –  организовать производство пищевых продуктов из непищевого сырья.

«Чем заменить муку?»-         думали лучшие умы Ленинграда – химики, технологи, повара.

На совещании присутствовал Василий Иванович  Шарков, который  предложил использовать в качестве  непищевых добавок к муке гидроцеллюлозу (во  время блокады ее чаще называли пищевой  целлюлозой).

Слайд 7.  В воде порошок гидроцеллюлозы  набухает и дает тестообразную  субстанцию.

На разработку режима получения  гидроцеллюлозы и приготовления  опытного образца дали только одни  сутки!

Через сутки образец  гидроцеллюлозы  весом около килограмма передали для  испытаний пекарям.

Еще через сутки были испечены и  испробованы образцы хлеба с целлюлозой.

На вид хлеб был привлекательный, с румяной корочкой, а на вкус горьковато-  травянистый.

Слайд 8.  Непросто установить реальный рецепт  блокадного хлеба. Он изменялся чуть ли  не каждый день в зависимости от того,  какое сырье имелось…

В среднем он состоял из:

  • пищевая целлюлоза 10-15 %,
  • жмых и солод – 10-15 %,
  • обойная пыль – 2 %,
  • выбойки из мешков – 2 %,
  • хвоя – 1 %,
  • ржаная обойная мука – 70-75 %.

При выпечке этого хлеба формы для  выпечки смазывали соляровым маслом  (другого не было).

Пищевая ценность целлюлозной муки крайне  незначительна. В сущности, это не еда,  а наполнитель, поскольку не усваивается  организмом человека, но, вызывая насыщение,  притупляет чувство голода.  В самые тяжелые дни блокады содержание  гидроцеллюлозы в хлебе доходило и до половины.

Слайд 9.  В блокадном Ленинграде  работали 14 хлебозаводов.

Не хватало рабочих рук, не было  электроэнергии, топлива и воды.

Работники второго хлебозавода  выстраивались живой цепью от  проруби в Неве до бака для  замеса и передавали  обледеневшие ведра с водой из  рук в руки на трескучем морозе.

Женщины добывали дрова для  печей.

Смены длились зачастую и по  16, и по 18 часов…

Слайд 10.     Из  воспоминаний     работников хлебозаводов.

 В цеху - морозно. А чтобы тесто поднялось - нужно тепло. Носили  ветошь, доски, ветки и жгли костры прямо в цеху - следы от них  сохранились надолго. Снимали ватники с себя и укутывали  тесто... Печи должны были работать беспрерывно. Дров не  хватало. Случалось, что из шести печей топились лишь две, и  даже - одна, но полностью завод никогда не останавливался. Едва  ли не через каждые полчаса объявляли воздушную тревогу.  Немецкие самолеты летели в три ряда, будто птицы на юг, и  сбрасывали бомбы на хлебозавод. А в это время шел хлеб - и  НИКТО не уходил от печей: вытащить хлеб, чтобы не сгорел,  достался людям, было важнее, чем выжить самому. Очень многие  погибли...

Слайд 11.  Нормы выдачи хлеба в осажденном Ленинграде менялись. Для военных со 2 октября ее снизили до 600 г в сутки, с 7 ноября – до 400 г, а с 20 ноября – до 300 г.

Таких понижений нормы было пять.

С 20 ноября 1941 года  вводится минимальная  норма выдачи хлеба –  рабочие 250 граммов, служащие, иждивенцы и  дети до 12 лет – 125  граммов.

Слайд 12.  А ведь это была норма еды человеку на целые сутки.  И порой, кроме воды и этого кусочка хлеба, у ленинградцев  ничего  съестного больше не было.

Слайд 13.  Еды не хватало. Были введены карточки. При утере карточка не  возобновлялась, ее потеря  была равносильна смерти…

Слайд 14.  21 ноября 1941 года был проложен первый путь  по льду через Ладожское озеро. На лед вышли 60  автомашин с прицепленными санями. Это был  необычный рейс – водители вели машины с  открытыми дверцами кабин на предельной скорости  по прогибающемуся под тяжестью льду, удерживая  дистанцию в 200 метров. Загрузившись на Большой  земле, они вернулись в Ленинград с 70 тоннами  продовольствия.

Невероятное мужество, сила воли и смелость  людей, преодолевающих этот путь, позволило  ленинградцам больше не испытывать такого  ужасного голода, согреваться в теплой одежде  холодными ночами, и вселило в них веру в лучшее.  Работали 20 тысяч человек, каждый день рискуя  своей жизнью, дабы помочь тем, кто оказался в  блокаде. Именно поэтому, дорога, являвшаяся  возможно единственной надеждой и спасением для  ленинградцев, именуется Дорогой Жизни!

Слайд 15.  18 января 1943 года был освобожден Шлиссельбург и все южное побережье Ладожского озера. В городе  оставалось около 800 тысяч человек.

Блокада длилась 900 дней и ночей.  Внутри кольца блокады Ленинграда  оказалось 2 млн. 877 тыс. человек.  За годы блокады погибло свыше 800тыс. человек.

Только 3% из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97% умерли от голода.

Слайд 16.  

На Невском замерло движение. Не ночью, нет, средь бела дня.

На мостовой, как изваянье, фигура женщины видна. 

Там, на дороге, как во сне, седая женщина стояла.

В её протянутых руках горбушка чёрная лежала. 

Нет, не горбушка, а кусок, обезображенный бездушьем,

Размятый множеством машин, и всё забывшим равнодушьем… 

А женщина держала хлеб.    И с дрожью в голосе шептала:

«Кусочек этот бы тогда, и сына я б не потеряла…»

Кто осквернил, кто позабыл блокады страшные года? 

Кто, бросив на дорогу хлеб, забыл, как умирал сосед?

Детей голодные глаза с застывшим ужасом, в слезах…

Давно прошли ужасные года, но в памяти жива ещё блокада. 

Пусть знает наша детвора, как хлеб беречь нам этот надо!


Презентационный материал можно скачать по ссылке

11 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий