Аннотация к проекту
Во время празднования Великой Победы мы с Вами остро чувствуем гордость за нашу страну, за людей, подаривших нам жизнь, понимая, какой ценой достался нам мир, как важно его сохранить. С каждым годом, к сожалению, остается все меньше людей, участвующих в боях за Родину. Современные дети знают о том, что такое война, только из кинобоевиков и компьютерных играх. Война для них – игра. Однако о войне нужно говорить серьезно. Наше поколение – одно из последних, которое может вспомнить лица доблестных победителей, их рассказы о тяжелом и славном прошлом. И так важно сохранить память о них, чтобы наши потомки смогли узнать правду о подвиге своих предков. И в наших силах увековечить их имена, подвиги, славу. Ребенок обладает достаточной чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого. И мы должны использовать эту особенность при ознакомлении детей с подвигом народа в Великой Отечественной войне.
Поэтому патриотическое воспитание дошкольников одна из актуальных проблем в условиях современной России. Очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Ведь чувство любви к Родине – одно из самых сильных чувств, без которого человек становится ущербным.
Связь поколений не должна прерваться, а в детях, внуках и правнуках героев должна жить память о Великой Отечественной войне. Сейчас, в сложной геополитической обстановке, имеет огромное значение воспитание любви к Родине с детских лет, и как опасно забывать о своей истории. Верно сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее. Хочу обратить внимание на то, что старшие дошкольники страдают дефицитом знаний о Великой Отечественной войне, об участии старших членов семьи, я как воспитатель детского сада разработала проект «Детям о Великой Отечественной войне», в котором познакомила детей с историей ВОВ через рассказы и литературные произведения о подвигах русских солдат.
У дошкольников сформировался интерес к истории своей Родины и семьи.
Тип проекта:
По направленности: познавательный, информационно – ориентированный;
По форме организации: игровой;
По характеру: творческий;
По месту проведения: внутри ДОО.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Срок реализации: проект «Детям о Великой Отечественной войне» был осуществлен в период с апреля по май: работа в данном направлении будет продолжена в следующем учебном году.
Актуальность проекта:
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Воспитание патриотизма необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что на данном этапе формируется личность ребенка. Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине и к своей семье. Любовь к Родине – высшее проявление любви к своим родителям, близким и родному краю, поэтому формировать гражданственность нужно начинать с понятных детям вещей.
Мы должны формировать у детей духовно- патриотические, культурно – нравственные чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа. Нужно создавать условия для обогащения детей знаниями о ВОВ через семейную хронику, вызвать гордость за свой народ, победивший врага. Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа. Но мы должны не только помнить, но и быть достойными их великого подвига.
Создание проекта направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 г.
Цель проекта: Формирование представлений о Великой Отечественной войне, уважения к военной истории России, патриотизма и чувства гордости за свою Родину. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование духовно-патриотических, культурно-нравственных чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа.
Задачи проекта:
- побуждать интерес к военной истории России;
- дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
- расширять знания детей о некоторых страницах ВОВ, развивать потребность в приобретении новых знаний о боевых событиях;
- знакомить детей с героями войны;
- формировать нравственно-патриотические чувства у детей-дошкольников;
- воспитывать чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.
- воспитывать будущих защитников Отечества;
- обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет;
- проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье;
- развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности.
Форма реализации: беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры, конструирование, непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, выставка детского творчества, чтение и обсуждение литературных произведений, составление рассказов, просмотр презентаций о подвиге народа в годы ВОВ, музыкальная образовательная деятельность, работа с родителями, физкультурный досуг, консультации для родителей.
Ожидаемый результат:
- освоение детьми доступных знаний об истории Отечества:;
- пробуждение интереса к истории своей страны и семьи;
- формирование любви к Родине;
- формирование гражданской позиции;
- проявление внимания и уважения к ветеранам пожилым людям, оказание посильной помощи.
- реализация детского творчества и таланта.
Продукт проектной деятельности:
Составление совместно с родителями альбома «Дети войны».
Выставка поделок, изготовленных с ребенком, проведение спортивного праздника «День победы».
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций о войне, дне Победы;
- чтение художественной литературы, слушание военных песен, заучивание стихов и песен.
Организация деятельности над проектом:
- подготовка методических и дидактических материалов.
- подбор видео и аудио материалов.
- проведение познавательных НОД, бесед.
- Чтение художественной литературы о ВОВ.
- подбор пословиц и поговорок на военную тематику.
Прослушивание песен военных лет.
– Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы.
- Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товарищах.
- Разучивание стихов, песен на военную тематику.
- Участие в спортивном празднике «День победы» и в литературно-музыкальном досуге.
3. Деятельность родителей:
- Чтение детям произведений о героизме людей во время войны.
- Просмотр с детьми документальных фильмов о войне с последующими беседами.
- Участие во всех мероприятия группы
Этапы реализации.
1 этап. Организационно-подготовительный этап.
Воспитатели: Определение темы проекта, постановка целей и задач; составление плана основного этапа, подбор и разработка совместной деятельности взрослого и детей: подбор литературных произведений о ВОВ; подбор бесед; подготовка методических и дидактических материалов, видео и аудио материалов.
Музыкальный руководитель: Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.
