Основой воспитания дошкольников является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Поэтому необходимо еще до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к ее изучению в будущем. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Россия – государство с многовековой историей и великим прошлым. Но дети очень мало знают о героях Великой Отечественной войны, не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев-победителей. Прошло много десятков лет с тех пор, как закончилась страшная война. Уходят из жизни защитники Родины, их остается с каждым годом все меньше и меньше. А жестокая кровопролитная война стала историей. Но о войне забывать нельзя, о ней надо помнить всем поколениям, нельзя забывать подвиг своих дедов и прадедов. О войне надо рассказывать детям, начиная с дошкольного возраста, чтобы они глубоко прочувствовали все тяготы войны, чтобы поняли всю трагедию нашего народа, чтобы восхищались подвигами советских солдат, чтобы интересовались историей своей страны и испытывали гордость за свой народ.
Цель проекта: формирование гражданско-патриотических чувств и основ национального самосознания у дошкольников через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны.
Задачи проекта:
Сроки реализации: февраль-май 2015г.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, групповой, средней продолжительности.
Участники проекта: дети (4-5 лет), воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Автор проекта: воспитатель Чаус Е.В.
Руководители проекта: воспитатели: Чаус Е.В., Сучкова А.С.
Планируемые результаты:
План работы по реализации деятельности. Мероприятия. Формы работы:
2. Основной этап
Работа с детьми:
Февраль:
- беседы: «23 февраля – День защитника Отечества», «Состав российской армии», «Что нужно для того, чтобы стать храбрым солдатом, отважным моряком, смелым летчиком», «Памятники героям, защищавшим свою страну»;
- разгадывание тематических загадок;
- дидактические игры: «Собери открытку (военная техника)», «На суше, в воздухе, в воде», «Запомни картинки», «Отвечай быстро», «Что лишнее», «Кому что нужно для работы», «Что делали, покажем»;
- сюжетно-ролевые игры: «Шоферы», «Моряки»;
- подвижные игры: «Стенка-мишень», «Снайперы», «Кто дальше?», «Кто быстрее?», «Смельчаки»;
- занятие «Наша армия родная»;
- пополнение Альбома Славы.
Март:
- беседы: «Что такое Родина», «Моя малая Родина»;
- чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине;
- дидактические игры: «Назови правильно (улицы города)», «Закончи предложение», «Узнай наш флаг», «Узнай наш герб»;
- сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад»;
- игры с конструктором «Дом для моей семьи»;
- занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина – Россия».
Апрель:
- беседы: «Праздничный салют», «Кого награждают медалями и орденами?»;
- знакомство с пословицами и поговорками о войне, их обсуждение;
- подвижные игры: «Кто быстрее?», «Встречные перебежки», «Попади в цель», «Попади мешочком в круг», «Кто дальше бросит мешочек», «Быстрей по местам», «Самолеты», «Кто скорее добежит до флажка»;
- творческие игры: «Моряки», «Летчики»;
- чтение и обсуждение произведений о войне: С. Михалков «Быль для детей», Е. Благинина «Шинель», А. Митяев «Почему армия родная?», З.Александрова «Дозор»;
- конкурс чтецов стихотворений о войне;
- прослушивание музыкальных произведений по теме: П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Г.Свиридов «Военный марш», Д.Шостакович «Марш», «Катюша», муз. М.Блантер, сл. М.Исаковский, «День Победы» муз. Д.Тухманов, сл. В.Харитонов, «Юнги», муз. Е.Шмаков, «Яблочко», муз. Р.Глиэр, «Три танкиста», муз. Дм. и Дан. Покрасс, сл. Б.Ласкин;
- продуктивная деятельность: «Праздничный букет» (рисование), «Вечный огонь» (аппликация);
- выставка детско-родительских рисунков «Войне мы скажем: «Нет!».
Май:
- беседы: «Какой великий праздник отмечает наша страна 9 Мая?», «Праздничный парад»;
- рассказы воспитателя и чтение произведений о войне: С. Михалков «Дядя Степа», «Дядя Степа – ветеран», З. Александрова «Дозор», Я. Аким «Земля», А. Нехода «Летчики» ;
- заучивание наизусть стихотворения А. Барто «Кораблик»;
- ситуативные разговоры и беседы с детьми по теме;
- самопрезентация детьми своей страницы в Альбоме Славы;
- рассматривание плаката «Родина-мать зовет!» (И.Тоидзе) и прослушивание песни «Священная война», муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача (дети выясняют, что между ними общего);
- слушание песен о войне: «Священная война» муз. А. В. Александрова, сл. В. И. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, «Катюша» муз. М.Блантер , сл. М.Исаковский , «Наша армия» сл. Э. Ханок, муз. И. Резник, «Пусть всегда будет солнце» сл. Л. Ошанин, муз. А.Островский;
- рассматривание репродукций картин П.А.Кривоногова «Защитники Брестской крепости», «Победа»; М.И.Самсонова «Сестрица»; А.И.Лактионова «Письмо с фронта»;
- выставка поделок «Пришла весна – пришла Победа»;
- конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!»;
- итоговое занятие «День Победы» (с использованием ИКТ).
Работа с родителями:
- рассмотреть вместе с детьми семейные фотографии, альбомы;
- совместный просмотр фильмов о войне;
- побеседовать с детьми на темы: «Что такое Великая Отечественная война?», «Кто такие ветераны?», «Наша Родина – Россия», «Зачем нужна армия?», «Почему я люблю свою страну»;
- рассказать детям о том, кто в их семье сражался за Родину во время Великой Отечественной войны;
- стимулировать желание детей больше узнать о своей семье и членах семьи, участвовавших в войне;
- разучить с детьми стихотворения на военную тематику;
- посетить с ребенком краеведческий музей, памятные места города;
- возложить цветы к Вечному огню.
- в пополнении Альбома Славы;
- в выставке детско-родительских рисунков «Войне мы скажем: «Нет!»;
- в выставке поделок «Пришла весна – пришла Победа».
В ходе реализации проекта был проведен комплекс бесед: «23 февраля – День защитника Отечества», «Состав российской армии», «Что нужно для того, чтобы стать храбрым солдатом, отважным моряком, смелым летчиком», «Памятники героям, защищавшим свою страну», «Что такое Родина», «Моя малая Родина», «Праздничный салют», «Кого награждают медалями и орденами?», «Какой великий праздник отмечает наша страна 9 Мая?», «Праздничный парад».
Беседа «Состав российской армии» Беседа «Праздничный салют»
Дети познакомились с пословицами и поговорками о Родине, о войне, разгадывали тематические загадки. Прослушали музыкальные произведения на военную тематику. Рассматривали и обсуждали репродукции, иллюстрации, фотографии, плакаты о войне. Слушали рассказы педагогов о подвигах русского народа. Читали и обсуждали тематические произведения. В группе прошел конкурс чтецов стихотворений о войне. Была организована книжная выставка, посвященная Великой Отечественной войне.
Наши прекрасные чтецы Книжная выставка
стихов о войне и Победе
Играли в игры: подвижные: «Стенка-мишень», «Снайперы», «Кто дальше?», «Кто быстрее?», «Смельчаки», «Встречные перебежки», «Попади в цель», «Попади мешочком в круг», «Кто дальше бросит мешочек», «Быстрей по местам», «Самолеты», «Кто скорее добежит до флажка»; с конструктором: «Дом для моей семьи»; дидактические: «Собери открытку (военная техника)», «На суше, в воздухе, в воде», «Запомни картинки», «Отвечай быстро», «Что лишнее», «Кому что нужно для работы», «Что делали, покажем», «Назови правильно (улицы города)», «Закончи предложение», «Узнай наш флаг», «Узнай наш герб»; сюжетно-ролевые и творческие: «Шоферы», «Моряки», «Летчики», «Семья», «Детский сад».
Подвижная игра «Самолеты» Дидактические игры
Сюжетно-ролевая игра «Моряки» Творческая игра «Шоферы»
Были проведены занятия: «Наша армия родная», «Моя Родина – Россия», «Праздничный букет», «Вечный огонь», «День Победы» (с использованием ИКТ).
«Наша армия родная» «Моя Родина – Россия»
«Праздничный букет»
«Вечный огонь»
«День Победы»
Совместно с родителями дети сделали поделки, рисунки к празднику и приняли участие в выставке поделок «Пришла весна – пришла Победа» и выставке детско-родительских рисунков «Войне мы скажем: «Нет!». Пополнили Альбом Славы, оформив в нем свою страничку. Был проведен конкурс детских рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!».
Детско-родительские рисунки Выставка поделок
Альбом Славы Детские рисунки на асфальте
Для родителей были оформлены информационные уголки и папки-передвижки. Изготовлен буклет «Что и как рассказывать детям о Великой Отечественной войне?». На сайте ДОУ опубликована информация о мероприятиях, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Информация для родителей Буклет для родителей
Результаты работы. Выводы:
У детей сформированы представления о России, как о родной стране, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях празднования Победы в Великой Отечественной войне.
Расширились представления детей о подвигах нашего народа, о боевых событиях Великой Отечественной войны, о наградах, о жизни народа в военное время, о российской армии – надежной защитнице нашей Родины.
Дети проявляют любовь и уважение к ветеранам и пожилым людям, членам семьи, гордятся ими, оказывают посильную помощь.
Формируются нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
Расширились знания детей о военной технике и о людях военных профессий.
Развиваются познавательно-речевые способности и коммуникативные навыки детей.
Реализована потребность детей в продуктивных видах деятельности.
Сформированы и гармонично развиваются творческие детско-родительские отношения.
Повысилась педагогическая компетентность родителей.
Установились доверительные партнерские отношения между родителями и педагогами.