Автор: Турчанинова Алла Сергеевна
Город: г. Фатеж
Организация: МКОУ "Шуклинская средняя общеобразовательная школа"
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

Рукавицын Владимир Павлович - Герой Советского Союза

 

Цель занятия: расширить знания детей о событиях и героях-земляках Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г на примерах краеведческого материала.

Формирование УУД:  

Познавательные –находить дополнительную информацию используя справочную литературу, Интернет, музейные материалы и воспроизводить её.

Коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;  

Регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить,  необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;  

Личностные – формировать положительное отношение к себе и окружающему миру. 

Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная и групповая.

Оборудование: материалы школьного музея, мультимедийный проектор, ноутбук, экспозиционный экран,  презентация, аудиозаписи.

Воспитательный результат- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию,  старшему поколению.

 Воспитательный эффект-  формирование социальной компетентности, гражданской индентичности и личностное развитие.

Ход занятия

Звучит довоенный вальс (музыка: Павла Аедоницкого,  слова: Феликса Лаубе)

 и обучающиеся 3,4 классов входят в музей. 

-Ребята, а что за музыка звучала? (ответы детей)

- А как вы думаете, когда исполнялась  это музыка: в настоящую или в прошедшую эпоху? (ответы детей)

-Правильно, этот вальс исполнялся очень давно и мы сегодня с вами совершим экскурс в ту дальнюю эпоху с помощью наших юных знатоков, которые приготовили  материал по теме нашего занятия.

Учитель:

1 сентября  1939 года  началась вторая мировая война. Главные её  виновники - руководители фашисткой Германии, которые мечтали о мировом господстве и о захвате стран  Европы.

-  Год 1941... Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет нашу страну.

- Июнь... Клонится к вечеру закат, И белой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят, Не знающих, не ведающих горя.

21 июня 1941 года во всех школах страны проходили выпускные вечера. Девушки в белых платьях, бережно поддерживаемые юношами, кружились в вальсе.

Чтение стихотворение обучающимся:

Жизнь текла спокойно

Беды никто не ждал,

Выпускники достойно

 Свой продолжали бал.

Июньским утром рано

Услышала страна

Страшное известие: 

 «Объявлена война». 

Звучат слова Молотова от 22 июня 1941 года. ( аудиозапись)

Звучит песня «Священная война» и читают ученики стихотворение

Ученик 1:

Казалось, было холодно цветам

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки,

А немцы, кончив кофе пить,в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Ученик 2:

Я о другом не пел бы ни о чем,

А славил бы всю жизнь свою дорогу,

Когда б армейским скромным трубачом

Я эти пять минут трубил тревогу.

Как будто бы и не было на свете

Покоя мирного. Горячий, злой,

Сметал, корежил все фугасок ветер,

Зарю, мешая с дымом и землей.

С трудом всходило солнце над кустами,

В дыму, в пыли, не видя ничего,

А самолеты с черными крестами

Пикировали прямо на него.

Земля тряслась, гудела от металла,

И было больно, было тяжко ей,

Но солнце и тогда над нею встало,—

Ему сиять, как Родине моей.

Учитель:

22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну.

Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке — от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Через полгода от Советского Союза должно было остаться только воспоминание. Но планам фашистов не суждено было сбыться, так как с первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ. Тяжело было всем. «Всё для фронта, Всё для победы! - этот призыв звучал в те дни.

Свой вклад в победу над врагом  внесли и наши земляки с. Шуклино Фатежского района.

Ученик 1:

Наша Шуклинская школа носит имя Героя Советского Союза Владимира Павловича Рукавицына. (Показ презентации-фронтовых фотографий В.П. Рукавицына)

Слайд 1. Фото В.П. Рукавицына.

Рукавицын Владимир Павлович  родился 21 октября 1918 года в селе Гнездилово ныне Фатежского района Курской области в крестьянской семье. Русский. Окончил школу-семилетку, в 1937 году - Курский педагогический техникум. Работал учителем.

Слайд 2. Дом, где родился В.П. Рукавицын.

 В Военно-Морском Флоте с 1937 года. Окончил Ейское военно-морское авиационное училище в 1940 году.  Во время Великой Отечественной войны в боевых действиях принимал участие с 1941 года в составе 40-го бомбардировочного авиационного полка ВВС Черноморского Флота.

Слайд 3. Фото В. П. Рукавицын, 1941 год.

 С 1942 года до окончания войны сражался в 36-м минно-торпедном авиационном полку.

Ученик 2:

  11 сентября 1943 года в районе мыса Тарханкут (западная оконечность Крымского полуострова) В.П. Рукавицыным в группе торпедоносцев потоплен транспорт противника водоизмещением 1500 тонн.

 16 сентября 1943 года в районе населённого пункта Укулл  В.П. Рукавицын торпедным ударом уничтожил фашистский транспорт водоизмещением 3000 тонн.

 18 сентября 1943 года В.П. Рукавицын принимал участие в групповом торпедном ударе по вражескому конвою и транспортам в районе румынского порта Сулина. Торпеды В.П. Рукавицына и его товарищей потопили вражеский транспорт водоизмещением 5000 тонн, а второму транспорту нанесли настолько серьёзные повреждения, что он был вынужден выброситься на берег.

Ученик 3:

 28 сентября 1943 года В.П. Рукавицын в группе из 7 торпедоносцев «Бостон» A-20G под командованием полковника Ш.Б. Бидзинашвили участвовал в дерзкой операции, проводившейся по приказу Наркома ВМФ адмирала Н.Г. Кузнецова – дневному налёту на главную военно-морскую базу Румынии – порт Констанца, где воздушная разведка обнаружила в порту скопление 5 транспортов водоизмещением от 1000 до 6000 тонн, 4 эсминцев, 2 миноносцев, 4 подводных лодок, 9 торпедных катеров, 5 буксиров и 13 барж.

 Группа торпедоносцев без сопровождения истребителей в полёте на высоте 500-600 метров преодолела около 800 километров над морем и вышла к цели. Умело преодолев сильное противодействие зенитных средств, В.П. Рукавицын с высоты 20 метров торпедировал миноносец противника и штурмовал его зенитные батареи и живую силу. Группа в этом вылете понесла большие потери – два самолета, подбитые на подходе, врезались: один в нефтецистерны в юго-западной части Констанцы (пилот Ш.Б. Бидзинашвили, штурман полка Ш.А. Кордонский, стрелок-радист А.П.Кузнецов и воздушный стрелок П.И. Бородин), второй – в районе железнодорожной станции в воинский эшелон (пилот В.А. Левашов, штурман В.И. Ярыгин, стрелок-радист М.К. Еремеев), третий после сброса торпеды, которая взорвалась у мола, уничтожив катер и повредив шхуну, упал у зенитной батареи (пилот М.Г. Дюков, штурман И.Е. Недюжко, стрелок-радист П.И. Миронов). Остальные самолёты вернулись на свою базу. В результате рейда, по различным данным, было потоплено от двух до шести кораблей и судов противника. 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года за умелое выполнение боевых задач, мужество и героизм, проявленные при нанесении бомбовых и торпедных ударов по противнику, Рукавицыну Владимиру Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза. 

Слайд 4. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года.  

Слайд 5. Наградной лист В.П. Рукавицына от 16 мая 1944 года

Слайд 6. Приказ Командующего Черноморским Флотом №14 от 6 мая 1943г. 

Слайд 7. В. П. Рукавицын 1944 год.

Ученик 4:

 После передислокации 36-го минно-торпедного авиационного полка на Северный флот, где обстановка в течение трёх лет войны была относительно стабильной, его лётчики, освоившись на новом театре военных действий, вели подготовку к наступательным боям.

 В конце сентября командующий Северным флотом поставил авиации флота следующие задачи:

- вести воздушную разведку противника над сушей и морем, прикрывать с воздуха объекты флота и корабли в море;

  - прикрыть с воздуха и поддержать войска Северного оборонительного района при прорыве ими обороны противника и действиях в её глубине, а также высадку морских десантов;

  - препятствовать эвакуации войск и вывозу никелевой руды противником;

  - подавлять артиллерийские батареи врага в прибрежной зоне;

  - во взаимодействии с кораблями флота и авиацией Карельского фронта обеспечить проводку конвоев союзников в Архангельск и Мурманск, а также действия наших конвоев на внутренних коммуникациях.

Ученик 5:

 7 октября 1944 года началась Петсамо-Киркенесская операция Карельского фронта и Северного Флота.

 В период наступления наших войск наиболее успешным из ударов ВВС Северного флота по конвоям противника был удар, нанесенный 18 октября 1944 года, когда конвой противника был почти полностью уничтожен.

 Утром 18 октября самолеты-разведчики на выходе из Бек-фьорда обнаружили конвой противника: три транспорта, три сторожевых корабля, тральщик и семь сторожевых катеров. Было установлено непрерывное наблюдение за конвоем. На подходе к порту Вадсе противник усилил конвой кораблями охранения, в том числе миноносцами, и теперь он насчитывал 26 кораблей и судов. Над ним патрулировали семь истребителей Ме-109.

 Учитывая наличие сильной противовоздушной обороны конвоя, исполняющий обязанности командующего ВВС Северного флота Е.Н. Преображенский решил штурмовой авиацией подавить огонь зенитной артиллерии эскорта, а затем нанести по кораблям ряд последовательных ударов группами торпедоносцев.

 Первый удар в районе мыса Эккерей нанесли по конвою 12 штурмовиков Ил-2. Они потопили один сторожевой корабль, подожгли транспорт и тральщик. Удар второй группы из 12 самолётов Ил-2 также дал хорошие результаты: были уничтожены миноносец и два сторожевых корабля, сбит истребитель. Однако при этом был подбит один самолёт - он сел на воду Варангер-фьорда и тут же затонул. На третий удар десятку торпедоносцев под прикрытием 15 истребителей повели гвардии майор А.Н. Волошин (5 «Бостонов» 9-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка) и капитан В.П. Рукавицын (5 «Бостонов» 36-го минно-торпедного авиационного полка). Были потоплены транспорт, два сторожевых корабля и сторожевой катер. Наши потери - три торпедоносца, сбитые зенитным огнем конвоя. Четвёртый удар последовал тотчас же за третьим и такими же силами (ведущие гвардии подполковник Сыромятников и капитан Волынкин). Торпедами пущены на дно два транспорта, сторожевой корабль, тральщик и сторожевой катер. Истребители прикрытия в свою очередь сбили пять МЕ-109. В итоге конвой противника был разгромлен. Фашисты лишились трех транспортов, десяти кораблей охранения и шести самолетов. Наши потери – 4 самолёта.

 26 октября 1944 года более 200 самолётов участвовало в ударе по конвою противника в Тана-фьорде. Авиаторы действовали смело и решительно. Группа торпедоносцев 36-го минно-торпедного авиаполка, которую вели В.П. Рукавицын и И.Т. Волынкин, потопила эскадренный миноносец и повредила большой транспорт.

Ученик 6:

 Наступательные действия советских войск в Заполярье закончились на сухопутном фронте в ноябре 1944 года. Однако борьба с врагом на морских коммуникациях Севера продолжалась до окончания Великой Отечественной войны. Только за четыре месяца 1945 года лётчики Северного флота 460 раз вылетали на поиск и уничтожение вражеских подлодок, которые пиратствовали в северных морях.

 22 марта 1945 года два самолета А-20G (ведущий Герой Советского Союза капитан В.П. Рукавицын) вылетели в район Баренцева моря, где в тот день дважды была замечена вражеская подводная лодка. Штиль на море, ровная сплошная облачность на высоте 1000-1500 метров, хорошая видимость, слабый ветер способствовали выполнению задачи.

 Примерно через час в 50 километрах северо-восточнее мыса Териберский (Кольский полуостров) экипаж ведущего самолёта обнаружил перископ подводной лодки. Штурман получил команду готовиться к применению оружия, ведомый - сблизиться для совместной атаки. Построившись в строй пеленга, самолеты в короткий отрезок времени атаковали подводную лодку серией бомб и пулемётным огнем. Экипажи видели, как лодка всплыла и легла на борт, выделяя большое количество соляра и воздушных пузырей.

 Выполнению задачи способствовали точный выход самолётов в район нахождения цели, внезапная атака с применением пулемётов и сбрасыванием бомб в одном заходе, а также отсутствие у противника наблюдения за воздухом. Экипажи бомбардировщиков действовали слаженно, энергично, решительно.

Слайд 8. В.П. Рукавицын (в центре).

Ученик: 7

После окончания войны В.П. Рукавицын продолжал службу в ВВС Военно-Морского Флота. В 1956 году окончил Военно-морскую академию. С 1960 года полковник В.П. Рукавицын – в запасе.

 Жил в Москве. Умер 19 сентября 1989 года, похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.

Слайд 9. Захоронение в г. Москва. Троекуровское кладбище 1989 год.

 Награждён орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.

 Имя Героя носит Шуклинская средняя общеобразовательная школа. На здании Курского педагогического колледжа установлена мемориальная доска.

Слайд 10. МКОУ «Шуклинская средняя общеобразовательная школа».

Слайд11. МКОУ «Шуклинская средняя общеобразовательная школа». Мемориальная доска 

Слайд 12. Курский педагогический колледж. Мемориальная доска. 

Учитель:

В нашем Фатежском районе 8 Героев Советского Союза: Андрюхин Илья Прохорович, Локтионов Пётр Ефимович,  Лукъянчиков Леонид Васильевич, Мишин Евгений Васильевич,  Орлов Иван Михайлович, Рукавицын Владимир Павлович,  Телевинов Анатолий Романович, Фирсов Николай Александрович. (работа с материалами музея) 

Стенды школьного музея

Стенды школьного музея

В июле-августе  1943 года произошла Курская битва. 12 июля возле села Прохоровка началось самое крупное танковое сражение. Лоб в лоб столкнулись 1200 танков. Сражение длилось весь день. К  вечеру всё вокруг было покрыто сгоревшими и изуродованными  остатками танков.  И на Курской битве сражались наши земляки, их было 21 человек.

Стенды школьного музея

Ученик:

Но не только на полях битвы наши земляки внесли вклад в Победу, но и в тылу.

-Сейчас мы с вами прочтем  воспоминание связной партизанского отряда Глушковой Марии Викторовны (работа с материалами музея)

Стенды школьного музея.

-В октябре немцы оккупировали Фатежский район, как-то в декабре в мой дом  постучался незнакомый бородатый человек. оказалось, что это оперуполномоченный ОВД В.Любажа А.Д. Каратаев. Он обратился ко мне по просьбе секретаря РК ВКП (б) А.К. Кобцева. Мне было дано задание собирать сведения о немецких войсках, о деятельности полицаев. Я была связной в партизанском отряде, которым командовал Калинин Павел Фёдорович.  (работа с материалами музея) 

Стенды школьного музея.

Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти   27 миллионов жизней советских людей. Но Советский Союз не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм, так как на защиту Родины поднялась вся страна. 

-Мы свято чтим память  о погибших на войне. Мы не должны забывать эти страшные события, чтобы больше не повторялась трагедия войны. Ещё древние люди говорили: Если войну забывают, начинается новая, помните об этом!

Я вам предлагаю сделать вечный огонь, чтобы и мы с вами могли почтить память павших.  

Изготовление Вечного огня

- На ваших столах лежат листики цветной бумаги, ножницы. Давайте вырежем язычки пламени и «зажжём» Вечный огонь.

И всем погибшим в этой войне  МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

Пионерский салют.

- Перед наступлением обычно наступало затишье, кто-то в землянке, в окопе, но всем не до сна, вспоминали о родных. Они писали фронтовые треугольники. (работа с материалами музея).

-А  как вы думаете, что они писали в письмах с фронта?


Стенды школьного музея.

Творческое задание:

Напишите, пожалуйста,  письмо из будущего воинам Великой  Отечественной войны. Мы с вами организуем выставку ваших творческих работ.

35 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий