Смоленщина вошла в историю Великой Отечественной войны как партизанский край. Организация партизанского движения в области началась в первых числах июля 1941 года. Каждый район создавал свой небольшой партизанский отряд из партийных работников, офицеров НКВД и военных специалистов. К концу июля было создано 54 партизанских отряда общей численностью 1160 бойцов. Не все отряды начали сражаться, но эти первые отряды послужили базой для развертывания массового партизанского движения. Наш Шумячский район не исключение.
С августа 1941 года в лесах д. Селюты Шумячского района действовал партизанский отряд, под командованием политрука Ивана Ивановича Петракова. В деревне партизан называли Петраковцами.
Иван Иванович Петраков – офицер-окруженец. Его заместителем был такой же воин - окруженец Уставщиков Леонид Яковлевич.
Из наградного листа, датированного 1 февраля 1942 года: «Товарищ УСТАВЩИКОВ – смелый и решительный партизан; в партизанском отряде находился с 9 августа 1941 года по 13 декабря 1941 г.
За время нахождения в партизанском отряде участвовал:
1. В уничтожении 6-ти немецких машин и 14 фашистов.
2. Будучи зам. командира отряда, организовал в в Шумячинском [правильно - Шумячский] районе две новые партизанские группы и вооружил их.
3. По поручению совета отряда убил 4-х немецких ставленников.
4. Неоднократно производил минирование дорог, по которым проходило движение немецких войск.
5. Два раза участвовал в боях с немецкими карательными отрядами.
6. Организовал по поручению отряда побег из лагеря военнопленных в количестве 90 человек».[1][1]
В составе партизанского отряда был председатель Селютского колхоза им. Калинина Андрей Дмитриевич Елистратов по кличке Стругаль. Было ему 30 лет.
В результате травмы, еще до войны, он лишился кисти левой руки, но это не мешало ему совершать подвиги.
О подвигах, совершенных в тылу врага свидетельствует Справка-характеристика на А.Д.Елистратова, составленная и подписанная Л.Я.Уставщиковым 1 апреля 1942 года:
«Елистратов Андрей Дмитриевич с августа 1941 года пребывал в отряде
Петракова, который действовал в районе местожительства ЕЛИСТРАТОВА.
Знаю и семью ЕЛИСТРАТОВА, которая систематически подвергалась репрессиям со стороны немецкого командования (семья ЕЛИСТРАТОВА проживает [в] дер. СЕЛЮТЫ – Шумячский район Смоленской области).
ЕЛИСТРАТОВ в отряде себя проявил истинным народным мстителем, занимался вербовкой в отряд местных жителей, снабжал отряд боеприпасами и вооружением, минировал дороги, организовывал саботаж в мероприятиях немецкого командования на селе.
ЕЛИСТРАТОВ несмотря на свои физические недостатки – потерял кисть руки, – лично со мной участвовал в убийстве немецкого майора и обер-лейтенанта и нескольких фашистских ставленников.
ЕЛИСТРАТОВ – верный патриот своей Родины и заслуживает всякого доверия со стороны всех наших органов» [2][2].
Из воспоминаний Федора Андреевича Елистратова:
«Как только в деревню вошли немцы, отец ушел в лес на Хлоповку. В
августе в селютских лесах уже появилась группа солдат- окруженцев, организовавших первый партизанский отряд. Вначале их было человек 20.
Вот к ним и примкнул отец. В лесу были раненые. Нужны были лекарства, бинты. Андрей Дмитриевич решается на отчаянный шаг. Разведав, что в деревне нет немцев и полицаев, он пришел домой, запряг лошадь, зашел в аптеку, взял необходимые медикаменты и так же, не спеша, вышел, отвязал лошадь и медленным шагом поспешил в отряд» [ 3][3]
Из рассказа Марии Андреевны Елистратовой, дочери партизана:
«В партизанском отряде отец ведал разведкой и с этой целью часто появлялся в деревне. О немцах и полицейских ему докладывали деревенские мальчики. Он часто просил Мишу Яковлева и Володю Шаталова пройти по улицам, проверить, есть ли немцы в деревне, и разузнать, где они находятся.
