Автор: Игнатенкова Анна Сергеевна
Страна: Российская Федерация
Город: г. Кашин
Организация: ГКОУ "Кашинская школа-интернат"
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

Блокадный Ленинград

 

Ход занятия. Слайд 1

Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня мы собрались поговорить на очень важную тему. Но для начала я хочу , чтобы вы послушали стихотворение. Слушайте внимательно, я вас потом спрошу о чём это стихотворение?

Ученик: 

Городу Ленинграду

Голод и холод.

Война и разруха.

Сильный был город,

Не падал он духом!

Дыхание смерти было повсюду,

Но выжили, выжили люди!

Блокадный паёк,

Стакан кипятка.

Вот жизни глоток,

Потом темнота.

А город прорвался!

А город воскрес!

А город остался!

Никуда не исчез! 

                                   Н.Алексеева

 

В.: Так о чём же это стихотворение? Что вы поняли, что почувствовали?(Ответы детей)

В.: Правильно ,ребята, это стихотворение о великом городе, о городе –герое, о подвиге целого города, это стихотворение о городе Ленинграде, сейчас это город мы называем Санкт-Петербург.

- Ребята, а кто из вас знает, что же за подвиг совершил этот город?(Ответы детей)

Да, этот город казалось бы совершил невозможное – пережил блокаду.

Вот об этом мы и будем с вами сегодня говорить – о мужестве и героизме людей, о подвиге целого города, о страшной блокаде. Слад 2

-Ребята, а кто знает, что такое блокада? Если говорить научным языком, то блокада это-

Блокада или обложение— военные действия, направленные на изоляцию неприятельского (вражеского) объекта путём пресечения его внешних связей. Слайд 3

Блокада призвана не допустить или свести к минимуму переброску подкреплений, доставку военной техники и средств материально-технического обеспечения, эвакуацию ценностей.

Блокада началась 8 сентября 1941 года, а закончилась 27 января 1944 года(Слайд 4), и длилась страшных 900 дней и ночей. Фашисты решили стереть с лица земли город Ленинград. Город подвергся тяжелейшим лишениям и пыткам. Враг думал сломать дух людей, он был уверен , что голодающие ,мёрзнущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, перестанут работать и сами сдадут город. В кольце блокады осталось около 3 миллионов человек.

Уже в сентябре город начали беспощадно бомбить.(Слайд 5) За время блокады фашисты выпустили по городу 150 тысяч снарядов, сбросили 5 тысяч бомб. Было разрушено и сожжено снарядами и бомбами 3174 здания. Люди укрывали памятники от бомбёжек, чтобы их сохранить. Слайд 6

Ученик:

Какого цвета.....?

Какого цвета беда?

Какого цвета война?

Какого цвета холод?

Какого цвета голод?

Какого цвета блокада?

Какого цвета круги ада?

Никакой палитры не надо,

Жизнь бесцветна в кольце Ленинграда.

                                                               Н.Алексеева

В.: Из воспоминаний людей, переживших блокаду, самое страшное было голод и холод. Как вы думаете, в блокаду люди хорошо питались? (Слайд 7)   Правильно, ребята, нет, конечно же, о хорошем питании не было и речи. Продовольственных запасов было мало, пришлось использовать пищевые суррогаты. То есть люди научились готовить пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея. Хлеб содержал всякую дрянь и лишь немного муки. Начали вводить карточки на продовольствие. (Слайд 8)В ноябре, декабре 1941 года рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики всего 125 граммов.  И хлеб был не тот который мы сейчас с вами едим, нет, он был сделан из разных пищевых отходов и лишь малая доля в нём была муки. (Слайд 9) Когда 25 декабря 1941 года впервые была сделана прибавка хлебного пайка рабочим на 100 граммов, остальным на 75, истощенные, изможденные люди вышли на улицы, чтобы поделиться своей радостью. Это незначительное увеличение нормы выдачи хлеба давало пусть слабую, но надежду умирающим от голода людям.

В.: Мне хотелось бы вам прочитать воспоминания Юры Рябинкина, мальчика из Ленинграда. Он вёл дневник с первых дней войны, ему было 16 лет.

Чтение дневника учеником: Слайд 10

1 сентября. Занятия в школе 1 сентября, сегодня, не состоялись. Неизвестно, когда будут. С 1/IX продукты продают только по карточкам. Даже спички, соль и те по карточкам. Настает голод. Медленно, но верно.

9 сентября. На фронтах без перемен. Мы отбили какой-то город Ельно… И то хлеб. Да, теперь Ленинграду отдыха не будет. Каждый день бомбить будут.

1 и 2 октября.  Мне – 16 лет, а здоровье у меня, как у шестидесятилетнего старика.

17 октября. Завтра в школе откажусь от ночных дежурств из-за неимения теплой обуви. Сейчас простудиться совсем не время.

От голода так и скребет в животе и слюна течет. А ведь я сегодня все-таки пообедал в трестовской столовой. Сказывается отсутствие хлеба в первую очередь. Сегодня мама покупала пряники, так они сделаны из овса да немножко сахара. Хорошо, что такие.

25 октября. Эх, как хочется спать, спать, есть, есть, есть…Спать, есть, спать, есть… Я что еще человеку надо? А будет человек сыт и здоров – ему захочется еще чего-нибудь, и так без конца. Месяц тому назад я хотел, вернее, мечтал о хлебе с маслом и колбасой, а теперь вот уж об одном хлебе…

В.: И таких дневников очень много, ребят, ощутивших блокаду на себе.

 

В.: Не только голод был страшен в блокадном Ленинграде, но и жуткий холод зимой 1942-43 гг. Что бы спастись от холода  ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Было отключено водоснабжение и люди ходили за водой на реку Нева. (Слайд 11)

В.: Триста тысяч ленинградцев участвовало в отрядах местной противовоздушной обороны города. Днем и ночью они несли свою вахту на предприятиях, во дворах домах, на крышах. В тяжелых условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы. Из населения города было сформировано 10 дивизий народного ополчения.  (Слайд 12)

-И сейчас, мне очень хотелось бы вспомнить своих родных бабушку и дедушку: Александровых Веру и Виктора.(Слайд 13) На войну призвались совсем молодыми: дедушке было 17 лет, бабушке 20. О войне они рассказывали, что защищали небо Ленинграда от немецких самолётов. Дедушка  был зенитчиком, бабушка связисткой-телефонисткой. Воевали на Ленинградском фронте. Много говорили про блокаду, что были карточки, есть было нечего, дед заготавливал рыбу. Неву бомбили, рыба всплывала, дед на лодке подбирал её, а его мама  засаливала её. Дедушкин папа  работал рабочим в госпитале, выполнял разные работы. За работу немного подкармливали, давали каши. До войны  бабушка Вера  работала на невском химкомбинат, затем в феврале 1942 года отправили через Ладогу заготавливала дрова для Ленинграда. Была тяжело ранена. В 1943 призвали на Ленинградский фронт , связисткой-телефонисткой. Дедушкина мама, моя прабабушка Надя  жила и работала в блокаде. После работы весной по 2 часа расчищала город от грязи. Тоже работала в госпитале, стирала бинты и белье. Была командиром МПВО.

 -Когда деда  спрашивали, не страшно ли было, когда мёртвые лежали на улицах. Он говорил, что сначала страшно было, а потом уже было все равно. Говорил, что не надо мёртвых бояться.

-Вот такие воспоминания людей, переживших блокаду.

В.: Наша страна не забывала ленинградцев и  2 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге, Ладожскому озеру. Она  получила название "Дорога жизни"- единственный маршрут, который соединил осажденный город с материком. .(Слайд 14)   В январе 1942 года движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение. Зимой началась эвакуация населения. Первыми вывозили женщин, детей, больных, стариков. Всего эвакуировали около миллиона человек. Весной 1942 года, когда стало немного легче, ленинградцы начали очищать, убирать город. Нормы выдачи хлеба увеличились.

  В.: И, не смотря на весь  ужас блокады, ленинградцы не падали духом. Люди не только работали, выживали — они творили, создавая прекрасное, и сохраняли для потомков величайшие ценности культуры, сокровища мирового искусства.

С первого дня войны все работники Эрмитажа были вызваны в музей. Научные сотрудники, технические служащие - все принимали участие в упаковке ценностей, затрачивая на еду и отдых не более часа в сутки. А со второго дня к ним на помощь пришли сотни людей, которые любили Эрмитаж.

Несмотря на военное положение в Ленинграде, жители города ходили и в театры. Многие театры были эвакуированы. Остались только Театр музыкальной комедии и Симфонический оркестр Радиокомитета. Особым явлением в искусстве блокадного Ленинграда был театр народного ополчения. Ежедневно ленинградские газеты публиковали театральную афишу, и эта информация была не менее важна, чем сводки с фронта. (Слайд 15)  

В.: Не менее интересна история Ленинградского зоосада. Об этом нам расскажет большой любитель животных ……..

Ученик: В  1941 году Ленинградский зоосад стал одним из лучших не только в нашей стране, но и в Европе. Его коллекция тогда насчитывала около 500 видов животных. (Слайд 16)  

Из зоопарка Ленинграда еще до начала блокады  города единственным поездом, оборудованным для перевозки животных, вывезли в Казань 80 самых ценных зверей: черного носорога Милли, тигров, черных пантер, белых медведей, американского тапира. С берегов Невы уехали пеликаны, крупные попугаи, кенгуру, часть обезьян, рептилии. Занимавшиеся эвакуацией сотрудники собирались вернуться за остальными обитателями зоосада, но не успели. Началась блокада Ленинграда.

К тому времени в зоопарке оставались бизоны, олени, слониха Бэтти, бегемотиха Красавица, дрессированные медвежата, лисята, тигрята, тюлень, два ослика, обезьяны, страусы, черный гриф и множество мелких животных.

Знаменитая слониха Бэтти (жившая в зоопарке с 1911 г), скрывалась в своем доме при первых звуках сирены. К несчастью, 8 сентября 1941 года рядом с ее вольером разорвалась одна из трех фугасных бомб, сброшенных с немецкого бомбардировщика, которая убила сторожа и смертельно ранила саму Бэтти. (Слайд 17)  

Неповоротливый и перепуганный бизон провалился в глубокую воронку. У сотрудников просто не было сил, чтобы вытащить оттуда тяжеленное животное, поэтому они соорудили настил и выманивали его кусочками сена, разложив их от дна до края ямы.

Страшные испытания пришлось пережить и бегемоту Красавице, которую привезли в зоопарк вместе со слонихой Бэтти в далеком 1911 году. Спасти Красавицу было делом практически  невероятным. И проблема была не только в огромных объемах пищи, в которой нуждалась двухтонная гиппопотамиха. Зимой 1941 года бассейн Красавицы опустел. Кожа бегемота должна быть постоянно смочена водой, иначе она быстро пересыхает и покрывается кровавыми трещинами. (Слайд 18)  

В.: Ребята, а как вы думаете, тяжело или легко  было людям, измученными блокадой, ухаживать за животными, помогать им? А какими качествами характера должны обладать такие люди?

Спасла Красавицу главным образом сотрудница зоосада Евдокия Дашина. Каждый день она привозила на санках по 50 ведер воды, обмывала питомицу, смазывала трещины на коже камфорным маслом. Чего это стоило самой Евдокии Ивановне, измученной голодом, знала только она, но Красавица пережила блокаду.

Красавица дожила до 1951 года без хронических болезней и умерла от старости. «Вот она, блокадная закалка!» — с восхищением говорили впоследствии ветеринары.

Уже весной 1942 года обессилившие от голода сотрудники расчищали дорожки и чинили вольеры, чтобы летом пустить первых посетителей. Выставлялись 162 животных. За лето на них пришло посмотреть около 7400 ленинградцев, что доказывало необходимость существования зоопарка в те страшные годы блокады героического Ленинграда. Коллектив Ленинградского зоопарка. Весна 1945 года. После войны 16 сотрудников зоосада были награждены медалями «За оборону Ленинграда»

В.: 18 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов блокада была прорвана, а 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. (Слайд 19) По разным данным, за годы блокады погибло от 400 тысяч до 1,5 млн. человек. Огромный ущерб был нанесён историческим зданиям и памятникам Ленинграда. В честь героических событий блокады Ленинграда в день снятия блокады отмечается День воинской славы России. (Слайд 20)    

27 января является Днём воинской славы России — День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками.

За залпом залп гремит салют (Юрий Воронов) (Слайд 21)

 За залпом залп. Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока, ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда не поднялось…

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе – салют!

Сегодня ленинградцы плачут…                       

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Этой медалью награждено более 1 миллиона 500 тысяч человек. (Слайд 19)    26 Января 1945года г. Ленинград был награждён орденомЛенина.8 мая 1965 года г. Ленинграду присвоено почётное звание города-героя. Подвиг ленинградцев бессмертен –он навсегда останется в памяти грядущих поколений. (Слайд 23)  

Никто не забыт и ничто не забыто....Слава и тебе, великий город! В небывалых трудностях, который выстоял! Сражался и победил! Мир – это счастье, мир –это память. Благодарное поколение все помнит. В Ленинграде 3 военных кладбища. Самое большое - Пискаревское,  на котором похоронено 470 тысяч человек. На мемориальной стене высечены такие слова:  Здесь лежат ленинградцы, здесь горожане: мужчины, женщины, дети, рядом с ними солдаты –красноармейцы, всею жизнью своею они защищали тебя, Ленинград,  колыбель  революции.    Их  имен  благородных  мы   перечислить не сможем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням – никто не забыт и ни что не забыто. (Слайд 24)  

Помните!                                                                         

Через века, через года,—

помните!

О тех,

кто уже не придет никогда,—

помните!

 

Люди!

Покуда сердца стучатся,—

помните!

Какою ценой

завоевано счастье,—

пожалуйста, помните!

 

Песню свою отправляя в полет,—

помните!

О тех,

кто уже никогда не споет,—

помните!

 

Детям своим расскажите о них,

чтоб запомнили!

Детям детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

 

Встречайте трепетную весну,

люди Земли.

Убейте войну,

прокляните

войну,

люди Земли!

 

Мечту пронесите через года

и жизнью

наполните!..

Но о тех,

кто уже не придет никогда,—

заклинаю,—

помните!

-Объявляется минута молчания! (Слайд 25)  

дополнительный материал доступен по ссылке

22 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий