Классный час "Блокадный хлеб" рассчитан на обучающихся по АООП начальных классов
ЦЕЛЬ:
Формирование элементарных знаний о Великой Отечественной войне, об одной из страшных страниц этой войны – блокаде Ленинграда
ЗАДАЧИ:
- формировать представление о блокаде, о трудностях блокадного города;
- воспитывать чувство сострадания, сопереживания людям, попавшим в беду;
- способствовать формированию гражданского самосознания, уважения к историческому прошлому нашей Родины;
- воспитывать бережное отношение к хлебу.
Ход классного часа (сопровождается презентацией)
Учитель: Ребята, весной 9 мая мы будем отмечать главный праздник нашей страны –День Победы в Великой Отечественной войне. Это была очень страшная война, в которой погибло миллионы наших людей. Она принесла горе во все семьи нашей страны, поэтому, хотя 75 лет прошло со дня победы, мы помним о ней и будем рассказывать вам о подвигах героев – солдат и простых людей.
- какое сегодня число? (27.01)
Это не простая дата, а что она обозначает, я сегодня вам расскажу.
1 слайд муз. «Священная война»
В ночь на 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз (так называлась раньше наша страна). Нашей стране пришлось обороняться. Против фашистов встал весь народ: солдаты, простые люди, женщины и даже дети встали на борьбу за свою Родину. Так началась Великая Отечественная война.
2 слайд ( карта с показом окружения Ленинграда)
Сначала фашисты были сильнее нашей армии и быстро завоевывали наши города. Они подошли к одному из наших самых больших и красивых городов – Ленинграду. Они хотели и его быстро завоевать, но наши солдаты и жители города им не дали этого сделать. Тогда фашисты решили окружить город и никого не выпускать из него и никого не впускать.
- Посмотрите на карту, на что это похоже? (круг, кольцо). Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Еще это кольцо называют блокадой.
Теперь в город нельзя было привести ни хлеб, ни овощей, ни лекарств. Нельзя было вывести людей. Еды в городе становилось все меньше и меньше.
3 слайд (фотографии блокадного Ленинграда)
Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда еще не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света. Батареи не работали, люди поставили маленькие печи в квартирах, но дров тоже не было. Чтобы как- то согреться, люди жгли книги, ломали мебель и топили ею.А с начала войны еды стало требоваться больше, ведь в Ленинград приходили беженцы с захваченных врагом районов. Еды не хватало. Были введены карточки.
Давайте сделаем круг, который напомнит нам кольцо блокады, а потом подойдем друг к другу поближе, обнимемся и согреем друга своим теплом.
А я для вас прочту стихотворение:
Фанерой забито наше окно
В городе тихо, очень темно
Звук самолетов слышен,
Низко летят над крышей.
Тихо одними губами,
Шепчу понятное маме:
«Мама мне страшно,
Мама 125 и больше не грамма».
Свой хлеб разрезает мама
И делит его пополам.
4 слайд ( фотография продовольственной карточки)
Карточки - бумажные талоны на которых указывалось положенное количество продуктов, каждому человеку.
Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день (показ). И все, больше ничего — только вода, за которой ходили на реку Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить от голода. Люди стали умирать и у себя дома, и прямо на улицах. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.
5 слайд (фотография хлеба)
Блокадный хлеб был не такой, как мы едим сейчас. Его стали выпекать с примесями ячменной, овсяной, соевой муки. Добавляли даже бумагу. Чтобы не умереть с голоду люди ели овощные очистки, которые обычно выбрасывают. Научились готовить лепешки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена. Выгребали из - под снега коренья кормовой свеклы, кочерыжки от капусты, которые остались после сбора урожая. Но скоро и это стало роскошью.
6-7-8 слайд
Как только лед окреп, по Ладожскому озеру была проложена трасса. 13 ноября 1941года по ней отправился спешно собранный конно- транспортный батальон. Лошади не кормлены, многие еле тянут даже пустые сани. Часть повозок провалилось под лед, но первые десятки тонн муки были доставлены. Автоколонны полуторок шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому дорогу по Ладожскому озеру сначала прозвали «Дорогой смерти».
9-10-11-12 слайд
Ленинградцы не сдавались. В окруженном городе, под обстрелом, измученные голодом и холодом, они продолжали работать и учится. Когда сошел лед, хлеб стали перевозить на баржах. В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января Ленинград был полностью освобожден от блокады.
- От голода умерло много тысяч людей, поэтому до сих пор люди нашей страны по-особенному относятся к хлебу, мы считает, что хлеб – это самое важное в жизни. Потому что, если бы у жителей Ленинграда было чуть больше его, многие дети и взрослые остались бы живы.
Стихотворение
Хлеб, не объёмное слово
Но по смыслу важнее нет.
Во главе он стоит живого
Без него не проходит обед.
Хлеб миллионы жизней
От смерти спасал ни раз.
Кровью крестьянской, потом
Он доставался для нас.
Чёрствая корочка хлеба
Символ блокады, войны.
Голод для человека
Видимый край беды.
Тянет ручонки ребёнок
Голод стоит в глазах.
Корочку хлеба дайте
Жалостно просит в слезах.
Сердце от боли сжалось
Детские слыша слова.
Возьми малыш, что осталось
Крошки со стола.
Жадным движением ручек
Крошки отправлены в рот.
Словно лесную малину
Он с наслаждением жуёт. (Валерий Куроленко)
13 слайд ( фотография памятников в Ленинграде)
Учитель :
На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города- героя». Подвиг ленинградцев мы никогда не забудем.
На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, возвышается скорбная фигура Матери — родины.
- Ребята, мы с вами должны всегда помнить об этих людях, об их подвиге.
«При сытости помни голод» - это завет-предостережение наших предков, который мы не должны забывать.
Хлеб - это жизнь , это драгоценность Мы должны беречь его.
Хлебом не сори . Хлеб к обеду в меру бери
У поэта Р.Рождественского родились эти строки:
На Невском замерло движенье…
Не ночью, нет – средь бела дня.
На мостовой, как изваянье,
Фигура женщины видна.
Там на дороге, как во сне,
Седая женщина стояла –
В её протянутых руках
Горбушка чёрная лежала.
Нет, не горбушка, а кусок,
Обезображенный бездушьем,
Размятый множеством машин
И всё забывшим равнодушьем…
А женщина держала хлеб
И с дрожью в голосе шептала:
Кусочек этот бы тогда-
И сына б я не потеряла.
-Кусочек этот бы тогда,
Кусочек этот бы тогда…
Кто осквернил? Кто позабыл?
Блокады страшные года…
Кто, бросив на дорогу хлеб,
Забыл, как умирал сосед?
Детей голодные глаза
С застывшим ужасом, в слезах.
А Пискарёвку кто забыл?
Там персональных нет могил…
Там вечный молчаливый стон
Терзает память тех времён.
Им не достался тот кусок,
Лежащий здесь – у ваших ног.
Кусок, не подаривший жизнь…
Кто бросил хлеб – тот отнял жизнь.
Кто предал хлеб?
На Пискаревском кладбище – тысячи могил. Около могилы всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик черного хлеба. А рядом надпись: «Доченька, если б я могла дать его тогда...»
Минута молчания
Давайте зажжём свечу памяти( дети становятся в круг и передают свечу друг другу