Совсем скоро россияне будут отмечать знаменательную дату – 75 лет победы в Великой Отечественной войне. Это событие имеет поистине великое значение. 75 лет назад закончилась самая ужасная, самая кровопролитная война в истории человечества. Наша страна, наши родные и близкие сделали все, чтобы мы жили под мирным небом.
Эта война коснулась и моей семьи. Мой прадед прошел всю войну, а прабабушка перенесла все тяготы войны в тылу. Об этом я и расскажу.
Моя прабабушка, Максимова Татьяна Ивановна, родилась 23 июня 1926 года в д. Овечкино Зарайского района. В 1941 году на второй день войны ей исполнилось пятнадцать лет. К этому времени она окончила семилетнюю школу и собиралась поступать в Зарайское педучилище, однако мечте не удалось осуществиться. Фашисты так отчаянно рвались на восток и захватывали наши земли, что родители просто побоялись отпустить свою дочь учиться. Самый тяжелый год для нашей страны прабабушка проработала в колхозе. Косила, сушила сено, полола просо, убирала наравне со взрослыми хлеб, а зимой перебирала в хранилище картошку. Работы в деревне всегда было много, да и тяжело было работать молодой девчонке наравне со взрослыми. Но еще страшней было тогда, когда враг был на подступах к Зарайску, и город перевели на осадное положение. Поэтому, когда немцев отогнали от Москвы, а угроза захвата Зарайска миновала, моя прабабушка стала вновь надеяться на возможность продолжить учебу.
Но в такое неспокойное время надо было не только учиться, но и помогать фронту. И уже в июне 1942 года студентов педучилища отправляют на трудовой фронт в соседний Шатурский район на торфоразработки на два месяца.
Студентов разделили на две бригады. Одна бригада работала на предприятии «Гидроторф», а другая - «Фрезоторф». Предприятия находились прямо в открытом поле. К каждому вела узкоколейка, по которой ходил один паровоз, прозванный «кукушкой», и «телячьи вагоны». В мирное время в них перевозили скот, поэтому и прозвали их «телячьими». Они были без крыши и дверей. Чтобы в них забраться, приходилось карабкаться через верх. Особенно неприятно было ехать в этих вагонах, когда шел дождь. Прабабушка рассказывала, что одеты они были кто в чем. Под дождем промокали и ватные жакетки, и легкие платья.
В поле «Гидроторфа» машина нарезала торфяные пласты, которые надо было складывать «змейкой» для просушки. Фрезерный торф собирали граблями и ручным способом складывали в штабеля. Все топливо грузили и отправляли на каширскую электростанцию для выработки электричества, в котором так нуждались предприятия оборонной промышленности.
Возвращались с работы студенты уставшие, голодные. В столовой им давали щи из одной капусты, в которые для запаха добавляли тушенку. «Нальют в миску половник этих черных щей да порцию хлеба дадут на весь день: хочешь - ешь, хочешь - смотри. А на второе - картошку. Она, наверное, сушеной была, потому что черви в ней попадались длинные белые. Отодвинешь их на край тарелки и ешь картошку. Да еще и про добавку подумаешь. Вот так и кормили, чтоб только с голода не умерли. Выручали нас немного продукты из дома, особенно хлеб. Да и он быстро заканчивался», - рассказывала мне прабабушка.
От сырой погоды у прабабушки на ботинках отвалилась подошва. Ей было досадно и очень обидно. «В чем же теперь идти на работу?» - думала моя прабабушка. И тут на помощь ей пришел местный сторож. Взял шило, проколол дырочки и проволокой закрепил подошву. Конечно, работать в такой обуви было не очень удобно, но лучшего тогда ничего нельзя было придумать.
Огромной радостью для молодых девчонок были вести из родного дома, а приезд родных вообще превращал серые будни в праздник. Таким праздником для моей прабабушки стал приезд из дома сестры Марии. Ее гостинцы, особенно хлеб и немного денег, оказались весьма кстати. Моя прабабушка очень хотела отблагодарить доброго сторожа, ведь жил он очень бедно и от голода уже начал пухнуть. Теперь у моей прабабушки была возможность хоть как-то ему помочь. Она отрезала сторожу хлеба и дала 10 рублей денег. На них можно было купить стакан молока.
Так прошли два тяжелых месяца июль и август 1942 года. В сентябре помогали в колхозе, а в октябре начали учиться.
Особенно тяжело приходилось снежными зимами. Снегоуборочной техники не хватало или ее вообще не было, поэтому приходилось вручную чистить от снега шоссе у Чугунного моста в 5 км от города Зарайска, чтобы машины смогли вовремя привезти сырье для предприятий и вывезти готовую продукцию для фронта. На нашей обувной фабрике с начала войны шили сапоги для солдат, а на ткацкой фабрике «Красный Восток» выпускали ткань для солдатских гимнастерок. Механический завод отливал корпуса гранат – «лимонок». Поэтому так важно было обеспечить поставку сырья и вывоз готовой продукции.
В марте студентов обычно возили в Сушково (под Луховицами) очищать от снега аэродром. «В нетопленом вагоне по узкоколейке едем, прижавшись друг к другу. Пока туда доедем все замерзнем. А там для нас уже готовы санки, корзины, лопаты. Нагрузим снег и везем на край поля, чтобы самолеты могли вовремя взлететь и выполнить задания. Сейчас зимы бесснежные, а тогда снегу и не рады были. Если сегодня идет снег, значит, завтра снова придется расчищать заносы», - рассказывала мне прабабушка.
Особенно хорошо моей прабабушке, да и всем советским людям, запомнилась долгожданная Победа, ведь вся жизнь страны была направлена на ее достижение. Когда по радио объявили о капитуляции Германии, люди выходили на улицу и радовались все вместе, обнимались и целовались даже незнакомые друг другу люди. Так велика была цена Победы!
Много еще осталось воспоминаний о тех тяжелых днях. Трудно передать те чувства, которые испытали тогдашние девчонки и мальчишки. Они рано взрослели, рано начинали познавать тяготы военной жизни. В таких суровых условиях формировался их характер, воспитывалась сила воли. Но самое главное в их душах сохранилась любовь к людям, доброта, вера в свои силы и возможности. Благодаря этим качествам наш народ победил самого злейшего врага человечества – фашизм.