Цель: воспитание патриотизма, любви к родной земле, чувства гордости за героическое прошлое нашей Родины.
Задачи:
Форма работы: групповая.
Подготовительная работа: обучающиеся самостоятельно изучают исторический материал о Брестской крепости, рисуют рисунки «Брестская крепость в годы ВОВ».
Наглядные пособия: историческая карта СССР времен ВОВ, фото , иллюстрации Брестской крепости.
1. Актуализация знаний учащихся.
Д. Попов
Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.
Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.
Безумный шквал огня и стали
Не повернётся сам назад.
Два «супербога»: Гитлер – Сталин,
А между ними страшный ад.
Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…
Учитель: Великому подвигу народа посвящается! 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. 27 миллионов граждан страны погибли на фронтах и концлагерях, от бомб и снарядов, голода.
Помни о тех, кто ценою собственной жизни защитил Родину на полях сражений, кто в эти трудные годы стоял у станков, выращивал хлеб на полях страны.
Никто не забыт, ничто не забыто! Вечная память героям
Мы начинаем знакомиться с вами со значимыми в истории России сражениями, битвами ВОВ.
Видеоролик «Начало войны»
2. Тема классного часа
- Определите тему кл часа. Соберите из букв слово и вы получите название крепости-героя, которая держала оборону в первые дни Великой Отечественной войны.
БРЕСТСКАЯ
-Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Сегодня мы поговорим о героизме солдатов Брестской крепости.
-Каждый из вас будет историком.
- Кто такой историк? (ответы детей) Прочитайте в толковом словаре Ожигова значение слова «историк».
-Что важно для историка? Для того, чтобы рассказать о Брестской крепости в годы ВОВ, какие задачи поставим перед собой ? На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?
1. Что из себя представляла Брестская крепость?
2. Как оборонялись солдаты Брестской крепости?
3. Были ли юные защитники Брестской крепости?
- Предлагаю вам ответить на эти вопросы. поработав в группах. (учитель раздает группам задание)
- Подойдите к столу и отберите необходимый материал, который поможет вам ответить на ваш вопрос.
1группа. Брестская крепость. Что из себя представляла Брестская крепость?
Брестская крепость расположилась на 4 островах. Со всех сторон её окружали воды рек Буга и Муховца. Внутри крепости были построены здания и оборонительные сооружения со стенами толщиной 1,5 – 2 метра, с подвалами и подземными ходами, со складами боеприпасов и продовольствия.
В центральной части Брестской крепости располагался Гарнизонный Свято-Николаевский храм . Он был построен в 1851–1876 годах по проекту академика российской академии художеств архитектора Давида Ивановича Гримма.
С 1939 года и до самого начала Великой Отечественной войны в нем размещался клуб 84-го стрелкового полка красной армии. В ходе боев 1941 года здание стало важным пунктом обороны, так как оно расположено на самом высоком месте острова, откуда хорошо просматривается вся территория крепости.
2 группа. Оборона Брестской крепости.
Весной 1941 года на территории Брестской крепости размещались части двух стрелковых дивизий - 6-я Орловская Краснознамённая и 42-я стрелковая дивизия . Предположительно утром 22 июня 1941 года в крепости было 8 000 бойцов и командиров.
Накануне войны на учения из Брестской крепости были выведены более половины
подразделений.
Против гарнизона сражалась германская 45-я пехотная дивизия численностью 15-17
тысяч человек, имевшая опыт польской и французской кампаний. На овладение крепостью отводилось 8 часов.
В 4 часа утра 22 июня 1941 года был открыт ураганный огонь по казармам, входным
воротам и домам начсостава. Уцелевшая часть комсостава не могла проникнуть в казармы из-за сильного заградительного огня. Солдаты, лишённые управления, группа-
ми и поодиночке выходили из крепости. Ожесточённые бои развернулись на всей тер-
ритории крепости без связи и почти без взаимодействия между защитниками разных
укреплений, которые удерживали почти 2-километровое кольцо двухэтажного оборонительного пояса в условиях интенсивных бомбардировок, артобстрела и атак штурмовых групп противника (по 6-8 атак в день). Расчёт врага на внезапность не оп-
равдался. Поздно вечером немецкое командование оттянуло пехоту, чтобы утром 23
июня вновь начать штурм с артобстрела и бомбардировки.
Бои в крепости приняли ожесточённый, затяжной характер, которого враг никак не
ожидал. Немцы встретили упорное сопротивление на территории каждого крепостного
укрепления. Из-за недостатка боеприпасов, больших потерь личного состава защитников немцам удавалось прорывать оборону, которая вскоре приняла очаговый характер.
Ворвавшись в госпитальное здание, немецкие автоматчики зверски расправились с
болными и ранеными. Прикрывая раненых, погибли медсёстры В.П.ХОРЕЦКАЯ и Е.И.РОВ-
НЯГИНА, военврач 2-го ранга С.С.БАБКИН, батальонный комиссар Н.С.БОГАТЕЕВ и
многие другие. Оставшихся в живых раненых, больных, детей, медперсонал 23 июня
гитлеровцы использовали в качестве живого заслона.
Попытки массового прорыва из осаждённой крепости оказались безуспешными, пробиться смогли только отдельные малочисленные группы. Оставшийся маленький гарнизон продолжал сражаться с необыкновенной стойкостью и упорством, о чём свиде-
тельствуют надписи на крепостных стенах:
* Нас было пятеро: Седов, Грутов, Боголюб, Михайлов, Селиванов. Мы приняли пер-
вый бой 22 июня 1941. Умрём, но не уйдём отсюда.
* 26 июня 1941 года. Нас было трое, нам было трудно, но мы не пали духом и уми-
раем как герои.
* Умираем не срамя.
* Умрём, но из крепости не уйдём.
* Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20 июля 1941 года.
НИ ОДНО ИЗ ЗНАМЁН ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ, СРАЖАВШИХСЯ В КРЕПОСТИ,
НЕ ДОСТАЛОСЬ ВРАГУ.
Война никого не щадит. Предлагаю послушать рассказ Игоря Шкоды «Солдат Брестской крепости»
3 группа. Юные защитники Брестской крепости.
Одним из героев Брестской крепости был ваш ровесник - пионер Петя Клипа.
В крепости Петю застала война в час тишины на рассвете
Наземь швырнула взрывная волна сонного мальчика Петю.
Петя очнулся. Где это он? Стоны и крики, грохот и звон,
Пыль, штукатурка, брызги стекла, в окнах разбитых – красная мгла.
Грохнуло снова, качнулась стена. «Братцы, к оружию! Это - война!»
Утром 22 июня 1941г. Пётр Клыпа оказался в крепости случайно и должен был ночевать в доме для комсостава за её пределами.
Старший брат (Николай Клыпа офицер 333-го стрелкового полка 6-ой стрелковой дивизии) за недавнюю самоволку Пети в г.Брест оставил его при гарнизоне, на ночь Петя остался в казармах крепости. Петя бегал по подвалам и казематам крепости, осуществляя связь между почти изолированными друг от друга узлами обороны гарнизона. Таскал воду, искал для раненных перевязочный материал, нашёл уцелевший склад боеприпасов. Склад помог бойцам продлить сопротивление и продлить жизнь сражающемуся гарнизону.
Тогда каждый человек был на счету, каждый был полезен, каждый был солдатом и Петя тоже.
Клыпа отказался покидать крепость вместе с детьми и женщинами, оставался до последнего со своими.
В начале июля состоялась попытка прорыва в направлении Южного острова. Неудачная попытка, немцы её пресекли и подавили огнём.
Петя и несколько его друзей из числа подростков (воспитанников музыкального взвода) смогли прорваться и переплыть реку Буг.
Недолго парни бродили по лесу, буквально через пару дней обессиленные подростки были задержаны немецким патрулём.
Плен.
Потом, был сборный сортировочный лагерь для военнопленных и городская тюрьма.
Они могли бы избежать этой участи и прикинуться местными, так как по сути были ещё дети, но их выдали грязные, обгоревшие. пропитанные потом солдатские гимнастёрки, которые они не хотели снимать. Они были солдатами по духу, а не во возрасту.
По показаниям Петра Клыпы, от немцев они бежали.
Парни пошли в направлении линии фронта, но фронт тогда двигался на восток очень быстро, им было за ним не поспеть.
Часть подростков была схвачена полицией, а часть осела в сёлах у местных, чтобы переждать и найти более благоприятное время.
Петя Клыпа устроился в Белорусской деревне Оношки (недалеко от г.Барановичи). Жил и помогал по хозяйству до весны 1943г.
Учитель. Официально днем окончания обороны Брестской крепости является 20 июля 1941 года. Однако, еще в течение августа – зимы 1941 года отдельные разрозненные группы продолжали сопротивление, выражавшееся, в основном, диверсионными вылазками.
Это было уже в сентябре или даже в октябре, когда крепость считалась давно взятой из подземелий и подвалов развалин продолжали раздаваться внезапные выстрелы – последние защитники крепости ещё скрывались там и вели борьбу. Вот в это время и прошёл среди немцев слух о «кудлатой». Ещё её называли «фрау мит автомат». Рассказывали, что в подземных убежищах до сих пор прячется женщина, вооружённая автоматом. Неожиданно она появляется то здесь, то там и открывает огонь, причём охранники с почти суеверным страхом говорили, что она не даёт промаха – каждая пуля её убивает врага. Потом она исчезает где-то под землёй, и так же неожиданно её выстрелы раздаются уже в другом месте.
Все попытки поймать или убить её оставались тщетными. Вид этой женщины, насколько её удавалось разглядеть издали, был страшным. С запылённым, закопчённым лицом, в изодранной одежде, с волосами, давно не чёсанными и свалявшимися в колтун, она казалась им призраком из подземного мира, духом мести и смерти. Лишь во второй половине октября о ней перестали говорить – женщина уже не появлялась.
Последнее сообщение о защитниках Брестской крепости относится к 12 апреля 1942 года неизвестный красноармеец, истратив все патроны, истощенный от голода и жажды, вышел из своего укрытия. Немецким солдатам он назвал себя лейтенантом Николаем Плужниковым, упал и скончался на месте.
БРЕСТУ
(Василь Витка)
Восстал ты из руин и пепла,
Поднялся, гордый и живой.
И небо,
что в дыму ослепло,
Опять прозрело
над тобой.
Ты испытал,
встав по тревоге,
Всю силу вражеских атак.
Ты вырос первым на пороге,
Когда в наш дом
вломился враг.
Еще предутренние росы
Июнь не высеял в траву,
А ты,
как юноша Матросов,
Собою заслонил Москву.
Врага ты смело грудью встретил.
Споткнулся на пороге враг...
Над крепостью бессмертной
ветер
Победный развевает стяг.
Ты не щадил в сраженье жизни,
За край родимый встал горой —
Солдат и сын своей
Отчизны, Ее заступник и герой.
Итог классного часа
-На все ли вопросы мы ответили на классном часе, которые ставили перед собой?
- Как мы можем назвать защитников Брестской крепости? Кто они? Какими качествами обладают герои?
Найдите на карте г. Брест и обозначте его фишкой.
Дополнительный материал.
Защитник Брестской крепости
К очередному Дню Победы ученикам седьмого «В» предложили разузнать у родителей, бабушек и дедушек о родственниках, воевавших с фашистами. И подготовить сообщения о них для классного часа Победы, который готовился в школе к 9 мая. Мария Ивановна, классная, спросила Васю Коржака: «А где твои деды воевали, Вася?» «Про маминых не знаю, она воспитывалась в детдоме. А папин прадед защищал Брестскую крепость, мне папа рассказывал», - ответил Вася. «Прекрасно! Брестская крепость это великий символ мужества и стойкости наших солдат в самом начале войны! – сказала Мария Ивановна. – Одноклассникам надо обязательно узнать о подвиге твоего прапрадеда. Расспроси папу об этом подробно и сделай сообщение минут на десять, классный час будет 8 мая, последним уроком».
Вася очень детально разузнал у папы, Игоря Сергеевича, о прапрадеде. Папа даже достал из книжного шкафа папку с материалами о подвиге своего прадеда, сделал фото документов из папки и помог Васе составить компьютерную презентацию сообщения. «Как хорошо, сынок, что о нашем деде узнают в школе!» - радовался папа Игорь.
Наступило время классного часа. Васе дали слово последнему, поскольку Мария Ивановна, как хороший режиссер, решила самый яркий и важный доклад оставить «на закуску». Флэшку вставили в компьютер и на экране открылась Васина презентация. Заглавная страница гласила: «Вацлав Коржак, герой обороны Брестской крепости». И в центре – черно-белая, с трещинками, фотография Вацлава: мужчина в кителе с погонами лейтенанта и аккуратными усиками, сидящий очень прямо и опирающийся на рукоять сабли, глаза устремлены точно в объектив фотокамеры, отчего казалось, что лейтенант Коржак смотрит непосредственно нам в глаза. Наблюдательный наблюдатель мог даже заметить сходные черты лица Вацлава и его праправнука Васи: тот же высокий лоб и длинная шея, очень похожие нос и губы. На следующем слайде появился текст под заголовком «Биографическая справка». Вася стал читать справку: «Вацлав Тадеуш Коржак родился в 1915 году в городе Бялосток Княжества польского в составе Российской Империи. Женился в 1937 году на Юстине Барановской, дочери местного часовых дел мастера. В августе 1938 года у него и Юстины родился сын Анджей, мой прадед. Вацлав Коржак окончил офицерское пехотное училище в Кракове в октябре 1938 года с присвоением воинского звания «лейтенант Войска польского». В июне 1939 года Вацлав Коржак был направлен в гарнизон города Брест командиром роты 82-го пехотного полка. А 1 сентября 1939 года гитлеровская Германия развязала Вторую мировую войну, напав на Польшу…»
«Погоди, Вася! – сказала вдруг Мария Ивановна, встав из-за учительского стола и взявшись пальцами за подбородок в раздумье. – Получается, что твой прапрадед воевал в польской армии, не в Красной? И защищал Брестскую крепость как польский офицер, не советский?»
«Ну да! – ответил Вася и спросил удивленно: - А что это меняет? Вы же попросили приготовить историю про наших предков, боровшихся в прошлую войну с фашистами! Так ведь?»
«Так-то оно так… - задумчиво протянула Мария Ивановна, - но, понимаешь… А кстати, как же твои родные попали затем, после войны, в Россию?»
«Мой прадед Анджей после войны учился в Москве, в институте Дружбы народов. Женился и остался в России. Вот так получилось. Так мне рассказывать дальше?»
«Рассказывай! Рассказывай, Васюта! – закричали одноклассники. – Мы хотим узнать, что было тогда в Брестской крепости!»
«Ну, хорошо! – Мария Ивановна вздохнула и снова села за стол. – Продолжай, Вася!»
«Так вот, - вернулся к рассказу Вася. - Уже 2 сентября 1939 года Брестскую крепость бомбила германская авиация. К 13 сентября из крепости эвакуировали семьи военнослужащих и Юстина с сыном тоже уехала из Бреста. Больше они с Вацлавом не виделись. На Брест наступал бронетанковый корпус генерала Гудериана при поддержке артиллерии и авиации вермахта. Немецкие части превосходили защитников крепости в два раза по пехоте и в танках, и в шесть раз в артиллерии. В крепости остались только добровольцы, прикрывавшие отход основных сил. Ночью 17 сентября лейтенант Коржак с остатками батальона, имея одно артиллерийское орудие, скрытно занял форт Граф Берг, который находился в 850 метрах от главной оборонительной линии польской Армии людовой. Немцы считали форт пустым и обнаружили свою ошибку только 19 сентября, когда во фланг их наступлению ударили орудийные и пулеметные залпы из форта. Фашисты предложили оборонявшимся сдаться, но лейтенант Коржак ответил отказом. И со следующего дня, после того, как несколько пехотных атак закончились провалом, гитлеровцы стали методично обстреливать оставшихся защитников крепости из гаубиц. Ситуация изменилась 22 сентября 1939 года, когда части 29-й танковой бригады РККА во главе с комбригом Кривошеиным вступили в Брест с востока. В соответствии с секретным протоколом к Договору о ненападении между Советским Союзом и Германией (о разграничении сфер интересов в Европе), после совместного парада вермахта и РККА Брест был передан немцами советской военной администрации. Подразделения вермахта покинули город и отошли за реку Западный Буг. И уже вечером 22 сентября форт начали штурмовать отряды Красной армии, поскольку защитники крепости решили не сдаваться. Несколько дней советские войска атаковали форт, но все атаки были отбиты. Однако, 26 сентября, в результате массированного штурма защитники крепости понесли большие потери и оставшимся в живых пришлось решать сложный вопрос: вести бой дальше и погибнуть или же прекратить сопротивление. Часть защитников крепости решила прорываться к своим вглубь Польши и ночью покинула форт. Лейтенант Коржак и около тридцати солдат остались держать оборону до последнего дыхания. Они сражались еще три дня, после чего пехотинцы Красной армии при поддержке артиллерии все же захватили крепость и взяли в плен оставшихся в живых польских солдат. Вацлав Коржак был тяжело ранен осколком снаряда в бедро и тоже попал в плен».
Вася сделал паузу и посмотрел на класс. Девчонки и мальчишки сидели с выражением недоумения и озадаченности на лицах: Васин дед, борец с фашизмом, держал оборону, отстреливался против их дедов, которые тоже боролись с фашистами! Как же к этому надо было относиться? Непонятно…
А Вася открыл следующий слайд и продолжал: «Вот протокол допроса моего прапрадеда сотрудниками НКВД, копию которого мой папа получил из Главного архива Министерства обороны России. Из протокола следует, что лейтенант Коржак отклонил предложения о сдаче крепости, поступившие как от гитлеровского командования, так и от командования частей Красной армии, сменивших гитлеровцев. И что, по показаниям его пленных товарищей, лейтенант, отстреливаясь в крепости из пулемета, собственноручно убил не менее шестнадцати наступавших германских солдат и двух офицеров, а затем еще более десяти советских пехотинцев. Красноармейцы при пленении Вацлава Коржака нашли рядом с ним фотоаппарат. Лейтенант Коржак пояснил, что это камера военного корреспондента одной из польских газет, который погиб здесь несколько дней назад при бомбежке. Фотографии из этой камеры также приложены к протоколу, вот они» - и Вася один за другим пролистал с десяток фотоснимков с эпизодами обороны Брестской крепости. Перед классом проплыли молодые лица сначала веселых, улыбающихся польских солдат, чистящих оружие, стоящих на плацу, принимающих пищу из котелков, купающихся в Южном Буге. Затем пошли кадры боев: снайпер, целящийся из винтовки; санитар, перевязывающий раненых; разрыв снаряда во внутреннем дворе форта; несколько неподвижных тел, лежащих у стены в неудобных позах (похоже, убитые солдаты); молоденький боец с бинтом на голове, заряжающий пулеметную ленту; два самолета с крестами на крыльях в небе над крепостными стенами. Дети смотрели на фотоснимки широко открытыми глазами и затаив дыхание – им казалось, что Вася, их товарищ, рассказывает об этих боях, как будто их непосредственный участник.
Затем Вася вздохнул и сказал: «Мой дед с группой польских военнопленных был расстрелян в Катынском лесу под Смоленском. Командовал расстрелом Вацлава Коржака и группы его товарищей-офицеров Войска польского лейтенант НКВД Игнат Евсеевич Прохоров, о чем подписал рапорт об исполнении приказа от 16 апреля 1940 года. Фото рапорта прилагается». На экране появилось изображения рапорта с синей подписью лейтенанта Прохорова и резолюцией наискосок сверху красным карандашом: «В дело».
Когда Вася закончил сообщение, Мария Ивановна сидела, закрыв лицо руками и плечи ее вздрагивали. Никто в классе не нарушил установившейся тишины. Наконец, учительница вытерла глаза платочком, глубоко вздохнула и встала у доски. Погладила Васю по голове, тихо произнесла: «Молодец, Вася. Отличный доклад! Но постой, не уходи пока». А потом немного помолчала и добавила: «Я хотела в завершение классного часа рассказать вам и о своем прадеде, воевавшем на полях Второй мировой войны. Он дошел до Праги и погиб при освобождении столицы Чехословакии в 1945-м. Вот один из пяти его орденов - орден Красной звезды, самый первый. Но этот орден получен не за Прагу, а за освобождение Бреста в 1939-м году. И я только что узнала из Васиного сообщения, что именно мой дед, лейтенант Игнат Прохоров командовал расстрелом Васиного прапрадеда, лейтенанта Вацлава Коржака. Вася, я знаю, что мой дед ни в чем не виноват перед твоим дедом, хотя и расстрелял его, - вот так, представь, бывает в жизни! Такая это ужасная и безжалостная штука – война! Но я очень сожалею о случившемся тогда, в Катынском лесу, и приношу тебе от имени моего деда глубочайшие извинения. Тебе и всем твоим родным. И этот орден моего деда за Брест, я думаю, будет справедливо отдать твоей семье, родным лейтенанта Вацлава Коржака, отважного защитника Брестской крепости. Возьми его, Вася…»
Мария Ивановна протянула Васе остроконечную звезду ордена, тускло блеснувшую кроваво-красной эмалью. Класс сидел в состоянии полного оцепенения и шока, не понимая, что уместно в такой ситуации – то ли радоваться и аплодировать, то ли рыдать молча.
Используемая литература:
1. Василь Витка. БРЕСТУ. Стихотворение.
2. Д. Попов. Июнь. Россия. Воскресенье. Стихотворенние.
3. brest-fortress.by О Брестской крепости.
4. Игорь Шкода. Защитник Брестской крепости. Рассказ