Автор: Некрасова Светлана Ивановна
Страна: Российская Федерация
Город: с. Пашино
Организация: МБОУ СОШ с. Пашино Афанасьевский район Кировская область
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

«Через войну мы в жизнь вступили…»

 

Цель:

- увековечивание памяти о Победе в Великой Отечественной войне; повышение исторической грамотности и патриотическое воспитание молодежи; привитие любви к малой Родине.

Задачи:

- в доступной и эмоциональной форме познакомить учащихся с жизнью сверстников в тяжелые годы Великой Отечественной войны;

- повысить познавательный интерес учащихся к предмету литература  через работу с краеведческим материалом;

- привлечь учащихся к подготовке данной тематической программы через поисковую и исследовательскую работу; познакомить ребят с людьми (или их воспоминаниями), чьи детские годы пришлись на военное время.

Оформление сцены:

Слева и справа – даты «1941» и «1945», над датой «1941» черными лентами изображен взрыв; над датой «1945» цветными лентами – салют; между датами – надпись «Через войну мы в жизнь вступили…».

Музыкальное оформление:

Видеоклип на  песню «Дети войны» в исполнении Тамары Гвердцители (муз.О. Юдахиной, сл. И. Резника);

Аудиозапись песни «Священная война» (муз А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача)

На классный час приглашены труженики тыла, дети войны, учащиеся, родители.

Ведущий 1: (Слайд 1) Вспомним сегодня то страшное время, которое зовется коротко «война». Войн на земле было много, да и сейчас они не прекращаются. Мы вспомним о войне, которая не зря зовется Великой. Сколько горя она принесла, сколько унесла человеческих жизней разных народов. В те годы весь земной шар был в тревоге. Но больше всего досталось детям.

Ведущий 2: (Слайд 2) Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью. Стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Ведущий 1: Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети. И рассказы о них тоже длиной в целую войну.

Ведущий 2: Евгений Евтушенко, знаменитый поэт, дитя войны, рассказывал: «Наше поколение по возрастной причине не участвовало в Великой Отечественной войне, но горечь первых отступлений, страдания под гнетом оккупации, блокадный голод, липкий хлеб эвакуации пополам с полынью и лебедой, шелест похоронок в руках наших матерей, смертельный страх потерять продуктовые карточки, спрятанныев холщовый мешочек на шее,— все это было суровой начальной школой нашего поколения.

Когда нам не хватало тетрадок, мы писали диктанты на газетах, между строк

сообщений Информбюро, и мы были сами похожи на эти хрупкие, неуверенные буковки между строками истории нашего народа.

Собирая колоски на полях или лекарственные растения в тайге, шефствуя над ранеными фронтовиками в госпиталях или над семьями погибших воинов, будучи связными в партизанских отрядах или пастушьим кнутом подгоняя коров к грузовым вагонам, идущим на фронт,— мы чувствовали себя маленькими солдатами Советской Армии, борющейся против фашистских захватчиков.

Война унижала нас голодом, холодом, нищетой, и в то же время война возвышала нас ощущением причастности к истории, ощущением самих себя как части великого народа, единого в своем стремлении к победе».

Ведущий 1: (Слайд 3) Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла? Тема войны, военного детства – одна из важных тем в творчестве кировских писателей и поэтов.

Ведущий2: (Слайд 4) О войне сказано так много, что уже ничего нового вроде бы и сказать нельзя. Однако каждый, кто пережил ее, помнит себя в этом времени по-своему, по-особому, и, возможно, любопытен будет рассказ о войне человека, бывшего тогда всего лишь ребенком.

Ведущий 1: (Слайд 5) Солдатские дети, дети войны. Как они жили? Как тревожились о воюющих отцах и старших братьях? Как мерзли и голодали? Как дружили и помогали друг другу? (Слайд 6) Об этом - повести Альберта Лиханова, составляющие роман "Русские мальчики". Эти повести не только воспоминания  писателя о своем военном детстве, но и протест войне. Ведь война и детство — понятия несовместимые.

Ведущий 2: (Слайд 7) Голод, трупы, похоронки, карточки, кражи, пионеры, вяжущие рукавички и мешочки для махорки на фронт, проводы отца на фронт, впервые увиденный санитарный эшелон с ранеными.  «Мама старалась скрыть от меня войну. Да разве скроешь ее, войну, упрячешь ее куда-нибудь подальше? От войны никуда не денешься». («Крутые горы»)

Чтец 1: (Слайд 8)

Припомню детства солнечные дали,

Большое небо, птицы и весна.

В лугах с отцом над Камою гуляли,

Вдруг о войну споткнулась тишина.