На ночлег партизаны часто приходили к Шаталовым. Дом их стоял на краю деревни. Хозяева кормили партизан, собирали в дорогу. Но однажды отец ночевал дома. Его выследили полицаи и пришли за ним ночью. Отец услышал сквозь сон стук и, в чем был, выскочил через заднюю дверь. Озлобленные неудачей, полицейские начали преследовать нашу семью, и мы были вынуждены переселиться в соседнюю деревню Косачевку. А в Селютах началась расправа. Арестовали людей, которые помогали партизанам: Ольгу Фоминичну Ковалеву, Евдокию Тращенкову, Егора Нестерова. В д.Костюковка расстреляли Александру Миронову, а ее брата Максима привязали к лошади и потащили в Хиславичи. Где он погиб, неизвестно».[4][4]
Из воспоминаний жительницы д. Селюты М.Д.Нестеровой:
«Андрей Елистратов отомстил за Егора, Дуню, за Фоминичну. Вдвоем с партизаном Сашей пришли они в Шумячи в дом к полицаю Ивану Безимову и всадили ему пулю в лоб прямо в постели.
На счету у партизанского отряда немало смелых операций. Разбита машина с немцами у деревни Старый стан. Подбит танк у деревни Костюковка. Убит бургомистр в Петровичах, староста в д. Загустино, несколько полицейских. Из Петровичского маслозавода в отряд забрали все запасы сливочного масла, а на стену здания прибили портрет Гитлера и залепили ему рот комом масла. Уставщиков, Елистратов и девятнадцатилетний Саша(его фамилии не помню) между Петровичами и Будой разбили штабную машину. Немцы везли в машине награбленных кур и гусей. Перепуганные выстрелами, они разбежались по полю.
-Кур освободили,- шутили после этой операции партизаны.
Во всех деревнях у партизан были свои люди. В Костюковке для отряда пекла хлеб Александра Миронова, ее брат Максим топил партизанам баню. В д. Малый Дедил на мельнице мололи муку. Петровичская аптека снабжала их всеми необходимыми медикаментами и перевязочными материалами. У партизан была связь со студенецкими полицейскими, охранявшими маслозавод. Ребята из Стаховщины- Михаил Могдалев, Владимир Архипов и Алексей Додолин- снабжали партизан патронами, Гранатами, помогали в случае надобности в приобретении гражданской одежды, сообщали данные о немцах. В полицию ребят взяли насильно.
После освобождения все трое были посланы в штрафную роту. Когда командир партизанского отряда прислал в часть подтвержение об их участии в действиях партизанского отряда, Додолин был уже убит, а Архипов и Могдалев тяжело ранены. ».[5][5]
Весной 1942 года отряд численностью до двухсот человек, хорошо вооруженный, имевший достаточное количество конных повозок, ушел в брянские леса и впоследствии соединился с регулярными войсками.
После Победы от бывших партизан получали благодарственные письма и посылки семьи Елистратовых, Мироновых, Демченковых, Ивановых.
Источники.
[1] ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 293, л. 86.
[2] фонды Шумячского художественно-краеведческого музея Смоленской области
[3] Перекресток: Шумячский альманах. Третий выпуск/В.П.Максимчук, И.И.Морозов, А.В.Николаенков., «Порубежье», 2001.- с.263.
[4] Перекресток: Шумячский альманах. Третий выпуск/В.П.Максимчук, И.И.Морозов, А.В.Николаенков., «Порубежье», 2001.- с.264.
[5] Перекресток: Шумячский альманах. Третий выпуск/В.П.Максимчук, И.И.Морозов, А.В.Николаенков., «Порубежье», 2001.- с.265-266.