ВВЕДЕНИЕ
Разработка данного урока была подготовлена ко 2 сентября 2019 года, к первому уроку в 2019-2020 учебном году, который был объявлен "Уроком Победы" в честь празднования 75-летия в 2020 году со дня Победы над Германией в 1945 году. Данный классный час актуален вплоть до 9 мая 2020 года. Классный час по данной разработке может проводиться в 3-5 классе. Целью данного урока является формирование и расширение представлений учащихся о победе нашей страны в Великой отечественной войне, формирование сознания необходимости защищать Отечество; воспитание патриотизма, гордости за наших солдат, уважения и благодарного отношения к героям военных действий.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Тема: Урок Победы, посвященный году Памяти и Славы - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
Класс: 3 В
Цель: ознакомление детей с историей Великой Отечественной войны; развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности;
- воспитание гражданственности личности, любви к Родине, уважение к истории России.
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;
- развитие патриотических чувств, уважения и эмоционально – нравственной отзывчивости;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
- формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;
- освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
Ключевые вопросы: Что такое война? Кто такие герои войны?
Оборудование занятия: мультимедийное оборудование, презентация к уроку (ppt), музыкальные композиции, стихотворения учащихся.
Предварительная подготовка: Учащиеся учат стихи о войне
Раздаточный материал: нет
Планируемые результаты:
Метапредметные результаты:
- умение находить, сопоставлять и критически оценивать информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.);
— умение готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, в том числе в форме презентаций.
Предметные результаты:
— знание основных вех истории Великой Отечественной войны на пути к Великой Победе;
— умение приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;
1.Личностные результаты
У учащихся продолжат формироваться:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
- осознание себя как гражданина, обретение чувства любви к родной стране, к культуре, интереса к её истории; уважительное отношение к её традициям;
У учащихся могут быть сформированы:
- зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ; уважение к прошлому своих предков.
2. Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся продолжат учится:
-принимать (ставить) учебно- познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными задачами.
Учащиеся получат возможность научиться:
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме.
3. Познавательные универсальные учебные действия
Учащиеся продолжат учиться:
- извлекать информацию, необходимую для решения учебных задач, из различных источников (познавательная литература, Интернет), собственных наблюдений объектов культуры.
Учащиеся получат возможность:
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
- участвовать в школьном проекте в рамках воспитательной работы.
4.Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся продолжат учиться:
- строить речевое высказывание в устной форме;
- отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах.
Учащиеся получат возможность:
- уважать позицию партнёра;
- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, небольшие сообщения).
Этапы внеклассного мероприятия:
1. Самоопределение к деятельности.
2. Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии.
3. Постановка учебных задач.
4. Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии.
5. Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия.
6. Итоги классного часа. Рефлексия деятельности.
6.1. Минута молчания.
6.2. Изготовление голубей мира.
6.3. Коллективное исполнение фрагмента песни «Солнечный круг».
Прогнозируемы результат: в ходе внеклассного занятия учащиеся изготавливают голубей мира.
«Кто умер, но не забыт – тот бессмертен»
(Лао Цзы)
СЛАЙД 1. Звучит песня «День Победы»
-Добрый день. Посмотрите в окно. Как ярко светит сегодня солнышко. У вас замечательное настроение. Улыбнитесь друг другу, товарищу по парте.
Сегодня мы поговорим о событии, которое очень важно для нашей Родины. А вот о чем пойдет речь, вы определите сами.
Мне бы хотелось начать наш классный час со стихотворения Рашида Кутдусова «Цена Победы».
(СЛАЙД 2)
Рано утром в сорок первом
Началась война.
Чтобы выбить супостата
Встала вся страна.
Кто-то бился с ним в окопах,
Кто-то хлеб растил,
И в далёком сорок пятом
Всё же победил.
И вот спустя десятки лет
У деда я спросил:
"Скажи, отец, откуда в вас
Нашлось так много сил?
Ведь враг был техникой силён
Числом превосходил?
Но был разбит он в пух и прах
И голову сложил!"
Старик немного помолчал,
Слезинку обронил,
Сказал: "Вся сила в том, сынок,
Что РОДИНУ ЛЮБИЛ.. "
Вы уже наверняка догадались, о чем пойдет речь сегодня на
нашем классном часе. Итак, какая тема нашего классного часа? Что мы будем
сегодня обсуждать? (Обучающиеся формулируют тему классного часа.
Ответы могут быть самыми разнообразными, но учитель подводит их к
основной теме урока).
(СЛАЙД 3)
- (Учитель) Правильно, тема сегодняшнего классного часа - «Урок Победы».
Ребята, какие слова в стихотворении вам помогли понять, что речь идет о Великой Отечественной Войне? ( Обучающиеся находят в стихотворении слова, связанные с данной темой:
Рано утром в сорок первом
Началась война.
Чтобы выбить супостата
Встала вся страна.
Кто-то бился с ним в окопах,
Кто-то хлеб растил,
И в далёком сорок пятом
Всё же победил.
И вот спустя десятки лет
У деда я спросил:
"Скажи, отец, откуда в вас
Нашлось так много сил?
Ведь враг был техникой силён
Числом превосходил?
Но был разбит он в пух и прах
И голову сложил!"
Старик немного помолчал,
Слезинку обронил,
Сказал: "Вся сила в том, сынок,
Что РОДИНУ ЛЮБИЛ... "
(СЛАЙД 4)
- Что вам известно о Великой Отечественной войне и Великой Победе нашего народа в ней?
В 2020 году исполняется 75 лет со Дня Победы в самой героической и трагической войне. Она была одним из самых тяжелых испытаний, которое несла страна с честью и достоинством. Война, о которой мы не вправе забывать. Именно этому событию посвящен наш классный час.
Звучат слова Левитана
(СЛАЙД 5)
Учитель: Летом, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Мы вспоминаем ту войну. Но не для того, чтобы ненавидеть тех, кто принёс на нашу землю смерть и стрaдaния, а чтобы помнить всегда тех, кто сделал всё, чтобы мы, живущие сейчас, могли смеяться и плакать, рaдовaться и огорчaться, учиться, ходить в школу, рaботaть - да просто жить!
1 Чтец:
Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
2 Чтец:
От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий народ.
3 Чтец:
Выходил он: свободный и правый,
Отвечая войной за войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну!
(Слайд 6)
Учитель: Весь Советский народ встал на защиту Родины. Воевали не только взрослые, но и дети. Работали дети и в тылу. На многих заводах и фабриках они заменили ушедших на фронт отцов и братьев, выполняя и перевыполняя установленные нормы. Так молодое поколение вносило свой посильный вклад в общую победу.
Физминутка (под песню Катюша)
Война не обошла ни одну семью. Поднимите руки те, у кого кто-либо из родных воевал на войне.
(СЛАЙД 7)
Учитель: Особое внимание хочется уделить нашему земляку, Добрикову Ивану Петровичу.
Жизнь Ивана Петровича Добрикова является примером тем, кто духовно слаб. Порой мы стонем от ударов судьбы, жалуемся друг другу на обстоятельства, которые не дают нам изменить ситуацию в лучшую сторону. В судьбе этого человека тоже были дни, связанные с трудностями, потерями и лишениями. Но он стойко их преодолевал. Когда узнаёшь об этом, удивляешься тому самообладанию, которое нужно было иметь, чтобы, падая, подниматься и набирать силу вновь.
В 1941 году, как только стало известно о нападении фашистской Германии на Советский Союз, Иван Добриков сразу решил идти защищать любимую Родину от лютого врага. Ему было двадцать. Шёл первый год войны. Красная Армия отступала. Он в это время воевал в артиллерийском полку 19-й армии под Москвой. В одном из боёв был ранен в обе руки и голову. Обессиленного от потери крови, его отвезли в полевой лазарет. Но ночью гитлеровцы прорвали оборону и захватили эту территорию. Вместе с другими военнопленными его отправили в Вязьму в сортировочный лагерь.
Их содержали в жутких условиях. В день умирали до 60 человек. Ничто не смогло сломить дух нашего земляка. Как только немного улучшилось здоровье, он тут же попытался бежать. Неудачных попыток было три. Его ловили, били и возвращали назад.
В четвёртый раз ушёл из лагеря с группой итальянских военнопленных, переодевшись в их одежду и выучив несколько слов по-итальянски. Они незаметно вышли в город и затерялись в нём. Иван Добриков смог пробраться к своим и прошёл фронтовыми дорогами до самого Берлина.
За мужество и смелость был награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
После войны Иван Петрович получил высшее педагогическое образование и работал в этой системе 41 год. Он всегда стремился дать школьникам как можно больше знаний и на поприще учителя, и когда был директором нашей школы МБОУ СОШ №14 п.Пятигорский, и в то время, когда возглавлял районо в Апанасенковском и Труновском районах.
Просмотр видеофрагмента
(СЛАЙД 8) Весной 2019 года, на 98 году жизни, Иван Петрович скончался.
Ветераны… С каждым годом их остается все меньше и меньше.
(СЛАЙД 9)
Они, живые свидетели, способны поведать нам правду о той войне. Они живут среди нас, они нуждаются в нашей заботе. Помогите им, обратитесь к ним с добрым словом, ведь именно им мы обязаны своим существованием….
(СЛАЙД 10)
И вот он наступил май 1945 года. Пришла такая долгожданная Победа. … 27 миллионов погибших – это каждый 6 житель нашей страны….не дождался этого дня.
6.1 Минута молчания. (СЛАЙД 11)
Учитель: Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига наших солдат. Почтим память всех погибших минутой молчания.
Существует традиция выпускать белых голубей, как символ мирных намерений. Сейчас мы с вами изготовим голубя мира. (СЛАЙД 12)
Можно нарисовать голубя, приложив вашу ладошку к центру вашего листа. Отставьте большой палец левой (правой) руки максимально вправо (влево), остальные пальчики держите вместе. Обведите кисть руки карандашом. Уберите руку и дорисуйте голубя. (работа на доске)
Вырезаем голубя. Прикрепляем георгиевскую ленту. Поделку можно приспособить на палочку, чтобы удобнее было нести в руках.
Ребята, а как мы с вами можем быть достойны памяти тех, кто погиб, сражаясь за то, чтобы мы жили в мире, учились, играли?
(СЛАЙД 12)
В настоящее время одним из главных событий в День Победы стала торжественная патриотическая акция-шествие «Бессмертный полк», число участников которой год от года становится все больше.
В 2019 году шествие «Бессмертного полка» прошло в 110 странах мира и в 500 городах, а общее количество его участников достигло 16 млн. человек.
1. Принимали ли вы участие в шествии «Бессмертного полка»?
2. Как в ваших семьях хранится память о ветеранах войны?
3.Что вы знаете о своих родственниках — участниках боев и тружениках тыла?
(СЛАЙД 13)
Итог. В истории каждого народа есть события, даты, которые должны сохраняться в народной памяти навеки. Для нашей страны такой датой стало 9 мая — всенародный День Памяти и Славы, символ неразрывной связи поколений всех россиян.
Память - часть нашей культуры, национального самосознания, если мы хотим остаться народом, Россией, жить и процветать, мы обязаны ПОМНИТЬ».
(СЛАЙД 14)
Прошла война, прошла беда.
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда об этом не забудем!
ЛИТЕРАТУРА
Режим доступа http://kprf26.ru/1493
Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=zHrH8aMS8LQ
Режим доступа: http://www.школасегодня.рф/articles/1396.html
Дополнительный материал к уроку доступен по ссылке