Аннотация:
Творческий социально-значимый проект «Расскажем детям о войне» реализует образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», раскрывает содержание работы по организации различных видов детской деятельности: чтения, обсуждения литературных текстов, рассматривания репродукций картин, прослушивания музыкальных произведений, просмотра видеофильмов, мультипликационных фильмов, презентаций, продуктивной и игровой деятельности.
Предлагаемые формы работы с участниками проекта: выставки работ совместного творчества детей и родителей, мастер-класс, конкурс чтецов, семейный журнал, экскурсии, литературная гостиная для родителей группы, презентация проекта раскрывают вопросы ознакомления детей 4-5 лет с героическим подвигом нашего народа и их предков в годы Великой Отечественной войны.
Проект адресован воспитателям, специалистам ДОУ, так же будет полезен родителям для домашних занятий с детьми, как готовое к реализации методическое пособие.
Оглавление
Введение
Значимая проблема, на решение которой направлен проект:
Современные дети не знают, что такое война, День Победы - праздник, о котором должен знать каждый ребенок. Необходимо с детства рассказывать детям о войне, о тяготах войны не только для солдат, но и для всей страны, для простых людей. Для наших детей это уже очень далекое прошлое, но забывать его нельзя, мы всегда должны помнить тех, кто отдал жизни за светлое будущее для нас. Опросы родителей показали положительное отношение к решению вопросов патриотического воспитания детей, но не достаточность уровня компетентности в решении данной проблемы в рамках семьи, тормозит процесс. Проект «Расскажем детям о войне» ищет и находит пути решения проблемы в рамках активного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Работа над реализацией проекта предусматривает три этапа – подготовительный, деятельностный и завершающий. В системной паутинке проекта содержатся формы образовательной деятельности (Организованная образовательная деятельность далее ООД, Образовательная деятельность в режимных моментах далее ОДРМ), с учётом интеграции всех образовательных областей (Познавательное развитие далее – ПР, Речевое развитие далее - РР, Социально-коммуникативное развитие далее – СКР, Художественно-эстетическое развитие далее – ХЭР, Физическое развитие далее –ФР). В приложении размещены дополнительные материалы – фото и видео материалы, картотеки наглядно-методических пособий, список, конспекты мероприятий.
Цель проекта: Создание условий для воспитания в детях и их родителях уважения к памяти предков – участников Великой Отечественной войны.
Задачи проекта:
Для детей:
Для педагогов:
Для родителей:
Используемые методы
Находят отражение во всех видах совместной проектной деятельности.
Основная часть
Краткое содержание проекта «Расскажем детям о войне»
Этапы реализации проекта |
Действия педагогов |
Действия детей |
Действия членов семьи |
Подготовитель- ный февраль Проблема: Воспитатель предлагает детям посмотреть мультфильм «Воспоминание. Детям войны посвящается» (студия Союзмультфильм, автор сценария В.Данилов, 1986 год) и обсудить отношение к увиденному. Беседа «Что мы знаем о войне?» побуждает в детях желание узнать об этом страшном событии. |
Сбор произведений художественной литературы, УНТ о войне: Сбор и создание игрового и наглядного материала для реализации проекта. Подготовка выпуска журнала «Семейная академия» по теме: «Расскажем детям о войне». Интервьюирование родителей на предмет выявления отношения к проблеме воспитания детей посредством знакомства с подвигом русского народа в годы ВОВ. Подготовка мастер-класса «Творческая мастерская» рисуем в технике Граттаж «Салют над городом в честь праздника Победы». Организация и проведение развлечения с детьми «Антошка идёт в армию» - ФР, ХЭР, СКР.
|
Проявление интереса к осознанию проблемы, сложившейся в результате просмотра мультфильма о войне. Рассматривание фотографий и иллюстраций о войне. Беседа с детьми «Что я знаю о войне?» ООД «Наша армия» Чтение стихотворений: В.Турова «Нужен мир», «Я фильм смотрела о войне», В.Заворуевой «Дети рисуют мир». Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д.Кабалевский "Марш" (детский), П.Чайковский "Марш деревянных солдатиков". Участие в развлечении «Антошка идёт в армию» - ФР, ХЭР, СКР.
|
Участие в интервьюировании на предмет выявления отношения к проблеме воспитания детей посредством знакомства героическим прошлым прародителей. Помощь в сборе информации о родственниках – участниках ВОВ, детях войны для стенгазеты «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой».
|
Деятельностный –февраль - апрель
|
Выпуск номера журнала «Семейная академия» по теме «Расскажем детям о войне». Организация и проведение мастер-класса «Творческая мастерская» «Рисуем праздничный салют в технике Граттаж». Организация и проведение ООД с детьми: «Детям о войне и Победе» - СКР, «Самолёты летят сквозь облака» - ХЭР, «Броня крепка и танки наши быстры» - ХЭР, «Летящие самолёты» - ХЭР. Организация и проведение развлечения с детьми «Антошка идёт в армию» - ФР, ХЭР, СКР. Оформление альбома славы «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». Создание картотеки ЭОРов «Этих дней не смолкнет слава». Создание картотеки произведений художественной литературы, УНТ о мире, дружбе, войне. Заучивание с детьми стихотворений: «Вернулся» А.Барто; «Был в Германии правитель» О.Емельяновой; «Нужен мир» В.Турова; «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой» Н.Ганюшиной; «Я читаю письмо» В.Турова; произведений УНТ о дружбе и мире с детьми. Инсценировка с детьми стихотворения «Утенок из ваты». |
ООД «Мир и дружба всем нужны» - ХЭР; «Расскажем детям о войне и Победе» - СКР. «Самолёты летят сквозь облака» - ХЭР, «Высоко в небе летят самолёты» - ХЭР, «Летящие самолёты» - ХЭР. Заучивание стихотворений: «Вернулся» А.Барто; «Был в Германии правитель» О.Емельяновой; «Нужен мир» В.Турова; «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой» Н.Ганюшиной; произведений УНТ о дружбе и мире с детьми. Рассматривание репродукций художников, посвященных эпизодам Великой Отечественной войны: «Парад на Красной площади» К. Юон; «Победа» П. Кривоногов; «Отдых после боя» Ю. Непринцева; «Возвращение домой» В. Костецкого и др. (презентация) Инсценировка детьми стихотворения «Утенок из ваты» |
Участие в мастер-классе «Творческая мастерская». Участие в акции «Открытка ветерану». Сбор материала о родственниках – участниках ВОВ, тружениках тыла, детях войны. Обновление воспоминаний о подвиге русского народа в годы ВОВ посредством наглядно-информационных стендов, журнала «Семейная академия». Выполнение рекомендаций педагогов и специалистов по развитию у детей интереса к военному историческому прошлому родной страны. Участие в подготовке к литературной гостиной «Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами» (подготовка стихов – писем с фронта). Чтение произведений художественной литературы, УНТ о дружбе, мире, Дне Победы детям дома. Участие в оформлении стенгазеты «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой».
|
Завершающий – май 2019г. |
Оформление стенгазеты «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». Оформление выставки рисунков «Мир и дружба всем нужны». Оформление выставки работ совместного творчества детей и родителей «Открытка ветерану». Передача открыток в Совет ветеранов г. Шатуры. Организация и проведение ООД с детьми группы «Салют над городом в честь праздника Победы». Организация и проведение литературной гостиной «Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами». Презентация проекта «Расскажем детям о войне». Возложение цветов к мемориалу Ф.Т.Жарову, Аллее героев-шатурян. |
Участие в выставке детского рисунка «Мир и дружба всем нужны». Участие в литературной гостиной «Я читаю письмо…». Участие в организованной образовательной деятельности «Салют над городом в честь праздника Победы». Возложение цветов к мемориалу Ф.Т.Жарову, Аллее героев –шатурян. Акция «Голуби мира».
|
Участие в экскурсиях к памятнику И.И.Борзова, мемориалу Ф.Т.Жарова Просмотр презентации и обсуждение проекта «Расскажем детям о войне». Участие в оформлении выставки семейного творчества «Открытка ветерану». Участие в литературной гостиной «Я читаю письмо…».
|
Системная паутинка по проекту «Расскажем детям о войне»
|
формы работы:
Художественное эстетическое развитие
|
Речевое развитие |
Познавательное развитие |
ООД: Рисование - «Самолёты летят сквозь облака». Лепка - «Самолёты летят». Аппликация - «Летящие самолёты». Конструктивно-модельная деятельность – «Самолёт». Рисование - «Салют над городом в честь праздника Победы».
ОДРМ: Праздничное развлечение «Антошка идёт в армию»
Рассматривание презентации репродукций: «За Родину» - А.Широкова; «День Победы» - В.Дмитриевского; «Товарищи» - Б.Тарелкина; «Ответ гвардейцев- миномётчиков» - Ф.Усыпенко; «Парад на Красной площади 7 ноября 1941г.» - К.Юона.
Музыкальная деятельность: Песни: «Раз, два» - музыка и слова Г.Ларионовой; «Бравые солдаты» - муз. А.Филипенко, сл. Т.Волгиной; «Вечный огонь» - муз. А.Филипенко, сл. Д.Чибисова.
Слушание: «Смелый наездник» - Э.Грига; "Марш"- Д.Кабалевского (детский), "Марш деревянных солдатиков" - П.Чайковского; «Прощание славянки» - В.Агапкина. |
ООД: «День Победы», Ознакомление с малыми фольклорными формами.
ОДРМ: Чтение стихотворений: «Дядя Стёпа» - С.Михалкова, «День Победы — светлый праздник» - Н. Майданик; «Что такое День Победы» - А.Усачёва; «Майский праздник – День Победы» - Т.Белозёровой; «Я фильм смотрела о войне» - В.Турова; «Вам поклон солдаты» - В.Фомичёва; «День Победы» - С.Маршака.
Заучивание с детьми стихотворений: «Вернулся» - А.Барто; «Был в Германии правитель» - О.Емельяновой; «Нужен мир» - В.Турова; «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой» - Н.Ганюшиной и др.; произведений УНТ о дружбе и мире (пословицы).
Изложение адаптированных для восприятия детьми рассказов о войне из книги «Чтобы знали и помнили» - А.Торопцева.
Чтение: Русской народной сказки в обработке В.Даля «Война грибов с ягодами»; «Тараканище» К.Чуковского.
Рассказы - беседы: «Письма с фронта»; «Что такое война?».
|
ООД: «Наша армия».
ОДРМ: Рассказы-беседы с детьми: «Для чего нужна армия?»; «Кто служит в армии?»; «Дети и война»; «День Победы». Д/и: «Кто, что делает?»; Просмотр презентации «Наша армия»
|
Социально-коммуникативное развитие |
Физическое развитие |
Взаимодействие с семьёй |
ООД: «Детям о войне и Победе». ОДРМ: Развлечение: «Антошка идёт в армию» Встреча с труженицей тыла Антониной Петровной Трещиной. Игры-ситуации: «Хотим быть смелыми», «Защитим слабого» (Н.Губанова «Развитие игровой деятельности. Средняя группа»). Просмотр видеороликов:
Просмотр мультфильмов:
СИДД: СРИ: «Моряки», «Военные учения». Беседы: «Наша армия сильна, охраняет мир она»; «Родине служить, Родину любить». Ситуативные разговоры с детьми о мире, дружбе, ВОВ, Дне Победы. |
Подвижные игры: «Кто быстрее – тот командир?»; «Перетягушки»; «Снайперы»; «Связисты»; «Артиллеристы»; «Разведчики» (жмурки с колокольчиком); «На границе». Д/и «Моряки».
Развлечение: «Антошка идёт в армию»
|
Интервьюирование; Акция-выставка работ совместного творчества «Открытка ветерану»; Наглядно-просветительская информация (стенды); Журнал «Семейная академия» по теме «Расскажем детям о войне»; Литературная гостиная «Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами»; Сбор информации о родственниках – участниках ВОВ. |
Формы проведения итоговых мероприятий проекта:
Выводы
Критерии и показатели эффективности проекта
«Расскажите детям о войне»
Данный проект – авторская разработка.
Критерии и показатели эффективности проекта:
Дети:
Педагог:
Родители:
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
Для педагогов:
Для родителей:
Формы проведения итоговых мероприятий проекта:
Заключение
Реализация проекта «Расскажем детям о войне» дала положительные результаты для всех участников проекта, выраженных в продуктах проекта.
Продукты проекта:
Для детей:
Для педагогов:
Для родителей:
Показатели и критерии проекта достигнуты посредством реализации цели и решения поставленных задач для всех категорий участников. Никто из них не остался равнодушным к решению проблемы. Использованные методы и приёмы обеспечили необходимые условия для воспитания в детях и их родителях уважения к памяти предков посредством вовлечения в разные виды совместной деятельности, что позволило претворить ожидаемые результаты в реальность.
Список используемой литературы к проекту
«Расскажите детям о войне»
Интернет ресурсы: