Автор: Плескачева Наталья Михайловна
Страна: Республика Беларусь
Город: Минск
Организация: Республиканский институ высшей школы
Проект: "WEB-психология - сегодня"

Мифы и реальность поколения "Z"

 

Н. М. Плескачёва
Республиканский институт высшей школы, Минск

 

В статье представлены результаты исследования социальной ситуации развития поколения Z. Описаны психологические особенности и новообразования данного поколения. Проанализированы и представлены рекомендации при взаимодействии с представителями поколения Z в учебной и трудовой деятельности.

Социальная ситуация развития, новообразования, психологические особенности, поколение-Z.


В системе образования сегодня активно обсуждается проблема взаимодействия педагогов с воспитанниками. Так как они являются представителями разных поколений, и на многие вещи объективно смотрят по-разному, с нашей точки зрения, актуальным является вопрос рассмотрения социальной ситуации развития современной молодежи, относящейся к поколению Z. При описании социальной ситуации развития мы отталкивались от идей Л.С. Выготского. Очевидно, что процесс индивидуального развития человека разворачивается в культурном (социальном) пространстве и некотором промежутке времени. При этом существуют воздействия как со стороны социального пространства на личность, так и изменения человеком самого этого социального пространства. Процесс такого взаимодействия (отношений между личностью и средой) – это конкретные условия, в которых осуществляется разворачивание индивидуальной программы развития и которые оказывают на нее соответствующее воздействие. Условия как система отношений между индивидом и средой могут быть благоприятными или неблагоприятными для индивидуального развития человека. Значит, его результаты в большей степени будут зависеть от конкретных условий, в которые попадает человек. И в первую очередь это будет сказываться на формировании тех новообразований, которые в меньшей степени обусловлены программой развития, заложенной в генотипе. Поэтому актуальность рассмотрения социальной ситуации развития поколения Z не вызывает сомнений.

Социальная ситуация развития — специфическая для каждого возраста система отношений ребёнка с окружающим миром. Социальная ситуация развития данного возраста представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства своей личности, черпая их из среды, как из основного источника своего развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным [1, с. 23].

С другой стороны, для понимания развития человека важно приложение разработанного Б.Г. Ананьевым комплексного подхода, ориентированного на разностороннее рассмотрение многоуровневой, системной организации структуры человека. Именно такое соединение естественнонаучного и культурно-исторического взглядов легло в основу нашего исследования. Так как сегодня наиболее часто используется терминология теории поколений Нейла Хоува (Neil Howe) и Вильяма Штрауса (William Strauss), то мы решили рассмотреть данную теорию. Авторы данной теории поколений связали социально-психологические особенности представителей разных возрастных групп с экономическими циклами развития государств и проследили эти циклы на примере Америки за более чем 500-летнюю историю этого государства. По их мнению, каждый период длится примерно 20 лет. Людей, рожденных в тот или иной период, объединяет не только набор ценностей, но и историческая миссия. Личность формируется под воздействием разных факторов: социума, семьи, активности самого человека и т.д., но людей одного поколения объединяют фундаментальные особенности мировоззрения, взгляды на жизнь, ценности. Для нас представляет интерес поколение Z, это молодежь, которая родилась в начале 2000 –х годов. Что для них характерно? Как можно описать их социальную ситуацию развития? В обществе сосуществуют различные поколения, но наиболее социально активны – последние четыре поколения, но не всегда их взгляды на жизнь соотносятся друг с другом, поэтому важно понимать  в чем отличия представителей различных поколений. Сегодня творят историю представители поколений X и Y, но завтра им придет на смену поколение Z. Это молодые люди примерно 20 –ти лет, которые сегодня получают образование. Поэтому для системы образования важно понимать кто является ее потребителем. Какими свойствами и психологическими особенностями обладает Z- представитель. Какие элементы образовательной среды для него наиболее значимы. Как подстроить систему образования под потребности представителей поколения Z. Именно эти задачи мы ставили в нашей работе. Если посмотреть, что говорят о представителях Z-поколения, то можно услышать, что они не читают книг, практически не гуляют на улице, играм на улице предпочитают общение с компьютером. Если посмотреть более вдумчиво на это поколение, то можно увидеть, что они являются экспертными потребителями различных гаджетов. Смартфон, айфон или компьютер для них - естественная среда обитания. Не читая книг в большом объеме, они, тем не менее, не менее экспертны, просто для них источник информации - ГУГЛ, который все знает. Особенностью поколения Z – клиповое мышление, потому что они ищут ответы на конкретные вопросы. Они не хотят тратить время на глубокое и всестороннее понимание процессов и явлений, поэтому им нужно научиться обрабатывать информацию. Чему стоит поучиться у поколения Z: технологической продвинутости, решимости и открытости мышления. Поколение Z живёт в мире, где благодаря быстрому научно-техническому прогрессу барьеры между физическим и виртуальным миром практически рухнули, поэтому Z- представители вообще не видят разницы между виртуальным и реальным. Для них намного проще купить необходимую вещь в интернете, просмотрев сайты с предложениями и прочитав отзывы потребителей, чем ходить по магазинам в поисках необходимого. Следующей важнейшей особенностью поколения Z называют персонализацию. Как и все поколения, поколение Z столкнулось с подростковой неуверенностью, стремлением «найти свою игру» и одновременным желанием продемонстрировать свою уникальность. В нашем исследовании мы провели опрос студентов 1 курса Института бизнеса БГУ, в нем приняли участие 62 студента специальности бизнес-администрирования и 43 студента специальности логистика. Приводим некоторые высказывания дословно: «У меня есть масса способов показать и предъявить себя миру: создание страничек в социальных сетях:  в Контакте, в Фейсбуке, в Инстраграм; публикация постов в Инстаграм и твитов в Твиттере; лайков понравившейся мне информации. Это просто! Всё, что нужно сделать, — просмотреть мою ленту в Facebook, и через несколько секунд вы будете знать, что я люблю». Таким образом поколение Z обладает беспрецедентными возможностями выбирать и контролировать свои предпочтения. Это прекрасная возможность, если использовать её в благих целях. Однако при массовом доступе к сети интернет и при возможности скрыть реальную картину, чтобы произвести определенное впечатление, интернет сегодня дает как огромные возможности, так и многочисленные риски. Именно с целью профилактики деструктивных коммуникаций в веб-пространстве на кафедре психологии и педагогического мастерства в рамках переподготовки по специальности веб-психология создан одноименный курс с целью минимизации опасности, исходящей от веб- коммуникации. На долю поколений Х и У пришлось много перемен, которые произошли в нашем обществе. Традиционные модели достижений успеха оказались не выигрышными, поэтому представителей Х и У переполняли уверенность в собственных силах и стремление достичь чего-то большего. Они планировали стать финансовыми магнатами или Марками Цукербергами, спасти мир или хотя бы создать свое дело , которому было бы уготовано великое будущее. И искренне верили, что они именно то поколение, у которого всё получится. Уже их дети – Z- поколение росло с пониманием того, что для достижения успеха в жизни надо четко понимать свои цели и действовать в соответствие с ними. Для поколения Z характерна практичность и реалистичность. Обращаясь к результатам опроса, хочется упомянуть высказывание представителя поколения Z: «Наши подростковые мечтания о роли финансовых воротил уступают место страхам вообще ничего не добиться в жизни. Для того, чтобы преуспеть, надо смотреть на жизнь трезво и реалистично».

Следующей особенностью социальной ситуации развития поколения Z, можно назвать синдром упущенных возможностей. Представители Z- поколения моментально получают информацию о том, что происходит в жизни и мире, потому что одновременно получают информацию сразу из нескольких экранов: смартфонов, айфонов, планшетов, ноутбуков и т.д. Причем, телевизионные экраны для поколения Z теряют актуальность (72% респондентов из нашего опроса отметили, что вообще не смотрят телевизор). Это скорее всего связано с недостаточной оперативностью представления информации. От последних новостей из разных уголков мира до информации о том, кто кого пригласил на день рождения, поколение Z знает всё и всегда. И это неудивительно, учитывая, что они черпают информацию не менее чем с пяти экранов одновременно - любая информация, образно говоря, находится на расстоянии клика. Быть в контакте — для поколения Z всё равно что дышать. Из опроса: «Наличие доступа к информации и контакт со сверстниками для нас как воздух. Страх что-то упустить заставляет нас всё время контролировать свои аккаунты».

По данным нашего исследования, 44% представителей поколения Z проверяют свои аккаунты в социальных сетях как минимум раз в час, а 7% — чаще чем раз в пятнадцать минут. Поколение Z — это поколение «сделай сам». Они критикуют традиционное образование за его длительность и ненаправленность на практику. Идеалами для представителей поколения Z являются люди, которые самостоятельно смогли освоить те или иные навыки и с их помощью добиться результатов.  Атлеты, выигрывавшие чемпионаты мира, например, кениец Джулиус Йего — самоучка, чьим тренером был YouTube, — резко подняли планку значения выражения «сделай сам». Представители поколения Z стараются решить любые вопросы, связанные с недостатком каких-либо знаний или обучением каким-либо навыкам и т.д., самостоятельно, с помощью веб-пространства, где ответы можно найти на все.  С целью проанализировать мотивацию представителей Z- поколения, в частности мотивацию успеха и боязнь неудачи, мы использовали опросник А. А. Реана, результаты получились следующие: у 41 % респондентов было более выражено стремление к достижению успеха, у 37 % - – определенной тенденции не выявлено, у 22 % - более выражен страх неудачи.

Анализируя результаты изучения ценностных ориентаций представителей Z- поколения, мы получили следующие приоритеты:

  • Богатый внутренний мир и потребность защитить его, поэтому избегают конфликтов, ссор и противоречий;
  • Уважение к личному пространству других людей;
  • Высокий уровень достижения мастерства в выбранной сфере;
  • Стремление к лидерству.

Чему стоит поучиться у поколения Z: вере в собственные силы и способности быстро развиваться. Но сегодня встают и ряд проблем взаимодействия с  представителями поколения Z: как их учить и как с ними работать.

«По большому счету поколение Z - это гении, но работодатели, столкнулись с проблемами другого порядка при найме молодых людей:

  • высокая уверенность в своей уникальности;
  • своенравность;
  • уже на этапе прохождения испытательного срока требование большой заработной платы;
  • низкая вовлеченность в рабочий процесс;
  • если работа перестает вызывать интерес, с легкостью увольняются что создает постоянную текучку кадров [2].

Д. Стиллман изучил поведение молодых людей на работе, и дает несколько простых рекомендаций:

  • ставить четкие цели и задачи, которые дают быстрый видимый результат, расписывая все нюансы;
  • создание интереса через привлечение к участию в больших проектах, пусть это будет небольшой этап одной из задач, но ощущение причастности к чему-то большему очень хорошо мотивирует;
  • общение на равных – центениалы авторитетов не признают;
  • удаленная работа – самый привлекательный вариант для Z-тов;
  • сроки работы должны строго регламентироваться – это единственное ограничение, которое приемлемо для этого поколения;
  • поощрения и небольшие вознаграждения в конце каждого успешного завершения работы [3, с. 17].

Что касается образования, то оно «безнадежно устарело», так говорят учителя, столкнувшиеся с проблемой обучения поколения Z, все, что работало раньше: передача знаний из уст в уста, заучивание стихов или отрывков наизусть произведений – уже не работает. Да и сами учителя перестали быть авторитетом для учеников, поэтому в образовательной сфере очень остро стоит вопрос: как учить поколение Z, который остается открытым. Из небольшого по времени опыта взаимодействия и наблюдения за центениалами, педагоги выделили несколько параметров для успешного обучения:

  • оснащенность классов современными гаджетами;
  • вместо учебников – электронные книги и пособия;
  • индивидуальный подход к каждому ученику вместо обычной «уравниловки»;
  • создание мотивации и здоровой конкуренции среди учащихся;
  • сложные темы подавать в виде презентаций с наглядными образами и минимумом текста;
  • часть тестовых заданий должна быть в форме компьютерной игры (например, квеста);
  • привлечение в школы и другие учебные заведения людей, достигших успеха в той или иной области;
  • введение коучинга, как предмета, чтобы дети учились правильно ставить цели и достигать их;
  • занятия на сплочение команды и принятие совместных решений.

В 2016 году Сбербанк России опубликовал интересные данные на основании исследования групп, в которые входили дети от 5 лет и молодые люди до 24-летнего возраста. Исследование включало в себя интервью с родителями, учителями, самими участниками фокус-групп, а также анализ популярных блогов. Центениалы, или поколение Z – исследование Cбербанка позволило выделить ряд особенностей этого непонятного для старшего возраста поколения:

  • у центениалов плохая бытовая ориентация вследствие родительской гиперопеки;
  • они верят в свою исключительность и неповторимую индивидуальность;
  • стремятся к быстрому успеху и гедонизму;
  • тяжело преодолевают жизненные трудности, упорный труд не для них;
  • считают, что построение глобальных перспектив неоправданно, важно жить сегодняшним днем;
  • не признают авторитетов;
  • с родителями часто дружеские партнерские отношения;
  • не воспринимают критику;
  • любят самосовершенствоваться;
  • это поколение креативщиков и интернет-предпринимателей;
  • в информатике интернет-технологиях и разбираются лучше учителей («родились с кнопкой на пальце»);
  • фиксируют свое внимание на информации не более 8 секунд, поэтому важно преподносить им эту информацию кратко и наглядно, лучше в форме картинок;
  • комфорт и тихое счастье для них превыше всего [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что проблемы, с которыми мы сталкиваемся при взаимодействии с представителями поколения Z, это проявление их своеобразной социальной ситуации развития. И представителям других поколений X и Y, которые сегодня являются организаторами и творят историю, необходимо помнить, что им на смену придет поколение Z, с описанными выше своеобразными проявлениями, которые надо принимать и находить возможности продуктивно взаимодействовать.

Список использованных источников

  1. Выготский, Л. С. Психология развития человека/ Л.С. Выготский — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005.- 1136 с.
  2. Поколение Z – что это такое и какие их характерные черты? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kak-bog.ru/pokolenie-z-chto-eto-takoe-i-kakie-ih-harakternye-cherty  – Дата доступа: 31.01.2019
  3. Стиллман, Дэвид Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык/Дэвид Стиллман, Иона Стиллман; пер. с англ. Ю. Кондукова. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018.- 23 с.
138 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий