Введение:
Патриотизм– одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее; готовность к защите Родины.
В наше непростое время, когда нередки попытки «переписать», исказить недавнюю историю страны, трудно переоценить значение патриотического воспитания детей, укрепления связей поколений.
Актуальность : У каждого поколения – своя война: Великая Отечественная, Афганистан, Нагорный Карабах, Чечня… Все эти войны болью отзываются в наших сердцах. Но Великая Отечественная – это важнейшая страница в истории нашей страны, показавшая всему миру силу духа и несгибаемость советского народа. Мы, современные дети и подростки, узнаем о событиях Великой Отечественной войны в основном из учебников истории, так как юное поколение мало и не очень охотно читает, а также редко ( лишь в канун праздника Победы ) имеет возможность смотреть настоящее кино на военную тематику. Ветераны войны, живые свидетели и участники тех событий, уходят из жизни. А оставшиеся в живых, из-за возраста и болезней, к сожалению, всё реже и реже встречаются с детьми.
Проблема: Современное поколение часто упрекают в том, что оно не знает прошлого нашей страны, в том числе и событий Великой Отечественной войны. Для многих нынешних детей и подростков эта война и в самом деле далекая история. Таким образом, существует угроза утраты исторической памяти о самом важном и трагичном событии нашей Родины и всего мира – Великой Отечественной войне.
Цель проекта: формирование интереса к историческому прошлому нашего народа на основе уже имеющихся представлений о Великой Отечественной войне. Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое нашего народа на примере своих близких.
Задачи проекта:- Узнать, что значит термин «Великая Отечественная война» и присущие ей качества: освободительная, победоносная, кровопролитная, велась во имя мира и процветания и благополучия нашей Родины.
- Изучить генеалогическое дерево своих родственников и установить, кто из них воевал в годы ВОВ, использовать интернет сервиз: «Память народа 1941-1945».
- Познакомиться с ходом военных действий во время Великой Отечественной войны на примере своего предка- родственника.
- Привести примеры мужества и героизма людей в ходе Великой Отечественной войны на примере своих предков и поместить фотографию своего героя в интернет- галерее фотографий «Дорога памяти»
- Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников.
Продолжительность: январь – май 2020 года.
Проект индивидуальный предполагает участие школьника и родственников его семьи.
Этапы выполнения проекта:
I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)
II этап: Сбор и обработка информации.
III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы.
IV этап: Реализация плана проекта.
V этап: Подготовка к защите проекта.
VI этап: Презентация проекта через электронную презентацию.
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
Ожидаемые результаты:
ВСТУПЛЕНИЕ
Великая Отечественная война закончилась 75 лет назад, мои сверстники не слышали рева самолетов и свиста пуль, не видели зарева пожарищ и взрывов бомб, не знали ужасов войны. Мы живем мирно и счастливо: учимся и работаем, радуемся и грустим, мечтаем и дружим…
Но бывают минуты, когда с особой остротой понимаешь, что всей нашей жизнью мы обязаны тем, кто сражался за наше светлое будущее. И, чем дальше уходят от нас годы войны, тем больше нам хочется узнать о тех, кто дал нам мир, кто не щадил своей жизни в боях за наше счастье и свободу.
О войне моё поколение знает только из книг, кинофильмов, спектаклей. Сколько бы поколений не прошло по земле, ВОВ никогда не должна изгладиться из их памяти. Потому что, когда войну забывают,- говорили древние,- начинается новая!
МАЛЕНЬКАЯ ИСТОРИЯ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ
В каждой семье есть своя маленькая история войны, не было дома и семьи, которого не коснулась она, и мы должны как можно больше узнать о подвиге наших прадедов – славных защитников Родины! Нашу семью тоже не обошла такая маленькая история… И я хочу рассказать об этом.
Масин Иван Александрович, брат моей прабабушки по маминой линии. Он жил в д Щербинино Петровского района со своими родителями с двумя сестрами и братом. Был самым старшим в семье.
На службу в красную армию был призван в 16.12. 1941 года, когда враг совсем близко стоял у «ворот Москвы». Ему было 18 лет. Воевал на Ленинградском фронте и принял участие во многих боевых операциях.
Он принял участие в Синявской наступательной операции сентябре- октябре 1942г . Боевые действия, развернувшиеся в районе Ленинграда в этот период, оказали весьма существенное влияние на весь дальнейший ход войны. Это боевая операция не позволила фашистам реализовать свой наступательный план по захвату Ленинграда.
В январе 1943г участвовал в прорыве блокады Ленинграда . В 9 часов 30 минут более 4,5 тысяч орудий и минометов Краснознаменного Балтийского флота обрушили свой удар по позициям противника. На Ленинградском фронте огненный смерч бушевал 2 часа 20 минут. Было прорвано кольцо вражеской блокады г. Ленинграда, войска красной армии создали коридор шириной 8-9 км между Ладожским озером и линией фронта.
В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны – Шлиссельбург, автомобильная магистраль и мосты через Неву. 7 февраля на Финляндский вокзал прибыл первый поезд с «Большой Земли»с продовольствием и медикаментами. Все это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта.
Принял участие в Мгинской наступательной операции
июль-август 1943г.
Участвовал в боях по разгрому немцев под Ленинградом и Новгородом в январе- феврале 1944г
Боевой путь продолжил в Новгородско-Лужской наступательной операции зимой 1944
Под командованием Говорова Л.А. (маршал Советского Союза) в июле 1944 участвовал в Нарвской наступательной операции.
Участвовал в боях по разгрому немцев в Прибалтике осенью 1944г
В Таллинской наступательной операции в сентябре 1944г
И других боевых операциях.
В составе войск Центрального фронта 123 стрелковой дивизии командовал расчетом станкового пулемета. 12 апреля 1942 году при наступлении войск дивизии в районе г Смоленска под сильным минометным огнем противника выдвинулся на новый рубеж для поддержки наступающей пехоты. Трое из расчета были убиты, сам получил тяжелое осколочное ранение в локтевой сустав левой руки, но не оставил позицию и продолжал вести огонь по противнику до тех пор, пока не потерял сознание от потери крови. За проявленное мужество и самоотверженность в борьбе с немецкими захватчиками был удостоен правительственной награды – медаль «За отвагу».
Солдат, ефрейтор прошел нелегкий ратный путь, познав величие и радость победы, с честью выполнил свой долг перед народом и Родиной!
9 мая – день капитуляции нацистской Германии перед Красной Армией и войсками союзных держав, указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 г. объявлен государственным праздником – Днем Победы.
К сожалению мне не суждено было узнать своего родственника по бабушкиной линии. Бабушка рассказывала, что её дядя был очень добрым, уважительным и стойким человеком. Уже после войны он потерял дочку 7-ми лет, а жена стала инвалидом и с трудом могла ходить. Он до конца жизни заботился о ней, никогда не забывал помогать своей старенькой маме Анне Конновне( это моя пра- пра-бабушка), но не любил говорить о войне!
Информацию о родственнике- фронтовике я нашла на сайте ПАМЯТЬ НАРОДА 1941-1945год.
Вот герой нашей семьи в галерее фотографий «Дорога памяти»
На сайте ПАМЯТЬ НАРОДА 41-45 мы нашли еще одного нашего родственника- ветерана: это брат моей пра-пра- бабушки Анны Конновны Лукьянов Григорий Коннович.
При штурме города Кёнисберг в составе штурмового отряда под сильным артиллерийским огнем противника 8.04.1945 подтащил орудие и взорвал баррикаду на улице города, чем обеспечил продвижение пехоты и танков наших войск. Был награжден медалью «За боевые заслуги».
Заключение
Великая отечественная война была самой величайшей войной за всю историю человечества. Мои предки, участвовавшие в войне -все для меня герои. Работая над проектом, я поняла, что человек на многое способен, пока он действует во имя Родины, народа, а не ради собственной славы. Я ещё раз убедилась, что война несет гибель и страдания всему человечеству. Память о подвигах наших ушедших родственниках жива в нашей семье и будет передаваться из поколения в поколение. Хотя со Дня Победы прошло семьдесят пять лет, но нам нужно помнить о войне, чтобы быть противником новых войн и не сочувствовать тем, кто целенаправленно их разжигает! Юное поколение, должны помнить о том, какой ценой досталась эта Победа, какой вклад внесли в неё наши предки. Всю собранную информацию о своих предках я сохраню для своих потомков.
Как мало их осталось на земле
Не ходят ноги и тревожат раны,
И ночью курят, чтобы в страшном сне,
Вновь не стреляли в них на поле брани.
Мне хочется их каждого обнять,
Теплом душевным с ними поделиться,
Была бы сила, чтобы время вспять…
Но я не Бог… война им снова снится.
Пусть внукам не достанется война
И грязь её потомков не коснётся,
Пусть курит бывший ротный старшина
И слышит, как внучок во сне смеётся.