Сотрудничество с родителями: Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы. Совместное изготовление папок – передвижек «Гавроши ВОВ», «Города – герои ВОВ».
2 этап. Познавательно-творческий.
Во второй половине дня:
- Индивидуальное заучивание стихов.
- Чтение художественной литературы.
- Игры.
3 этап заключительный:
• Папки – передвижки «Гавроши ВОВ», «Города – герои ВОВ»
• Литературно-музыкальный досуг, спортивный праздник «День Победы»
• Оформление выставки детских работ
Виды деятельности
Познавательная |
Игровая |
Изобразительная |
Коммуникативная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора |
Беседа «Детям о Великой Отечественной войне». Цели: познакомить детей с событиями ВОВ; дать представление о том, что она была освободительной, велась во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины; воспитание чувства гордости за нашу Родину и наш народ. |
Дидактические игры: «Подбери картинку», «Чья форма». Сюжетно-ролевые игры: «На границе», «Летчики». Подвижные игры: «Переправа через мост»», |
Лепка барельеф «День Победы» |
Чтение Л. Кассиль «Они защищали Москву», «Что могут солдаты» Я. Длуголенский, пословицы и поговорки на военную тематику. Слушание марша «Прощание славянки» (муз. В.Агапкина, сл. В. Лазарева) |
Беседа «Города воинской славы». Цель: познакомить детей с героическими подвигами защитников нашей Родины; формировать понимание значимости патриотического подвига всех граждан страны |
Дидактические игры: «Воину солдату свое оружие», «Военный транспорт». Сюжетно-ролевые игры: «Мы военные», «Моряки». Подвижные игры: Кто дальше?» |
Лепка барельефа « Вечный огонь». Создание папки-передвижки « Города герои». |
Чтение книги А. Митяева «Рассказы о Великой Отечественной войне», «Рассказ танкиста» А. Твардовского. Слушание песни «Священная война» В. Лебедев Кумач |
Беседа «Дети войны». Цель: продолжать знакомить детей с героями войны; воспитывать уважение к воинам героям.
|
Подвижные игры: «Разведка», «Меткий стрелок». Сюжетно-ролевые игры: «Пограничники» Дидактические игры: «Что в военном мешке?» |
Создание папки – передвижки «Гавроши Великой Отечественной войны» |
Чтение рассказа А.А. Кузнецова «Иришка – пулеметчица», А.Гайдар «Война и дети», слушание песен о войне: «День Победы» Д. Тухманов, «Катюша» М.Блантер. |
Беседа «Что такое подвиг?» Цель: расширить представления детей о понятиях «добро и зло». Развивать стремление к проявлению сочувствия и сопереживанию. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за людей совершивших подвиг |
Подвижные игры: «Попади в цель», «Встречные перебежки» Сюжетно-ролевые игры: «Медсестры» Дидактические игры: «Сигнальные флажки» |
Аппликация «Открытка с гвоздикой» |
Чтение глав из повести А. Горкина «Леня Голиков», рассматривание репродукций художников, посвященных эпизодам ВОВ: К. Юон «Парад на красной площади», П. Кривоногов «Победа», слушание песен «Землянка» К. Листова, «Огонек» М.Исаковского, «Синий платочек» |
Беседа «Наша армия родная». Цель: формирование у детей представления о российской армии и воинах, о празднике «День Победы», воспитывать уважение к защитникам Родины. |
Подвижные игры: «Кто быстрее соберется по тревоге» Дидактические игры: «Будем в армии служить», «Род войск и боевая техника». Сюжетно - ролевая игра: «Танкисты». |
Изготовление открыток ветеранам Великой отечественной войны |
Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товарищах.. Чтение рассказа А.Митяева «Дедушкин орден» |
Литературно-музыкальный досуг Цель: Воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ. - Развивать речь детей, обогащать, словарный запас, через, песни, стихотворения, монологи, диалоги о войне. - Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.
|
Спортивный праздник «День победы» Цель: развивать физические качества быстроту, ловкость, координацию. Воспитывать патриотизм, волевые качества, выдержку, умение работать в коллективе, внимательность, умение слышать задачи и четко добиваться поставленных целей. |
Конструирование (оригами) «Голубь мира»
|
Чтение рассказов А. Митяева «Землянка», «Мешок овсянки», «Почему армия родная?» |
Обсуждение итогов и анализ работы
Этот проект значим для всех его участников:
Дети: получают новые знания о происхождении праздника, чтение произведений о самом близком для себя человеке МАМЕ, составляют рассказы описательного характера о своей маме
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: получают новые знания, чтение совместно с ребенком, получают подарки от своих детей, которые дети создают своими руками
Выводы:
В ходе работы над проектом были расширены и систематизированы знания детей о ВОВ. Сформирован познавательный интерес к истории своей страны, своей семьи. Повышена эффективность детско-родительских отношений и родительского авторитета в патриотическом воспитании детей. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла.
Список Литературы:
-Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2005. – 205 с.
-Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
-Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л. А. Кондрыкинская. – М. : ТЦ Сфера, 2006. - 192 с
-Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макрова – М. : Просвещение, 1984. – 272 с.
-А. П. Казакова, Т. А. Шорыгина «Детям о Великой Победе» Москва 2010 г. Т. А. Шорыгина «День победы»Москва 2010 г.