(Звучит аудиозапись песни «Священная война» (муз А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача))

Чтец 2: Начало войны помню отчетли­во. В этот день вдруг часто и громко захлопали двери, к нам спешно забегали соседи, куда-то уходили родители. Нам запретили выключать радио, а взрослые в разговорах тревожно повторяли: «Война! Война!». До нас не дохо­дил в полной мере смысл этого слова, ведь мне было только восемь лет, а се­страм и того меньше. Но тревога отца с матерью передалась и нам: мы сидели притихшие, не смея спрашивать их ни о чем».

Ведущий1: (Слайд 9) Дети войны  не понаслышке знают о «детских страданиях», самое страшное из которых - голод.

Чтец 3: Громче крика прозвучал тихий шепот Вадика: «Можно я доем?» Он просил доесть невкусную похлебку! Так вот про каких шакалов говорили!

Ведь это небось стыдно. Да, наверно, и противно – доедать за другими. Еще и просить. Но голод убивает всякий стыд.

Да, войны кончаются рано или поздно. Но голодуха отступает медленнее, чем враг. И работают столовки с дополнительным питанием. И там живут шакалы. Маленькие, голодные, ни в чем не повинные ребятишки. («Последние холода»)

Ведущий 1: (Слайд 10) «Голодуха» преследовала и деревенских ребятишек.

Чтец 4: Не было у нас ни живности, ни огорода. Нескольких ведер картошки едва хватало до зимы. Кормились в основном с земли: грибы, ягоды, в пищу шла разная зелень – хвощ, пиканы, щавель, мохнатики, борщевик. Ловили в Каме рыбу, собирали колоски. Возьмешь спелый колосок, разотрешь в ладошках, осторожно сдуешь полову, и  - в рот. Жуешь, а в душе ни с чем не сравнимый восторг.

В Афанасьеве в ту пору работала паровая мельница. Когда уж было совсем невмоготу, шли туда. Нас называли «мукоедами». Мука сыплется теплой струйкой из лотка и стараешься подставить под нее свою ладошку незаметно. Иногда сильно били по рукам. Были и такие, кто жалел. Разрешал взять горсть-другую. Дома из этой муки варили болтушку.

Ведущий 2: (Слайд 11) Голод и холод помнит из своего детства и Елена Тутынина, поэт-любитель.

Чтец 5: Мать с тремя детьми осталась,

Отца ждала четыре долгих года.

Представить трудно, как она справлялась,

Старшой – четыре года,

Младшенькой пять месяцев от роду.

Мама постоянно на работе:

На женщинах держался весь колхоз.

А мы все ждем, досыта наревемся,

Так и заснем, не вытирая слез.

Всегда нам было холодно,

Всегда хотелось есть.

Ведущий 1: (Слайд 12) Трудно было всем. Но не бросили детей на произвол судьбы. «Ведь люди вокруг, люди».

Ведущий  2:Учительство не труд, а отреченье,

Умение всего себя отдать.

Пожилая учительница как может оберегает своих маленьких питомцев, отдаёт им тепло своего сердца. Анна Николаевна учит их доброте и состраданию.

У каждого времени своя жестокость. А доброта – одна, на все времена. («Крёсна»)

Ведущий 1:Детство прекрасно тем, что в нем множество событий… Всякие бывают события в детстве – горестные и прекрасные.

Чтец 6: (Слайд 13)

Если пристальней в детство вглядеться,

Никого ни за что не виня,

Вроде не было, не было в детстве

Ни единого светлого дня. (А. Гребнев)

 

Чтец 7: (Слайд 14)

И что же детство…

То же что у всех.

Примет особых вроде не бывало…(Слайд 15)

Помню, как-то раз

Пришёл к нам в школу секретарь райкома:

«Поля под снегом. Всё идет на помощь.

И вся надежда, ребятня, на вас».

Нам было трудно. Стылые пласты

С картошкой, вмёрзшей в ледяную глину…

Сводило руки и болели спины,

И мёрзли ноги аж до ломоты.

 

И матери жалели нас тайком,

Когда мы спали тяжело, устало.

И тётя Поля нас обогревала

На поле неизменным кипятком.

Картошка, испечённая в золе,

Была нам лучшим лакомством на свете.

Со снегом дождь и леденящий ветер.

Сорок второй. Уборка в ноябре. (М. Чебышева)

 

Чтец 8: (Слайд 16)

Мы взрослым помогали, как могли.

Головки клевера для хлеба собирали,

На поле подбирали колоски,

И лошадей нам доверяли,

Учили граблями грести.  (Л.Кострова)

 

Чтец 9: (Слайд 17) Нас, школьников, водили еще на колхозное поле копать картошку, теребить лен. Так война диктовала законы жизни и для детей. Это была суровая школа. И что удивительно: вспоминая свое нелегкое детство, я все же вижу его. Оно было! Хватало времени на игры, всякие выдумки. Когда по дому все сделано, нас мама отпускала на час-другой – «побегать», и этого времени вполне хватало на отдых, забавы, общение со сверстниками. (Н.Серова)

 

Ведущий 2:Всякие бывают события в детстве – горестные и прекрасные. Но они бывают, вот что замечательно! Дети войны. Они и за горечью утрат  видели ясный и чистый свет!

 

Чтец 10: Если пристальней в детство вглядеться,

Никого ни за что не виня,

Не припомню я все-таки в детстве

Ни единого черного дня. (А. Гребнев)

 

Чтец 11: (Слайд 18)

Мы не были несчастными тогда.

Ведь и от нас зависела Победа.

И полной мерой нам пришлось изведать,

Что значит всенародная беда.

 

Мы древней правды постигали суть:

Чтоб одолеть- всем миром навалиться,

Куском последним и теплом делиться

И жить по правде, а не как-нибудь.

 

Всё это без высоких громких слов

Мы постигали буднично и просто.

Нам, маленьким, уже была по росту

Единственная к Родине любовь. (М. Чебышева)

 

Ведущий 1: (Слайд 19) В июне 1998 года в Афанасьевской центральной библиотеке собрались те, кто неравнодушен к поэзии, к слову. Кто неравнодушен к людям.

 

Ведущий 2: (Слайд 20) Нина Савельевна Серова,  Елена Кузьминична Тутынина,  Валентина Сергеевна Лучникова, Людмила Романовна Кострова – костяк клуба любителей пера «Под пальмой». (Слайд 21) Молодежь приходит и уходит. А костяк остается. Женщины эти – дети войны.

 

Чтец 12: (Слайд 22)

Мы дети тех, кто не пришел с войны,

Кто пал в бою на поле бранном,

Кто до сих пор на краешке земли

Лежит в могиле безымянной.

 

Мы те, кто детства не видал,

Не доиграл, не доучился,

Не доедал, не досыпал,

Кто сам кормильцем становился. (В.Лучникова)

(Слайд 23) Видеоклип на  песню «Дети войны» в исполнении Тамары Гвердцители (муз.О. Юдахиной, сл. И. Резника)

 

Ведущий 2:Чем дальше уходят от нас годы войны, тем масштабнее предстает перед нами подвиг наших земляков. В веках мы будем помнить имена всех, кто приближал эту победу не только на фронтах, но и в тылу. Потому что война - это не только дни и ночи на передовой. Война - это 20 часов у станка в день, это урожай, выращенный на соленой от пота земле, это кровавые мозоли на ладонях детей.

 

Ведущий 1: В сентябре 2016 года Афанасьевской  районной думой было принято решение о строительстве памятника труженикам тыла и детям войны 1941-1945 годов.

 

Ведущий 2: (Слайд 24) В июне 2019 года в районном центре  состоялось торжественное открытие памятника. Памятник построен на народные деньги.

 

Ведущий 1:В нашем районе проживают 150 тружеников тыла и 515 детей войны. Некоторые из них приняли участие в мероприятии. Свидетелями исторического события стали официальные лица, учащиеся, дошкольники и их педагоги, жители поселка и его многочисленные гости. Десятки людей принесли цветы.

 

Ведущий 2: (Слайд 25) Они – дети Великой Отечественной войны, они – это зеленые, еще некрепкие побеги на древке Знамени Победы, водруженного над рейхстагом.

Чтец 13. Через войну мы в жизнь вступили,

У детей войны нелёгкая судьба.

Трудности нас только закалили,

Все: Но пусть не будет новая война! (Л.Кострова)

Дети дарят приглашенным гостям цветы.  Выступления гостей.

Предлагаем всем написать небольшие письма-треугольники с поздравлениями, пожеланиями, своими впечатлениями.

Полевая почта. Чтение интересных строк писем. Обмен мнениями.

Ведущий 1: От имени всех учащихся мы выражаем вам искреннюю благодарность и признательность за ваше участие, рассказы, воспоминания.

Все исполняют песню «Солнечный круг».

Литература

  1. Великая Отечественная война в лирике и прозе: В 2 т. Т. 1. – М., 2002.
  2. В родном краю: Стихи афанасьевцев. (Под редакцией Серовой Н.С.). - Афанасьево, 2000.
  3. Евгений Евтушенко. Сумевшая подняться. Из антологии «Десять веков русской поэзии»newizv.ru.
  4. Лиханов А.А. Русские мальчики: Роман в повестях. – М.:ДОМ, 1995.
  5. Прикосновение: Стихи. (Под редакцией Серовой Н.С.). - Афанасьево, 2006.
  6. Серова Н.С. Земляки: Очерки о людях. - Афанасьево, 2008.
  7. Серова Н.С. Тепло родного очага. Стихи, очерки. - Афанасьево, 2007.
  8. Чебышева М.П. Территория любви. Стихи разных лет. Т.7, Киров, 2007.
  9. Читаем, учимся, играем. - №12/2005, с. 24-31.
  10. Ресурсы сети Интернет.
43 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий